Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 17:06, курсовая работа
Целью работы является изучение алгоритмов государственной поддержки малого бизнеса.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
- определить понятие и сущность малого предпринимательства;
- выявить состояние и проблемы малого предпринимательства;
- изучить основные алгоритмы государственной поддержки малого бизнеса;
По вкладу малого
бизнеса в ВВП (около 20%) Россия отстает
не только от развитых стран (50-60%), но и
от многих стран Восточной и Центральной
Европы. Но в российских регионах-лидерах
(Москва, Санкт-Петербург и др.) вклад малого
бизнеса в ВВП составляет более 20-25%. Следовательно,
есть реальные возможности уже в ближайшие
годы обеспечить благоприятные условия
для роста числа субъектов малого предпринимательства.
Речь идет в первую очередь об успешной
реализации Федеральной программы государственной
поддержки малого предпринимательства.
Но для этого необходимо: формирование
пакета законов и соответствующей нормативно
правовой документации; совершенствование
налогообложения; интенсивные институциональные
преобразования с целью преодоления административно-
Величина вклада в ВВП большей части малых предприятий должна возрасти, по экспертным оценкам, на 3-5%, их объем инвестиций в основные фонды – примерно на 8-10%, улучшится положение с оборотными средствами и т.д. На рисунке 2 показана величина инвестиций в основной капитал малого предпринимательства по видам деятельности.
Рисунок 2. Инвестиции в основной капитал малого предпринимательства, включая микропредприятия, по видам экономической деятельности (в 2009 г., млрд.руб)
1.сельское
хозяйство, охота и лесное хозяйство,
2рыболовство, рыбоводство, 3. добыча
полезных ископаемых, 4.обрабатывающие
производства, 5.производство и
Источник: Обзор
текущей инвестиционной деятельности
по итогам 2009 года - URL http://do.gendocs.ru/docs/
2.2 Проблемы малого бизнеса в РФ
Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями и проблемами. Основная проблема — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая.
Следующая проблема — законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Проблема правовой основы малого предпринимательства в конечном счете будет убедительно решена лишь тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.
Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.
Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.
Следующая важная проблема — кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что урожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, урожденных музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.
Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Как известно, ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной. На рисунке 3 можно увидеть структуру наиболее серьезных препятствий на пути малого предпринимательства.
Рисунок 3. Наиболее серьезные препятствия для развития малого предпринимательства, %
Источник: ОПОРА России
В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства Правительством Российской Федерации принят ряд специальных постановлений. В постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства. К ним отнесены: производство и переработка сельскохозяйственной продукции; производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал; оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; строительство объектов жилищного и производственного назначения. Эти приоритеты остаются в силе.21
Предусматриваются поручения ряду министерств и ведомств по разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установления дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации: нормативно-правовое, финансово-кредитное, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.
На Министерство экономики Российской Федерации возложены разработка основ политики государственной поддержки малого предпринимательства.22
Финансовые проблемы малого бизнеса и микрофинансирование:
Основные проблемы в развитии малых предприятий носят также финансовый характер, что проявляется:
– в сокращении платежеспособного спроса на продукцию малых предприятий;
– отсутствии оборотных средств в связи со значительным сокращением оборотов (объемов производства и продаж) у малых предприятий (особенно в строительстве, производстве стройматериалов, грузоперевозках, торговле непродовольственными товарами);
– росте просроченной кредиторской задолженности фирм перед банками, лизинговыми компаниями и контрагентами при отсутствии системы ее реструктуризации;
– разворачивании системы неплатежей;
– отсутствии доступа к банковскому кредитованию (в связи с ужесточением требований к заемщикам и ростом процентных ставок по кредитам).
На сегодняшний день финансирование малого бизнеса осуществляется за счет трех основных источников: собственный капитал, бюджетные средства и кредитование. При этом структура распределения выглядит следующим образом: бюджетные средства и кредиты составляют не более 10%, при том, что основная часть этих источников приходится на собственный капитал. Такая диспропорция отражается на структуре оборота малых предприятий. Имея значительный объем оборота (за первое полугодие 2010 года он составил 4 454 481,9 млн. руб.) малый бизнес демонстрирует прибыль не более 1%. Данная тенденция свидетельствует об отсутствии у малого бизнеса средств на его расширенное воспроизводство. Эта же тенденция обуславливает высокую долю теневого наличного оборота. Преодоление данной проблемы возможно на основе расширения доступа малого бизнеса к «дешевым» ресурсам. Значительную роль в этом могло бы сыграть микрофинансирование. Под микрофинансовой деятельностью понимается деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).23
2.3 Эффективность государственных механизмов регулирования малого предпринимательства
Малый бизнес - это государственные гарантии занятости населения, показатель стабильности общества. По мере продвижения к цивилизованному рынку складываются условия для его функционирования на основе естественных регуляторов в сочетании с государственным регулированием. Особую роль здесь играют формы и методы государственной поддержки малого бизнеса. В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано, в первую очередь, создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти и набирать силу.
Государственное регулирование в условиях рыночного хозяйства представляет систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации.
Характер и степень участия определенных субъектов в регулировании малого бизнеса позволяет выделить три относительно самостоятельных уровня: государственное регулирование, региональное регулирование и местное регулирование. Каждому уровню присущи свои методы управления.
Конкретные рычаги государственного воздействия на развитие малого предпринимательства условно можно разделить на две группы - прямые и косвенные. Механизм прямых мер представлен в первую очередь различного рода субсидиями и ссудами, приватизацией.
Косвенные меры нацелены, с одной стороны, на стимулирование предпринимательской активности, а с другой - на создание благоприятного общественного и социально-политического климата. К ним относятся налоговые льготы, механизм государственных закупок, режим ускоренной амортизации для оборудования, акцизы, инвестиции, кредиты, государственный заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии и др.
Основным средством проведения государственной политики поддержки малого предпринимательства являются Федеральная и региональная программа государственной поддержки малого предпринимательства.
Основными задачами Программы являются создание условий для устойчивого развития малого предпринимательства.
Статьей 7 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательств в Российской Федерации» предусмотрены меры по реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в России. Среди этих мер:
- специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
- упрощенная
система ведения бухгалтерской
отчетности для малых
- упрощенный
порядок составления
- льготный
порядок расчетов за
- особенности
участия субъектов малого
- меры по
обеспечению прав и законных
интересов субъектов малого и
среднего предпринимательства
- меры по
обеспечению финансовой
- меры по
развитию инфраструктуры
В соответствии с ч. 1 ст. 18 приведенного закона оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. В случае, если при федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, передача прав владения и (или) пользования имуществом осуществляется с участием этих координационных или совещательных органов.24
Законодательство предоставляет региональным властям фактически полную свободу в регулировании ряда важных аспектов деятельности малого бизнеса. В частности, регионы вправе определять собственные отраслевые приоритеты в его развитии. Кроме того, они правомочны создавать соответствующие специальные фонды, изыскивая дополнительные источники финансирования. В качестве меры поддержки малого предпринимательства региональные власти также могут привлекать его субъектов к участию в региональных госзаказах, тем самым, обеспечивая дополнительные возможности сбыта. Наконец, у субъектов РФ остается такой эффективный инструмент стимулирования предпринимательской активности, как корректировка ставок некоторых федеральных налогов, установление ставок и льгот по региональным и местным налогам.25
Информация о работе Государственное регулирование малого предпринимательства