Диверсификация производства и развитие менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в разработке рекомендаций по диверсификации деятельности исследуемого предприятия в новой отрасли. Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач: анализ теоретического материала в свете современных научных взглядов по выбранному тематическому направлению; оценка основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия – объекта исследования; определение степени необходимости реализации диверсификационных стратегий для предприятия – объекта исследования; выявление возможных направлений стратегий диверсификации производства исследуемого предприятия; разработка рекомендаций по реализации конкретной стратегии диверсификации в новой отрасли.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты диверсификации и развития менеджмента на предприятии………………………………………………………………………….4
1.1 Основные понятия диверсификации производства и развития менеджмента………………………………………………………………………………………4
1.2 Характеристика методов и моделей диверсификации и развития менеджмента. Развитие взглядов на менеджмент………………………………………….7
1.3 Анализ тенденций, проблем и особенности использования диверсификации как фактор повышения конкурентоспособности……………………………10
Глава 2. Анализ деятельности предприятия и возможности использования диверсификации для укрепления конкурентного статуса………………………..20
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…………..20
2.2 Определение текущего положения предприятия на рынке и предпосылки использования диверсификации в производстве …………………………….….25
2.3 Проблемы, тенденции и особенности деятельности предприятия. Пути решения проблем……………………………………………………………….……..28
Глава 3. Рекомендации по разработке и реализации диверсификации в деятельности ОАО «Завод бурового оборудования»…………………………….……….31
3.1 Комплекс мероприятий первого этапа внедрения деревообрабатывающего производства, осуществленных на ОАО «Завод бурового оборудования»…….31
3.2 Расчёт эффективности технологических мероприятий внедрения сушильного производства……………………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

диверсификация.doc

— 1,014.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические  аспекты диверсификации и развития менеджмента на предприятии………………………………………………………………………….4

    1. Основные понятия диверсификации производства и развития менеджмента………………………………………………………………………………………4
    2. Характеристика методов и моделей диверсификации и развития менеджмента. Развитие взглядов на менеджмент………………………………………….7
    3. Анализ тенденций, проблем и особенности использования диверсификации как фактор повышения конкурентоспособности……………………………10

Глава 2. Анализ деятельности предприятия и возможности  использования диверсификации для укрепления конкурентного статуса………………………..20

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия…………..20

2.2 Определение текущего положения предприятия на рынке и предпосылки использования диверсификации в производстве …………………………….….25

2.3 Проблемы, тенденции и особенности деятельности  предприятия. Пути решения проблем……………………………………………………………….……..28

Глава 3. Рекомендации по разработке и реализации диверсификации в деятельности ОАО «Завод бурового оборудования»…………………………….……….31

3.1 Комплекс мероприятий первого этапа внедрения деревообрабатывающего производства, осуществленных на ОАО «Завод бурового оборудования»…….31

3.2 Расчёт эффективности технологических мероприятий внедрения сушильного производства……………………………………………………………………..34

Заключение………………………………………………………………………….42

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная рыночная ситуация, связанная с высокой степенью конкуренции на большинстве целевых рынков, диктует необходимость поиска рыночными субъектами новых стратегических зон хозяйствования, связанных с диверсификационным развитием.

Поиск направлений диверсификации производства для предприятий отечественной экономики является актуальным в связи со следующими обстоятельствами. Во-первых, "советская экономика боролась за одно из первых мест в мире по уровню специализации производства" и создала огромные монопродуктовые субъекты деятельности. Необходимость приспособления к новым экономическим условиям объективно заставляет искать наиболее выгодные сферы приложения созданного производственного потенциала. Во-вторых, диверсификация производства является инструментом межотраслевого перелива капитала и методом оптимизации структурных преобразований в экономике.

Актуальность выбранной темы курсовой работы состоит в потребности разработки для предприятия – объекта исследования мероприятий по выбору и методическому обеспечению мероприятий реализации стратегии диверсификации.

Диверсификационный подход к развитию менеджмента на ОАО «Завод бурового оборудования», рассматриваемый в курсовой работе, касается внедрения производства в сфере деревообработки, что является самостоятельным отраслевым направлением, не связанным с машиностроительной отраслью.

Цель данной курсовой работы заключается в разработке рекомендаций по диверсификации деятельности исследуемого предприятия в новой отрасли.

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих  задач:

  • анализ теоретического материала в свете современных научных взглядов по выбранному тематическому направлению;
  • оценка основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия – объекта исследования;
  • определение степени необходимости реализации диверсификационных стратегий для предприятия – объекта исследования;
  • выявление возможных направлений стратегий диверсификации производства исследуемого предприятия;
  • разработка рекомендаций по реализации конкретной стратегии диверсификации в новой отрасли.

Объектом исследования курсовой работы является ОАО «Завод бурового оборудования», который является крупным промышленным предприятием г. Оренбурга и в результате серьезной рыночной ситуации, связанной со снижением конкурентных преимуществ на существующих целевых рынках, нуждается в разработке новой стратегии развития – диверсификации.

В ходе написания курсовой работы нами был использован ряд научных подходов, таких как аналитический, статистический, прогнозирование, планирование.

Глава 1. Теоретические аспекты  диверсификации и развития менеджмента на предприятии

 

    1. Основные понятия диверсификации производства и развития менеджмента

 

Историю диверсификации можно представить как эволюцию манипулирования набором товаров и переливом капитала. Выбор диверсификационной стратегии зависит главным образом от финансового состояния предприятия.

Диверсификация производства как форма организации производительных сил привлекла внимание, прежде всего  практических работников в связи  с демонополизацией российской экономики, конверсией ВПК, расширением конкуренции. Но отечественной экономической наукой недостаточно изучены экономические, технологические и социальные аспекты явления. Теория не смогла предсказать возникновения многих трудностей, с которыми столкнулись предприятия, получив свободу выбирать любой вид деятельности, не запрещенный законодательством РФ. Поэтому обсуждение проблемы на страницах журнала можно считать определенным вкладом в ее решение. [3]

Являясь инструментом устранения диспропорций воспроизводства и  перераспределения ресурсов, диверсификация производства и предпринимательской деятельности преследует различные цели и определяет направления реструктуризации экономики.

Поскольку ни отечественная  экономическая теория, ни эмпирические исследования не дают нам достаточной информации для анализа, постольку следующие утверждения основаны на известном в России мировом опыте.

Развитое рыночное хозяйство  прошло через множество этапов, каждый из которых характеризовался разнообразным  сочетанием специализации и диверсификации как асимметричными формами организации производства. Наиболее ощутимое развитие диверсификация получила в большинстве стран в середине 50-х годов, когда впервые дало о себе знать (с разной остротой в отдельных странах) относительное исчерпание внутренних источников роста эффективности производства. Пионерное исследование диверсификации и интеграции американских компаний в 1979 г. Е.Есинара. Вопросы стратегии диверсификации в эпоху массового потребления были главным предметом обсуждения, что связано, с одной стороны, с заметным снижением темпов роста по сравнению с предшествующим этапом, а с другой - стремлением фирм устоять в условиях неравномерного экономического и политического развития.[1]

Существенные изменения  экономических, социальных и научно-технических  условий деятельности промышленных фирм коренным образом изменили требования к управлению, чтобы приспособиться к внешней ситуации. Острейшая борьба на мировых рынках, замедление экономического роста и технического прогресса потребовали преобразования производства, для которого стало недостаточным приобретение передовой техники и технологии, результатов научных исследований. Этим во многом объясняется тот факт, что диверсификация стала наиболее распространенной формой концентрации капитала. Способствовало разработке стратегии диверсификации падение нормы прибыли на капитал, вложенный в традиционное производство.[6]

Причины переориентации предприятий на стратегические вопросы, по мнению Р.Кунца, не поддаются однозначному определению. Такого же мнения придерживаются и другие исследователи. Авторы выдвигают ряд наиболее распространенных обоснований, определяющих ассортимент и номенклатуру выпускаемой продукции, необходимость расширения сфер приложения капитала. Утверждения справедливы не потому, что свидетельствуют о недостаточной теоретической и практической проработке вопроса, а потому, что, во-первых, цели диверсификации производства напрямую зависят от финансового состояния и возможностей предприятия и, во-вторых, привлекательность отраслей для фирм различна в краткосрочном и долгосрочном периодах. Так, финансовые возможности убыточных, средних и преуспевающих предприятий диктуют различные стратегии от "просто выжить" до образования стратегических альянсов. Выделение средств на социальные цели и благотворительную деятельность свидетельствует о том, что экономические интересы субъектов деятельности в основном удовлетворены и приоритеты смещаются в сторону формирования доброго имени и марки фирмы. Диверсификация прежде чем приобрела современные черты, в рамках глобальной стратегии фирм прошла сложный путь развития, меняясь под влиянием внешних обстоятельств, так и внутрифирменных критериев.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Приоритет целей диверсификации [5]

 

Анализ результатов  англоязычных исследований позволяет  нам выделить мотивы и цели, которые наиболее часто служат стимулами для расширения масштабов предпринимательской деятельности. В связи с этим возникает проблема определения совокупности признаков, отличающих отрасли друг от друга и влияющих на эффективность диверсификационных программ.[2]

 

Таблица 1 – Виды, условия применения, преимущества и недостатки диверсификации

 

Вид

диверсификации

Условия

применения

Преимущества

Недостатки

Концентрическая

организация приобретает предприятия, которые производят товары или оказывают услуги, сходные с существующими продуктами или услугами

может быть достигнута синергия;

финансовые выгоды проявляются в течение длительного срока

недостаточное внимание поведенческим аспектам;

отдача в долгосрочном плане;

сложности в нахождении подходящего предприятия для слияни

Конгломератная 

организация приобретает предприятия, которые производят товары или оказывают услуги, не сходные с существующими продуктами или услугами

обеспечивает значительную финансовую синергию;

преимущества в налогообложении;

большая возможность обучения;

лучшее использование финансовых ресурсов

может потребовать новых навыков, не имеющихся в компании;

высокие риски;

требует значительных денежных вложений;

может возникнуть тенденция  переноса усилий на новое предприятие


 

Итак, диверсификация – это совокупность стратегических мероприятий, реализуемых с целью удержания или повышения доли рынка, объемов реализации, прибыли и  конкурентоспособности предприятия. В практике диверсификационной деятельности рассматриваются два возможных направления работы: в одной отрасли или совершенно новый вид деятельности, не связанный с отраслевыми особенностями работы.

 

 

 

 

    1. Характеристика методов и моделей диверсификации и развития менеджмента. Развитие взглядов на менеджмент

 

На предприятиях отечественной  промышленности и в отраслях экономики в настоящее время сформировались различные предпосылки диверсификации производства. Поэтому в России мы будем наблюдать не эволюционный характер развития явления, что имело место в мировой практике и показано в табл. 2, а наоборот, диверсификация будет осуществляться одновременно на различных этапах.

В таблице показана эволюция соответствующих идей - от манипулирования набором товаров к манипулированию набором стран. Историю такой эволюции условно можно разделить на четыре этапа, и на каждом из них происходило становление таких основных элементов, как: товарный набор; отраслевой набор; набор отраслей и сфер деятельности; набор стран. Каждый последующий этап был шагом в достижении целей производства и отличался изменением приоритетов в развитии предпринимательской деятельности.

Выделяются пять основных факторов, воздействующих на потенциал  эффективности отрасли: конкуренция между фирмами, выпускающими одинаковую продукцию; возможность появления новых конкурентов; производство товаров-заменителей; позиции поставщиков сырья и материалов и положение покупателей на рынке.

В связи с этим возникает  проблема определения совокупности признаков, отличающих отрасли друг от друга и влияющих на эффективность  диверсификационных программ. Выделяются пять основных факторов, воздействующих на потенциал эффективности отрасли: конкуренция между фирмами, выпускающими одинаковую продукцию; возможность появления новых конкурентов; производство товаров-заменителей; позиции поставщиков сырья и материалов и положение покупателей на рынке. [3]

 

 

 

Таблица 2 - Эволюция диверсификации производства [1]

Эпохи исторического развития

Экономические предпосылки

Средства достижения целей производства

Преобладающая форма организации  производства

Последствия

Эпоха массового производства (до конца 20-х годов)

Концентрация производства и централизация капитала в пределах отрасли

Создание товара для рынка. Снижение издержек производства

Специализация производства ("чистые отрасли")

Создание товарных рынков

Эпоха массового сбыта (до середины 50-х годов)

Концентрация капитала в пределах отраслей. 
Товарная конкуренция 
 
Перенакопление капитала в пределах отраслей. Структурная конкуренция

Манипулирование набором товаров, используемых в определенной области 
 
Манипулирование набором отраслей (производство технологически взаимосвязанной продукции) 
Перелив капиталов в другие отрасли и сферы деятельности. 
Манипулирование набором отраслей и сфер деятельности

Горизонтальная дифференциация. Продуктовая (товарная) диверсификация. 
 
Вертикальная интеграция. Отраслевая диверсификация (набор отраслей) 
 
Многоотраслевая диверсификация (набор отраслей и сфер деятельности)

Преодоление границ товарных рынков 
 

Отраслевые рынки 
 
Преодоление границ отраслевых рынков. Национальные рынки

Постиндустриальное общество

Перенакопление капитала в отдельных странах 
 
Критическая масса объемов производства в мировом масштабе 
 
Конкуренция между фирмами, деятельность которых оптимизирована в мировом масштабе

Экспорт капитала в другие страны. Регулирование мирохозяйственных связей 
 
Оптимизация прибыльности в пределах деятельности 
 
Стратегия глобальной оптимизации деятельности

Географическая диверсификация (набор стран). 
Международная интеграция 
 
Интернационализация производства 
 
 
Глобальная диверсификация

Преодоление границ национальных рынков. 
Региональные рынки. 
Эффект мультипликации на мировом уровне 
Преодоление границ региональных рынков

Эпоха информационных и компьютерных технологий

Мировая конкуренция

Глобальная оптимизация мирохозяйственных связей

Мировая экономика

Мировой рынок

Информация о работе Диверсификация производства и развитие менеджмента