Значение коммуникаций в организациях. Анализ коммуникативных связей на примере ООО "КЛИМАТРОН"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование коммуникативных особенностей управления организации.
В курсовой работе для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть коммуникации как важнейший элемент управления: значение управленческих коммуникаций, виды управленческих коммуникаций, а также коммуникационный процесс и его элементы;
проанализировать направления совершенствования организационных коммуникаций;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.КОММУНИКАЦИЯ КАК ОСНОВА ВЫЖИВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ 4
1.1 Основная цель ведения деятельности коммуникации в организации 4
1.2 Коммуникационный процесс и его элементы 6
1.3 Межличностные коммуникации и их особенности 13
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОМУНИКАЦИИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ 15
2.1 Организационные коммуникации и их совершенствования 15
2.2 Пути улучшения коммуникаций в организациях 19
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «КЛИМАТРОН») 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
СИТУАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА 28

Вложенные файлы: 1 файл

теория менеджмента.docx

— 89.99 Кб (Скачать файл)

Межличностная коммуникация может осуществляться в форме  интервью, дебатов, публичных или  судебных слушаний. Это так называемые структурированные формы, каждая из которых имеет свои особенности, обусловленные специфическими функциями  и коммуникативной ситуацией.

В структурных моделях  в качестве обязательных компонентов  обычно выделяются следующие: кто передает информацию (отправитель), что передается (содержание информации), кому передается информация (получатель), каким способом передается информация (канал), обратная связь (непосредственная или опосредованная). В описательных моделях выделяются еще два компонента – результативность коммуникации и ее ситуативная обусловленность (окружение, число участников, временные  и пространственные характеристики и т.п.) Первый компонент не всегда поддается объективному определению, поскольку результативность для  каждого коммуниканта может иметь  свою оценку.

Межличностная коммуникация выполняет еще одну специфическую  функцию, называемую «конверсионной» - изменяющей мнение индивида и его  социальные установки.

Эта функция была выявлена опытным путем. Рекламодатели в  области экономики и политики обнаружили, что иногда социологические  прогнозы, которые распространяются при помощи средств массовой информации, не сбываются. Оказалось, что некоторые  индивиды предпочитают «проверить»  свое восприятие информации на межличностном  уровне общения и в результате в корне изменить свое мнение и  отношение к рекламируемому товару или политическому «имиджу».

Социальная значимость некоторых  частных функций межличностной  коммуникации во многом определяется социологическими доминантами —  основными категориями социальной коммуникации. Так, например, категории  социального статуса и коммуникативных  ролей актуализируются в функции  социальной ориентации — предвидения  социоречевого поведения партнера, что чрезвычайно важно для  правильной интерпретации смысловой  и оценочной информации. Категория  оценочной информации актуализируется  в частных функциях побуждения, убеждения  за счет варьирования функционально-стилистических средств коммуникации. В реальной коммуникации социологические доминанты  взаимодействуют друг с другом, но это взаимодействие не является стабильным, оно может видоизменяться убеждения  за счет варьирования функционально-стилистических средств коммуникации. В реальной коммуникации социологические доминанты  взаимодействуют друг с другом, но это взаимодействие не является стабильным, оно может видоизменяться.

 
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОМУНИКАЦИИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

 
2.1 Организационные  коммуникации и их совершенствования

 

Внутренние коммуникации в организации являются результатом  осуществления функции внутренней самоорганизации, управления. В практическом плане это обмен идеями, достижение соглашений, распорядительно-подотчетные  отношения, обмен информацией по поводу реализации целей и задач  организации, взаимоотношения с  персоналом и между членами коллектива. Процесс внутренних коммуникаций должен завершаться достижением согласия контрагентов и реализуется в форме межличностных и организационных отношений.

Организационные коммуникации – это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации и передачи сведений большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами. Она служит необходимым инструментом в координации деятельности по всей вертикали и горизонтали управления, позволяет получать необходимую информацию.

По взаимодействующим  сторонам организационные коммуникации можно разделить следующим образом (см. рис.2.1.).

Рис.2.1. Классификация организационных  коммуникаций

Любая организация заинтересована в повышении эффективности коммуникаций. По мнению Н.Н. Григорьевой, «повышение эффективности возможно на основе детального анализа используемой технологии коммуникаций и видении разрывов, нестыковок или  провалов в коммуникационном процессе» [4]. Иначе говоря, эффективной можно  назвать ту коммуникацию, в которой  влияние барьеров сведено к минимуму [9].

Неформальные коммуникации не следуют общим правилам данной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений  между работниками организации. Сети неформальной организационной  коммуникации существуют в силу стремления работников знать ту информацию, которую  они не могут получить с помощью  формальных организационных коммуникаций. Система неформальных коммуникаций способна рождать слухи, которые  могут отрицательно сказаться на эффективности коммуникаций.

Типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций:

- предстоящие сокращения  производственных рабочих;

- новые меры по наказаниям  за опоздание;

- изменения в структуре  организации;

- грядущие перемещения  и повышения;

- подробное изложение  спора двух руководителей на  последнем совещании по сбыту;

- кто кому назначает  свидания после работы.

Существуют две точки  зрения, каким образом свести к  минимуму эти слухи:

- распространение максимально  возможной информации через каналы  формальной коммуникации;

- поощрение сетей неформальных  коммуникаций и включение менеджеров  в эти сети для обратной  информационной связи.

Внешние коммуникации - это  коммуникации между организацией и  внешней средой. Факторы внешней  среды очень сильно влияют на деятельность организации. От этих факторов зависят  коммуникационные потребности организации. Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с элементами своего внешнего окружения. С потребителями  они сообщаются с помощью рекламы  и других программ продвижения товаров  на рынок. В сфере отношений с  общественностью внимание уделяется  созданию определенного образа организации  на местном, общенациональном или международном  уровнях. Подчиняясь государству, организации  заполняют разнообразные письменные отчеты. Это лишь немногие примеры  из всего разнообразия способов реагирования организации на события и факторы  внешнего окружения. При этом обсуждения, собрания, переговоры, служебные записки, отчеты, циркулирующие внутри организации, часто являются реакцией на возможности  или проблемы, создаваемые внешней  средой.

Внутренние коммуникации - это коммуникации внутри организации  между различными уровнями и подразделениями.

Горизонтальные коммуникации - это коммуникации между различными отделами организации. Организация  состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между  ними нужен для координации задач  и действий. Поскольку организация  — это система взаимосвязанных  элементов, руководство должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию  в нужном направлении. В обмене информацией  по горизонтали часто участвуют комитеты или специальные группы, в которых формируются равноправные отношения, являющиеся важной составляющей удовлетворенности работников организации.

Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень  в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т. е. с высших уровней на низшие. Главная цель состоит в предоставлении информации о том, что (как, когда, где) должны делать сотрудники организации. Этот вид коммуникации наиболее распространен  в современных организациях.

Межуровневая коммуникация. Коммуникация сверху вниз играет важнейшую  роль в управлении организацией. Она  непосредственно влияет на мотивацию  и способность сотрудников выполнять  свои производственные функции и  обеспечивать достижение организационных  целей. Основными формами коммуникации сверху вниз являются: приказы, инструкции, предписания, правила и процедуры. При коммуникации сверху вниз информация проходит через значительное число  организационных уровней, поэтому  риск ее искажения велик.

Наиболее очевидным компонентом  коммуникации по нисходящей в организации  являются отношения между руководителем  и подчиненным. Некоторые из многочисленных разновидностей обмена информацией  между руководителем и подчиненным  связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов, обеспечением вовлеченности в решение  задач отдела, с обсуждением проблем  эффективности работы, достижения признания  и вознаграждения с целью мотивации, совершенствованием и развитием  способностей подчиненных, со сбором информации о назревающей или реально  существующей проблеме, оповещением  подчиненного о грядущем изменении, а также получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях.

В дополнение к обмену информацией  между руководителем и подчиненным  имеет место обмен между руководителем  и рабочей группой. Коммуникация с рабочей группой в целом  позволяет руководителю повысить эффективность  действий группы. Поскольку в обмене участвуют все члены группы, каждый имеет возможность поразмышлять о новых задачах и приоритетах  отдела, о тем, как следовало бы работать вместе, о предстоящих изменениях и возможных их последствиях для  этого и других отделов, о недавних проблемах и достижениях, предложениях рационализаторского характера.

Кроме того, иногда рабочая  группа собирается без руководителей  для обсуждения проблем, усовершенствований или надвигающихся перемен. Такие  отношения равенства могут способствовать повышению удовлетворенности сотрудников  своей работой.

Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях  по восходящей. Передача информации с  низших уровней на высшие может заметно  влиять на производительность. Коммуникации по восходящей также выполняют функцию  оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. Обмен информацией  по восходящей обычно происходит в  форме отчетов, предложений и  объяснительных записок. Руководители полагаются на данную информацию при  анализе сложившегося положения  дел.

При выборе вариантов коммуникаций руководители должны избегать «чрезмерных  перегибов», т.е. предоставления людям  такого количества информации, что  они не смогут справиться с ее восприятием  в полном объеме. Но они должны быть очень осмотрительны и не скрывать информацию ради своего статуса или  власти. Следует также проявлять  осторожность и не разглашать информацию, которую необходимо держать для  себя или определенного уровня управления в организациях.

Хотя коммуникации в организациях часто носят характер межличностных, однако далеко не всегда проблемы их организации  исчерпываются межличностными барьерами. Зачастую на пути эффективных коммуникаций и соответственно успешной работы организации  встают специфические преграды, связанные  с различными проблемами организаций  как целостность систем.

2.2 Пути улучшения коммуникаций  в организациях

 

В качестве путей улучшения  коммуникации можно выделить следующие  методы .

1. Управленческое регулирование:

четкое определение и  формулирование задач;

формирование четкого  представления о потребностях в  информации начальника и подчиненных;

планирование, реализация, контроль в направлении улучшения информационного  обмена;

обсуждения планов, задач, путей их решения.

2. Совершенствование системы  обратной связи:

перемещение людей из одного подразделения организация в  другое с целью обсуждения;

опрос работников, в среде  которых необходимо выявить: четко  ли доведены до них цели их деятельности, информированы ли они; с какими потенциальными и реальными проблемами сталкиваются или могут столкнуться стратегии  перемен; получает ли их руководитель для предложений.

3. Совершенствование системы  сбора информации с целью снижения  тенденции фильтрации идей или  их игнорирования на пути снизу  вверх.

Создание каналов информационных сообщений (стенная печать, статьи, радио и т.п.)

Внедрение современных информационных технологий (электронная почта, видеоконференция и др.).

Управление коммуникациями необходимо строить на принципах, определяющих внимание руководителя к этой стороне  его деятельности как менеджера, а также научный подход к формированию системы коммуникаций в организации. Рассмотрим данные принципы:

принцип формирования структуры  коммуникаций, отвечающей потребностям сотрудничества, партнерства и компетентности;

принцип регулирования масштабов  коммуникаций для определенных должностных  лиц и подразделений;

принцип рационального использования  рабочего времени руководителя;

принцип информационного  обеспечения коммуникаций, распределение  информации для установления и поддержания  необходимых коммуникаций;

принцип полномочий и ответственности;

принцип регулирования коммуникативной  нагрузки различных звеньев организации;

принцип учета неформальных коммуникаций и использование их в процессе управления.

Современные средства коммуникации, которые могут использовать организации, представляют собой: электронную почту, голосовую почту, факс, телеконференцию, видеоконференцию, электронный обмен  данными, интрасети.

Точные коммуникации снизу  вверх оповещают менеджера о  состоянии подчиненных, помогают ему  правильно определить качества работников и открывают путь для более  эффективных коммуникаций сверху вниз. В то же время существует проблема искажения коммуникаций, поступающих снизу вверх, потому что работники чаще будут говорить начальнику то, что он хочет услышать, а не то, что есть на самом деле.

Информация о работе Значение коммуникаций в организациях. Анализ коммуникативных связей на примере ООО "КЛИМАТРОН"