Индивидуальная и групповая мотивация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы будет являться
• Изучение теорий индивидуальной и групповой мотивации.

Для достижения цели предполагается выполнение следующих задач:
• Обзор научной литературы по изучаемой теме;
• Выделение логики и структуры выполняемой работы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная работа посвящена теоретическому изучению индивидуальной и группой мотивации.  Эта проблема не утратила своего значения т.к. успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труд, ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, операционных и личностных компонентов.

Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная, какие мотивы лежат в основе деятельности человека, можно разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами они могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

В условиях  смены новых социально-экономических  условий профессиональная деятельность существенно усложняется, актуализируя внутренние, психологические ресурсы личности. Поэтому устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается особенностями психологической готовности специалиста.

 

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы работники предприятия  выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями. Для этого необходимо создать на предприятии условия материальной и моральной заинтересованности работников в выполнении работ. Созданию на предприятиях условий для внутреннего побуждения к действию служит функция мотивации.

 

Исходя из вышесказанного, можно определить, что Целью работы будет являться

  • Изучение теорий индивидуальной и групповой мотивации.

 

Для достижения цели предполагается выполнение следующих задач:

  • Обзор научной литературы по изучаемой теме;
  • Выделение логики и структуры выполняемой работы 

Глава 1. МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Прежде чем  рассматривать мотивацию, как одну из функций менеджмента, разумно  будет дать определение функции. Итак, что же такое функция? Это слово имеет ряд разных значений: деятельность, обязанность, работа. Под функциями управления понимаются особые виды специализированной управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда.

Проанализировав разные публикации по менеджменту, мне  встретились несколько разных подходов, на основании которых выделяют функции  управления. Е.Н. Кнышова в учебном  пособии «Менеджмент»  пишет, что  еще в начале XX в. Анри Файоль  выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса:

• предвидение;

• организация;

• распорядительство;

• согласование;

• контроль.

Современные подходы  к выделению и характеристикам  специализированных управленческих функций чрезвычайно разнообразны.

Так, в Современном  экономическом словаре в качестве основных называются семь функций управления: анализ, прогнозирование, планирование, стимулирование, организация, контроль и регулирование производственных и других экономических процессов.

Вообще в экономической литературе чаще выделяют лишь четыре функции управления — планирование, организация, мотивация и контроль.

Но большинство  отечественных научных школ управления в процессе управления все же выделяют пять основных взаимосвязанных функций управления, называя их общими (их взаимосвязь представлена на рис. 2.4):

• планирование;

• организовывание;

• координация;

• мотивация;

• контроль.

 

Однако же Е.Л. Драчева в учебнике «Менеджмент» считает, что основными функциями  управления предприятием являются: перспективное и текущее планирование; организация и регулирование; мотивация и координирование; контроль и учет.

 

 

Таким образом, основа управленческой деятельности —  это выполнение менеджером четырех  общих функций, которые составляют так называемый цикл менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль

Функции менеджмента, входящие в состав цикла менеджмента (планирование, организация, мотивация  и контроль), находятся в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости. Так, например, функция контроля тесно связана с функцией планирования, поскольку на базе информации, полученной при контроле, и ее анализа у менеджера появляется возможность внесения необходимых изменений в ранее намеченные планы производства. Аналогичным образом увязаны функции организации производства и мотивации персонала. Продуманный комплекс действий менеджера по мотивации персонала во многом способствует совершенствованию организационной структуры предприятия (сокращение лишних подразделений и должностей с последующим повышением уровня оплаты труда оставшимся сотрудникам), повышению производительности труда и качества работы. Действенный контроль за работой сотрудников позволяет менеджеру выявлять лучшие кадры и с помощью соответствующей мотивации (премирование, повышение в должности) поощрять их к дальнейшим успехам в работе.

Продуктивность деятельности во многом зависит от процесса формирования цели как мотивационного процесса. Поэтому более подробнее рассматривается одна из составляющих функций менеджмента – мотивация.

Мотивация высокопродуктивного труда позволяет обеспечить наряду с восстановлением нормальной трудоспособности работников повышение места, занимаемого ценностью труда, в общей структуре социальных ценностей, формирование нового трудового сознания и трудовой этики.

«Давно известно, что оказывать воздействие на людей, стимулируя их к труду, для успешного выполнения поставленных задач можно с помощью двух основных методов: поощрения и наказания.

Итогом эволюции менеджмента явилось понимание  необходимости перехода от системы наказаний к стимулированию поощрением. Люди, работающие в современных организациях, обычно гораздо в большей степени образованы и обеспечены, чем в прошлом. Поэтому мотивы их трудовой деятельности оказываются более сложными для воздействия. То, что является эффективным для мотивации одних людей, может быть второстепенным или даже совершенно неважным для других. Система стимулов представляет собой совокупность вознаграждений, обещанных работнику за выполнение данной работы с определенной эффективностью.

Мотивация человека складывается из системы ожиданий. Сначала работник ожидает, что предпринятые им усилия приведут к необходимым  результатам, затем он надеется на то, что эти результаты повлекут за собой  вознаграждение, и он будет удовлетворен ценностью этого вознаграждения. Если человек не будет ощущать четкой связи между достигнутыми результатами и поощрением, а также если он уверен, что достигнутые Результаты не будут вознаграждены, то мотивация будет низкой. Ослабление мотивации также происходит, если ценность получаемого вознаграждения для человека незначительна. Однако оценка получаемого вознаграждения может быть неоднозначна. Сначала люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение демонстрирует несправедливость, то возникает психологическое напряжение. В следующий раз человек либо изменяет уровень затрачиваемых усилий, либо пытается увеличить уровень получаемого вознаграждения.

Мотивация бывает материальной, моральной и социальной. Материальная мотивация осуществляется путем выплаты сотрудникам заработной платы, премий и других видов материального  вознаграждения. Примерами моральной (психологической) мотивации являются благодарность, грамота, фото на доске почета и др. Наконец, социальная мотивация состоит в создании менеджером условий для интересной творческой работы в дружном, слаженно работающем коллективе, в котором каждый человек может рассчитывать на поддержку и взаимопомощь коллег по работе.

Работа менеджера  по организации производства тесно  связана с взаимоотношениями  между администрацией предприятий  и персоналом. Там, где существует общность интересов, повышение эффективности  работы предприятия и устранение непроизводительных потерь становятся общим делом. Стремления к процветанию предприятия можно добиться только при тесном личном контакте и взаимопонимании между руководящими работниками и их подчиненными, поэтому отношения между менеджером и сотрудниками должны носить конструктивный характер и характеризоваться социальным согласием и единством целей.

Для реализации данной проблемы менеджеры должны обеспечить подчиненных достойным уровнем  оплаты труда, определенным набором  социальных благ, создать комфортабельные условия для труда и отдыха сотрудников. Дополнительную мотивацию труда создает обстановка причастности каждого сотрудника к решению актуальных для предприятия задач. С этой целью менеджер должен регулярно созывать совещания с участием работников предприятия. На таких общих совещаниях целесообразно свободно и откровенно обсуждать производственную политику, финансовые результаты, проблемы издержек производства, вопросы сбыта и др. Персонал предприятия должен получать полную информацию о его деятельности. Особое значение это имеет при внедрении в производство инноваций (нововведений). В тех случаях, когда администрация информирует персонал о своей политике и намерениях задолго до проведения их в жизнь, она встречает меньше затруднений при их реализации. Для менеджера должно быть правилом выражение: «Довольный рабочий - это производительный рабочий».

Таким образом, для успеха работы по улучшению методов  производства необходимо участие в  этой деятельности рабочих и служащих. Они должны быть полностью информированы о состоянии своего предприятия, его успехах и неудачах. В этом случае можно рассчитывать на взаимопонимание и участие рабочих и служащих в решении проблем» - пишет Е.Л. Драчева

 

Другой автор, Е.Н. Кнышова пишет об этом так: «Мотивация, как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование определенной последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей – интересы людей – мотивы деятельности – действия людей.

В качестве мотивов  могут выступать причастность к  крупной компании, к решению значимых проблем, заинтересованность в интересных коммуникациях, потребность в формировании карьеры. Можно сказать, что мотивы, побуждающие человека к активной, производительной, творческой работе, многогранны, как многогранен сам человек и общественные отношения, которые оказывают на него воздействие.

Мотивационный подход к поведенческой деятельности является центральной функцией менеджмента. Менеджер воздействует на другого человека через его реальные цели, жизненные установки и ожидания, создавая эффективную мотивацию производственной деятельности работника. В качестве примера можно указать особенности мотивации разных категорий самих управленцев. Мотивация специалистов – ориентация на профессиональный рост, накопление знаний; они предпочитают, чтобы их оценивали профессионалы.

Мотивация через  потребности отражает процесс их возвышения от простых (пища, жилище, безопасность) до сложных (самоутверждение, самосовершенствование, самоуправление). Если мотивация основана на удовлетворении высших потребностей, то такой человек склонен к самоуправлению. Для удовлетворения высших потребностей предварительно должны быть удовлетворены первичные потребности, и необходима высокая производственная и управленческая культура »

Исходя, из этого  можно сделать вывод, что руководители всегда сознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Однако они полагали, что для этого достаточно просто материального вознаграждения. Однако это стойкое заблуждение, что деньги всегда побуждают человека трудиться усерднее. Истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, трудно определить, и они чрезвычайно сложны. Люди работают ради чего-то. Одни стремятся к деньгам, другие – к славе, третьи – просто любят свою работу. Перечисленные и другие обстоятельства, побуждающие человека к активной деятельности, называются мотивами, а их применение – мотивацией. Но, овладев современными моделями мотивации, руководитель сможет значительно расширить свои возможности в привлечении образованного, обеспеченного работника сегодняшнего дня к выполнению задач, направленных на достижение целей организации.

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Руководитель, чтобы  эффективно двигаться навстречу  цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менеджеров часто называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации.

И только комплексные  методы мотивации в систематическом подходе позволили руководителям воплотить свои решения в дело.

 

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

В настоящее  время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой  компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, насколько эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Таким образом, задача менеджера, который должен мотивировать рабочих в том, чтобы предоставить им возможность удовлетворить их личные потребности в обмен на качественную работу.

Информация о работе Индивидуальная и групповая мотивация