Женщина-менеджер: социально-экономические и психологические проблемы становления и адаптации в новых экономических условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

В своей работе я рассмотрела социальный портрет женщины-менеджера, её имидж и типы руководства, тем самым, сделав попытку описания профессионально значимых личностных черт данной группы персонала.
Цель курсовой работы заключается в исследовании процесса адаптации женщин в новых экономических условиях, а также разработке рекомендаций относительно его усовершенствования.
Изучив курсовую работу мы должны понять, что и мужчины, и женщины имеют практически равные психологические возможности для управления предприятием, и характеристики пола практически не выступают ограничителями для эффективного менеджмента.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..............3
1. Женщина-менеджер: социально-экономические и психологические проблемы становления и адаптации в новых экономических условиях........................................................5
Социальный портрет женщины-менеджера...........................................................5
Привлекательный имидж .........................................................................................9
Женщины в рамках служебного этикета ..............................................................11
Женщина-менеджер в управлении персоналом ..................................................13
Мотивации женщин-менеджеров...........................................................................15
Как становятся руководителем .............................................................................17
2. Женщина- менеджер в ЗАО "Пассажирский автотранспортный комбинат
– Инвест"............................................................................................................................20
2.1 Общая характеристика ЗАО "Пассажирский автотранспортный комбинат
– Инвест" г.Наб.Челны. Основные виды деятельности................................................20
2.2 Место и роль женщины-менеджера в деятельности предприятия ЗАО
«ПАК - Инвест»................................................................................................................23
2.3 Адаптация женщины- менеджера в ЗАО «ПАК - Инвест»...............................27
Заключение…………………………………………………………………...................29
Список использованной литературы………………………………………...............31

Вложенные файлы: 1 файл

17 вопрос Гайнутдинова Лейла.docx

— 66.77 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Менеджмент (общая теория на транспорте)»

на тему : « Женщина-менеджер: социально-экономические и психологические проблемы становления и адаптации в новых экономических условиях»

 

 

 

 

 

 

                                    Разработал

                                    студент            Гайнутдинова Л.Ф.

                                     группы           4101179 

                                       ________________ (подпись)

                                      « __»_____________ 2013 г.

                                    Проверил

                                      Руководитель    Ефремова О.И.         

          ____________  (подпись)                               

                                 « __»_____________2013г.

 

 

 

 

           Набережные Челны

                       2013

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………..............3

1. Женщина-менеджер: социально-экономические и психологические проблемы становления и адаптации в новых экономических условиях........................................................5

    1. Социальный портрет женщины-менеджера...........................................................5
    2. Привлекательный имидж .........................................................................................9
    3. Женщины в рамках служебного этикета ..............................................................11
    4. Женщина-менеджер в управлении персоналом ..................................................13
    5. Мотивации женщин-менеджеров...........................................................................15
    6. Как становятся руководителем .............................................................................17

2. Женщина- менеджер в ЗАО "Пассажирский автотранспортный комбинат

– Инвест"............................................................................................................................20

2.1 Общая характеристика  ЗАО "Пассажирский автотранспортный комбинат

– Инвест" г.Наб.Челны. Основные виды деятельности................................................20

2.2   Место и роль женщины-менеджера в деятельности предприятия ЗАО

«ПАК - Инвест»................................................................................................................23

2.3  Адаптация женщины- менеджера в ЗАО «ПАК - Инвест»...............................27

Заключение…………………………………………………………………...................29

Список использованной литературы………………………………………...............31

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Менеджеры - это опора организации. От них  зависит работа и настрой подчиненных, они в первую очередь должны попытаться учитывать личностные различия людей  и не пытаться изменить личность для  ее соответствия модели идеального человека. Долгом менеджеров является ответственный  подход к своему персоналу, так как  именно они дают эмоциональную основу для большинства межличностных  отношений сотрудников. Они не должны забывать, что работники, поступающие  в организацию, должны приспосабливаться  к новой среде и быть удовлетворены  своей работой.

Менеджмент вырос как отдельная наука в 20 веке. Профессиональный менеджер, как и профессионал в любой другой области, понимает определенные принципы, выполняет определенные задачи и поддерживает определенные планки стандартов. Как любой профессионал, менеджер должен обладать рядом психологических характеристик и личностных черт, соответствующих его деятельности. Лишь при условии присутствия у него определенных личностных черт, качеств, способствующих успешности его социальных взаимодействий, менеджер может соответствовать стандартам профессиональной деятельности.

В связи с изменениями, происходящими в обществе и экономической жизни страны, в последние годы количество женщин – менеджеров существенно возросло. В настоящее время для многих стран с рыночной экономикой характерна тенденция к продвижению женщин практически во всех сферах человеческой деятельности. Можно с уверенностью сказать, что и в отечественном бизнесе представительницы прекрасного пола начинают занимать все более высокие посты. Россия, долгое время считавшаяся обществом, в котором правят мужчины, оказалась лидером по проценту женщин на высших управленческих позициях среди ведущих стран мира. Все больше возрастает роль женщин именно в управлении, в организации производства, в обеспечении эффективного его функционирования. Однако, несмотря все возрастающее количество женщин – высокопрофессиональных менеджеров, их личностные характеристики, влияющие на эффективность профессиональной деятельности, до сих пор не исследованы.

В своей работе я рассмотрела социальный портрет женщины-менеджера, её имидж и типы руководства, тем самым, сделав попытку описания профессионально значимых личностных черт данной группы персонала.

Цель  курсовой работы заключается в исследовании процесса адаптации женщин в новых экономических условиях, а также разработке рекомендаций относительно его усовершенствования.

Изучив курсовую работу мы должны понять, что и мужчины, и женщины имеют практически равные психологические возможности для управления предприятием, и характеристики пола практически не выступают ограничителями для эффективного менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Женщина-менеджер: социально-экономические  и психологические      проблемы становления и адаптации в новых экономических условиях

1.1 Социальный портрет женщины-менеджера

 

Социальные роли - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус».

Когда произносят слово «менеджер», в воображении  возникает  образ  преуспевающего мужчины, уверенного в себе руководителя или бизнесмена. Так и было  до недавнего времени, пока  на  жизненной   арене   не   появились   деловые женщины,  яркие   личности,  инициативные,   энергичные,   не    боящиеся трудностей. Наше общество  ещё  далеко  от  стабильности, а  ведь  именно в  устойчивом обществе  женщина  имеет больше шансов  занять   лидерские позиции.  В   нашем   обществе   женщина   оказалась   в   парадоксальной ситуации: на  неё  взвалили  всю  ответственность  за  семью, тогда   как мужчина  от  семейной  ответственности  был   отстранён.  У   женщин   не было возможностей  для  функционирования  вне  семьи, возможностей   для деловой активности.    

В настоящее время  появился  ранее  не  существовавший  тип  деловой   женщины, и женщина-руководитель не редкость в наши дни.    

Существуют  общие психологические     черты,    которые характеризуют  современную  женщину и лежат в основе личностных черт женщины-менеджера. Прежде  всего,  это   глубокое   осознание   равноправия,  равенства своих  возможностей   и   способностей   к управлению коллективной деятельностью и   участию   во   всех   сферах социально-общественной жизни  общества.     

Другой   важной    чертой    является     признание    необходимости сочетания  различных  социальных  ролей - не  только  активной  участницы трудовой   и  общественной   жизни,  но   и   матери, хозяйки   дома.    

Женщины  избирают  различные   варианты   сочетания   этих   ролей,  хотя большинство  устойчиво  ориентируются  на   одинаковую   их   значимость. Конкретный  выбор  жизненного  пути  женщина  делает сама в  соответствии со своими  личными  качествами, предпочтениями, вкусами, обстоятельствами жизни, но  возможность  такого выбора  сильно зависят от  того,  какую экономическую и моральную поддержку окажет ей государство и   общество на  каждом  из  избранных ею путей.    

Но  у женщины есть ряд преимуществ, реализовав которые она может  стать успешным руководителем. Женщина-менеджер обладает более тонким социальным интеллектом, она острее ощущает нюансы отношений, в том числе и отношение к себе. Она умеет оценивать и прогнозировать поведение других людей. Женщина обладает большей контактностью и практичностью. Женщина лучше мужчины контролирует свои и чужие ошибки, она, как правило, лучше формулирует свои мысли и выражает идеи.

У деловой женщины по сравнению с мужчиной при доведении начатого до конца есть своеобразное преимущество – она умеет вовремя остановиться. Мужчина обычно неуклонно стремится к цели. Постоянно налегая на дело, он быстро выдыхается. У женщины несколько другая тактика: если дело не идет, она останавливается, накапливая силы и изыскивая более эффективные средства для «наступления». Вопрос о гибкой тактике при достижении результатов - один из ключевых в процессе руководства.

Согласно современным подходам, женщин-руководителей можно классифицировать по следующим типам.

"Маскулинный". У женщин этого типа эмоциональная сфера развита недостаточно, и они пытаются это компенсировать жесткостью, подчеркнутой авторитарностью в отношениях с подчиненными. Они берут за образец не слишком щепетильных в выборе средств, самоуверенных, прагматичных коллег-мужчин. Такая руководительница ведет своих подчиненных железной рукой; свободомыслие, обмен мнениями исключаются в корне; в коллективе царит нравственная духота, просыпается худшая сторона человеческой натуры – подхалимство. От подчиненных, прежде всего, требуется умение молчать и дар убеждения. Здесь задерживаются малоквалифицированные работники; профессионалы уходят.

"Женственный". Эта категория женщин-руководителей – прямая противоположность первой. Личное обаяние – один из главных рабочих «инструментов» такого начальника, все строится на эмоциях. Стиль ее обращения к подчиненным – «мальчики», «девочки», «давайте жить дружно». «Женственная» начальница сверх либеральна, и потому в коллективе царит неразбериха. Все высказывают свою точку зрения, игнорируя мнение соседа, а согласовать их и выбрать единственно верную некому: руководитель слился с толпой. От подчиненных требуется как можно ярче представлять свои предложения, только в этом случае начальница вникнет в то, о чем они толковали с таким жаром. Чтобы избежать гнева такого руководителя, достаточно просто разжалобить ее.

"Ситуативный" тип женщины-руководителя вплотную примыкает к предыдущему типу, только лозунг «Давайте жить дружно» сменяется лозунгом «Все для победы!». Такая начальница – энтузиаст: она буквально горит на работе, приходит раньше всех и уходит последней. Рабочий стол ее завален бумагами, где важные перемешаны с неважными. Для подчиненного, твердо знающего свои служебные обязанности и умеющего спокойно разъяснить их - все не так уж скверно.

Как видим, ни один из приведенных типов «не тянет» хоть сколько-нибудь на эффективный. И, тем не менее, женщина-руководитель, как показывает практика, не только не уступает своему коллеге мужского пола, но во многом и превосходит его.

Таблица 1.1 Модель современной женщины-менеджера

Вид характеристики

Описание

Эмоционально-волевая

Работоспособность.

Эмоциональная устойчивость.

Организованность.

Уверенность в себе.

Реализм.

Целеустремленность.

Самоконтроль.

Решительность.

Склонность к риску.

Коммуникативная

Общительность.

Активность.

Оптимизм.

Независимость.

Склонность к лидерству.

Инициативность.

Интеллектуальные

Обучаемость.

Комбинаторное мышление.

Способность к концентрации внимания.

Способность к распределению  внимания.

Память.

Способность к творчеству.

Этические

Верность слову.

Наличие четких нравственных принципов.

Патриотизм по отношению  к своему предприятию

Знания

Высшее инженерно-техническое или  экономическое образование.

Правила юридического оформления договорных отношений с отечественными партнерами.

Правила юридического оформления договорных отношений с зарубежными  партнерами.

Законы и подзаконные  акты, регулирующие отношения, возникающие  в процессе управления.

Умения и навыки

Умение работать в команде.

Способность к эффективной  передаче, обработке и представлению  информации, в т.ч. с ПЭВМ.

Навыки организации личного  труда.

Навыки организации труда  коллектива.

Навыки написания бизнес-плана.

Навыки разработки общей  стратегии предприятия.

Навыки текущего планирования.

Навыки формирования бюджета  предприятия.

Навыки оценки трудовой деятельности персонала.

Умение создать творческий климат на предприятии.

Навыки работы с потребителями (изучение интересов, обратная связь).

Навыки прогнозирования  рынка сбыта.

Навыки организации работы с посредниками.

Навыки контроля за качеством  отчетности.

Навыки работы с потенциальными инвесторами.

Информация о работе Женщина-менеджер: социально-экономические и психологические проблемы становления и адаптации в новых экономических условиях