Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование коммуникативных особенностей управления организации.
В курсовой работе для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть коммуникации как важнейший элемент управления: значение управленческих коммуникаций, виды управленческих коммуникаций, а также коммуникационный процесс и его элементы;
проанализировать направления совершенствования организационных коммуникаций;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.КОММУНИКАЦИЯ КАК ОСНОВА ВЫЖИВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ 4
1.1 Основная цель ведения деятельности коммуникации в организации 4
1.2 Коммуникационный процесс и его элементы 6
1.3 Межличностные коммуникации и их особенности 13
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОМУНИКАЦИИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ 15
2.1 Организационные коммуникации и их совершенствования 15
2.2 Пути улучшения коммуникаций в организациях 19
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «КЛИМАТРОН») 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
СИТУАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА 28
Межличностная коммуникация может осуществляться в форме интервью, дебатов, публичных или судебных слушаний. Это так называемые структурированные формы, каждая из которых имеет свои особенности, обусловленные специфическими функциями и коммуникативной ситуацией.
В структурных моделях в качестве обязательных компонентов обычно выделяются следующие: кто передает информацию (отправитель), что передается (содержание информации), кому передается информация (получатель), каким способом передается информация (канал), обратная связь (непосредственная или опосредованная). В описательных моделях выделяются еще два компонента – результативность коммуникации и ее ситуативная обусловленность (окружение, число участников, временные и пространственные характеристики и т.п.) Первый компонент не всегда поддается объективному определению, поскольку результативность для каждого коммуниканта может иметь свою оценку.
Межличностная коммуникация выполняет еще одну специфическую функцию, называемую «конверсионной» - изменяющей мнение индивида и его социальные установки.
Эта функция была выявлена опытным путем. Рекламодатели в области экономики и политики обнаружили, что иногда социологические прогнозы, которые распространяются при помощи средств массовой информации, не сбываются. Оказалось, что некоторые индивиды предпочитают «проверить» свое восприятие информации на межличностном уровне общения и в результате в корне изменить свое мнение и отношение к рекламируемому товару или политическому «имиджу».
Социальная значимость некоторых
частных функций межличностной
коммуникации во многом определяется
социологическими доминантами —
основными категориями
Внутренние коммуникации
в организации являются результатом
осуществления функции
Организационные коммуникации – это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации и передачи сведений большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами. Она служит необходимым инструментом в координации деятельности по всей вертикали и горизонтали управления, позволяет получать необходимую информацию.
По взаимодействующим
сторонам организационные коммуникации
можно разделить следующим
Рис.2.1. Классификация организационных коммуникаций
Любая организация заинтересована
в повышении эффективности
Неформальные коммуникации не следуют общим правилам данной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации. Сети неформальной организационной коммуникации существуют в силу стремления работников знать ту информацию, которую они не могут получить с помощью формальных организационных коммуникаций. Система неформальных коммуникаций способна рождать слухи, которые могут отрицательно сказаться на эффективности коммуникаций.
Типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций:
- предстоящие сокращения производственных рабочих;
- новые меры по наказаниям за опоздание;
- изменения в структуре организации;
- грядущие перемещения и повышения;
- подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту;
- кто кому назначает свидания после работы.
Существуют две точки зрения, каким образом свести к минимуму эти слухи:
- распространение максимально
возможной информации через
- поощрение сетей неформальных
коммуникаций и включение
Внешние коммуникации - это
коммуникации между организацией и
внешней средой. Факторы внешней
среды очень сильно влияют на деятельность
организации. От этих факторов зависят
коммуникационные потребности организации.
Организации пользуются разнообразными
средствами для коммуникаций с элементами
своего внешнего окружения. С потребителями
они сообщаются с помощью рекламы
и других программ продвижения товаров
на рынок. В сфере отношений с
общественностью внимание уделяется
созданию определенного образа организации
на местном, общенациональном или международном
уровнях. Подчиняясь государству, организации
заполняют разнообразные
Внутренние коммуникации - это коммуникации внутри организации между различными уровнями и подразделениями.
Горизонтальные коммуникации
- это коммуникации между различными
отделами организации. Организация
состоит из множества подразделений,
поэтому обмен информацией
Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т. е. с высших уровней на низшие. Главная цель состоит в предоставлении информации о том, что (как, когда, где) должны делать сотрудники организации. Этот вид коммуникации наиболее распространен в современных организациях.
Межуровневая коммуникация.
Коммуникация сверху вниз играет важнейшую
роль в управлении организацией. Она
непосредственно влияет на мотивацию
и способность сотрудников
Наиболее очевидным
В дополнение к обмену информацией
между руководителем и
Кроме того, иногда рабочая
группа собирается без руководителей
для обсуждения проблем, усовершенствований
или надвигающихся перемен. Такие
отношения равенства могут
Помимо обмена по нисходящей,
организация нуждается в
При выборе вариантов коммуникаций руководители должны избегать «чрезмерных перегибов», т.е. предоставления людям такого количества информации, что они не смогут справиться с ее восприятием в полном объеме. Но они должны быть очень осмотрительны и не скрывать информацию ради своего статуса или власти. Следует также проявлять осторожность и не разглашать информацию, которую необходимо держать для себя или определенного уровня управления в организациях.
Хотя коммуникации в организациях часто носят характер межличностных, однако далеко не всегда проблемы их организации исчерпываются межличностными барьерами. Зачастую на пути эффективных коммуникаций и соответственно успешной работы организации встают специфические преграды, связанные с различными проблемами организаций как целостность систем.
В качестве путей улучшения коммуникации можно выделить следующие методы .
1. Управленческое регулирование:
четкое определение и формулирование задач;
формирование четкого представления о потребностях в информации начальника и подчиненных;
планирование, реализация, контроль
в направлении улучшения
обсуждения планов, задач, путей их решения.
2. Совершенствование системы обратной связи:
перемещение людей из одного подразделения организация в другое с целью обсуждения;
опрос работников, в среде
которых необходимо выявить: четко
ли доведены до них цели их деятельности,
информированы ли они; с какими потенциальными
и реальными проблемами сталкиваются
или могут столкнуться
3. Совершенствование системы
сбора информации с целью
Создание каналов
Внедрение современных информационных технологий (электронная почта, видеоконференция и др.).
Управление коммуникациями необходимо строить на принципах, определяющих внимание руководителя к этой стороне его деятельности как менеджера, а также научный подход к формированию системы коммуникаций в организации. Рассмотрим данные принципы:
принцип формирования структуры коммуникаций, отвечающей потребностям сотрудничества, партнерства и компетентности;
принцип регулирования масштабов коммуникаций для определенных должностных лиц и подразделений;
принцип рационального использования рабочего времени руководителя;
принцип информационного обеспечения коммуникаций, распределение информации для установления и поддержания необходимых коммуникаций;
принцип полномочий и ответственности;
принцип регулирования коммуникативной нагрузки различных звеньев организации;
принцип учета неформальных коммуникаций и использование их в процессе управления.
Современные средства коммуникации, которые могут использовать организации, представляют собой: электронную почту, голосовую почту, факс, телеконференцию, видеоконференцию, электронный обмен данными, интрасети.
Точные коммуникации снизу вверх оповещают менеджера о состоянии подчиненных, помогают ему правильно определить качества работников и открывают путь для более эффективных коммуникаций сверху вниз. В то же время существует проблема искажения коммуникаций, поступающих снизу вверх, потому что работники чаще будут говорить начальнику то, что он хочет услышать, а не то, что есть на самом деле.