Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей европейской и американской школ менеджмента.
Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
изучить особенности европейской и американской школ менеджмента;
рассмотреть особенности европейской и американской школ менеджмента на примере известных компаний;
провести сравнительную характеристику европейской и американской школ менеджмента.
Введение 3
1. Европейская школа менеджмента 5
1.1. Основные сведения 5
1.2. Основные представители 10
Вывод к главе 1 15
2. Американская школа менеджмента 16
2.1. Основные сведения 16
2.2. Основные представители 21
Вывод по главе 2 25
3. Сравнительная характеристика европейской и американской школ менеджмента 26
3.1. Европейская школа менеджмента на примере компании “Nokia” 26
3.2. Американская школа менеджмента на примере компании “Ford Motor” 28
3.3. Cравнение основных характеристик 31
Вывод к главе 3 34
Заключение 35
До начала ХХ в. работа управляющих в США основывалась на опыте и интуиции инженеров предприятий. К тем, кто хотел внести в управление элементы науки, относились с недоверием. Верили и уважали того, кто мог палкой на песке начертить контуры задачи. Недостаток комплексных знаний управления сказывался на результатах производства. Часто даже решения об использовании новых машин принимались без ясных представлений о будущем компании, без малейшей слабо проработанной стратегии развития. В таких условиях руководители все чаще думали о методах и способах рационального использования средств и ресурсов, о выработке наиболее эффективных приемов работы и о новой, рациональной системе управления.
В 80-е
гг. XIX в. промышленная революция охватила
всю Северную Америку. Систематическое
использование термина «
В 1895
г. американский инженер Фредерик Тейлор
на заседании Американского
Как
было отмечено, переход от экстенсивных
к интенсивным методам
Часто
этот период развития американской теории
управления называют эпохой «новых начинаний»
гуманистической
Термин «менеджмент человеческих ресурсов» возник в 60-е гг. XX в. Американский социолог Р.Е. Майлз в одной из своих работ противопоставил модель «человеческие отношения» модели «человеческие ресурсы». Модель «человеческие ресурсы» рассматривается как стратегическая, способствующая решению основных целей организации. Модель «человеческие ресурсы»ориентирована на активную позицию личности в организации. Каждый человек должен отвечать за результаты своего труда, знать общие цели организации и своим трудом способствовать их достижению. В свою очередь, организация должна поощрять личную инициативу своих сотрудников с помощью материального стимулирования и продвижения по службе. Концепция «человеческих ресурсов» допускает участие подчиненных в управлении. Менеджмент «человеческих ресурсов» требует совершенствования кадровой политики в организации.
Большое влияние на формирование теории корпорации оказала книга «Современная корпорация и частная собственность», опубликованная А. Берли и М. Минз в 1932 г. Корпорации получили статус юридического лица, а их акционеры приобрели право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих.
В 60-е гг. XX в. все настойчивее стали требования работников корпораций по улучшению их социально-экономического положения. Параллельно с этим многие теоретики менеджмента пришли к убеждению, что целый ряд организаций не достигает своих целей по причине игнорирования противоречий быстро меняющейся социальной среды. Следствием сложившегося положения было появление доктрины «производственной демократии» («демократии на рабочих местах»), связанной с вовлечением в управление непрофессионалов, как самого предприятия, так и потребителей товаров и услуг, посредников и т.д., т.е. внешней по отношению к предприятию среды.
Авторами идеи «производственной демократии» принято считать социологов Дж. Коула и А. Горца, которые предлагали управление корпорациями осуществлять посредством производственных советов, контролируемых рабочими. Благодаря участию в работе этих советов, рабочие постепенно научились бы контролировать весь процесс производства сначала в рамках одной корпорации, а затем и в целом по промышленности. Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в организации. Целью партисипативного управления является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации. Партисипативное управление предполагает расширение привлечения работников к управлению по следующим направлениям:
- предоставление
работникам права
- привлечение
работников к процессу
- предоставление работникам права контроля за качеством и количеством выполненной ими работы;
- участие
работников в
- предоставление
работникам права создавать
C целью более эффективного выполнения решений у в настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению:
- участие
рабочих в управлении трудом
и качеством продукции на
- cоздание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих;
- разработка систем участия в прибыли;
- привлечение
представителей рабочих в
В 60-е гг. в США получили широкое распространение бригадные методы организации труда и кружки контроля качества, идея создания которых принадлежит американским специалистам по прикладной статистике У. Демингу и Дж. Джурану. Однако впервые кружки контроля качества стали широко применяться в Японии. И только во второй половине 70-х гг. они получили раcпространение в американских корпорациях.
Видный
представитель американского
1. содержание
менеджмента в целом
2. В
центре внимания менеджмента
находится человек, который
3. Задачей
менеджмента является
4. Задачей
менеджмента является
5. Каждый
работник должен нести
6. В конечном счете деятельность предприятия оценивается большим количеством разнообразных способов и средств.
7. Оценка
и результаты деятельности
Американский менеджмент внес значительный вклад в разработку менеджмента как учебной дисциплины. Впервые научный курс управления был разработан в 1881 г. американским ученым Джозефом Вартоном. Через 100 лет Г. Кунц и С.О'Доннел опубликовали свой труд «Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций», который был переведен с английского и вышел в свет в России в 1981 г. Также существует американский учебник Д. О'Шонесси, в котором были описаны самые заметные достижения в области управления.
Современные идеи американского менеджмента изложены в учебнике «Основы менеджмента», в котором его авторы - М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури - осветили основные достижения различных школ управления и их вклад в становление науки о менеджменте.
Во второй главе мы ознакомились с американской школой менеджмента и ее основными представителями.
Американская модель управления зарождалась на рубеже XIX - XX веков, когда в США переживали экономический бум. Огромные природные ресурсы привлекали передовые умы того времени; уровень развития техники и технологий вступал в резкое противоречие со сложившейся нкка тот момент системой производственных отношений. Классический капитализм переходил в свою высшую, монополистическую стадию. Именно в этот период складывались объективные предпосылки для зарождения «научного менеджмента» в США и деятельности его лидера - Фредерика Тейлора.
Американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления. Для него характерна иерархическая модель управления, а также, в большей степени стремление к формализации управленческих отношений.
Для
американского менеджмента
Вплоть до начала 1990-х о выборе основного направления бизнеса в Nokia не шло и речи, а ведь история компании уходит корнями в 1865(12 мая)год, когда на юго-востоке Финляндии зародилась лесопромышленная индустрия. Позднее в 1898-м и в 1912-м, начали свою деятельность две независимые компании по производству резины и кабеля. Окончательно слияние произошло в 1967 году и закончилось созданием весьма громкого конгломерата(соединение нескольких частей в монополистичекое объединение), известного нам сейчас как корпорация Nokia.
Особого внимания заслуживает то, как Nokia работает с персоналом. Общая численность персонала Nokia — 123,2 тыс. человек (2009 год).
У компании Nokia иерархическая структура. Такая система необходима для применения трех элементов организации работы Nokia с персоналом:
Компания имеет связанную единую сеть, которая позволяет поддерживать быстроту и гибкость в принятии решений.
Nokia всегда в поиске подходящего работника:
«При
приеме на работу полезно иметь при
себе список характерных черт личности
человека, которого компания хотела бы
иметь в числе своих
Вот личные качества, которые требуются от менеджера, чтобы сделать этот процесс успешным: быстрота, высокая квалификация, открытость, честность, умение работать в команде, скромность, ответственность. По мнению Nokia, эти качества личности гарантируют не только эффективность действия, но и то, что оно приведет к созданию высококачественных продуктов и услуг, доставляющих удовольствие покупателю.
Информация о работе Европейская и американская школы менеджмента, наиболее яркие представители