Европейская и американская школы менеджмента, наиболее яркие представители

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей европейской и американской школ менеджмента.
Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
изучить особенности европейской и американской школ менеджмента;
рассмотреть особенности европейской и американской школ менеджмента на примере известных компаний;
провести сравнительную характеристику европейской и американской школ менеджмента.

Содержание

Введение 3
1. Европейская школа менеджмента 5
1.1. Основные сведения 5
1.2. Основные представители 10
Вывод к главе 1 15
2. Американская школа менеджмента 16
2.1. Основные сведения 16
2.2. Основные представители 21
Вывод по главе 2 25
3. Сравнительная характеристика европейской и американской школ менеджмента 26
3.1. Европейская школа менеджмента на примере компании “Nokia” 26
3.2. Американская школа менеджмента на примере компании “Ford Motor” 28
3.3. Cравнение основных характеристик 31
Вывод к главе 3 34
Заключение 35

Вложенные файлы: 1 файл

Печать_КП_Менеджмент.docx

— 93.23 Кб (Скачать файл)

В компании Nokia принято рассматривать принятие решения как рабочий процесс, а не привилегию руководства. Автор идеи осуществляет этот процесс от начала до конца, а потом записывает ход своих мыслей в электронном виде. В последствии это решение становится частью учебного курса компании.

Nokia принимает как данность, что каждый сотрудник обладает определенными умениями, которые позволяют ему вносить свою лепту в общее дело компании. Эти умения суть то, что дает ему возможность добиться успеха в выполнении своей работы. При приеме на работу и обучении персонала Nokia концентрирует свое снимание на умениях, которые потребуются в будущем, в не меньшей степени, чем на тех умениях, которые требуются сейчас.

Имеет 4 основные принципа:

    • уважение к личности. Эта ценность отчасти охраняется повышенным вниманием к индивидуальным ценностям людей, проходящих собеседование перед приемом на работу. «Сила Nokia заключается в нашей вере в ценность личности вне зависимости от того, является ли он наемным работником, партнером по бизнесу или покупателем. Каждый член команды - это личность.
    • удовлетворение покупателя. Отношение Nokia к покупателю может быть выражено одной фразой: «покупатели - самые важные персоны вNokia. Они не зависят от Nokia, а Nokia зависит от них». 
    • достижения. Усилия сотрудников Nokia направлены на достижение результатов. Чтобы добиться этого, они должны понимать стратегию и цели компании. Все они работают ради достижения специфических и частных целей. 
    • непрерывное обучение. В Nokia предусмотрены серьезные курсы, на которых разъясняется система ценностей компании. Во время годичного испытательного срока каждый сотрудник отвечает на вопросы о своих основанных на ценностях поступках.

 

    1.  Американская школа менеджмента на примере компании “Ford Motor”

 

Форд  Мотор - американская автомобильная  компания, выпускающая легковые автомобили марок "Форд", "Меркюри", "Линкольн", грузовики, разнообразную сельскохозяйственную технику. "Форду" принадлежит компания "Ягуар", "Астон-Мартин", "ЛендРовер", "Вольво". Штаб-квартира находится в Диборне (штат Мичиган). Компания была основана Генри Фордом в 1903 и с самого начала предназначалась для выпуска дешевого автомобиля. 

О Генри  Форде говорят, что он изобрел  не автомобиль, а автомобильный бизнес. До Форда автомобили были продуктом  кустарного производства, а потому ненадежными и дорогостоящими. На американских дорогах господствовали "Кадиллаки" и "Паккарды", которые  могли покупать только богатые. Форд задался целью превратить автомобиль в простой, надежный и недорогой  предмет первой необходимости. Задачи, которые встали перед Г.Фордом:

-  открыть и внедрить конвейер (автоматизация производства)

-  наладить массовое производство,

-  сформировать научную систему организации труда.

Только  эти достижения могли позволить  производить автомобили хорошо и  сравнительно дешево.

Первая "модель Т" стоила лишь 850 долларов, она продержалась в производстве 19 лет и за это время выпущено 15,5 млн. автомобилей. Это была подлинная техническая революция. Недаром изобретенный Фордом способ производства и организации труда был назван фордизмом. Фордизм – это система организации поточно массового производства основанная на конвейеризации производства.

Но  переворот был не только технический. За короткое время производительность труда на заводах Форда выросла  в 2 с лишним раза. Это дало возможность  колоссально увеличить прибыль. Так оно и было, но при этом Форд поднял и заработную плату до 5 долларов в день, что было вдвое  с лишним выше господствовавшей тогда  нормы. Благодаря этому он не испытывал  недостатка в рабочей силе, что  позволяло долгое время обходиться без профсоюзов. Но Форд не был добряком или филантропом. На его заводах  царила собственная полиция, державшая  строжайшую дисциплину. Но высокая  зарплата давала возможность многим рабочим покупать в кредит собственные  недорогие дома и автомобили. Задолго  до "Фольксвагена" Форд создал "народный автомобиль", опередив Европу на несколько  десятилетий.

Умение  сочетать относительно высокую зарплату с высокой прибылью и дешевой  продукцией постепенно стало основой  перестройки старого капитализма - сначала американского, потом западноевропейского  и японского. Форд инстинктивно и  справедливо полагал, что бессмысленно налаживать массовое производство, если нет массового потребления. Это  значит, что лица наемного труда, составляющие большинство в современном обществе, должны зарабатывать столько, чтобы  можно было покупать собственную  продукцию. В противном случае достаточного рынка сбыта не будет, и капитализм задохнется от невозможности реализовать  продукцию. Рост заработной платы в  меру роста производительности труда  позволяет параллельно наращивать и рынки, и прибыль. Первооткрывателем  этой истины стал, сам того не подозревая, Форд.

Таким образом, можно  сформулировать следующие принципы менеджмента Форда:

1.  Высокая стандартизация производства (позволяет ускорить и облегчить процесс производства, снизить издержки).

2.  Разделение труда (производственные процессы разбиты на операции, которые может выполнять низкоквалифицированный персонал. Высококвалифицированный персонал занят управлением, разработками и совершенствованием процесса).

3.  Организация производства "от задач производства", а не от станков (производственные машины располагаются в необходимом производству порядке).

4.  Лента конвейера связывает различные стадии процесса, ускоряя и облегчая его.

В настоящее  время в Форд Мотор можно выделить следующие особенности модели управления:

1.  Система менеджмента Форда направлена на удешевление производимого продукта, потому как стратегия Форд Мотор – производство надежного доступного автомобиля.

2.  Удешевление продукта производится за счет инноваций в производстве, организации труда, финансовой политики – но не за счет качества автомобилей. Дополнительные гарантии качества потребителю представлены в виде сети сервисных станций компании.

3.  Высокий уровень материального стимулирования рабочих позволяет повысить общественное благосостояние и корпоративные прибыли. Уровень социальной ответственности компании очень высок – функционируют бесплатные школы, где работники-иммигранты учат английский язык, социальный отдел компании выявляет проблемы в семьях рабочих, помогая устранить их.

4.  Высокая степень эффективности организации производственного процесса позволяет снизить издержки производства. Рабочие на конвейере не делают больше одного шага в сторону, не делают лишних движений (наклонов и т.п.) – настолько эффективно организовано их рабочее место.

5.  Модель организации управления производством не имеет административной схемы, постов с особыми обязанностями и т.п. В компании предпочитают тратить время на непосредственно работу, чем на бюрократические элементы администрирования.

6.  Финансовая политика заключается в том, что компания стремится продать большое количество автомобилей с маленькой прибылью (а не малое количество с большой прибылью).

7.  Ускоренный денежный оборот позволяет предприятию тратить меньше денег (оптимизация производства, логистики). Компания предпочитает находить собственные средства, чем брать кредиты и займы. Опыт выхода из экономического кризиса 2008 года доказал, что эта политика очень верна. Из компаний большой автомобильной тройки Америки только Форд предпочла справляться с проблемами за счет собственных ресурсов, не влезая в долги.

 

    1.  Cравнение основных характеристик

 

Европейский менеджмент отличается от американского в незначительной степени. Дело в том, что Европа и США – это достаточно близкие культуры, а поэтому обмен достижениями между ними протекает с меньшими трудностями.

В Европе, как и в США, очень важную роль в экономике играют мелкие и средние  предприятия. Этим обусловлены и  некоторые особенности европейского менеджмента. Для мелких фирм более  настоятельной является потребность  в выживании, поэтому необходимо более быстрое реагирование на любое, даже самое незначительное изменение  ситуации, к которому необходимо приспособиться.

Одно  из существенных отличий европейского менеджмента от менеджмента американского  состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов  и компаний дочерние компании сохраняют  заметную долю самостоятельности. Эта  самостоятельность может касаться и производственных, и финансовых решений, а также инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями  в Европе более актуальны, чем  в США.

Если для английских менеджеров в первую десятку входят способность делегировать власть, коммуникабельность, доступность, умение слушать, авторитетность, компетентность, техниковооруженность, честность, твердость, заинтересованность в людях. То для американских менеджеров важными являются следующие параметры: развитость ума, честность, логичность, техниковооруженность, широта познаний, перспективность, коммуникабельность, цельность характера, лидерство, способность делегировать власть, ораторские способности. То есть мы можем сделать вывод, что несмотря на отдельные сходства, различий между данными системами менеджмента все-таки больше.

Сравнение европейской и американской школ менеджмента по различным параметрам приведено в табл. 3.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объект сравнения

США

Европа

Общая характеристика

Значительное  число индивидуальных акционеров, независимых, не связанных с деятельностью  компании. Разработанная законодательная  база определяет права и обязанности  участников

Участие банков в качестве долгосрочных акционеров и представители выбираются в  состав совета директоров. Банковское финансирование предпочтительнее акционерного.

Преобладающие цели

Тактические

Стратегические

Разграничение обязанностей и полномочий

Четкое

Четкое

Специализация работников

Узкая

Широкая

Ответственность

Индивидуальная

Индивидуальная

Приверженность работника

К профессии

К фирме

Оценка и карьерный  рост

Быстрый

Медленный

Разделяемые ценности

Индивидуальные

Индивидуальные

Направленность руководства

На  человека

На  человека

Идеал менеджера

Лидер – сильная личность

Координатор – мозговой центр

Ключевые участники

Управляющие, директоры, акционеры, биржи, правительство

Банки, корпорации

Отношение к подчиненным

Формальное

Формальное

Обусловленность карьеры

Личные  качества

Личные  качества

Структура управления

Жесткая

Жесткая

Оплата труда

По  индивидуальным результатам

По  индивидуальным результатам

Расходы на обучение персонала

Низкие

Высокие

Найм на работу

Краткосрочный

Краткосрочный

Характер решений

Индивидуальный

Индивидуальный

Способ контроля

По  индивидуальным показателям

По  индивидуальным показателям

Структура акционерной  собственности

Институциональные инвесторы ( США – 60 %, Великобритания – 65 %), индивидуальные инвесторы – 20 %

Банки – 30 %, корпорации – 45 %, пенсионные фонды  – 3 %, индивидуальные акционеры – 4 %

Требования к прозрачности информации

Квартальный отчет, годовой отчет, вклюяающие в себя информацию о директорах, количестве имеющихся у них акций, заработной плате, данные об акционерах, владеющих более 5 % акций, сведения и слияниях и поглощениях.

Полугодовой отчет с указанием структуры  капитала, акционеров с 5 % акций и  более, информация о возможных слияниях и поглощениях


Табл 3.1 Сравнение американской и европейской модели менеджмента. 

Вывод к главе 3

 

В третьей  главе  мы рассмотрели особенности  европейской и американской школ менеджмента на примерах компаний «Nokia» и «Ford Motor» и провели сравнительную характеристику этих школ.

Компания «Nokia» занимает передовые позиции в области мобильных коммуникационных технологий. Что касается менеджмента корпорации, управление построено на иерархичной структуре. Компания уделяет большое внимание персоналу. Одной из важных задач компании является удовлетворение потребностей покупателей. Для полного выполнения этой задачи необходимо постоянно обновлять ассортимент продукции, что и делает корпорация Nokia.

Возможности реализации идей классического менеджмента  были наглядно продемонстрированы в  условиях крупного машинного производства, ориентированного на массовый выпуск продукции. Пример этому – успех  автомобильной компании Генри Форда (1863–1947).

Его подход, основанный на максимальном разделении труда, применении высокопроизводительного  оборудования и инструментов, размещении оборудования по ходу технологического процесса, регламентированном ритме  производства, механизации транспортных операций, нашел отражение в использовании  преимуществ поточного производства.

Если  сопоставить представленные школы  менеджмента, то обращают на себя внимание следующие особенности. В американской школе менеджмента большое внимание уделяется коммуникационным процессам, координации и прогнозированию как планированию в организации. В европейской школе менеджмента большое значение придается целеполаганию, наличию достаточных объемов информации, принятию обоснованных решений.

Однако  сравнительный анализ американской  и европейской моделей менеджмента показывает, что они достаточно близки между собой. 

 

Заключение

 

Национальная модель менеджмента  зависит не только от уровня экономического развития страны, но и от ее истории  и культуры, пути достижения данного  уровня развития.

Сравнение национальных моделей  менеджмента требует их всестороннего  описания и комплексного рассмотрения. Международные сравнения говорят  о взаимозависимости различных  аспектов института акционерных  обществ.

Необходимый для работоспособности  системы уровень разнообразия ее поведения поддерживается реализацией  принципа двойственности. Уменьшение свободы выбора определенной группы участников производственных отношений в одном аспекте деятельности сопровождается ее увеличением в другом.

Информация о работе Европейская и американская школы менеджмента, наиболее яркие представители