Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 17:06, курсовая работа
Целью работы является изучение алгоритмов государственной поддержки малого бизнеса.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
- определить понятие и сущность малого предпринимательства;
- выявить состояние и проблемы малого предпринимательства;
- изучить основные алгоритмы государственной поддержки малого бизнеса;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной
торговле и бытовом
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического лица.
Действующее законодательство о малом предпринимательстве отказалось от использования другого количественного показателя - объем хозяйственной деятельности, коммерческого оборота. Однако в литературе было высказано мнение о необходимости вернуться к использованию этого показателя в оценке малого предприятия. Более того, предлагается (с учетом отечественного и зарубежного опыта) считать предприятие малым с численностью работников 20 человек и с годовым оборотом 300 тыс. МРОТ.14
В таблице 1 приведены данные о количестве зарегистрированных малых предприятий по Федеральным округам РФ.
Таблица 1. Количество зарегистрированных МП на 1 апреля 2012 г.
Федеральные округа |
Количество зарегистрированных МП на 1 апреля 2012 г. в расчете на 100 тыс. чел.населения | ||
единиц |
прирост/сокращение за период1.04.2011-1.04.2012 |
в % от среднего по РФ | |
РФ |
166,4 |
4,8 |
100 |
Центральный ФО |
185,9 |
1,1 |
111,7 |
Северо-Западный ФО |
244,6 |
-18,1 |
147 |
Южный ФО |
131,7 |
7,8 |
79,1 |
Северо-Кавказский ФО |
58,7 |
-6,3 |
35,3 |
Приволжский ФО |
162,2 |
3,8 |
97,5 |
Уральский ФО |
170,7 |
33,8 |
102,6 |
Источник: Динамика развития малого предпринимательства в регионах России – URL sambros.ru/download/93/
Мелкие предприятия представлены во всех отраслях экономики и играют важную роль. В США используется гибкая система критериальных показателей, позволяющая осуществлять дифференцированную государственную поддержку субъектов малого бизнеса. На малых предприятиях численность занятых в торговле – до 100 чел, в промышленности и транспорте – до 500 чел. В Японии уставный капитал в промышленности не более 100 млн. йен, а количество нанятых – 300 чел., в торговле – соответственно 10 млн. йен и 50 чел. В Великобритании к малым предприятиям относят предприятия с количеством занятых до 24 человек, во Франции – от 10 до 50 чел.
Далее приведены некоторые статистические данные, показывающие уровень развития малого предпринимательства в некоторых зарубежных странах.
Таблица 2. уровень развития малого предпринимательства в зарубежных странах.
Страны |
Количество малых предприятий, тыс. |
Количество малых предприятий на 10 тыс. жителей |
Занято на малых предприятиях, млн. чел. |
Доля малых предприятий в общей численности занятых, % |
Доля малых предприятий в ВВП, % оценочно |
Великобритания |
2630 |
460 |
13,6 |
49 |
50-53 |
Германия |
2290 |
370 |
18,5 |
46 |
50-52 |
Италия |
3920 |
680 |
16,8 |
73 |
57-60 |
Франция |
1980 |
350 |
15,2 |
54 |
55-62 |
Страны ЕС |
15770 |
450 |
68 |
72 |
63-67 |
США |
19300 |
742 |
70,2 |
54 |
50-52 |
Япония |
6450 |
496 |
39,5 |
78 |
52-55 |
Источник: Особенности
развития малого предпринимательства
в зарубежныхстранах http://ecsocman.hse.ru/data/
Малое предпринимательство отличается от крупного не столько масштабом, сколько подходом к организации бизнеса. На малых предприятиях слабо представлена специализация выполняемых функций ввиду небольшой численности персонала, отличается система отбора кадров. Процесс преобразования малого предприятия в крупное можно представить как «рост масштаба деятельности», затем «перестройка организационной структуры» и так несколько циклов.
При развитии малого бизнеса меняются подходы к ведению бизнеса, появляется организационная структура предприятия, расширяется рынок сбыта.
1.3 Состав и структура
Структура малого предпринимательства в Российской Федерации сложилась в 1990-х гг. Появился ряд отраслей, в которых малые предприятия ни в чем не уступают крупным и средним.
Российский малый бизнес, как и малый бизнес в любой другой стране, многолик и включает в себя разные типы и формы предпринимательства.
Наименьший процент малых предприятий от общего числа хозяйствующих субъектов насчитывается в сельском хозяйстве. Это можно объяснить тем, что место малых предприятий в этой отрасли занято подсобными хозяйствами, а продукция, произведенная в личных хозяйствах граждан, участвует в товарном обороте, то есть она реализуется на рынках, тем самым удовлетворяя потребности населения. Можно сказать, что в этой отрасли преобладают незарегистрированные малые предприятия.
В качестве критериев, в соответствии с которыми должно происходить распределение малых предприятий по отраслям народного хозяйства, можно назвать следующие:
1) особенности конкуренции в той или иной сфере рынка;
2) препятствия
для выхода на рынок, в число
которых входят и
3) потребности населения в товарах и услугах, предлагаемых предпринимателем;
4) окупаемость производства;
5) особенности приватизации государственной собственности, в т. ч. и разгосударствление земельного фонда.
Последнее условие сыграло решающую роль в том, что малое предпринимательство не получило широкого распространения в сельском хозяйстве. Ввиду того, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, невозможно приобретение в собственность земель сельскохозяйственного значения.15
Далее по числу малых предприятий и рабочих мест, предоставляемых ими, располагаются промышленность и строительство. Наиболее развитые малые предприятия находятся в таких отраслях промышленности, как машиностроение и металлообработка, легкая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, а также пищевая промышленность. Это можно объяснить тем, что планка для попадания в вышеназванные отрасли, т. е. минимальный размер предприятия, которое сможет продуктивно работать и составлять конкуренцию остальным, здесь ниже по сравнению с другими отраслями.
Наибольшее число малых предприятий ведут активную деятельность в сфере торговли и общественного питания. При этом существует тенденция к увеличению числа субъектов малого предпринимательства в этих отраслях экономики.16
Среди них – всякого рода небольшие магазинчики, пекарни, ателье, парикмахерские, туристические бюро, ресторанчики, благополучие которых зависит от слишком многих факторов: наличия или отсутствия аналогичных фирм-конкурентов поблизости, изменчивости вкусов покупателей, благосклонности местной администрации и представителей многочисленных проверяющих органов. Горизонт видения перспективы развития бизнеса у руководителей таких предприятий очень узок - заедает текучка, постоянные нелады с поставщиками и персоналом, а вечные проблемы с уплатой налогов и арендной платы порой не дают даже просчитать рентабельность бизнеса. О развитии в этих условиях можно мечтать, но его нельзя планировать. К их числу принадлежат и некоторые предприятия, работающие в сфере высоких технологий – такие сложившиеся малые предприятия, как хорошо известные ныне софтверные фирмы, относящиеся уже к среднему бизнесу, как производящая бухгалтерскую программу “1С” фирма Б. Нуралиева, или специализирующиеся на правовых базах данных “Гарант” и “Консультант-Плюс”, или на антивирусных программах “Лаборатория Касперского” Они начинали свою деятельность буквально с нуля (если не считать хорошей бизнес-идеи). Есть и примеры – правда, весьма немногочисленные – успеха в области продвижения российскими малыми предприятиями биологических, медицинских, химических технологий. Это – своего рода элита малого бизнеса, обладающая большим потенциалом, перспективами быстрого роста объемов продаж, капитализации и покидания сферы собственно малого предпринимательства.17
Самый же нижний слой – это, так называемые, самозанятые. Сюда входят как небольшие семейные предприятия (муж и жена, отец и сыновья), которые заняты оказанием бытовых и ремонтных услуг наименее обеспеченным группам населения, так и портнихи на дому, «помощницы по дому», наконец, бабушки, торгующие своими овощами и пирожками на рынках и автотрассах. Некоторые из них носят гордое звание «предпринимателя без образования юридического лица» и даже платят некоторые налоги, а по случаю используют и наемный труд, большинство же – труженики «теневой» экономики. Эти малые предприниматели будут сильно удивлены, если определить их деятельность такими словами. Они просто «крутятся», чтобы прокормить семью или чуть подзаработать к крохотной пенсии, и о большем не задумываются.
Ниже на рисунке показана структура малых предприятий по отраслям.
Рисунок 1. Структура Российских малых предприятий по отраслям экономики, %
Источник: составлено
автором на основе данных http://ecsocman.hse.ru/data/
Как видно из рисунка, в условиях современности наиболее перспективными для приложения усилий малых предприятий представляются сферы, затраты на развитие которых сравнительно малы. Таковыми являются торговля, общественное питание, строительство гражданских объектов, мелкий ремонт техники. В частности, в торговой сфере работает практически каждое второе предприятие.18
Таким образом, в первой главе были рассмотрены понятие и сущность предпринимательской деятельности, а именно было выявлено, что предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.
Также, было выявлено, что для малого бизнеса характерно:
- юридическая независимость;
- управление
предприятием собственником
- небольшие
размеры по основным
Большинство малых предприятий занимается торговлей, затем строительством и недвижимостью и в меньшей степени добычей полезных ископаемых и сельским хозяйством.
Более подробно состояние и динамика, а так же основные проблемы и механизмы регулирования малого предпринимательства будут рассмотрены во второй главе.
Глава 2. Эффективность государственного управления в сфере малого предпринимательства
2.1 Состояние и динамика развития малого бизнеса в РФ
По данным Госкомстата и МНС России, сегодня в стране имеется около 5,5 миллионов субъектов малого предпринимательства – малых предприятий (юридических лиц) и предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ), а также фермерских хозяйств.
В городах России число малых предприятий составляет 880 тыс., на которых занято 6600 тыс. работников (8,6% всего занятого населения), около 4,5 млн. человек занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью.
В целом в малом секторе экономики занято примерно 15 млн. человек, что составляет 20% от общей численности занятого населения.
Уровень развития малого предпринимательства в России, в сравнении с промышленно развитыми странами, явно недостаточен. Так, на 1000 жителей России приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах - членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности предприятий малого бизнеса приблизились к уровню Западной Европы: на 1000 жителей этих городов приходится 20 малых предприятий и 23 соответственно.
По прогнозу Минэкономразвития России, темпы прироста численности занятых в сфере МП в ближайшие 2-3 года снизятся, число малых предприятий уменьшится на 2% и не превысит 876 тыс., вклад в ВВП составит не более 10-12%.19
Таким образом, развитие МП в России – при сохранении существующих тенденций – все более будет отставать от потребностей рыночной экономики, что не позволит реализовать предпринимательский ресурс общества для решения экономических и социальных задач. Малый бизнес фактически с середины 90-х гг. находится в фазе «нулевого роста».
Улучшение ситуации, в соответствии с данным прогнозом, будет зависеть от «скорости построения новой модели государственной поддержки малого предпринимательства».20
В последние несколько лет, по крайней мере, российское малое предпринимательство остановилось на «точке замерзания» – 875,5 тыс. малых предприятии (МП) и 3,5-4 млн. индивидуальных предпринимателей. Это свидетельствует о том, что данный сектор экономики столкнулся с рядом серьезных проблем, решение которых будет способствовать не только дальнейшему развитию малого бизнеса, но и совершенствованию его структуры.
Резкое ухудшение
финансового положения малых предприятий,
возникшие трудности с доступом к кредитно-финансовым
ресурсам связаны в первую очередь
с экономическим кризисом. Продолжился
уход с легального рынка большого числа
малых предприятий и индивидуальных предпринимателей,
ужесточились административно-
Информация о работе Государственное регулирование малого предпринимательства