Государственное регулирование малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение алгоритмов государственной поддержки малого бизнеса.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
- определить понятие и сущность малого предпринимательства;
- выявить состояние и проблемы малого предпринимательства;
- изучить основные алгоритмы государственной поддержки малого бизнеса;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая печать.doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)

- в оптовой  торговле - 50 человек;

- в розничной  торговле и бытовом обслуживании  населения - 30 человек;

- в остальных  отраслях и при осуществлении  других видов деятельности - 50 человек.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического лица.

Действующее законодательство о малом предпринимательстве отказалось от использования другого количественного показателя - объем хозяйственной деятельности, коммерческого оборота. Однако в литературе было высказано мнение о необходимости вернуться к использованию этого показателя в оценке малого предприятия. Более того, предлагается (с учетом отечественного и зарубежного опыта) считать предприятие малым с численностью работников 20 человек и с годовым оборотом 300 тыс. МРОТ.14

В таблице 1 приведены данные о количестве зарегистрированных малых предприятий по Федеральным округам РФ.

Таблица 1. Количество зарегистрированных МП на 1 апреля 2012 г.

Федеральные округа

Количество зарегистрированных МП на 1 апреля 2012 г. в расчете на 100 тыс. чел.населения

единиц

прирост/сокращение за период1.04.2011-1.04.2012

в % от среднего по РФ

РФ

166,4

4,8

100

Центральный ФО

185,9

1,1

111,7

Северо-Западный ФО

244,6

-18,1

147

Южный ФО

131,7

7,8

79,1

Северо-Кавказский ФО

58,7

-6,3

35,3

Приволжский ФО

162,2

3,8

97,5

Уральский ФО

170,7

33,8

102,6


 Источник: Динамика развития малого предпринимательства в регионах России – URL sambros.ru/download/93/

Мелкие предприятия представлены во всех отраслях экономики и играют важную роль. В США используется гибкая система критериальных показателей, позволяющая осуществлять дифференцированную государственную поддержку субъектов малого бизнеса. На малых предприятиях численность занятых в торговле – до 100 чел, в промышленности и транспорте – до 500 чел. В Японии уставный капитал в промышленности не более 100 млн. йен, а количество нанятых – 300 чел., в торговле – соответственно 10 млн. йен и 50 чел. В Великобритании к малым предприятиям относят предприятия с количеством занятых до 24 человек, во Франции – от 10 до 50 чел.

Далее приведены некоторые статистические данные, показывающие уровень развития малого предпринимательства в некоторых зарубежных странах.

Таблица 2. уровень развития малого предпринимательства в зарубежных странах.

Страны

Количество малых предприятий, тыс.

Количество малых предприятий на 10 тыс. жителей

Занято на малых предприятиях, млн. чел.

Доля малых предприятий в общей численности занятых, %

Доля малых предприятий в ВВП, % оценочно

Великобритания

2630

460

13,6

49

50-53

Германия

2290

370

18,5

46

50-52

Италия

3920

680

16,8

73

57-60

Франция

1980

350

15,2

54

55-62

Страны ЕС

15770

450

68

72

63-67

США

19300

742

70,2

54

50-52

Япония

6450

496

39,5

78

52-55


Источник: Особенности развития малого предпринимательства в зарубежныхстранах   http://ecsocman.hse.ru/data/2011/06/29/1267393400/Sadykova 231-235

        Малое предпринимательство отличается от крупного не столько масштабом, сколько подходом к организации бизнеса. На малых предприятиях слабо представлена специализация выполняемых функций ввиду небольшой численности персонала, отличается система отбора кадров. Процесс преобразования малого предприятия в крупное можно представить как «рост масштаба деятельности», затем «перестройка организационной структуры» и так несколько циклов.

При развитии малого бизнеса меняются подходы к ведению бизнеса, появляется организационная структура предприятия, расширяется рынок сбыта.

 

1.3 Состав и структура Российского  малого предпринимательства

 

Структура малого предпринимательства в Российской Федерации сложилась в 1990-х гг. Появился ряд отраслей, в которых малые предприятия ни в чем не уступают крупным и средним.

Российский малый бизнес, как и малый бизнес в любой другой стране, многолик и включает в себя разные типы и формы предпринимательства.

Наименьший процент малых предприятий от общего числа хозяйствующих субъектов насчитывается в сельском хозяйстве. Это можно объяснить тем, что место малых предприятий в этой отрасли занято подсобными хозяйствами, а продукция, произведенная в личных хозяйствах граждан, участвует в товарном обороте, то есть она реализуется на рынках, тем самым удовлетворяя потребности населения. Можно сказать, что в этой отрасли преобладают незарегистрированные малые предприятия.

В качестве критериев, в соответствии с которыми должно происходить распределение малых предприятий по отраслям народного хозяйства, можно назвать следующие:

1) особенности  конкуренции в той или иной сфере рынка;

2) препятствия  для выхода на рынок, в число  которых входят и административные  препоны;

3) потребности  населения в товарах и услугах, предлагаемых предпринимателем;

4) окупаемость  производства;

5) особенности  приватизации государственной собственности, в т. ч. и разгосударствление земельного фонда.

Последнее условие сыграло решающую роль в том, что малое предпринимательство не получило широкого распространения в сельском хозяйстве. Ввиду того, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, невозможно приобретение в собственность земель сельскохозяйственного значения.15

Далее по числу малых предприятий и рабочих мест, предоставляемых ими, располагаются промышленность и строительство. Наиболее развитые малые предприятия находятся в таких отраслях промышленности, как машиностроение и металлообработка, легкая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, а также пищевая промышленность. Это можно объяснить тем, что планка для попадания в вышеназванные отрасли, т. е. минимальный размер предприятия, которое сможет продуктивно работать и составлять конкуренцию остальным, здесь ниже по сравнению с другими отраслями.

Наибольшее число малых предприятий ведут активную деятельность в сфере торговли и общественного питания. При этом существует тенденция к увеличению числа субъектов малого предпринимательства в этих отраслях экономики.16

Среди них – всякого рода небольшие магазинчики, пекарни, ателье, парикмахерские, туристические бюро, ресторанчики, благополучие которых зависит от слишком многих факторов: наличия или отсутствия аналогичных фирм-конкурентов поблизости, изменчивости вкусов покупателей, благосклонности местной администрации и представителей многочисленных проверяющих органов. Горизонт видения перспективы развития бизнеса у руководителей таких предприятий очень узок - заедает текучка, постоянные нелады с поставщиками и персоналом, а вечные проблемы с уплатой налогов и арендной платы порой не дают даже просчитать рентабельность бизнеса. О развитии в этих условиях можно мечтать, но его нельзя планировать. К их числу принадлежат и некоторые предприятия, работающие в сфере высоких технологий – такие сложившиеся малые предприятия, как хорошо известные ныне софтверные фирмы, относящиеся уже к среднему бизнесу, как производящая бухгалтерскую программу “1С” фирма Б. Нуралиева, или специализирующиеся на правовых базах данных “Гарант” и “Консультант-Плюс”, или на антивирусных программах “Лаборатория Касперского” Они начинали свою деятельность буквально с нуля (если не считать хорошей бизнес-идеи). Есть и примеры – правда, весьма немногочисленные – успеха в области продвижения российскими малыми предприятиями биологических, медицинских, химических технологий. Это – своего рода элита малого бизнеса, обладающая большим потенциалом, перспективами быстрого роста объемов продаж, капитализации и покидания сферы собственно малого предпринимательства.17

  Самый  же нижний слой – это, так называемые, самозанятые. Сюда входят как небольшие семейные предприятия (муж и жена, отец и сыновья), которые заняты оказанием бытовых и ремонтных услуг наименее обеспеченным группам населения, так и портнихи на дому, «помощницы по дому», наконец, бабушки, торгующие своими овощами и пирожками на рынках и автотрассах. Некоторые из них носят гордое звание «предпринимателя без образования юридического лица» и даже платят некоторые налоги, а по случаю используют и наемный труд, большинство же – труженики «теневой» экономики. Эти малые предприниматели будут сильно удивлены, если определить их деятельность такими словами. Они просто «крутятся», чтобы прокормить семью или чуть подзаработать к крохотной пенсии, и о большем не задумываются.

Ниже на рисунке показана структура малых предприятий по отраслям.

Рисунок 1. Структура Российских малых предприятий по отраслям экономики, %

Источник: составлено автором на основе данных http://ecsocman.hse.ru/data/2011/06/29/1267393400/Sadykova 231-235

Как видно из рисунка, в условиях современности наиболее перспективными для приложения усилий малых предприятий представляются сферы, затраты на развитие которых сравнительно малы. Таковыми являются торговля, общественное питание, строительство гражданских объектов, мелкий ремонт техники. В частности, в торговой сфере работает практически каждое второе предприятие.18

Таким образом, в первой главе были рассмотрены понятие и сущность предпринимательской деятельности, а именно было выявлено, что предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.

Также, было выявлено, что для малого бизнеса характерно:

- юридическая  независимость;

- управление  предприятием собственником капитала  или партнерами-собственниками с  целью получения предпринимательского дохода;

- небольшие  размеры по основным показателям  деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода), численность персонала

Большинство малых предприятий занимается торговлей, затем строительством и недвижимостью и в меньшей степени добычей полезных ископаемых и сельским хозяйством.

Более подробно состояние и динамика, а так же основные проблемы и механизмы регулирования малого предпринимательства будут рассмотрены во второй главе.

 

 

 

Глава 2. Эффективность государственного управления в сфере малого предпринимательства

 

2.1 Состояние и динамика развития  малого бизнеса в РФ

 

По данным Госкомстата и МНС России, сегодня в стране имеется около 5,5 миллионов субъектов малого предпринимательства – малых предприятий (юридических лиц) и предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ), а также фермерских хозяйств.

В городах России число малых предприятий составляет 880 тыс., на которых занято  6600 тыс. работников (8,6% всего занятого населения), около 4,5 млн. человек занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью.

В целом в малом секторе экономики занято примерно 15 млн. человек, что составляет 20% от общей численности занятого населения.

Уровень развития малого предпринимательства в России, в сравнении с промышленно развитыми странами, явно недостаточен. Так, на 1000 жителей России приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах - членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности предприятий малого бизнеса приблизились к уровню Западной Европы: на 1000 жителей этих городов приходится 20 малых предприятий и 23  соответственно.

По прогнозу Минэкономразвития России, темпы прироста численности занятых в сфере МП в ближайшие 2-3 года снизятся, число малых предприятий уменьшится на 2% и не превысит 876 тыс., вклад в ВВП составит не более 10-12%.19

Таким образом, развитие МП в России – при сохранении существующих тенденций – все более будет отставать от потребностей рыночной экономики, что не позволит реализовать предпринимательский ресурс общества для решения экономических и социальных задач. Малый бизнес фактически с середины 90-х гг. находится в фазе «нулевого роста».

Улучшение ситуации, в соответствии с данным прогнозом, будет зависеть от «скорости построения новой модели государственной поддержки малого предпринимательства».20

В последние несколько  лет, по крайней мере, российское малое  предпринимательство остановилось на «точке замерзания» – 875,5 тыс. малых  предприятии (МП) и 3,5-4 млн. индивидуальных предпринимателей. Это свидетельствует  о том, что данный сектор экономики  столкнулся с рядом серьезных  проблем, решение которых будет  способствовать не только дальнейшему  развитию малого бизнеса, но и совершенствованию  его структуры.

Резкое ухудшение финансового  положения малых предприятий, возникшие  трудности с доступом к кредитно-финансовым ресурсам связаны в первую очередь  с экономическим кризисом. Продолжился  уход с легального рынка большого числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, ужесточились административно-бюрократические барьеры, усилился налоговый пресс, был введен весьма противоречивый единый налог на вмененный доход.

Информация о работе Государственное регулирование малого предпринимательства