Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:41, курсовая работа
В своей работе я рассмотрела социальный портрет женщины-менеджера, её имидж и типы руководства, тем самым, сделав попытку описания профессионально значимых личностных черт данной группы персонала.
Цель курсовой работы заключается в исследовании процесса адаптации женщин в новых экономических условиях, а также разработке рекомендаций относительно его усовершенствования.
Изучив курсовую работу мы должны понять, что и мужчины, и женщины имеют практически равные психологические возможности для управления предприятием, и характеристики пола практически не выступают ограничителями для эффективного менеджмента.
Введение …………………………………………………………………………..............3
1. Женщина-менеджер: социально-экономические и психологические проблемы становления и адаптации в новых экономических условиях........................................................5
Социальный портрет женщины-менеджера...........................................................5
Привлекательный имидж .........................................................................................9
Женщины в рамках служебного этикета ..............................................................11
Женщина-менеджер в управлении персоналом ..................................................13
Мотивации женщин-менеджеров...........................................................................15
Как становятся руководителем .............................................................................17
2. Женщина- менеджер в ЗАО "Пассажирский автотранспортный комбинат
– Инвест"............................................................................................................................20
2.1 Общая характеристика ЗАО "Пассажирский автотранспортный комбинат
– Инвест" г.Наб.Челны. Основные виды деятельности................................................20
2.2 Место и роль женщины-менеджера в деятельности предприятия ЗАО
«ПАК - Инвест»................................................................................................................23
2.3 Адаптация женщины- менеджера в ЗАО «ПАК - Инвест»...............................27
Заключение…………………………………………………………………...................29
Список использованной литературы………………………………………...............31
1.2 Привлекательный имидж
Термин «имидж» прочно вошел в нашу жизнь и используется очень широко. Часто нам приходится слышать об имидже той или иной компании и производимых ею товаров, имидже политика, бизнесмена, менеджера. Имидж - это представления окружающих о личности и деятельности какого-либо человека. И если это мнение отрицательное, то ему будет очень трудно взаимодействовать с другими людьми.
Следовательно, любой менеджер должен стремиться к созданию положительного имиджа. Для того чтобы правильно сформировать собственный имидж, руководитель должен придерживаться общих правил, которые созданы для всех. Нельзя забывать и о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями, стрессами. Необходимо иметь свой, но непременно цивилизованный стиль поведения, свой, но непременно благородный образ - тот самый имидж менеджера, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности. Имидж деловой женщины не похож на все те образы, которые мы привыкли видеть в повседневной жизни. Это уже не просто хрупкие и беззащитные женщины - это охотницы и добытчицы, которые в силах самостоятельно планировать свое время и решать важные дела.
Важная часть имиджа - внешний вид. Правильно подобранный деловой костюм действует сильнее многих средств убеждения: он создает впечатление стабильности, профессионализма и соответствия среде. Деловой костюм демонстрирует не только финансовые возможности деловой женщины, но и ее воспитание, вкус, знание делового этикета. Главная же опасность, которая подстерегает женщину при выборе делового костюма, – огромная провокационность.
Прежде всего, женский деловой костюм – это «двойка» или «тройка» с брюками или юбкой, при этом брюки считаются менее консервативными, чем юбки. Рукав пиджака - длинный. Он должен заканчиваться на косточке запястья, костюм не должен сильно облегать фигуру, так как он подчеркивает деловые качества, а не женское очарование.
Цвет одежды также характеризует деловую женщину как личность, а зачастую свидетельствует о ее авторитете и власти, которой она обладает. В женской одежде цвет имеет особое значение, так как его можно использовать для того, чтобы подчеркнуть или приглушить естественный цвет лица. При выборе деловой одежды стоит отдать предпочтение костюмам и блузкам однотонных расцветок, допустимы мелкая полоска или клетка. Главное, чтобы все элементы гардероба сочетались по цвету, и цветов было не более трех.
Найти свой, особый стиль - один из важнейших шагов для женщины руководителя в построении правильного имиджа. Таким образом, женщина-руководитель обладает более сложным имиджем, чем мужчина-руководитель. Она должна иметь в своем облике серьезные мужские черты, однако в определенные периоды в ней должны превалировать и чисто женские.
1.3 Женщины в рамках служебного этикета
Этикет - это язык символов. Человек должен использовать его с целью лучше взаимодействовать с другими (коллегами, партнерами). Служебный этикет - это совокупность целесообразных правил поведения людей в трудовых коллективах. Эти правила обусловлены важнейшими принципами общечеловеческой морали и нравственности. Не секрет, что на работе каждый человек является объектом внимания коллег, клиентов, которые обращают внимание на ее приветствие, умение спрашивать, слушать, проявлять уважение к другим.
Женщины работают во всех сферах деловой жизни, на всех ступенях иерархической лестницы. Как при этом соблюдаются правила этикета, в том числе в отношениях между мужчинами и женщинами? В этикете ведущими являются три фактора: пол, возраст и социальный статус участников общения. Однако деловые отношения имеют свои законы.
Отношения между начальниками и подчиненными — "служебная вертикаль" — строятся на приоритете должностного ранга в сравнении с другими признаками. Процесс общения протекает по классической модели: начальник находится в положении "сверху", подчиненный — в пристройке "снизу". Модель определяет выбор стратегии, тактики, этикетных норм общения.
Отношения между коллегами строятся "на равных". Эти нормы служебного этикета распространяются на мужчин и женщин в равной мере.
Все рабочие задания даются сотрудникам в соответствии с их должностными функциями. Каждый несет персональную ответственность за свой участок. Здесь нет скидок, поблажек и каких-то преимуществ и привилегий для женщин. Женщина и сама не должна поощрять в отношении к себе снижения требовательности, упрощения профессиональных задач. Это является карьерным риском, может привести к профессиональной деградации. Напротив, необходимо постоянно совершенствоваться, повышать на базе своих сильных сторон деловые успехи и добиваться в коллективе признания себя как специалиста высокого класса.
Если исходить из идеи равенства мужчин и женщин и руководствоваться требованиями обычной вежливости, вопрос о том, как представителям противоположных полов строить отношения на работе, отпадет сам собой.
• Дверь открывает тот, кто ближе к ней стоит.
• В лифт первым входит или выходит из него человек, находящийся ближе к двери.
• И мужчины и женщины поднимаются со стула, чтобы поприветствовать клиента или посетителя, вне зависимости от его пола.
• И мужчины и женщины обмениваются рукопожатиями; на службе нет правил, предписывающих, кто первым должен подавать другому руку.
• Независимо от того, кто кого приглашает на ленч, платит приглашающий.
• Ни мужчинам, ни женщинам на работе не следует называть сотрудников уменьшительно-ласкательными именами и прозвищами.
Даже если вам хочется вести себя на работе так же, как в нерабочей обстановке, не позволяйте себе этого. Не забывайте, что деловая встреча — это не приглашение на свидание. Женщина не должна ждать, пока мужчина галантно подвинет ей стул, чтобы помочь сесть, а мужчине не следует считать себя обязанным сделать это. Она вполне сможет сама о себе позаботиться, как и ее спутник.
Служебный этикет культивирует такие правила обхождения, которые благоприятно влияют на морально-психологический и деловой климат в коллективе, способствуют эффективному разрешению конфликтных ситуаций, повышению производительности труда. И для женщин — никаких исключений: ни тех, что связаны со срочным заданием, на которое не хватает времени, ни с плохим настроением, ни неприятным разговором по телефону, нездоровьем, и ни общением с "несимпатичным" человеком. Женщине важно хорошо ориентироваться в обстановке общения, уметь правильно выбрать этикетные нормы общения или, когда это целесообразно, отойти от стереотипа. Все это нелегко. Это - проблемы, но с ними надо уметь справляться.
1.4 Женщина-менеджер в управлении персоналом
Управление персоналом — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации качественным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции и оптимальное его использование. Управление персоналом является неотъемлемой частью качественных систем управления организации. Технология управления персоналом включает: организацию найма, отбора, приема персонала; его деловую оценку, профориентацию и адаптацию; обучение; управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением; мотивацию и организацию труда; управление конфликтами и стрессами; обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала.
Менеджер, ставящий перед собой задачу по улучшению производственного процесса индивида, должен учитывать мотивационное влияние, ведь главная причина в различии поведения служащих, это их разные потребности и цели. Чтобы выяснить потребности подчиненных, менеджеру следует ознакомиться с теориями мотивации, которые могут быть разделены на содержательные и процессуальные. Благодаря этим теориям, менеджеры смогут овладеть инструментом стимулирования работу служащего.
В управлении персоналом женщина - руководитель больше внимания уделяет отношениям между членами коллектива, ее больше волнует сфера межличностных отношений, чем руководителя - мужчину. Женщина более тонко реагирует на морально-психологический климат в коллективе, проявляет большую чуткость в понимании душевного состояния подчиненных. Она стимулирует работников высказывать свои соображения и предложения по любому вопросу, касающемуся общего дела; проводит коллективные обсуждения целей и стратегии организации. Женщины-менеджеры не оставляют без внимания знаменательные даты в жизни своих подчиненных, организуют неформальное общение.
Осуществляя функцию контроля над деятельностью персонала, женщина не стремится к жестким санкциям, а в первую очередь желает обеспечить необходимые условия для подчиненных с целью минимизации наказаний. При этом она сохраняет способность реализовывать жесткие меры по отношению к тем, кто не справляется с поставленными задачами. Когда женщина-руководитель проявляет жесткость и требовательность, необходимую для выполнения какой-либо работы в срок, на эмоциональном уровне подчиненными это может восприниматься как проявление «неженских качеств», так как от женщины исторически ожидают мягкости и уступчивости. Мужчинам часто прощают крики и разносы, женщинам-руководителям такого типа поведения не прощают никогда.
Я не согласна с тем, что женщине
сложно управлять мужчинами-
Для того чтобы человек стал хорошим руководителем, он, вне зависимости от пола, должен обладать особыми качествами. Сильный характер, личная ответственность за результат, деловое чутье, высокая трудоспособность, активность, умение воодушевлять и вести за собой коллектив — все то, что называют задатками лидера. В современном мире эти свойства присущи как мужчинам, так и женщинам.
Тем не менее между мужским и женским стилями руководства есть и отличия. В управлении коллективом женщина-руководитель реже прибегает к авторитарным методам, вместо прямого принуждения использует методы убеждения, стремится мотивировать, а не заставлять персонал выполнять поставленные задачи. В ходе переговоров женщина реже идет на конфликт, ищет компромиссные варианты, старается не прибегать к необоснованным решениям, идущим вразрез с мнением окружающих. Женщинам проще выстраивать и отлаживать рутинные бизнес-процессы, они уделяют больше внимания мелочам и даже после нескольких лет работы на одном месте не устают совершенствовать любимое дело.
1.5. Мотивации женщин-менеджеров
Мотивация - это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации. Для того чтобы человек выполнял свою работу наилучшим образом, наличие мотивации жизненно необходимо. Если предположить, что работникам предоставляется возможность проявить высокие результаты, и все они имеют необходимые навыки, тогда эффективность зависит от их мотивации. Успешное овладение навыками мотивации открывает перед руководителем прямую дорогу к повышению эффективности работы.
Деловые женщины имеют разную мотивацию своей работы. Деятельность женщин гораздо больше, чем у мужчин, направлена на состояние и ощущение людей, с которыми она работает. Проведенное в Ставрополе социологическое исследование позволило выявить мотивационные ценности деловых женщин. На первом месте стоит желание реализовать свой творческий потенциал (52,4%). На втором - стремление к экономической независимости (30%), затем, тяжелое финансовое положение семьи (13%), желание быть примером для детей (0,8%). Важную роль для женщин играет материальная обеспеченность себя и своей семьи, которая и является следствием ее личной самореализации.
Вот мотивации, которые движут российскими и зарубежными женщинами-менеджерами:
• желание создать свое настоящее и будущее собственным трудом;
• желание иметь любимую работу;
• надежда на объединение в одно целое деятельности и личной жизни;
• стремление воплотить свои надежды и свой стиль в предпринимательской деятельности;
• ожидание хорошего вознаграждения за свои усилия и роста личного благосостояния;
• возможность раскрыть свое «Я», свои способности;
• склонность к риску, нахождению выходов из рисковых ситуаций;
• знание специфики той отрасли, в которой создано (или будет создано) предприятие;
• возможность получать хорошие деньги от предпринимательской деятельности;
• стремление обрести независимость и проявит свои силы;
• неудовлетворенность прежней работой;
• заинтересованность и опыт работы в той сфере, к которой относится созданное (создаваемое) дело;
• живой пример родных, друзей, соседей или случайных людей.
1.6 Как становятся руководителем
В разнообразном множестве случаев, связанных с выбором и становлением женщины как руководителя, можно выделить несколько типичных ситуаций. Такой подход в науке управления используется довольно часто, поскольку позволяет показать не столько как надо, а как это есть на самом деле.