Законы и закономерности менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы связана с тем, что познание закономерностей и принципов управления позволяет максимально эффективно использовать их на практике, своевременно и качественно руководить деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществлять её объективную оценку, прогнозирование, оптимизацию и комплексное совершенствование.
Цель курсовой работы: исследовать основные закономерности и принципы менеджмента.

Содержание

Введение____________________________________________________
1 Характеристика менеджмента___________________________
1.1 Общие представления о менеджменте_________________________
1.2 Принципы менеджмента____________________________________
1.3 Разновидности менеджмента ________________________________
2 Законы и закономерности менеджмента___________________
2.1 Понятие и значение закономерностей в теории менеджмента______
2.2 Закон специализации управления______________________________
2.3 Закон интеграции управления_________________________________
2.4 Закон экономии времени_____________________________________
2.5 Закон управленческого общения______________________________
Заключение___________________________________________________
Список используемых источников ________________________________

Вложенные файлы: 1 файл

КР Зонова.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Принцип делегирования или сочетания прав, обязанностей и ответственности имеет направленность на обеспечение четкости в работе коллектива. В соответствии с данным принципом каждому сотруднику целесообразно определять круг обязанностей, возлагаемых на него в зависимости от порученного участка работы. И от того, насколько обоснованно определены обязанности каждому члену коллектива, во многом зависит качество не только его работы, но и коллектива в целом. Распределение обязанностей зависит от целого ряда условий. Это и характер труда на порученном участке, и количество сотрудников, участвующих в процессе деятельности, а главное, их квалификация и личные качества. В связи с тем, что от распределения обязанностей зависят результаты деятельности, каждый руководитель должен периодически проводить глубокий анализ функций системы и в соответствии с возможными изменениями перераспределять обязанности исполнителей. 
Вместе с тем обязанности, не подкрепленные правами, которые необходимы для их реализации, могут оказаться декларативными. Поэтому руководитель всегда должен помнить, что, распределяя обязанности среди исполнителей, необходимо их наделять одновременно достаточными для их выполнения правами. Поэтому обязательно должен сохраняться баланс между обязанностями и правами. Отклонения в любую сторону могут быть чреваты разного рода последствиями. В случае дефицита прав выполнение обязанностей становится проблематичным, так как не все действия, необходимые для реализации обязанностей исполнители будут вправе выполнять. И наоборот, избыток прав может привести к субъективизму в деятельности и даже к нарушениям законности.

Принцип постоянного повышения квалификации направлен на поддержание необходимого профессионального уровня коллектива и совершенствование профессионализма – а развитие человеческих ресурсов. Время показало, что только от профессионалов можно ожидать в какой бы то ни было деятельности высоких результатов. А если это касается не одного исполнителя, а коллектива, то начинают действовать системообразующие факторы. Это значит, что при правильном руководстве коллективом общие интеллектуально-энергетические возможности будут не простой суммой интеллекта и энергии каждого члена, а составят качественно новый уровень. Руководитель в любом коллективе должен обеспечивать и стимулировать повышение квалификации каждого из его членов, потому что предела этому процессу быть не может из-за научно-технического прогресса, обусловленного объективным развитием общества. 
Многочисленные исследования показывают, что после окончания вуза ежегодно теряется в среднем около 20% знаний, НТП обрекает большинство специалистов на отставание по основным направлениям профессиональных знаний. 
           Принцип обеспечения творческой инициативы требует творческого нешаблонного подхода к любому делу. Жизнь столь разнообразна, что никогда не может быть полностью регламентирована нормативными актами. В бюрократическом обществе человек находится во власти «инструкций». Благодаря рассматриваемому принципу член коллектива может быть освобожден от формального подхода к делу. В соответствии с данным принципом руководитель должен создавать в коллективе атмосферу творчества, что способствовало бы наиболее полному раскрытию индивидуальных особенностей каждого сотрудника. Использование этого принципа раскрывает широкие возможности поиска оригинальных, нетрадиционных решений и аналогичных путей их реализации. Поиск нестандартных решений направлен в первую очередь на повышение эффективности системы. Следовательно, принцип обеспечения творческой инициативы косвенно, опосредованно обусловливает эффективность. 
             Принцип конкурсного назначения используется руководителем в основном при формировании коллектива, но не только. Текущие перемещения сотрудников целесообразно осуществлять также в соответствии с требованиями данного принципа. А требования эти сводятся к следующему. Во-первых, должен быть выбор альтернативных кандидатур. Во-вторых, для каждого трудового коллектива необходима система квалификационных характеристик. При этом обязательным требованием в решении вопросов назначения является гласность. В соответствии с квалификационными характеристиками должно проводиться систематическое аттестование сотрудников за определенный период. Таким образом, руководителем осуществляется всесторонняя оценка исполнителей.

1.3 Разновидности менеджмента

Виды менеджмента – это специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента. Выделяются следующие основные виды менеджмента:

  • организационный менеджмент управляет процессами создания организации, разработки структуры и системы управления организацией, механизма управления; системы осуществления управленческих функций, выработки норм, регламентов, правил, стандартов, положений, инструкций и прочее;
  • стратегический менеджмент - это управленческая деятельность по постановке и реализации долгосрочных целей, поддержанию эффективных взаимоотношений фирмы с ее окружением в стратегическом аспекте;
  • оперативный менеджмент - это деятельность, ориентированная на решение текущих вопросов, требующих незамедлительного решения; включает организацию и управление процессами реализации оперативных планов и диспетчеризацию.;
  • маркетинг-менеджмент занимается процессами управления изучения рынков, сложившейся и перспективной конъюнктуры, созданием каналов сбыта, формированием ценовой политики, рекламной деятельностью;
  • производственный менеджмент включает в себя управление основными, вспомогательными и обеспечивающими процессами, в результате которых производятся товары, поставляемые организацией на рынок.;
  • менеджмент в области материально-технического снабжения и сбыта продукции заключается в управлении процессами оформления хозяйственных договоров на поставку материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, их доставку, процессами входного контроля, упаковки, хранения и поставки готовой продукции потребителям;
  • менеджмент персонала направлен на планирование трудовых ресурсов; отбор персонала; оценку кадров и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора; определение заработной платы и льгот; профессиональную ориентацию и адаптацию, обучение и повышение квалификации, оценку трудовой деятельности;
  • финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и управление финансовыми отношениями, возникающими между хозяйственными субъектами в процессе движения финансовых ресурсов;
  • инновационный менеджмент осуществляет управление нововведениями;
  • инвестиционный менеджмент - это менеджмент, специализирующийся на управлении инвестициями;
  • эккаутинг-менеджмент связан с управлением процессами сбора, обработки и анализа данных о работе организации, сравнением с базовыми и плановыми показателями других организаций с целью своевременного выявления нерешенных вопросов и установления резервов для более полного использования потенциала организации;
  • адаптивный менеджмент - такой вид управления, при котором основной целью является адаптация к изменениям внешней среды;
  • антикризисный менеджмент - термин, широко используемый в последнее время для адекватного отражения управленческих процессов, происходящих в связи с процедурами банкротства предприятий. Наблюдение, внешнее управление, заключение мирового соглашения или управление в процессе конкурсного производства - все это «дело рук» антикризисного менеджера;
  • атакующий менеджмент - менеджмент с «активной позицией», пытающийся влиять на внешнее окружение, а не просто приспосабливаться к нему;
  • коммуникационный менеджмент использует для принятия решений информацию, полученную, главным образом, из общения, через коммуникационные каналы;
  • механистический менеджмент - система управления, в которой все доведено до автоматизма;
  • преобразующий менеджмент - менеджмент реорганизации, или система управления изменениями;
  • проблемно-ориентированный менеджмент - прежде всего предполагает идентификацию и структуризацию внутренних проблем объекта управления и внешних проблем окружающего фона;
  • прогностический менеджмент, наоборот, предполагает активную деятельность по прогнозированию возможных ситуаций, последствий, решений;
  • проектный менеджмент - такое управление, в котором непрерывный процесс как бы разбивается на отдельные конечные проекты, имеющие начало и конец;
  • пульсирующий менеджмент. Под ним понимается менеджмент, работающий с нечеткими объектами, а также горизонтально организованный менеджмент, менеджмент переходного периода;
  • раскрепощенный менеджмент - технология управления, базирующаяся на свободном, осознанном, раскрепощенном сознании и поведении менеджеров, не боящихся ошибиться, сделать что-нибудь не так.;
  • рациональный менеджмент базируется на алгоритмическом, взвешенном подходе. Алгоритм - это точное предписание, определяющее процесс управления с определенной последовательностью и логикой;
  • сигнальный менеджмент - имеет основной целью установление критических параметров-сигналов - реализация которых предупреждала бы управленцев о недопустимых отклонениях в управляемых объектах и процессах;
  • ситуационный менеджмент - делает акцент на изучении и использовании в дальнейшей практике как можно более широкого спектра различных типовых ситуаций;
  • СЭЛФ-менеджмент - другими словами, самоменеджмент. Лишь личностное развитие управленца может привести к развитию участка бизнеса, за который он отвечает в своей деятельности. Должна быть синхронность самоменеджмента и менеджмента организации;
  • эффективный менеджмент - это управленческая деятельность, которую по общепринятым меркам следует назвать успешной

Разнообразие видов менеджмента связано, прежде всего, с разнообразием направлений использования и особенностей реализации процесса управления и дифференциация менеджмента имеет объективный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Законы и закономерности  менеджмента

В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а напротив - определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование экономических законов, осуществляясь через управление, позволяет привести деятельность людей в соответствие с объективными условиями развития. Именно менеджер выбирает оптимальный вариант управленческого решения.

Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй закономерности менеджмента.

К общим законам управления относятся:

  • закон специализации управления;
  • закон интеграции управления;
  • закон экономии времени;
  • закон управленческого общения.

 

2.1 Понятие и значение закономерностей в теории менеджмента 

В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Их действие проявляется только в деятельности человека и, следовательно, зависят от того, насколько полно уточнены требования объективных законов. В этом суть проблемы сознательного использования человеком объективных законов развития. Осознанное использование экономических законов, осуществляясь через управление, позволяет привести деятельность людей в соответствие с объективными условиями развития. Именно менеджер выбирает оптимальный вариант управленческого решения. 
          Использование законов представляет собой такую организацию деятельности человека, при которой действие закона помогает ему наиболее эффективно достигать поставленных целей. Это не отрицает сущности и объективного характера закона, но отражает его проявление в деятельности человека в социально-экономической системе. 
Управление выступает как основное средство использования экономических законов в процессе совместной трудовой деятельности людей. Оно вызвано не только организационными потребностями совместного труда, но и необходимостью учёта экономических законов, проявляющихся в определении цели, в поиске путей её реализации и в оценке результатов её достижения. 
Однако управление является специфическим видом трудовой деятельности человека, выделившимся в процессе разделения труда. А потому помимо общих законов и закономерностей социально-экономической системы, управление подчиняется также своим собственным специфическим законам и закономерностям 
           Категории «закон» и «закономерность» относятся к одной группе. Как и законы, закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. Различия, встречающиеся в использовании категорий «закон» и «закономерность» объясняются, главным образом, характером и уровнем развития науки. 
Объективные законы управления, в отличие от государственных (правовых) законов, регулирующих общественные отношения, это описываемые научной теорией существенные, необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляющим субъектом и управляемым объектом, между системой управления и социальной средой. 
Законы управления выражают необходимость и всеобщность тех сторон, моментов управленческой деятельности и отношений, которые исторически складываются, закрепляются и воспроизводятся в структуре и функциях управления. 
           Закономерные (законом обусловленные) структурные и функциональные взаимосвязи не действуют с неизбежностью, а реализуются в виде тенденций, пробивающихся через множество конкретных явлений и обстоятельств, индивидуальных актов поведения и действий, подчиняющихся вероятностным «правилам игры». Реализация законов зависит от многих условий (переменных), но, прежде всего от управляющего субъекта, его знаний, способностей, но также и от управляемого объекта. 
Роль законов управления выражается в том, что они:

  • образуют теоретический фундамент науки; 
  • способствуют переходу эмпирического подхода к профессиональному; 
  • позволяют правильно оценить возникающую ситуацию;  
    позволяют анализировать зарубежный опыт; 
  • выражают качественные свойства и связи процессов и явлений, характеризующих отношения управления и направления их развития. 

Законы управления обнаруживают свои требования в реализации принципов управления, функциональном разделении труда, структуре системы управления, в механизме и методах управления; в процессе управления.  
Закон – это постоянная существенная связь между процессами и явлениями. 
В этом аспекте закон управления - зависимость «выхода» системы или значения ее целевой функции от «входа» системы или значения аргументов - независимых переменных, характеризующих состояние объекта управления и внешней среды. То есть это связь целей управления со средствами и методами их достижения.

На основе данной методологии сформулированы законы организации Э.А. Смирновым и другими учеными. Это закон синергии, закон самосохранения, закон развития, закон информированности,  упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности и др.  
          Законы организации и законы управления – в сущности, идентичны. С той лишь разницей, что теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации. А теория управления изучает принципы, законы и закономерности управления этими объективно обусловленными процессами.  
В теории управления закономерность рассматривают как первоначальную формулировку закона в начале его теоретического осмысления и исследования.  
Закономерности менеджмента  — это наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые, в свою очередь, отражают устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации.

Закономерности менеджмента проявляются на основе исследования достаточного длительного исторического периода его развития.  
Выявление и строгая формулировка объективных закономерностей в теории управления возможны и необходимы. Это определяется как особенностями развития самой теории управления от простого описания явления к их объяснению и предвидению, так и практикой управления. 

2.2 Закон специализации управления

 

Современное производство основано на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем. Для управления таким производством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники, что приводит к расчленению общих функций, их проявлению в конкретных условиях, на различных уровнях. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из этих направлений.

Свойственные рыночной экономике риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений.

 

2.3 Закон интеграции управления

 

Интеграция, т. е. объединение, в менеджменте вытекает из потребности самого производства и управления им. Это объединение, с одной стороны, специализированных управленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой — подразделений, производств в единый производственный организм - предприятие.     Предприятия в свою очередь могут объединяться в различные организационные формы рыночной экономики. Пределы этого объединения регулируются точными отношениями производства и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, мобильности технологической переориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы.

В качестве интегрирующих факторов могут выступать цели, задачи, интересы, необходимость поддержания жизнедеятельности и развития системы, требования рынка.

Интеграция осуществляется путем установления временных и постоянных связей на всех уровнях проявления функции управления и информационного обеспечения. На интеграционные процессы могут оказывать влияние внутренние и внешние переменные.

 

 

 

 

2.4  Закон экономии времени.

 

Закон экономии времени справедлив не только для сферы материального производства. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. Это положение характерно для менеджмента, где этот закон выступает как закон управления временем.

Эффективность управления и, следовательно, достижение поставленной цели зависят от скорости реакции менеджера на потребности рынка и мобилизации внутренних и внешних переменных для удовлетворения этих потребностей. Решение любого вопроса в менеджменте в более короткое время, чем конкурирующей стороной, всегда оказывает положительное влияние на конечные результаты деятельности фирмы. В глобальных масштабах закон экономии времени может влиять на уровень экономического развития региона или страны в целом. Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций.

Информация о работе Законы и закономерности менеджмента