Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 13:32, курсовая работа
Цель исследования: выявление идеального образа женщины-руководителя.
Гипотеза: существующие в специальной литературе параметры образа женщины-руководителя соответствуют представлениям общества.
Объект исследования: имидж руководителя.
Предмет исследования: формирование имиджа.
Аннотация……………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………..4
Раздел 1. Имидж руководителя
1.1 Понятие и сущность имиджа…………………………………...6
1.2 Имиджелогия как наука………………………………………... 7
1.3 Составные части имиджа………………………………………9
1.3.1 Внешний вид…………………………………………………9
1.3.2 Вербальный имидж………………………………………….11
1.3.3 Невербальный имидж……………………………………….12
1.4. Формирование имиджа………………………………………..13
1.5. Методы формирования имиджа………………………………15
Раздел 2. Исследование имиджа женщины-руководителя
2.1 Методы и организация исследования………………………..17
2.2 Описание выборки исследования…………………………….17
2.3 Методы исследования…………………………………………17
2.4 Процедура исследования……………………………………...18
2.5 Математико-статистические методы обработки данных……………..18
Раздел 3.
3.1 Описание результатов………………………………………..18
3.2 Анализ результатов…………………………………………..20
3.3 Выводы…………………………………………………………21
Заключение………………………………………….22
Ссылки………………………………………………23
Список литературы…………………………………24
Приложения………………………………………..25
Математико-статистическая обработка
проводилась с помощью
Раздел 3.
3.1 Описание результатов.
В результате обработки данных с помощью процентного соотношения были получены следующие данные.
Вопросы в опросном листе были разделены по четырем критериям: внешний вид, вербальный и невербальный имидж, отношения с подчиненными.
12 вопросов содержат смысл,
Таблица 1. Полученные результаты опросника - внешний вид руководителя
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Б) |
Б) |
Б) |
Б) |
Б) |
Б) |
любая |
любая |
Б) |
Б) |
2 |
естественный |
естественный |
любой |
брюнетка |
любой |
естественный |
любой |
брюнетка |
естественный |
естественный |
3 |
А) |
А) |
А) |
А) |
А) |
А) |
А) |
А) |
А) |
А) |
4 |
Блузка, юбка, пиджак |
Костюм-тройка |
Блузка, юбка,пиджак |
Блузка, юбка, пиджак |
Платье, юбка, штаны, блузка |
Платье, юбка, штаны, блузка |
Костюм-тройка |
Юбка до колена, блузка, пиджак |
Костюм-тройка |
Костюм-тройка |
5 |
любого |
красный, черный, голубой |
не вызывающе яркого |
светло-серый, черный, темно-синий |
черный, серый, белый |
любого |
нейтрального |
черный, серый, бежевый |
черный, темно-синий |
любого |
6 |
любой |
любой |
нормального |
светлая |
светлая |
любая |
любая |
загорелая |
светлая |
нормальная |
7 |
да |
да |
да |
да |
да |
По желанию |
да |
да |
да |
да |
8 |
Нейтрального |
Красный, черный |
Нейтральный |
Телесные |
Прозрачный, светло-розовый |
Нейтральные |
Нейтральные |
Красный, бесцветный |
Телесные |
Нейтральные |
9 |
Туфли,балетки, слиперы |
Туфли |
Туфли |
Туфли |
Туфли |
Туфли |
Туфли, балетки |
Туфли |
Туфли |
Туфли |
10 |
Не обязательно |
да |
да |
да |
да |
По желанию |
По желанию |
да |
да |
да |
11 |
Драгоценности |
Серьги |
Бусы,серьги,часы |
Часы,обручальное кольцо |
Серьги,бусы,часы |
Кольца,браслет,серьги,кулон |
Часы |
Бусы |
Часы,браслет,заколка |
часы |
12 |
Стройная,средняя |
стройная |
Стройная,средняя |
Стройная, средняя |
Стройная, средняя |
стройная |
стройная |
стройная |
любая |
средняя |
4 вопроса составлено для оценки
вербального имиджа женщины-
Таблица 2. Полученные результаты опросника - вербальный имидж
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 (15) |
Спок. |
Спок. |
Спок.,увер. |
Спок. |
Спок. |
Спок. |
Спок.,увер. |
Спок. |
Спок. |
Спок. |
2 (16) |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
Выше сред. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
3 (17) |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
Сред. |
4 (18) |
нет |
да |
да |
да |
да |
нет |
да |
да |
да |
нет |
9 вопросов содержат смысл, составляющий оценку невербального имиджа руководителя. В таблице №3 приведены полученные результаты на вопросы 13, 14, 19, 20, 21, 25.
Таблица 3. Полученные результаты опросника - невербальный имидж
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 (13) |
Сдер. |
Сдер. |
Своб. |
Мед.,сдер. |
Своб. |
Сдер. |
Своб. |
Сдер. |
Своб. |
Мед.,своб. |
2 (14) |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
3 (19) |
нет |
нет |
иногда |
нет |
да |
нет |
да |
да |
да |
Нет |
4 (20) |
нет |
нет |
Не желат. |
да |
да |
нет |
да |
да |
да |
да |
5 (21) |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
6 (25) |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
3 вопроса были составлены на
определения условных
Таблица 4. Полученные результаты опросника – отношения с подчиненными
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 (22) |
Фор. |
Любые |
Фор. |
Фор. |
Фор. |
Любые |
Любые |
Фор. |
Фор. |
Фор. |
2 (23) |
Нет |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
3 (24) |
Да |
Да |
Да |
Да |
Нет |
Нет |
Да |
Да |
Да |
Да |
В 26 вопросе испытуемые предлагали личностные качества, которые должны быть у женщины-руководителя. Полученные результаты:
1 – сдержанность, целеустремленность,
красноречие, эрудированность,
2 – эрудированность,
3 – стрессоустойчивость,
4 – пунктуальность, толерантность, рассудительность, стрессоустойчивость, коммуникабельность.
5 – собранность, уверенность в себе, коммуникабельность, пунктуальность, ответственность.
6 – пунктуальность, гибкость, харизматичность, сдержанность, стрессоустойчивость, трудолюбие, целеустремленность, креативность.
7 – целеустремленность, уверенность в себе, независимость, открытость, коммуникабельность.
8 – ответственность,
9 – целеустремленность, трудолюбие.
10 – пунктуальность, коммуникабельность, харизматичность, целеустремленность.
После рассмотрения полученных результатов была проведена обработка и их анализ.
3.2 Анализ результатов.
Из полученных результатов, благодаря процентному анализу, можно вычленить чаще всего встречаемые параметры и на их основе создать и сравнить со специальной литературой образ женщины-руководителя. Как уже было сказано, параметры в опросном листе были выведены с учетом четырех составляющих имиджа: внешний вид, вербальный и невербальный имидж и отношения с подчиненными.
Внешний вид.
Прическа женщины-руководителя: убранные волосы. Такой ответ дали 80% человек, 20% ответили – прическа может быть любая. Цвет волос: предпочтительнее всего естественный – 50% человек. Дневной макияж должен присутствовать - 100% дали такой ответ. Цвет кожи может быть любым – 40% респондентов так думают. Маникюр на руках у женщины руководителя должен быть всегда – 90% такого мнения, лак лучше всего нейтральных оттенков – 50% человек дали такой ответ. Фигура должна быть стройная – 80%. Одежда – лучше всего воспринимается костюм-тройка – 40%, либо блузка с юбкой не выше колена – 60%. Деловой костюм может быть черного и серого цветов или любого другого, но не вызывающе яркого. Обувь лучше всего подходит на каблуке – 100% из них 30% отметили, что туфли должны быть на среднем каблуке. Аксессуары для женщины-руководителя – это часы и драгоценные камни – 60%.
Вербальный имидж. Голос должен быть спокойным и уверенным – 100% респондентов так решили. Высота голоса и темп речи лучше всего подойдет средние – 100%. Органические дефекты, связанные с шепелявостью, картавостью скорее помешают, чем не помешают – так посчитали 70%.
Невербальный имидж. Женщина-руководитель должна обладать харизмой – 100%. Не должна быть эмоциональна – 50% отрицательно отнеслись к эмоциональности. Не должна обладать вредными привычками.
Отношения с подчиненными. Женщина-руководитель может быть приветливой с подчиненными – 100%, отношения могут быть формализованные – 50%, а могут быть и неформализованными – 50%. Она не должна делиться своими проблемами с подчиненными – 80% ответили «нет», но может заводить с ними дружеские отношения.
Личностные качества. Самые главные, ярко выраженные качества: коммуникабельность – 70%, пунктуальность – 50%, целеустремленность – 50%.
Все существенные параметры, которые описывались выше, соответствуют параметрам, указанным в специальной литературе [7, 10, 11, 12]. Сравнение параметров из профессиональной литературы и из результатов опроса показано в таблице №5.
Таблица 5. Сравнение параметров образа женщины-руководителя.
Параметры образа |
Параметры из спец. литературы |
Выделенные параметры из опроса | ||
Прическа |
Прическа должна быть красивой. Волосы убраны. |
Убранные волосы | ||
Макияж |
Естественный макияж должен присутствовать |
Должен быть макияж, не яркий. | ||
Маникюр |
||||
Костюм, его цвет |
Костюм-тройка Однотонные, яркие цвета допускаются |
Костюм-тройка, блузка с юбкой Черные, серые, не вызывающе-яркие цвета | ||
Аксессуары |
Часы, ручка, визитница, органайзер, очки, полудрагоценные камни |
Часы, драгоценные камни | ||
Обувь |
Туфли на среднем каблуке |
Туфли на среднем каблуке | ||
Парфюмерия |
Умеренное использование духов |
Умеренность в использовании духов | ||
Голос |
Спокойный, мелодичный, низкий |
Спокойный, уверенный | ||
Дефекты речи |
Должно быть хорошее произношение, дефекты будут мешать восприятию |
Дефекты речи мешают восприятию | ||
Отношения с подчиненными |
Могут быть любые, но женщина-руководитель не должна быть эмоциональна с ними |
Отношения могут быть любыми, но она должна быть не эмоциональна | ||
Личностные качества |
Харизматичная, коммуникабельная, пунктуальная, эмпатичная |
Коммуникабельность, пунктуальность, целеустремленность | ||
Из данной таблицы, можно сделать вывод о том, что существующие в теории параметры имиджа женщины-руководителя соответствуют представлениям общества о них, а это значит, что гипотеза подтвердилась.
3.3 Выводы
Опрос студентов третьего курса об образе женщины-руководителя был проведен. После чего были обработаны результаты опроса, проведен процентный анализ по каждому из параметров. Каждый параметр был анализирован. Далее, с помощью полученных параметров был составлен полноценный образ женщины-руководителя. На последнем этапе проведено сравнение полученных параметров имиджа с параметрами из профессиональной литературы, где был сделан вывод о том, что гипотеза исследования подтвердилась.
Заключение
Цель курсового исследования была достигнута путем решения поставленных задач. Итак, имидж – это совокупность определённых качеств, которые люди ассоциируют с определённой индивидуальностью личности. Имидж помогает человеку стать авторитетом для своих подчиненных и создает из руководителя лицо для организации. Человек может сам начать создавать свой личный имидж, либо же обратиться за помощью к специалистам – имиджмейкерам за помощью. В создании имиджа есть много составляющих, которые необходимо учитывать. Самое главное в работе над имиджем – поставка цели и знание своей направленности в создании образа. Роль имиджмейкера обычно играют профессиональные психологи. Профессиональная деятельность по созданию имиджа называется имиджмейкинг. Вообще, стандартные требования к образу делового человека написаны в специальной литературе. Для женщин и мужчин все расписано по-разному. В исследовании данной работы был проведен опросник, с помощью результатов которого, был выделен идеальный образ женщины-руководителя. Параметры этого образа совпали с существующими параметрами специальной литературы. В итоге исследования можно сказать, что гипотеза подтвердилась. Однако после обзора литературных источников, область имиджелогии, на мой взгляд, еще не до конца разработана. Специалисты по психологии, социологии, pr-менеджеры и специалисты в других областях, пока только начинают об этом говорить.
Формирование имиджа может влиять на личность человека, но не может в корне изменить ее. Поэтому, для руководителей важно знание не только об имидже, но и знание психологии тоже необходимо, так как это поможет грамотно использовать свои силы.
Ссылки
[1] Основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов / А.С. Ковальчук. – 4-е изд., доп. и перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 256с.
[2] Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 368с.