Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:38, курсовая работа
Курсовая работа посвящена вопросам изучения покупательского спроса и формирования товарного ассортимента на примере торгового предприятия. Во второй части изучено содержание коммерческой работы ПО «Универмаг» павильон №17 «Детский мир» и проведена оценка покупательского спроса.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ИЗУЧЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО СПРОСА И ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
6
1.1 Методы изучения покупательского спроса 6
1.2 Формирование товарного ассортимента 12
2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика 16
2.2 Численный состав и структура кадров 18
2.3 Объем реализуемой продукции и ее ассортимент 18
2.4 Организация хранения и подготовки товаров к продаже 22
2.5 Применяемые формы расчетов и обслуживания покупателей 23
2.6 Характеристика и состав групп помещений 24
2.7 Интерьер и рекламно-информационное обеспечение магазина 27
2.8 Торгово-технологическое оборудование 28
2.9 Санитарно-техническое устройство магазина 30
2.10 Оценка и культура обслуживания торгового предприятия 30
ВЫВОДЫ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ
Стадии жизненного цикла товаров при формировании ассортимента:
Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:
Следующим этапом формирования ассортимента является количество реализованных разновидностей товара по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения количества разновидностей товаров в магазинах различных форм товарной специализации является размер торговой площади торгового зала и состояние предложения товаров на региональном потребительском рынке. Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов отдельных форм специализации приведено в таблице 2.
Таблица 2 – Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазина самообслуживания отдельных форм специализации
Размеры торговой площади |
кв.м. до 250 251-630 631-1000 свыше 1000 |
1. Универсам |
до 700 700-1000 1001-1500 |
2. Кондитерские товары |
до 300 301-500 |
3. Товары для детей |
до 1000 1001-1500 св.1500 |
4. Товары для молодежи |
до 800 801-1200 св.1200 |
5. Товары для женщин |
до 1000 1001-1500 св.1500 |
6. Товары для мужчин |
до 800 801-1200 св.1200 |
7. Одежда |
до 600 601-1000 св.1000 |
8. Обувь |
до 300 301-500 501-800 св.800 |
9. Хозтовары |
до 500 501-800 801-1200 св.1200 |
10. Галантерея |
до 600 601-900 св. 900 |
Заключительным этапом формирования
ассортимента является разработка конкретного
перечня товаров, реализуемых в
магазине. Основой для разработки
конкретного ассортиментного
Научная оценка спроса и конъюнктуры рынка и формирование на их основе товарного предложения не менее важны, чем многие другие стороны коммерческой деятельности. Выбор верного пути в формировании товарного предложения требует определения контингента покупателей и особенностей их запросов, а также знания природно-климатических особенностей территории обслуживаемого рынка. Объем товарной массы неразрывно связан с ее внутренним содержанием или ассортиментом. Чем более качественно подобран ассортимент товаров торгового предприятия, тем большая прибыль будет получена.
2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Организационно-экономическая характеристика
Тип предприятия – Потребительское Общество «УНИВЕРМАГ» создано в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.
ПО «Универмаг» находится по адресу КЧР г.Усть-Джегута ул. Богатырева 48. При Универмаге имеется площадка для парковки автомобилей, так же имеется охраняемая автостоянка. По «Универмаг» находится в центре города, удобный подъезд, территория озеленена цветочными клумбами. Рядом находится автобусная остановка. Это здание, было построено в 1990г.
Организационно-правовая форма Универмага, в т.ч. и потребительского общества, делает его, с одной стороны, юридическим лицом с его целями, задачами и принципами построения, а с другой, как субъект экономических отношений. Потребительское общество – вид потребительского кооператива, добровольное объединение граждан и юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Универмаг стал ПО после внесения изменений в Устав и иные документы, регулирующие деятельности в соответствии с Законом №-54-ФЗ от 28.04.2000г. Потребительское общество обеспечивает возможность получения потребительской выгоды. Потребительское общество «Универмаг» имеет социальную правоспособность, т.е. вправе совершать лишь те действия, виды деятельности, которые предусмотрены Уставом. В соответствии со ст. 168 ГК РФ совершение сделок, противоречащих целям, указанным в Уставе, считаются ничтожными.
Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождение общества.
Также имеет штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
ПО «Универмаг» оснащён усовершенствованным оборудованием, торговым инвентарём, кассовым аппаратом. Кроме того, торговая мебель обеспечивает рациональное использование площади торгового зала, пригодна для оперативного пополнения запасов товаров, наглядности показа и удобства отборки их покупателем. Это достигнуто за счёт применения ёмкой мебели, имеющей большую площадь экспозиции товаров и другими приспособлениями для выкладки товаров, различных типов тары-оборудования. В ПО «Универмаг» озданы условия для управления товарными запасами, которые обеспечивают бесперебойную торговлю.
Необходимые размеры товарных запасов для павильона №17 «Детский мир» устанавливались с учётом объёма дневной реализации товаров, оптимальных размеров разовой поставки и других факторов. Работники этого павильона следят за соответствием фактических запасов товаров. В случае снижения объёма запасов выявляются причины и принимаются меры по ускорению завоза товаров.
В Также предусматривается контроль за управлением товарными потоками, цель которого состоит в том, чтобы обеспечить высокую производительность труда работников павильона №17 «Детский мир» и сократить затраты времени на пополнение товарных запасов в торговом зале.
Управление процессом обслужива
Основные экономические
Таблица 3 – Основные экономические показатели предприятия
Показатели |
1 квартал 2011 |
1 квартал 2012 |
Отклонение от прошлого года |
В % к прошлому году |
Розничный товарооборот, тыс. руб. |
22137,3 |
30270,3 |
8133 |
136,74 |
Среднесписочная численность торговых работников, чел. |
24 |
22 |
-6 |
99,48 |
В том числе торгово-оперативных работников |
19 |
17 |
-2 |
89,5 |
Удельный вес, % |
71,2 |
77,3 |
6,1 |
108,6 |
Среднегодовая выработка на одного торгового работника, тыс. р. |
922,4 |
1376,0 |
453,6 |
149,2 |
Среднегодовая выработка на одного торгово-оперативного работника, тыс. р. |
1165,1 |
1780,6 |
615,5 |
152,8 |
Среднее число дней, отработанных одним торговым работником за год |
88 |
83 |
-5 |
94,3 |
Средняя продолжительность рабочего дня, ч. |
7,8 |
7,9 |
0,1 |
101,28 |
Среднечасовая выработка на одного торгового работника, тыс. руб. |
1,34 |
2,1 |
0,76 |
156,7 |
Численность торговых работников в отчетном периоде уменьшилась на 6 человек, в том числе торгово-оперативных работников на 2 человека, что положительно сказалось на работе торгового предприятия. Так розничный товарооборот на одного работника возрос на 49,2%, среднечасовая выработка возросла на 0,76 тыс. руб.
Характеристика ПО «Универмаг» по классификационным признакам розничных торговых предприятий представлена в таблице 4.
Таблица 4 – Характеристика ПО «Универмаг» по классификационным признакам розничных торговых предприятий
Классификационные признаки розничных торговых предприятий |
Характеристика |
1. По характеру и функциональным возможностям |
Стационарное |
2. По видам и особенностям устройства |
Универсальный, магазин |
3. С учетом товарной специализации |
Универсальный |
4. По типу |
Магазин |
5.По форме обслуживания |
Традиционная |
2.2 Численный состав и структура кадров
Павильон №17 «Детский мир» основан на бригадной форме организации труда. Поэтому весь персонал делиться на три категории:
Управленческий персонал и специалисты – состоит из генерального директора, заместителя директора, товароведа, главного бухгалтера. Общее руководство магазином осуществляет генеральный директор, заместитель директора руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности, пожарную безопасность и соблюдение санитарных правил. Главный бухгалтер принимает от материально ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверят и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков. Товаровед изучает спрос населения на товары, заключает договора с поставщиками и контролирует их выполнение, подготавливает претензионные материалы контролирует состояние товарных запасов, проверяет качество товаров и соблюдение условий их хранения, организует доставку товаров в павильон № 17«Детский мир», внедряет современные методы продажи товаров.
Основной персонал – это продавцы и кассиры-контролеры. Продавец подготавливает товар к продаже, обслуживает покупателей. Кассир-контролер готовит рабочее место к выполнению расчетных операций, выполняет расчетные операции и сдает выручку.
Вспомогательный персонал – обеспечивает обслуживание основного персонала, а также следит за безопасностью. Уборщики убирают торговый зал и прилегающую территорию ПО «Универмаг».
Организационная структура предприятия представлена на рисунке 1.
2.3 Объем реализуемой продукции и ее ассортимент
Товароснабжение – это система мероприятий, представляющая собой комплекс коммерческих операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли. Оно включает следующие процессы: закупку, доставку, приемку и хранение, подготовку к продаже. Величина стоимости доставки товаров зависит от следующих факторов: методы доставки, их формы; маршруты доставки, технология доставки; виды транспортных средств; организация доставки.
Рисунок 1 – Организационная структура предприятия
Частота завоза товара зависит от физико-химических свойств товаров, предельных сроков и реализации, среднедневного объема продажи, размера установленных неснижаемых товарных запасов, минимальные нормы доставки, уровня расходов по доставке.
Под ассортиментом понимают набор видов или разновидностей товаров, объединенных по какому-либо признаку. Так, под торговым ассортиментом понимают номенклатуру товаров, находящиеся на предприятиях розничной или оптовой торговли: ассортимент детских игрушек, музыкальных инструментов и т.д.
Ассортимент предлагаемых к продаже
товаров, перечень оказываемых услуг,
а также формы продажи
Ассортимент реализуемых товаров представлен в таблице 5, структура ассортимента – в таблице 6 и 7.
Основными поставщиками павильона № 17 «Детский мир» являются: ООО «Селена», ООО «Русская игрушка», ООО «Сильвер» и т.д. ООО «Селена» осуществляет поставку мягких игрушек; ООО «Русская игрушка» осуществляет поставку кукол, новогодних масок, погремушек, мебель, посуду, игрушки- фигурки животных и т.д.; ООО «Сильвер» осуществляет поставку разнообразных музыкальных инструментов, металлофонов, заводных игрушек и т.д.
Частота завоза товаров в павильон № 17«Детский мир» по отдельным товарным группам составляет следующие величины: