Законы и закономерности менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы связана с тем, что познание закономерностей и принципов управления позволяет максимально эффективно использовать их на практике, своевременно и качественно руководить деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществлять её объективную оценку, прогнозирование, оптимизацию и комплексное совершенствование.
Цель курсовой работы: исследовать основные закономерности и принципы менеджмента.

Содержание

Введение____________________________________________________
1 Характеристика менеджмента___________________________
1.1 Общие представления о менеджменте_________________________
1.2 Принципы менеджмента____________________________________
1.3 Разновидности менеджмента ________________________________
2 Законы и закономерности менеджмента___________________
2.1 Понятие и значение закономерностей в теории менеджмента______
2.2 Закон специализации управления______________________________
2.3 Закон интеграции управления_________________________________
2.4 Закон экономии времени_____________________________________
2.5 Закон управленческого общения______________________________
Заключение___________________________________________________
Список используемых источников ________________________________

Вложенные файлы: 1 файл

КР Зонова.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Введение         

                     

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующих в рыночных условиях хозяйствования, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением закономерностей, принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Предметом изучения менеджмента является особая разновидность организационных отношений между людьми, имеющих форму информационного обмена и связанных с осуществлением руководства деловыми и хозяйственными процессами. Это, например, отношения, связанные с организацией основной, вспомогательной и самой управленческой деятельности; постановкой целей и планированием; выдачей распоряжений; координацией работы; контролем над ней и результатами; оценкой, вознаграждением за успехи; преобразованием и т.п. 
Актуальность выбранной мною темы связана с тем, что познание закономерностей и принципов управления позволяет максимально эффективно использовать их на практике, своевременно и качественно руководить деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществлять её объективную оценку, прогнозирование, оптимизацию и комплексное совершенствование. 

Предмет исследования: законы и закономерности управления.

Цель курсовой работы: исследовать  основные закономерности и принципы менеджмента.

 

 

 

 

1. Характеристика менеджмента

            

Менеджмент - совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель менеджмента - достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании.

Еще в 50-60-е гг. прошлого века в Европе и США доминировало представление о менеджменте как об универсальной дисциплине, имеющей единый, нерасчлененный объект. Однако сегодня таких объектов существует множество. В его рамках выделилось несколько самостоятельных направлений, и число их продолжает расти.

Менеджмент как наука и искусство управления в последние годы развивается настолько стремительно и разнообразно, что даже некоторые специалисты затрудняются в распознавании тех или иных его течений. Появляются новые термины, оттеняющие те или иные аспекты управления. В реальном бизнесе апробируются новые системы и модели.

С одной стороны, ничего удивительного в этом процессе нет. Управленческие структуры просто отражают стремительный темп изменений, происходящих во внешней среде, учитывают их и рождают адекватные императивы.

С другой стороны, современные управленцы должны вовремя «примерять» на себя ту или иную «рубашку», тщательно сортируя поступающий поток менеджерских инноваций

1.1 Общие представления  о менеджменте

Термин «менеджмент». Он уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек.  Термин «менеджмент» имеет несколько значений:

  • вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата;
  • сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие технические средства – компьютеры, программные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое:
  • орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной;
  • под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления;
  • менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту;
  • практику реального управления и ее осмысление;
  • искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное – скорее искусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет;
  • учебная дисциплина, посвященная управлению. В России менеджменту учат всех студентов экономических специальностей. О нем рассказывают будущим инженерам, геологам, медикам, социологам и др. Все чаще с менеджментом знакомят и школьников.

В соответствии со словарем менеджеры – это начальники, которые управляют подчиненными. Среди них - бригадиры, заведующие секторами и другие линейные руководители. Другой тип начальников – руководители предприятий и организаций, органов государственной власти и муниципального самоуправления. Их называют «топ-менеджерами» (от англ. top-managers) – высшими менеджерами. Между линейными менеджерами и топ-менеджерами обычно имеется среднее звено – начальники цехов, отделов, служб. Среднее звено командует линейными менеджерами и подчиняется топ-менеджерам.

Особая роль топ-менеджеров состоит в том, что именно они принимают окончательные решения и определяют цели предприятия или организации. Остальные менеджеры выполняют их решения.  Менеджерами называют не только управляющих, но и управленцев, т.е. лиц, участвующих в управлении. К ним относятся, например, заместители и помощники управляющих. У таких работников может не быть подчиненных. Они работают с людьми, которые подчиняются их общим начальникам. Управленцы выполняют те или иные функции управления, которые им поручены. В настоящее время менеджерами иногда называют и еще одну категорию работников, профессиональная деятельность которых состоит в постоянных контактах с людьми. Должности таких работников именуются, например, «офис-менеджер» или «менеджер торгового зала». Подчиненных у таких «менеджеров» нет.

 

1.2  Понятие принципов менеджмента

 

Принципы управления – основные правила, которые должны соблюдаться субъектами управления при принятии различного рода управленческих решений. Принципы являются основной формой целенаправленного использования объективных закономерностей в практике управления. И.Н. Герчикова считает, что принципы менеджмента – это общие закономерности, отражающиеся при постановке практических задач управления. В.И. Кнорринг полагает, что принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы, ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда. 
Принципы отражают содержание объективных процессов общества и соответствуют им. Рассматривая этот вопрос, Ф. Энгельс писал: « ... принципы не исходный пункт исследования, а его заключительный результат; эти принципы не применяются к природе и к человеческой истории, а абстрагируются из них; не природа и человечество сообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории». В этом выражении очень ясно показана сущность принципов, которые являются проявлением объективно действующих в обществе законов и закономерностей. Люди в процессе своей деятельности делают обобщения закономерностей, то есть познают и формулируют принципы, которые используют для совершенствования этой деятельности. Это, разумеется, не означает, что выработка принципов носит субъективный характер. Люди выводят их в качестве «основных правил» для того, чтобы их деятельность в большей мере соответствовала законам общества, что в конечном итоге положительно сказывается на эффективности деятельности.

В данном контексте представляется наиболее обоснованной трактовка принципов управления, предложенная авторами учебника по теории управления под редакцией О. В. Козловой, в котором под принципами управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе. 
Отличие принципа от закона выражается и в том, что он может быть сформулирован на основе не одного, а нескольких законов, а также является выражением той или иной всеобщей формы бытия, того или иного свойства материальных и идеальных образований. 
Принципы управления определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления, то есть управление организацией осуществляется посредством исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют линию поведения менеджеров. 
Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. Принципы в менеджменте это не есть нечто раз и навсегда данное. Они изменяются. Время меняет и язык науки, и терминологию, и формулировку принципа в зависимости от национальных особенностей различных школ менеджмента. 
Анри Файоль выделял 14 принципов управления, многие из которых до сих пор практически полезны:

1 Разделение труда. Эта функция распространяется не только на         исполнительские работы, но и управленческие.

2 Полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы         и т.д., сила, которая требует повиновения. Ответственность - это взятие         на себя обязательства за выполнение чего-либо.

3 Дисциплина.

4 Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного        начальника.

5 Единство направления. Каждая группа должна преследовать единую           цель и должна быть объедена единым планом.

6 Подчиненность личных интересов общим. Цели каждого отдельного           работника не должны преобладать над целями всей организации.      7 Вознаграждение персонала. Чтобы получить отдачу от работников они           должны получать справедливое вознаграждение за свой труд.      

8 Централизация. В любой организации должен быть управленческий            центр.

9 Скалярная цепь. Ряд лиц стоящих на руководящих должностях            начиная от лица занимающего самое высокое положение и по цепочке           вниз до низового звена (цепь подчинения).

10 Порядок. Означает, что должно быть рабочее место для каждого            работника и каждый работник должен быть на своем месте.    

11 Справедливость. Сочетание доброты и правосудия.

12 Стабильность рабочего места для персонала.

13 Инициатива. Означает разработку проекта или плана и обеспечение его реализации.

14 Корпоративный дух. Традиции, согласие, имидж организации. Его 14 принципов не бесспорны. Их скорее можно считать рекомендациями к организации управления, в то время как принципы являются основанием системы, обобщают явления в той области знания, из которой они абстрагированы.

Что же касается единой системы принципов управления, то этот вопрос до настоящего времени однозначно не решен. Различные авторы, основываясь, безусловно, на объективном отражении действительности, по-разному подходят к классификации основных принципов управления. Многие ученые формулируют основные, по их мнению, принципы, базируясь на различных подходах к их систематизации. В одних работах выделяется лишь система основных принципов, в других выделяются две и более подсистем.

Классификация принципов менеджмента

Принципы управления должны являться отражением выявленных закономерностей, однако существующие классификации принципов построены на упрощенном понимании управления, поэтому сформулированные принципы не всегда оказывались жизнеспособными. Часть принципов только декларировалась, ввиду абстрактного подхода к определению управления, и на практику не работала. Уже давно назрел вопрос о разработке новой жизнеспособной системы принципов управления, объективно отражающих выявленные закономерности и удовлетворяющих потребности практики.

1) Принципы работы с информацией (кибернетические принципы). 
Работа с информацией по своему объему составляет значительную долю в действиях субъекта управления любого уровня. Это объясняется тем, что управление – деятельность интеллектуальная, поэтому ее предметом является информация. Следовательно, информация играет непреходящую роль в исследуемом явлении, а это означает, что работа по переработке информации справедливо выделяется в относительно самостоятельную составляющую деятельности. Для того чтобы выяснить принципы работы с информацией, необходимо дать глубокий анализ действий, из которых складывается рассматриваемый вид деятельности. 
Исследование данного вида деятельности, являющейся органической составляющей управления, дает основания для вывода, что при ее осуществлении целесообразно руководствоваться следующими принципами:

  • объективности;
  • адекватности;
  • обогащения;
  • перехода информации в знания субъекта.

Информация о работе Законы и закономерности менеджмента