Законы и закономерности менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы связана с тем, что познание закономерностей и принципов управления позволяет максимально эффективно использовать их на практике, своевременно и качественно руководить деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществлять её объективную оценку, прогнозирование, оптимизацию и комплексное совершенствование.
Цель курсовой работы: исследовать основные закономерности и принципы менеджмента.

Содержание

Введение____________________________________________________
1 Характеристика менеджмента___________________________
1.1 Общие представления о менеджменте_________________________
1.2 Принципы менеджмента____________________________________
1.3 Разновидности менеджмента ________________________________
2 Законы и закономерности менеджмента___________________
2.1 Понятие и значение закономерностей в теории менеджмента______
2.2 Закон специализации управления______________________________
2.3 Закон интеграции управления_________________________________
2.4 Закон экономии времени_____________________________________
2.5 Закон управленческого общения______________________________
Заключение___________________________________________________
Список используемых источников ________________________________

Вложенные файлы: 1 файл

КР Зонова.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Принцип адекватности означает, что информация, используемая в системе управления, в результате работы над ней обязательно должна отражать изначальную сущность без каких-либо изменений, а тем более искажений. Соблюдение данного принципа должно обеспечивать стабильность управления. Уровень управленческой деятельности, а, следовательно, и состояние того явления (сферы деятельности), которое является объектом управления, находится в прямой зависимости от точности отражения реальной действительности, воспринимаемой субъектом в виде информации. В ходе работы с информацией могут осуществляться всевозможные операции, в результате которых она может принимать различные формы. Однако точность отражения реальной действительности должна сохраняться на первоначальном уровне. В этом и состоит существо принципа адекватности.

Принцип обогащения состоит в том, что в ходе работы с информацией последняя преобразуется в направлении «очищения» от несущественных элементов, которые не несут полезной нагрузки. В систему управления поступают необходимые сведения, содержащие разносторонние характеристики различных ее звеньев. При этом в силу объективных и субъективных причин поступающая информация не может иметь идеальной структуры. Процедуры, осуществляемые в отношении информации, должны иметь не только направленность на приведение информации к соответствующему виду, но и «выкристаллизовывать» сущность отраженного в информации явления, факта. В результате этих процедурных действий информация постепенно избавляется от того несущественного, наносного, которое присуще поступающей в систему управления. В начале функционирования системы управления у субъекта создается иллюзия, что чем более полная информация будет использоваться в процессе управления, чем более обоснованным будет принятое решение.

Однако это далеко не всегда так. Избыток информации может играть такую же негативную роль, как и её дефицит. Информационная масса, циркулирующая в системе управления, должна быть оптимальной по объему. В то же время каждая проведенная операция над информацией должна содействовать ее переходу на качественно новый уровень обобщения по содержанию.

Принцип перехода информации в знания субъекта является также одним из основных принципов работы с информацией. В соответствии с общепринятым толкованием понятие «знание»  – это осмысление реальности в сознании. Описать применение данного принципа представляется возможным следующим образом. Сведения, составляющие информацию, имеют отвлеченный, абстрактный характер чисто осведомительного назначения до тех пор, пока они не будут осознаны субъектом и не перейдут на новый уровень процесса познания. Полное осмысление реальной действительности субъектом управления дает ему возможность осуществить этот переход и плодотворно использовать отражающую ее информацию в управленческой деятельности.

Изложенные выше принципы сформулированы на основе выявленных закономерностей работы с информацией. Это стало возможным в результате анализа операций, проводимых над информацией, который был осуществлен в различных сферах управления.

 

2) Организационные принципы

Анализ организационной деятельности субъекта, а именно действий по формированию и обеспечению функционирования системы, дает возможность выявить закономерности и сформулировать принципы, обеспечивающие ее практическую реализацию.

В эту группу принципов входят следующие:

    • целеполагания;
    • сочетания централизма и автономности;
    • законности; плановости;
    • объективности; основного звена;
    • оптимальности и эффективности;
    • регламентации задач и функций;
    • непрерывности;
    • обоснованности.

Принцип целеполагания – один из важнейших принципов управления, можно сформулировать коротко и четко: каждое действие должно иметь ясную и определенную цель. В управлении проблема цели является центральной, она определяет и регулирует действия и является основным законом, сложным алгоритмом поведения, подчиняющим себе все стороны управляющего воздействия.

Принцип сочетания централизма и автономности призван обеспечивать оптимальное соотношение вертикальных и горизонтальных связей в системе управления. Система управления по своей сущности тяготеет к иерархической организационной структуре, поэтому централизм является ведущей стороной данного принципа. Однако излишняя централизация приводит к дополнительному укрупнению аппарата управления, следствием чего является усложнение процедур информационного обеспечения и принятия решения, а главное, увеличение сроков их реализации. В этой связи необходимо какое-то средство нейтрализации перечисленных возможных негативных последствий. Этим средством выступает вторая сторона данного принципа – автономность. Она отражает относительную самостоятельность организационных звеньев системы. В данном случае уместно употребить термин «делегирование полномочий», нашедший широкое распространение в административном праве при рассмотрении компетенции органов. Централизм влечет укрепление субординации, то есть отношений вертикали. Автономность, наоборот, переводит взаимодействие между отдельными организационными звеньями на отношения по горизонтали. Оптимальное сочетание централизма и автономности позволяет ранжировать принимаемые решения в соответствии с уровнями иерархии системы. Таким образом, данный принцип устанавливает, что при обязательном сохранении иерархичности, когда все стратегические решения принимаются на верхнем уровне, субъекты всех остальных уровней (организационные звенья) наделяются правом принимать решения в пределах своей компетенции, обеспечивающей реализацию стоящих перед этим звеном системы задач.

Законность является одним из важнейших принципов деятельности субъекта управления. Она означает, что все действия в целом субъекта его звеньев и отдельных лиц, входящих в их состав, должны основываться на законах и подзаконных актах. В управленческой деятельности законность имеет особое значение, так как нарушение норм в процессе организации деятельности может повлечь правонарушение или даже преступление. Порядок, принятый в обществе, фиксируется в законах и подзаконных актах, и даже малейшее нарушение его приведет к определенному рассогласованию, поэтому принцип законности часто даже выводится на первое место в классификации организационных принципов.

Плановость – основа управления. Закономерность, составляющая сущность данного принципа, пронизывает управленческую деятельность. Это объясняется тем, что соблюдение требований данного принципа является основным условием достижения цели любой деятельности. Перспективы осуществления деятельности находятся в прямой зависимости от соблюдения принципа плановости, так как одним из атрибутов плановости является прогнозирование, которое позволяет предвосхищать не только основные характеристики будущих действий субъекта и объекта управления, но и условия, в которых они должны реализоваться. Гипертрофированное планирование в нашей стране, когда план возводился в ранг закона, имел юридическую силу, практически скомпрометировало настоящий принцип. И это естественно. Когда организационный принцип находит отражение в конституции и, более того, устанавливается юридическая ответственность в связи с его реализацией - это первый шаг к формальному, бюрократическому использованию даже самого объективного принципа. Деформации в практике планирования привели к отрицанию принципа плановости. 
Однако исследования показывают, что плановость это объективная закономерность жизнедеятельности общества, обеспечивающая его целенаправленное развитие. Даже деятельность одного человека, а тем более организаций, учреждений, предприятий для обеспечения эффективного достижения цели должна строиться в соответствии с принципом плановости. Особое значение принцип плановости приобретает в управлении сферами, для которых характерно наличие условий неопределенности и риска.

Принцип объективности вытекает из того, что управление в любой сфере практически невозможно без познания и использования объективных закономерностей основной деятельности данной сферы. Познание законов и закономерностей, как правило, связывают с наукой, поэтому в некоторых источниках встречается принцип научности. Соблюдение этого принципа очень важно, ибо предписывает использование последних достижений науки и техники, данный принцип является отражением в жизни общества и отдельно взятого человека научно-технического прогресса. В соответствии с ним требуется строгое соблюдение объективных закономерностей, учет реальных возможностей, действительного состояния деятельности, в отношении которой осуществляется управление. Каждая сфера жизнедеятельности имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в процессе управления. Поэтому только глубокое познание этих особенностей и использование знаний при разработке методик, применяемых в управляемой деятельности, может быть гарантией ее эффективности.

Принцип основного звена носит, прежде всего, тактическую направленность. Исследование показало, что данный принцип заключается в определении (при наличии нескольких) первоочередной на данный момент задачи, поставленной перед системой, и концентрации усилий на ее решении. Эта с функциональной стороны. С организационной несколько по-иному. С учетом сложившихся условий определяется наиболее важное на данный момент звено системы. Таким звеном может быть избрана наиболее «сильное», дополнительное усиление которого мажет вывести систему на качественна новый уровень. А мажет быть, наоборот – наиболее «слабое», усиление которого, выводит его на общий высокий уровень. В результате система опять выходит на качественно новый уровень. Таким образом, принцип основного звена путем тактического перераспределения сил и ресурсов обеспечивает достижение цели системы путем выхода на качественно новый уровень и правильности ранжирования задач.

Принцип оптимальности и эффективности по своей сущности имеет комплексный характер. С одной стороны, в соответствии с ним деятельность, которую требуется организовать, должна быть оптимальной, что отражает, прежде всего, ее экономичность. Это значит – следует исходить из минимума объективно обусловленных затрат ресурсов и действий для обеспечения достижения цели, то есть намечаемых результатов. При этом необходимо правильна определить тот предел затрат, снижение ниже которого может повлиять на степень достижения цели. Другая сторона этого принципа – эффективность, то есть в наименьший срок должна быть обеспечена максимальная степень достижения намеченных результатов, что свидетельствует о наиболее полном решении поставленных перед системой задач. Достижение цели должно быть полным не только в количественном отношении, но и относительно совершенным с точки зрения качества. В совокупности обе стороны принципа обеспечивают при допустимо минимальных затратах по возможности максимально достижимый результат. Принцип оптимизации лежит в основе любой организационной системы управления независимо от критериев оптимальности и действующей системы ограничений.

Принцип регламентации задач и функций играет значительную роль в формировании системы и обеспечении ее функционирования. При организации деятельности в любой сфере в первую очередь возникает вопрос о круге задач, которые поставлены перед системой и ее звеньями, а также о функциональных обязанностях отдельных лиц, участвующих в этой деятельности. 
В целях разграничения и согласования действий организационных звеньев системы и отдельных должностных лиц в первую очередь следует уточнить их компетенцию, то есть детально определить задачи и функциональные обязанности, а также нормативно закрепить их. При этом необходимо учитывать два момента. Во-первых, чтобы не было параллелизма в работе, когда два или несколько звеньев дублируют друг друга. Во-вторых, чтобы не произошло обратного и не образовывалось так называемых ничейных зон, когда некоторые вопросы не решаются ни одним из звеньев. А это достигается, как правило, в результате четкой регламентации задач каждого из организационных звеньев, особенно в точках соприкосновения их деятельности. 
Еще одним важным организационным принципом является непрерывность. Управление заключается в основном в упорядочении деятельности системы. И это не единовременный акт, а длящийся процесс, потому что для бесперебойного функционирования она должна на любом этапе подвергаться управляющему воздействию. Управляющее воздействие должно учитывать все изменения обстановки, а это означает, что нельзя достигнуть полного упорядочения деятельности, если оно будет осуществляться от случая к случаю. Следовательно, для обеспечения соответствующего уровня любой деятельности процесс управления должен осуществляться непрерывно.

Принцип обоснованности – любое управленческое решение должно быть обеспечено документально (включая при необходимости и финансовые документы) или материально. Нельзя подписывать приказ о выплате премии, если руководитель не убежден в наличии премиального фонда; нельзя принимать на работу нового сотрудника пока не будет создана вакансия. Нельзя поставлять товар без предоплаты; открывать совместное дело без товарного кредита.

3) Принципы работы с персоналом.

Работа с персоналом – это та составляющая управления, в которой находит отражение управление людьми, где реализуются управленческие отношения. Как можно сформулировать принцип, вытекающий из закона соответствия менеджмента менталитету? 
Наверное, это принцип учета специфики менталитета в управлении персоналом. Таким образом, на управление персоналом как органическую составляющую деятельности субъекта оказывают существенное влияние две группы факторов, с одной стороны обусловленных управленческими процессами, а с другой стороны – взаимоотношениями между людьми. 
В результате анализа управленческой деятельности выявлены некоторые закономерности работы с персоналом, на основании которых с учетом современного уровня развития науки и условий осуществления управления можно сформулировать следующие принципы:

    • сочетание единоначалия и коллегиальности;
    • создание благоприятных условий для работы;
    • делегирование;
    • постоянное повышение квалификации - развитие человеческих ресурсов;
    • обеспечение творческой инициативы;
    • конкурсное назначение;
    • принцип первого руководителя;
    • принцип автоматического замещения отсутствующего; принцип соответствия;
    • принципы единства команды;
    • демократизации управления;
    • обратной связи;
    • социальной ответственности;
    • лояльности к персоналу;
    • инновационности;
    • принцип стимулирования.

Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности является стержнем руководства, так как он выражает разумный подход к пользованию двух противоположных начал этой деятельности. Каждое из них характеризуется по результатам реализации как с позитивной, так и с негативной стороны. Даже не вдаваясь в глубокий анализ преимуществ и недостатков единоначалия и коллегиальности, можно сделать вывод, что использование обоих начал в четко определенных границах приводит к парадоксальному на первый взгляд результату: оптимальное соединение двух противоположностей может дать положительный эффект. Единоначалие, когда вся полнота власти сосредоточена в одних руках, повышает оперативность руководства, персонифицирует ответственность. В то же время коллегиальность позволяет руководителю привлекать интеллектуальный потенциал коллектива или отдельных его членов в процессе выработки решений [26, c.45]. Таким образом, данный принцип устанавливает следующие требования: личное принятие решений руководителем и персональная ответственность за них, привлечение исполнителей к подготовке решений и для консультаций по специальным вопросам. 
Принцип создания благоприятных условий для работы является реальной предпосылкой эффективности системы. Это объясняется тем, что главная фигура любой социальной системы человек. И от того, в каких условиях исполнитель работает, во многом зависят результаты не только его личного труда, но и функционирования всей системы. Все многообразие условий, которые могут оказывать влияние на эффективность труда человека, принято делить на следующие основные группы: физиологические, морально-психологические, экономические, социально-культурные. Создание благоприятных физиологических условий для работы – это значит обеспечить исполнителя, прежде всего, рабочим местом с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Далее, если это требует характер работы, необходимым оборудованием и оргтехникой. К этим же условиям относится режим работы. Создать благоприятные морально-психологические условия означает, прежде всего, создание руководителем здорового морально-психологического климата в коллективе. Это, пожалуй, самое сложное в деятельности руководителя. Искусство руководителя состоит не только в том, чтобы создать здоровый психологический климат на стадии формирования коллектива путем оценки профессиональных и личных качеств, психологической совместимости, но и поддерживать его постоянно. 
Принцип первого руководителя гласит: при организации выполнения важного производственного задания контроль над ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем организации, так как только первое лицо имеет право и возможность решать или поручать решение любого вопроса, возникающего при внедрении этого мероприятия [16, c. 64].  Создание новых управленческих технологий требует проведения комплекса подготовительных работ, участия первого руководителя, в которых необходимо решить вопросы финансирования, перераспределения прав и обязанностей исполнителей, привлечения к работам специалистов других смежных организаций, проведения обучения и повышения квалификации, организации обмена опытом и командировок, проведения бесед с ведущими специалистами. 
Принцип автоматического замещения отсутствующего. Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально. Для недопущения того, чтобы была парализована работа всего предприятия из-за отсутствия одного работника, необходимо осуществить упреждающие действия. В каждой должностной инструкции должно быть ясно и однозначно сказано о необходимости владеть кругом вопросов, относящихся к компетенции двух-трех ближайших коллег для выполнения их функций в особых случаях. Замещающий должен знать свои новые функции, но еще лучше разбираться в том, чего он не должен делать.

Информация о работе Законы и закономерности менеджмента