Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:39, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании различных аспектов организации как функции управления.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач: - изучить литературу по проблеме исследования;
- дать общую характеристику организации управления; - на основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о функции организации и ее основных понятиях; - изучить делегирование полномочий в процессе реализации функции организации; - исследовать ошибки делегирования полномочий на российских предприятиях.
ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАИИ
1.1 Управленческие функции
1.2 Организация как функция управления. Подфункции организации
II. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ КАК ОДНА ИЗ ПОДФУНКЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Делегирование полномочий: предпосылки, задачи
2.2 Барьеры делегирования полномочий
2.3 Правила и принципы успешного делегирования полномочий
III. ПРОБЛЕМЫ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
3.1 Ошибки делегирования полномочий
3.2 Ловушки делегирования полномочий
IV. Анализ реализации функции делегирование полномочий на предприятии « Альт-ЕвроСтиль»
4.1 Характеристика предприятия «Альт-ЕвроСтиль»
4.2 Анализ распределения задач, полномочий и ответственности на предприятии «Альт-ЕвроСтиль»
4.3 Предложения по совершенствованию делегирования полномочий на предприятии « Альт ЕвроСтиль»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Предполагается, что руководитель предварительно определяет, с какой целью, кому и как полномочия передавать, какие выгоды для всех могут быть получены и какие препятствия возникнут.
Рассмотрим случаи, когда используется
делегирование полномочий. Во-первых,
когда делегирование позволяет
руководителю высвободить силы и
время, чтобы заняться самыми важными
делами, осуществление которых является
прерогативой только высшего звена
управления. Руководитель лично должен
заниматься лишь теми вопросами, которые
имеют первостепенное значение. Во-вторых,
когда чрезмерная занятость не позволяет
руководителю самому заняться данной
проблемой. Время и силы руководителя
не безграничны, и еще никому не удавалось
сделать самому всю работу подразделения,
да к тому же точно в срок. Только
делегирование обязанностей позволяет
избежать угрозы срыва работ и
обеспечить их своевременное выполнение.
В-третьих, при отсутствии руководителя
на рабочем мечте (это может быть
отпуск, больничный, командировки). В-четвертых,
когда подчиненный может
Процесс делегирования полномочий
обычно тщательно планируется отдельно
по каждой задаче. При необходимости
разрабатываются графики работы
и контроля и создаются инструкции,
определяющие границы ответственности.
Подчиненные заблаговременно
Делегирование полномочий имеет множество плюсов, как для руководителей и подчиненных, так и для организации в целом.
Во-первых, в организации делегирование полномочий:
- уменьшает иерархичность;
- приближает принятие решений к месту реализации, повышает их качество, гибкость, оперативность;
- улучшает морально-
- способствует обучению
Во-вторых, руководители:
- освобождаются от текучки и
могут заняться решением
- получают возможность
В-третьих, подчиненным делегирование позволяет:
- проявить инициативу и
- продемонстрировать имеющиеся у них способности, знания, опыт и приобрести новые; развить себя как личность; повысить свой престиж;
- создать стартовую площадку для дальнейшего продвижения по служебной лестнице;
- получить большую
Итак, делегирование полномочий - это императив. Однако, на практике реализация этой подфункции сталкивается с целым рядом серьезных проблем.
2.2 Барьеры делегирования полномоч
Существует множество барьеров, которые мешают делегированию полномочий. Это барьеры и со стороны руководителя, и со стороны подчиненных, а также со стороны организации.
Для начала рассмотри барьеры, существующие
со стороны руководителя. Первым препятствием
к делегированию чаще всего является
внутреннее сопротивление руководителя.
Делегирование действительно
У многих руководителей существуют
внутренние психологические барьеры,
мешающие им принимать решение о
делегировании. В процессе корпоративного
обучения центр REFA провел опрос руководителей
более 20 компаний с целью определения
наиболее значимых для них барьеров
такого рода. После ранжирования полученных
ответов был составлен
- «Мне трудно доверить
- «У меня мало времени для того, чтобы тратить его на объяснения, а потом на исправления».
- «Я испытываю некоторое
- «Я опасаюсь, что другие сделают
работу лучше меня или что
я потеряю свою значимость, если
кто-то другой станет
- «Я не хочу отдавать
Препятствие 1. Мне трудно доверить выполнение работы другим, я не уверен(а) в компетенциях и мотивации своих подчиненных.
В большинстве случаев серьезным препятствием к принятию решения о делегировании всей работы или ее части руководители считают недостаточный уровень подготовки и мотивации своих подчиненных. Очевидно, что если вы будете следовать логике этого препятствия, то вы попадете в ситуацию, когда делегировать будет некому. Старая истина гласит: «Невозможно научиться плавать, стоя на берегу». Невозможно научиться качественно выполнять работу, не выполняя этой работы.
Препятствие 2. У меня мало времени для того, чтобы тратить его на объяснения, а потом на исправления.
Здесь речь идет о так называемой ложной экономии времени. Безусловно, объясняя задачу и консультируя сотрудников, мы тратим время. Однако сэкономить его путем самостоятельного выполнения задачи - изначально проигрышная позиция для руководителя.
Опытные руководители отмечают, что временные затраты на объяснение и консультирование компенсируются значительным приростом времени в долгосрочной перспективе.
Препятствие 3. Я испытываю чувство дискомфорта, загружая новой дополнительной работой подчиненных.
Это естественно для любого человека - понимать, что, делегируя задачи, вы увеличиваете рабочую нагрузку подчиненного. Однако понимать не означает переживать, испытывая чувство вины.
Уходя в это самое чувство
вины, невозможно научиться эффективному
руководству. Только постоянная практика
делегирования поможет
Препятствие 4. Я опасаюсь, что другие сделают работу лучше или что я потеряю свою значимость, если кто-то другой станет выполнять мою работу
Как правило, существуют две причины появления этого препятствия:
- страх потерять влияние,
В управленческой практике этот страх иногда называют синдромом менеджера-игрока - образное название для руководителей, предпочитающих играть на поле, вместо того чтобы руководить игрой;
- страх потерять
Профессиональный руководитель преодолевает эти барьеры, получая опосредованное удовлетворение от выполнения работы, а именно от организации работы других специалистов.
Препятствие 5. Я не хочу отдавать подчиненным интересную работу.
Вы имеете на это право, если:
- у вас есть время для решения стратегических вопросов;
- у вас есть время на
- ваши подчиненные не нуждаются
в развитии в данном
Если же у вас есть некоторые сомнения хотя бы по одному из указанных пунктов, то неделегирование интересной работы может привести к вашему физическому и интеллектуальному переутомлению.
Подчиненные в свою очередь уклоняются от принятия полномочий по таким причинам, как:
- нехватка знаний, некомпетентность;
- боязнь последующей критики за возможные ошибки;
- отсутствие уверенности в
-отсутствие информации, способствующей
эффективному выполнению
- отсутствие веры в себя;
- страх ответственности за
- боязнь оказаться умнее
- перегрузка другими
- жесткие ограничения работы
подчиненных со стороны
2.3 Правила и принципы успешного делегирования полномочий
Сначала выясним, что можно делегировать, а что - нет. Делегировать в любом случае надо:
- Решение частичных,
- Осуществление
- Решение частных вопросов;
В то же время не делегируются:
- Такие функции руководителя, как
постановка целей,
- Мотивация сотрудников.
- Задачи особой важности.
- Задачи высокой степени риска.
- Необычные, исключительные
- Актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснений или перепроверки.
- Конфиденциальные задачи.
Рассмотрим основные правила и условия делегирования. Итак:
1. Делегирование - это регулярный
процесс, т.е. делегирование
2. Делегирование должно быть
направлено на всех
3. Нельзя делегировать
4. Передача полномочий должна
осуществляться не из
5. Вместе с задачами
6. Перед делегированием
7. Передача полномочий должна быть публичной.
8. Необходимо осуществление
9. Делегирование должно быть
непосредственным, без использования
передаточных звеньев, чтобы
10. В коллективе должен царить
благоприятный морально-
11 .Нельзя допускать излишнее
вмешательство со стороны
Только следование этим правилам позволит повысить эффективность делегирования и добиться поставленных задач.
Итак, делегирование - это не способ
уйти от ответственности, а форма
разделения управленческого труда,
позволяющего повысить его эффективность.
Делегирование облегчает работу
руководителя, но не снимает с него
обязанности принимать
III. ПРОБЛЕМЫ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПО
3.1 Ошибки делегирования полномочи
Особенности нашей страны, российская специфика во многом затрудняют использование делегирования. Отечественные руководители сделали за последние годы серьезный шаг вперед в управлении, но по-прежнему недостаточно владеют такими управленческими навыками, как создание эффективно работающих систем контроля, мотивации, передача информации.
Информация о работе Делегирование полномочий как одна из подфункций организации