Европейская и американская школы менеджмента, наиболее яркие представители

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей европейской и американской школ менеджмента.
Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
изучить особенности европейской и американской школ менеджмента;
рассмотреть особенности европейской и американской школ менеджмента на примере известных компаний;
провести сравнительную характеристику европейской и американской школ менеджмента.

Содержание

Введение 3
1. Европейская школа менеджмента 5
1.1. Основные сведения 5
1.2. Основные представители 10
Вывод к главе 1 15
2. Американская школа менеджмента 16
2.1. Основные сведения 16
2.2. Основные представители 21
Вывод по главе 2 25
3. Сравнительная характеристика европейской и американской школ менеджмента 26
3.1. Европейская школа менеджмента на примере компании “Nokia” 26
3.2. Американская школа менеджмента на примере компании “Ford Motor” 28
3.3. Cравнение основных характеристик 31
Вывод к главе 3 34
Заключение 35

Вложенные файлы: 1 файл

Печать_КП_Менеджмент.docx

— 93.23 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

Институт торговли и  ресторанного бизнеса

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Теория менеджмента»

«Европейская и американская школы менеджмента, наиболее яркие представители»

 

 

 

 

                                                                        Выполнила: студентка гр. 080200

                                                                                            Жиганова А.О.

                                                                        Проверил: Михайлов А. Г.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Оглавление

 

Введение 3

1. Европейская школа менеджмента 5

1.1. Основные сведения 5

1.2. Основные представители 10

Вывод к главе 1 15

2. Американская школа менеджмента 16

2.1. Основные сведения 16

2.2. Основные представители 21

Вывод по главе 2 25

3. Сравнительная характеристика европейской и американской школ менеджмента 26

3.1. Европейская школа менеджмента на примере компании “Nokia” 26

3.2. Американская школа менеджмента на примере компании “Ford Motor” 28

3.3. Cравнение основных характеристик 31

Вывод к главе 3 34

Заключение 35

 

 

 

Введение

 

Менеджмент — это самостоятельный  вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования  материальных и трудовых ресурсов.

В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все  более высокие требования. Научно-технический прогресс приводит к глубоким изменениям методов труда, что, в свою очередь, требует новых форм организации и управления персоналом, направления на повышение эффективности использования людских ресурсов. Поиски соответствующих мотиваторов, которые бы стимулировали целенаправленное поведение индивидов, необходимые для успешного функционирования организации, превращаются в задачу первостепенной важности. В разных странах эта задача решается, исходя из особенностей исторического, социально-политического, научно-технического развития этих стран, а также психологических, морально-этических норм и стилей поведения людей, а также их воспитания, традиций и устоев. За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. 

Менталитет народа, проживающего в определенной стране, влияет на традиции, устои, характерные свойства коммуникации на территории государства, а также  особенности управления этим народом. Сегодня экономические связи  между государствами настолько  переплетены, что рассматривать  с точки зрения особенностей менталитета  и управления можно одновременно несколько стран. Тем более, если они соседствуют на карте, тесно  друг с другом взаимодействуют и  объединены между собой экономическими договорами и обязательствами.

С ходом развития менеджмента  выделились несколько моделей управления, таких как европейская, американская, японская модели.

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей европейской  и американской школ менеджмента.

Поставленная цель обуславливает  необходимость решения следующих  задач:

  • изучить особенности европейской и американской школ менеджмента;
  • рассмотреть особенности европейской и американской школ менеджмента на примере известных компаний;
  • провести сравнительную характеристику европейской и американской школ менеджмента.

 

  1.  Европейская школа менеджмента

    1. Основные сведения

 

Термин «европейская модель менеджмента» стал достаточно широко использоваться с развитием Евросоюза. Данное понятие включает в себя совокупность черт управления Франции, Германии, Испании, Финляндии, Швейцарии и других европейских  стран. При этом у каждого из перечисленных  государств есть свои культурные, экономические  и исторические пути развития, в  соответствии с которыми формировались  национальные управленческие черты  данных стран. Именно поэтому европейская  модель менеджмента представлена совокупностью  различных национальных моделей. Особое место в их эволюции занимает Великобритания. Английская модель менеджмента характеризуется осуществлением быстрого перехода от специализации ручного труда к автоматизации, что способствовало повышению квалификации специалистов, внедрению инноваций и изобретательства в промышленное производство.

Европейская модель менеджмента стала продолжением и отражением европейской модели управлением государством. Принято считать, что зародилась европейская модель в Великобритании, и берет свои истоки в работах Р.Фэлка и Л.Урвика, занимавшихся непосредственно основами принципов управления. Создавалась эта модель в условиях довоенного напряжения 30х годов, что, безусловно, повлияло как на ее форму, так и на содержание.

Основными принципами стали жесткая иерархия и бюрократизация системы управления. В процессе имплементации этих принципов  в основу было положено изучение поведенческих  реакций подчиненных и групповой  динамики при воздействии коллективного, ступенчатого управления. При этом значительная роль отводится разработке и внедрению плановых показателей, выполнение которых является двойственным индикатором - эффективности труда  и эффективности управления. Это  позволяет отслеживать выполнение поставленных задач на каждом из уровней  управления и своевременно принимать  необходимые решения, для корректировки  деятельности подчиненных. Если рассматривать  модель комплексно, то этапы ее реализации выглядят следующим образом:

1. Целеполагание  (четкое определение задач);

2. Сбор и компиляция  достаточных объемов информации;

3. Планирование;

4. Принятие решений;

5. Реализация  плана, достижение поставленных  целей;

6. Контроль за выполнением плана.

Некоторые исследователи выделяют такой седьмой  пункт, не описанный в классических работах о принципах и функциях европейской модели менеджмента, как  анализ. Этот пункт подразделяется на два типа (этапа) – анализ фактического выполнения (не выполнения) плана и  анализ достаточности процесса подготовки к реализации плана (в частности  достаточности информации для принятия обоснованных решений).

Активно развиваться европейская модель менеджмента продолжила в 40-х годах  ХХ века. Именно в этот период управленцам  приходилось принимать ответственные  решения, которые были направлены на реализацию стратегических и военных  задач. В годы после Великой Отечественной  войны главными исследователями  сферы менеджмента центр исследовательских  работ из Великобритании был перемещен  в США. Однако это не значит, что  в то время западноевропейская модель менеджмента перевоплотилась в американскую. В подтверждение сказанному необходимо отметить, что как в Великобритании, так и других странах Европы проводились исследования в данной сфере.

В восьмидесятые  годы двадцатого века были выделены основные направления европейской системы менеджмента, ратующие за совершенствование и изменение технологии и техники производства, за приоритет правильной организации производственной деятельности всего коллектива сотрудников и отдельного индивида. Немного позже к этим направлениям прибавилась «организационная культура», в которой упор делался на поведенческие и системные особенности предприятия.

В европейский  менеджмент входят несколько моделей  управления:

    • Немецкая модель;

На  сегодняшний день немецкие компании имеют традиционную малоподвижную  структуру с обязательной и обособленной иерархией. Такие структуры в  других странах считаются устаревшими  и неэффективными. Но дисциплинированность и почитание вертикальных взаимоотношений  в немецкой организации помогают преодолевать проблемы многоуровневой структуры.

Особенности немецкого менеджмента также  проявляются в стиле проведения встреч, переговоров и выработке  решений. Процедуры переговоров, как  правило, до мелочей формализованы  и хорошо подготовлены. При формировании группы для переговоров ее составляют из разных специалистов. Члены группы всегда хорошо информированы о решаемой проблеме, имеют достаточно фактов и аргументов для подтверждения  правоты своих слов, не вмешиваются  в замечания своих коллег, соблюдают  очередность, всегда готовы перейти к запасному варианту решения и тщательно записывают детали обсуждения, чтобы быть хорошо подготовленными для следующей встречи.

В администрировании  немецкие менеджеры пунктуальны, в  обоснованиях своей позиции всегда опираются на соответствующие документы. Они любят планировать будущее  и не любят отчеты за короткие промежутки времени, предпочитают годовые отчеты квартальным и месячным. Стараясь не совершать ошибок, хотят быть справедливыми, переходят к новому делу только после того, как завершат старое. Есть особенности и в осуществлении  некоторых функций производственного  управления. Немецкие менеджеры свято  верят в то, что налаженные (стандартизованные) процессы управления решают большинство  проблем организации. Однако нередко  множество хороших правил и постановлений  скрывают или не учитывают другую сторону эффективности менеджмента - человеческие потребности. На фирмах со сложной организационной структурой информация циркулирует в основном по вертикали. Из-за ее отсутствия между  горизонтальными подразделениями  создаются трудности в коммуникациях.

    • Шведская модель;

Менеджмент  основан на широком использовании  принципов децентрализации. Организационная  структура типичной шведской компании содержит минимальное количество (меньше, чем аналогичная французская или немецкая компания) уровней в вертикали власти. Эффективность горизонтальной структуры управления во многом обеспечивается коллективной формой разработки и принятия решений. В Швеции сильны традиции, поэтому действует закон, в соответствии с которым все важные решения организации должны быть обсуждены всеми сотрудниками до их принятия. Такой процесс принятия решений, с одной стороны, дает право на выражение собственного мнения, а с другой - требует строгого следования выбранному варианту.

Мировой опыт показывает, что участие работников в обсуждении и разработке управленческих решений всех уровней и статусов организации, несмотря на использование  современных средств связи и коммуникаций, затягивает процессы принятия решений. К сожалению, хоть в Швеции достаточно короткая дистанция власти между менеджерами и сотрудниками, она тоже не смогла избежать этой проблемы.

Следует отметить, что шведский тип менеджмента, хоть и является достаточно прогрессивным, нередко создает трудности в  работе с иностранными коллегами. Исторически  сложившееся уважение к социальным вопросам нередко приводит к затянутым  консультациям, собраниям и сверхосторожности в работе с персоналом и принятии решений, связанных с тем или иным человеком. Децентрализация менеджмента, также имеющая глубокие исторические корни, оказывает влияние не только на процессы принятия решений. Например, шведские менеджеры традиционно не демонстрируют уважение к рангу собеседника (как, например, немецкие), обращаются к важным персонам как к равным. Такое поведение французские и немецкие менеджеры воспринимают как неадекватное. Сопоставив вышеперечисленные особенности европейской модели менеджмента, можно сделать вывод, что она включает в себя совокупность национальных моделей с приоритетом командной работы и поликультурной среды.

    • Французская модель;

Международное признание французской продукции  во многом обязано исторически сложившейся  тенденции независимого поведения  французов. Эта черта и является характерной особенностью модели французского менеджмента. Французы любят свою страну, обладают глубокими знаниями истории  Франции и ее колоний. Уверены, что именно Франция сформировала мировые стандарты демократии и справедливости, государственной системы управления, военного искусства, сельского хозяйства, виноградарства, изысканной кухни и науки управления. Французские менеджеры с определенной долей снисходительности относятся к иностранным и проявляют эти качества в любой обстановке.

Сегодня модель менеджмента, созданная в  Европе, применяется в управлении предприятиями во всех частях света. Переплетаясь с другими моделями, европейская управленческая концепция  легла в основу новых теорий управления предприятиями и людьми. В частности, русская модель менеджмента, которая  только проходит свое становление, имеет в том числе и европейские корни.

На данный момент в европейских странах размещены  офисы очень многих старейших  и крупнейших международных корпораций.

Информация о работе Европейская и американская школы менеджмента, наиболее яркие представители