Изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента на примере торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа посвящена вопросам изучения покупательского спроса и формирования товарного ассортимента на примере торгового предприятия. Во второй части изучено содержание коммерческой работы ПО «Универмаг» павильон №17 «Детский мир» и проведена оценка покупательского спроса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ИЗУЧЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО СПРОСА И ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
6
1.1 Методы изучения покупательского спроса 6
1.2 Формирование товарного ассортимента 12
2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика 16
2.2 Численный состав и структура кадров 18
2.3 Объем реализуемой продукции и ее ассортимент 18
2.4 Организация хранения и подготовки товаров к продаже 22
2.5 Применяемые формы расчетов и обслуживания покупателей 23
2.6 Характеристика и состав групп помещений 24
2.7 Интерьер и рекламно-информационное обеспечение магазина 27
2.8 Торгово-технологическое оборудование 28
2.9 Санитарно-техническое устройство магазина 30
2.10 Оценка и культура обслуживания торгового предприятия 30
ВЫВОДЫ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

КР Изуч.покуп.спроса и формир. торг.ассорт. на примере торг.пред..doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)

Стадии жизненного цикла товаров  при формировании ассортимента:

    • внедрение – закупаются сравнительно небольшие партии товара у хорошо известных поставщиков;
    • рост – закупка больших партий товара различных разновидностей, поиск новых поставщиков, обеспечение непрерывного завоза, сосредоточение в магазине больших товарных запасов;
    • зрелость – снижение закупочных цен, отказ от услуг слабых поставщиков минимизация торговых запасов, реклама;
    • устаревшие – распродажа остатков товара.

Процесс формирования ассортимента товаров  в магазине осуществляется по следующим этапам:

    1. Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.
    2. Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.
    3. Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.
    4. Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей. Перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине, зависит от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей. В процессе распределения отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь определяются их количество и наименования.

Следующим этапом формирования ассортимента является количество реализованных разновидностей товара по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения количества разновидностей товаров в магазинах различных форм товарной специализации является размер торговой площади торгового зала и состояние предложения товаров на региональном потребительском рынке. Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов отдельных форм специализации приведено в таблице 2.

Таблица 2 – Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазина самообслуживания отдельных форм специализации

Размеры торговой площади

кв.м. до 250 251-630 631-1000 свыше 1000

1. Универсам

до 700 700-1000 1001-1500

2. Кондитерские товары

до 300 301-500

3. Товары для детей

до 1000 1001-1500 св.1500

4. Товары для молодежи

до 800 801-1200 св.1200

5. Товары для женщин

до 1000 1001-1500 св.1500

6. Товары для мужчин

до 800 801-1200 св.1200

7. Одежда

до 600 601-1000 св.1000

8. Обувь

до 300 301-500 501-800 св.800

9. Хозтовары

до 500 501-800 801-1200 св.1200

10. Галантерея

до 600 601-900 св. 900


 

Заключительным этапом формирования ассортимента является разработка конкретного  перечня товаров, реализуемых в  магазине. Основой для разработки конкретного ассортиментного перечня  товаров в рамках отдельных их групп, подгрупп и определенного количества разновидностей являются материалы изучения спроса на товары на данном региональном потребительском рынке и результаты внутри группового анализа оборачиваемости товарных запасов .


Научная оценка спроса и конъюнктуры  рынка и формирование на их основе товарного предложения не менее важны, чем многие другие стороны коммерческой деятельности. Выбор верного пути в формировании товарного предложения требует определения контингента покупателей и особенностей их запросов, а также знания природно-климатических особенностей территории обслуживаемого рынка. Объем товарной массы неразрывно связан с ее внутренним содержанием или ассортиментом. Чем более качественно подобран ассортимент товаров торгового предприятия, тем большая прибыль будет получена.

 

2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика

 

Тип предприятия – Потребительское Общество «УНИВЕРМАГ» создано в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

ПО «Универмаг» находится по адресу КЧР г.Усть-Джегута ул. Богатырева 48. При Универмаге имеется площадка для парковки автомобилей, так же имеется  охраняемая автостоянка. По «Универмаг» находится в центре города, удобный подъезд, территория озеленена цветочными клумбами. Рядом находится автобусная остановка. Это здание, было построено в 1990г.

Организационно-правовая форма Универмага, в т.ч. и потребительского общества, делает его, с одной стороны, юридическим лицом с его целями, задачами и принципами построения, а с другой, как субъект экономических отношений. Потребительское общество – вид потребительского кооператива, добровольное объединение граждан и юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Универмаг стал ПО после внесения изменений в Устав и иные документы, регулирующие деятельности в соответствии с Законом №-54-ФЗ от 28.04.2000г. Потребительское общество обеспечивает возможность получения потребительской выгоды. Потребительское общество «Универмаг» имеет социальную правоспособность, т.е. вправе совершать лишь те действия, виды деятельности, которые предусмотрены Уставом. В соответствии со ст. 168 ГК РФ совершение сделок, противоречащих целям, указанным в Уставе, считаются ничтожными.

Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное  наименование на русском языке и  указание на место нахождение общества.

Также  имеет штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также  зарегистрированный в установленном  порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

ПО «Универмаг» оснащён усовершенствованным оборудованием, торговым инвентарём, кассовым аппаратом. Кроме того, торговая мебель обеспечивает рациональное использование площади торгового зала,  пригодна для оперативного пополнения запасов товаров,  наглядности показа и удобства отборки их покупателем. Это достигнуто за счёт применения ёмкой мебели, имеющей большую площадь экспозиции товаров и другими приспособлениями для выкладки товаров, различных типов тары-оборудования. В ПО «Универмаг» озданы условия для управления товарными запасами, которые обеспечивают бесперебойную торговлю.

Необходимые размеры товарных запасов  для павильона №17 «Детский мир» устанавливались с учётом объёма дневной реализации товаров, оптимальных размеров разовой поставки и других факторов. Работники этого павильона следят за соответствием фактических запасов товаров. В случае снижения объёма запасов выявляются причины и принимаются меры по ускорению завоза товаров.

В Также предусматривается  контроль за управлением товарными потоками, цель которого состоит в том, чтобы обеспечить высокую производительность труда работников павильона №17 «Детский мир» и сократить затраты времени на пополнение товарных запасов в торговом зале.

Управление процессом обслуживания покупателей в павильоне №17«Детский мир» находится в тесной взаимосвязи всего торгово-технологического процесса, организации труда, с соблюдением ими правил продажи товаров и требованием культуры торговли.  А также проводится анкетирование по мнение покупателей об ассортименте реализуемых товаров и т.д. ПО «Универмаг» приняты меры для ускорения реализации товаров путём их рекламирования.

Основные экономические показатели ПО «Универмаг» представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Основные экономические показатели предприятия

Показатели

1 квартал 2011

1 квартал 2012

Отклонение от прошлого года

В % к прошлому году

Розничный товарооборот, тыс. руб.

22137,3

30270,3

8133

136,74

Среднесписочная численность  торговых работников, чел.

24

22

-6

99,48

В том числе торгово-оперативных  работников

19

17

-2

89,5

Удельный вес, %

71,2

77,3

6,1

108,6

Среднегодовая выработка на одного торгового работника, тыс. р.

922,4

1376,0

453,6

149,2

Среднегодовая выработка  на одного торгово-оперативного работника, тыс. р.

1165,1

1780,6

615,5

152,8

Среднее число дней, отработанных одним торговым работником за год

88

83

-5

94,3

Средняя продолжительность  рабочего дня, ч.

7,8

7,9

0,1

101,28

Среднечасовая выработка  на одного торгового работника, тыс. руб.

1,34

2,1

0,76

156,7




 

Численность торговых работников в отчетном периоде уменьшилась на 6 человек, в том числе торгово-оперативных работников на 2 человека, что положительно сказалось на работе торгового предприятия. Так розничный товарооборот на одного работника возрос на 49,2%, среднечасовая выработка возросла на 0,76 тыс. руб.

Характеристика ПО «Универмаг» по классификационным признакам розничных торговых предприятий представлена в таблице 4.

Таблица 4 – Характеристика ПО «Универмаг» по классификационным признакам розничных торговых предприятий

Классификационные признаки розничных торговых предприятий

Характеристика

1. По характеру и функциональным возможностям

Стационарное

2. По видам и особенностям  устройства

Универсальный, магазин

3. С учетом товарной  специализации

Универсальный

4. По типу

Магазин

5.По форме обслуживания

Традиционная


 

2.2 Численный состав и структура кадров

 

Павильон  №17 «Детский мир» основан на бригадной форме организации труда. Поэтому весь персонал делиться на три категории:

Управленческий персонал и специалисты – состоит из генерального директора, заместителя директора,  товароведа, главного бухгалтера. Общее руководство магазином осуществляет генеральный директор, заместитель директора руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности, пожарную безопасность и соблюдение санитарных правил. Главный бухгалтер принимает от материально ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверят и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков. Товаровед изучает спрос населения на товары, заключает договора с поставщиками и контролирует их выполнение, подготавливает претензионные материалы контролирует состояние товарных запасов, проверяет качество товаров и соблюдение условий их хранения, организует доставку товаров в павильон № 17«Детский мир», внедряет современные методы продажи товаров.

Основной персонал – это продавцы и кассиры-контролеры. Продавец  подготавливает товар к продаже, обслуживает покупателей. Кассир-контролер готовит рабочее место к выполнению расчетных операций, выполняет расчетные операции и сдает выручку.

Вспомогательный персонал – обеспечивает обслуживание основного персонала, а также следит за безопасностью. Уборщики убирают торговый зал и прилегающую территорию ПО «Универмаг».

Организационная структура предприятия представлена на рисунке 1.

 

2.3 Объем реализуемой  продукции и ее ассортимент

 

Товароснабжение – это система мероприятий, представляющая собой комплекс коммерческих операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли. Оно включает следующие процессы: закупку, доставку, приемку и хранение, подготовку к продаже. Величина стоимости доставки товаров зависит от следующих факторов: методы доставки, их формы; маршруты доставки, технология доставки; виды транспортных средств; организация доставки.

 

Рисунок 1 – Организационная структура предприятия

 

 

Частота завоза товара зависит от физико-химических свойств товаров, предельных сроков и реализации, среднедневного объема  продажи, размера установленных неснижаемых товарных запасов, минимальные нормы доставки, уровня расходов по доставке.

Под ассортиментом понимают набор  видов или разновидностей товаров, объединенных по какому-либо признаку. Так, под торговым ассортиментом понимают номенклатуру товаров, находящиеся на предприятиях розничной или оптовой торговли: ассортимент детских игрушек, музыкальных инструментов и т.д.

Ассортимент предлагаемых к продаже  товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы продажи определяются продавцом самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией сферы деятельности.

Ассортимент реализуемых товаров представлен в таблице 5, структура ассортимента – в таблице 6 и 7.

Основными поставщиками павильона № 17 «Детский мир» являются: ООО «Селена», ООО «Русская игрушка», ООО «Сильвер» и т.д. ООО «Селена» осуществляет поставку мягких игрушек; ООО «Русская игрушка» осуществляет поставку кукол, новогодних масок, погремушек, мебель, посуду, игрушки- фигурки животных и т.д.; ООО «Сильвер» осуществляет поставку разнообразных музыкальных инструментов, металлофонов, заводных игрушек и т.д.

Частота завоза товаров в павильон № 17«Детский мир» по отдельным товарным группам составляет следующие величины:

    • мягкие игрушки - 1 раз в 20 дней;
    • куклы – 1 раз в неделю;
    • новогодние маски – 1 раз в  месяц;
    • погремушки – 1 раз в 30 дней;
    • музыкальные инструменты – 1 раз в 21 день.

Информация о работе Изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента на примере торгового предприятия