Изучение оценки затрат в системе менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 14:38, дипломная работа

Краткое описание

Системы управления качеством являются эффективным средством и инструментом управления качеством продукции и обеспечением её конкурентоспособности.
Цель дипломной работы – оценка затрат в системе менеджмента качества ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»
Объектом исследования является – ОАО «Арзамасский машиностроительный завод».

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическая основа изучения системы менеджмента качества……………………………………………………………………………...6
1.1. Понятие системы менеджмента качества и факторы ее определяющие………………………………………………………………………6
1.2. Качество продукции, показатели, методы оценки его уровня…….14
1.3. Современная концепция управлением качеством………………….27
Глава II. Изучение оценки затрат в системе менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»………………………………………………………...34
2.1. Характеристика предприятия и анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «АМЗ»………………………….…………...34
2.2. Анализ системы менеджмента качества ОАО «АМЗ»…………….48
2.3. Учет и анализ затрат на качество продукции………………………57
Глава III. Совершенствование системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»………………………………………………………...75
3.1. Разработка мероприятий по улучшению системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»…………………………………………..75
3.3. Оценка эффективности разработки мероприятий по улучшению системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»……...…………89
Заключение………………………………………………………………..95
Список литературы……………………………………………………….98
Приложения……………………………………………………………..101

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Василий.doc

— 2.04 Мб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретическая основа изучения системы менеджмента качества……………………………………………………………………………...6

1.1. Понятие системы менеджмента качества и факторы ее определяющие………………………………………………………………………6

1.2. Качество продукции, показатели, методы оценки его уровня…….14

1.3. Современная концепция управлением качеством………………….27

Глава II. Изучение оценки затрат в системе менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»………………………………………………………...34

2.1. Характеристика предприятия и анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «АМЗ»………………………….…………...34

2.2. Анализ системы менеджмента качества ОАО «АМЗ»…………….48

2.3. Учет и анализ затрат на качество продукции………………………57

Глава III. Совершенствование системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»………………………………………………………...75

3.1. Разработка мероприятий по улучшению системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»…………………………………………..75

3.3. Оценка эффективности разработки мероприятий по улучшению системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»……...…………89

Заключение………………………………………………………………..95

Список литературы……………………………………………………….98

Приложения……………………………………………………………..101

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Высокие показатели хозяйственно-экономического состояния предприятия могут быть обеспечены только в том случае, если продукция обладает свойствами, отвечающими потребностям и вкусам покупателя. Поэтому качество продукции - актуальная экономическая проблема.

Актуальность темы дипломной  работы состоит в том, что одним  из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Также, актуальность темы дипломной работы определяет то, что качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно-технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.

В промышленно развитых странах во многих фирмах и компаниях функционируют системы качества, успешно обеспечивающие высокое качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В большей части эти системы аналогичны отечественным комплексным системам управления качеством продукции, но в отличие от них они значительно эффективнее.

Состав и сущность систем качества регламентируется рядом  международных и отечественных  стандартов по управлению качеством  продукции. Для потребителей наличие  таких систем у изготовителей  продукции является гарантией того, что им будет поставлена продукция требуемого качества в полном соответствии с договорами (контрактами). Поэтому нередко потребитель при заключении контрактов требует проверки имеющейся у изготовителя системы обеспечения качества на соответствие её требованиям международных стандартов. Таким образом, предприятию без подобного рода системы обеспечения качества продукции не обойтись.

Системы управления качеством  являются эффективным средством  и инструментом управления качеством продукции и обеспечением её конкурентоспособности.

Цель дипломной работы – оценка затрат в системе менеджмента качества ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»

Объектом исследования является – ОАО «Арзамасский машиностроительный завод».

Предметом исследования является - процесс управления системой менеджмента качеством продукции.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы изучения системы менеджмента качества.

2. Изучить оценку затрат в системе менеджмента качества на предприятии ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»

3. Усовершенствовать  систему менеджмента качества  на предприятии ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»

4. Оценить эффективность разработки системы менеджмента качества на предприятии ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»

При выполнении работы были использованы следующие методы: описания; анализа материала; синтеза информации; наблюдения; сравнения.

Дипломная работа состоит  из введения, основной части, состоящей  из трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе рассмотрены теоретические основы изучения системы менеджмента качества, понятие системы менеджмента качества и факторы ее определяющие, качество продукции, показатели, методы оценки его уровня, современная концепция управлением качеством.

Во второй представлена общая характеристика ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» и проведена диагностика состояния предприятия;

В третьей главе разработаны мероприятий по улучшению системы менеджмента качества на предприятии ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» и дана оценка эффективности разработки системы менеджмента качества на предприятии ОАО «Арзамасский машиностроительный завод».

Методологической и  теоретической основой данной работы являются материалы учебников, законодательных источников и периодической печати, документации предприятия ОАО «Арзамасский машиностроительный завод».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретическая основа изучения системы менеджмента качества

1.1. Понятие системы менеджмента качества и факторы ее определяющие

В настоящее время, деятельность любой организации должна приносить  доход, идет ли разговор о производстве или о предоставлении какой-либо услуги. В этом должен быть заинтересован весь персонал – от работников до администрации. Мировой опыт развития предприятий самого различного масштаба показал необходимость использования системы, направленной на обеспечение высокого качества товара или услуги. Она получила название cистема менеджмента качества.

Система менеджмента  качества – это система, регулирующая деятельность организации, включая  взаимоотношения подразделений, и  ставящая своей основной задачей  соблюдение определенного уровня качества и его постоянное повышение.

СМК призвана обеспечить качество предоставляемых услуг  в зависимости от ожидания потребителей. При этом главная задача СМК —  не контроль каждой отдельной услуги, а создание системы, которая позволит не допускать появление ошибок приводящих к плохому качеству услуг.

По мере развития производства изменялись формы и методы организации  работ по качеству. В истории развития документированных систем управления качеством можно выделить пять этапов (рис 1.1).

Первый этапом системного подхода, когда появилась первая система – система Тейлора (1905 г). Она устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде полей допусков или определенных шаблонов. Для обеспечения успешного  функционирования системы Тейлора были введены первые профессионалы в области качества – инспекторы. Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение. Система обучения сводилась к профессиональному обучению и обучению работать с измерительным и контрольным оборудованием. Взаимоотношения с поставщиками и потребителями строились на основе требований, установленных в технических условиях, выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном). Все отмеченные выше особенности системы Тейлора делали ее системой управления качеством каждого отдельно взятого изделия.

Второй этап. В 1924 г. были заложены основы статистических методов  управления качеством, прежде всего  за счет разработки контрольных карт (В. Шухарт), а также ключевых понятий и таблиц выборочного контроля качества (Х. Додж и Х. Роминг). Их использование позволило проводить цеховой контроль качества продукции и осуществлять управление качеством процессов на основе анализа фактических данных.

 

Рис. 1.1 – Этапы развития систем менеджмента качества

 

Третий этап. В 50-е гг. была выдвинута концепция тотального (всеобщего) управления качеством – TQC. Ее автором был американский ученый А. Фейгенбаум. Системы TQC развивались  в Японии с большим акцентом на применение статистических методов и вовлечение персонала в работу кружков качества. Сами японцы долгое время подчеркивали, что они используют подход TQSC, где S - Statistical (статистический).

На этом этапе появились  документированные системы качества, устанавливающие ответственность  и полномочия, а также взаимодействие в области качества всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества.

Четвертый этап. В 70-80 гг. начался переход от тотального управления качеством к тотальному менеджменту  качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества: стандарты ISO 9000 (1987 г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества.

Система ТQМ является комплексной системой, ориентированной  на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок. Основная философия ТQМ базируется на принципе – улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка – стремление к нулю дефектов, к затратам – нуль непроизводительных затрат, к поставкам – точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта философия имеет специальный термин – «постоянное улучшение качества» (quality improvement)1.

Одной из ключевых особенностей системы является использование  коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива.

В TQM существенно возрастает роль человека и обучения персонала.

Во взаимоотношения  поставщиков и потребителей весьма основательно включилась сертификация систем качества на соответствие стандартам ISO 9000.

Пятый этап. В 90-е гг. усилилось  влияние общества на предприятия, а  предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ISO 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. Сертификация систем качества на соответствие стандартам ISO 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ISO 9000. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества. Усиливается внимание руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.

Таким образом, в эволюции системного управления качеством на промышленных предприятиях можно выделить пять этапов, которые демонстрируют, как происходило формирование основных принципов системы менеджмента качества, начиная с формирования принципов мастерства индивидуальной деятельности и заканчивая основными принципами системы менеджмента качества. Последнее десятилетие ХХ века окончательно определило новое направление в менеджменте: «От качества продукции – к качеству фирмы», сформировались новый подход и новая стратегия в управлении качеством. Как видно из истории развития СМК, понятие «система менеджмента качества» тесно и непосредственно связано с международными стандартами ISO.

Международные стандарты ISO серии 9000 — это основополагающий комплекс международных документов по качеству, охватывающий всевозможные области применения.

ISO (International Organization for Standardizations) – международная организация  по стандартизации, которая существует  с 1948 г. В соответствии с  уставом ISO целью организации является «содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности».

В структуре ISO функционирует множество технических комитетов по различным отраслям промышленности и сферам деятельности. Технический комитет ISO 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества» разрабатывает стандарты в области обеспечения и менеджмента качества, получившие название «Стандарты ISO серии 9000».

Основная концепция  стандартов ISO серии 9000 заключается  в определении набора требований и рекомендаций к системе управления качества организаций. Причем, одной  из главных особенностей модели ISO заключается  в универсальности требований. Таким образом, требования стандартов ISO можно применять для любой организации вне зависимости от ее сферы деятельности, рынка, количества служащих и т. д.

Главной и неотъемлемой частью стандартов ISO 9000 являются восемь принципов менеджмента качества, которые предназначены для анализа со стороны руководства и выполнения предупреждающих действий. Эти принципы не только создают фундамент для остальных положений этих стандартов, но, что более важно, дают высшему руководству основу для внедрения хорошей практики управления с целью поддержания системы менеджмента организации. Каждый принцип занимает свое место в менеджменте организации, но главное преимущество может быть получено только при рассмотрении этих принципов как совокупности возможностей, которую высшее руководство может использовать и развивать для выгоды организации. Высшее руководство организации должно внедрять эти стандарты, контролировать и анализировать их действие, принимая во внимание при внедрении или актуализации системы менеджмента концепцию и методологию, вытекающие из нижеперечисленных принципов.

Информация о работе Изучение оценки затрат в системе менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»