Полномочия мэра города начинаются
со дня его вступления в должность
и прекращаются в день вступления
в должность вновь избранного
главы городского округа [12].
Таким образом, мэр города
- глава городского округа является
высшим должностным лицом городского
округа «Город Южно-Сахалинск», наделяется
Уставом городского округа собственными
полномочиями по решению вопросов местного значения и возглавляет администрацию
города Южно-Сахалинска.
2.2. Анализ
процесса воздействия на личность и коллектив
в администрации г. Южно-Сахалинска
Процесс воздействия на личность
и коллектив в администрации
г. Южно-Сахалинска осуществляется с использованием
следующих методов (рис.1).
Организационно-административные
методы воздействия:
- приказ является наиболее категоричной формой распорядительного воздействия на служащих администрации и обязывает подчиненных точно исполнять принятые решения в установленные сроки. Неисполнение приказа влечет за собой соответствующие санкции со стороны руководства. Приказы издаются от имени главы администрации, начальников структурных подразделений;
- распоряжение в отличие от приказа не охватывает все функции организации, обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжения издаются обычно от имени заместителей руководителя организации по направлениям;
- указания и инструкции являются локальным видом распорядительного воздействия, ставят целью оперативное регулирование управленческим процессом и направлены на ограниченное число сотрудников.
Инструктаж и координация работ рассматриваются как методы руководства, основанные на учении подчиненных правилам выполнения трудовых операций;
- дисциплина - это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенными в соответствии с Трудовым кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором и локальными нормативными актами организации. Работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда. Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка.
Методы воздействия на личность и коллектив
в администрации города Южно-Сахалинск |
Организационно-административные
методы |
|
Экономические
методы |
|
Социально-
психологические методы |
Приказ |
|
Материальное стимулирование |
|
Социальное планирование |
Распоряжение |
|
Гарантии и компенсации |
|
Социологические исследования |
Указание и инструкции |
|
Партнерство |
Дисциплинарная ответственность |
|
Соревнование, похвала, просьба |
Рис.1. Методы воздействия на
личность и коллектив в администрации
города Южно-Сахалинск
Экономические методы воздействия.
Оплата труда работников администрации
производится в виде денежного содержания,
которое состоит из должностного оклада
в соответствии с замещаемой муниципальной
должностью (должностью муниципальной
службы), а также ежемесячных и иных дополнительных
выплат, к которым относятся:
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет.
Размеры должностных окладов
муниципальных служащих администрации
устанавливаются главой администрации.
Ежемесячная надбавка к должностному
окладу за выслугу лет на муниципальной
службе устанавливается в зависимости
от стажа муниципальной службы:
- от 1 до 5 лет – 10 процентов должностного оклада;
- от 5 до 10 лет – 15 процентов должностного оклада;
- от 10 до 15 лет – 20 процентов должностного оклада;
- от 15 и выше – 30 процентов должностного оклада;
- ежемесячная надбавка за особые условия (за особые условия муниципальной службы). Ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы выплачивается пропорционально отработанному времени в учётном периоде, на неё начисляется районный коэффициент.
Ежемесячная надбавка (процентная
надбавка) к должностному окладу за
работу со сведениями, составляющими
государственную тайну, устанавливается
в процентном отношении к должностному
окладу в соответствии с действующим
законодательством.
Ежемесячная надбавка к должностному
окладу за особые условия муниципальной
службы:
- муниципальным служащим, замещающим высшие должности муниципальной службы - в размере до 200 процентов должностного оклада;
- муниципальным служащим, замещающим главные должности муниципальной службы - в размере до 150 процентов должностного оклада;
- муниципальным служащим, замещающим ведущие должности муниципальной службы - в размере до 120 процентов должностного оклада;
- муниципальным служащим, замещающим старшие должности муниципальной службы, - в размере до 90 процентов должностного оклада;
- муниципальным служащим, замещающим младшие должности муниципальной службы, - в размере до 60 процентов должностного оклада;
- ежемесячная процентная надбавка (ежемесячная надбавка) к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну - в размерах, не превышающих установленные для государственных гражданских служащих Сахалинской области, в зависимости от степени секретности сведений, к которым имеется доступ;
- материальная помощь. Материальная помощь из расчета одного должностного оклада в год, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих ежемесячно в размере 1/12 в месяц, с применением коэффициента и процентных надбавок. Материальная помощь на погребение близких родственников (родителей, супругов, детей) выплачивается в размере 5000 рублей в каждом случае за счет утвержденного фонда оплаты труда.
- иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Сахалинской области. К иным выплатам относится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух должностных окладов. Выплачивается за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих, с применением коэффициента и процентных надбавок.
Поощрение работника
за добросовестный эффективный труд
дополнительный отпуск для муниципальных
служащих за ненормированный рабочий
(служебный) день устанавливается:
- для высших и главных должностей муниципальной службы – 6 календарных дней;
- для ведущих должностей муниципальной службы – 5 календарных дней;
- для старших и младших должностей муниципальной службы – 3 календарных дня.
За высокопрофессиональное
выполнение трудовых обязанностей, повышение
производительности труда, продолжительную
и безупречную работу и другие
успехи в труде применяются следующие
меры поощрения муниципальных служащих
администрации:
- объявление благодарности;
- поощрение ценным подарком;
- поощрение денежной премией;
- награждение Почетной грамотой администрации города;
- награждение Благодарственным письмом администрации города;
- награждение Памятным, Приветственным адресами;
- присвоение Почетного звания;
- представление к награждению орденами и медалями Российской Федерации.
Поощрения объявляются
постановлением мэра города, доводятся
до сведения коллектива и заносятся
в трудовую книжку работника.
Социально-психологические
методы воздействия на личность и коллектив:
- социальное планирование позволяет сформировать социальные цели и критерии, разработать социальные и плановые показатели, способствует достижению конечных социальных результатов. Разработку стратегий социального развития трудового коллектива в администрации города осуществляет отдел социального развития, на который возложены функции в области: планирования и управления социальным развитием; совершенствования социальной структуры и стабилизации трудовых коллективов; внедрения профессиональных форм организации труда; развития трудовой и социальной активности работников; социального обслуживания;
- социологические исследования служат инструментом в работе с персоналом и обеспечивают специалистов по управлению персоналом необходимыми данными, позволяющими принимать обоснованные решения при подборе, оценке, расстановке, адаптации и обучении персонала. Современные методы социологических исследований весьма разнообразны и могут включать в себя: анкетирование, интервьюирование, социометрические наблюдения, собеседования;
- партнерство имеет важное значение для обеспечения разнообразных форм взаимоотношений в коллективе. В отличие от формальных связей соподчиненности, которые определяют взаимозависимость сотрудников, в партнерстве все выступают равноправными членами группы. Различают следующие формы партнерства: деловые, дружеские, по увлечениями. Партнерские отношения строятся на основе взаимоприемлемых вопросов убеждения, подражания, просьб, советов, похвал. Деловые отношения, строящиеся в форме дружеского партнерства и общих увлечений, всегда способствуют созданию хорошего социально - психологического климата в коллективе;
- соревнование проявляется в стремлении людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению;
- похвала является позитивным психологическим приемом воздействия на личность и оказывает более сильное воздействие, чем осуждение;
- просьба представляет собой весьма распространенную форму неформального общения и является эффективным методом руководства, так как воспринимается подчиненным как доброжелательное распоряжение и демонстрирует уважительное отношение к его личности.
Таким образом, в процессе воздействия
на личность и коллектив в администрации
города Южно-Сахалинск применяются методы
организационно-административного воздействия
(приказы, распоряжения, должностные инструкции
муниципальных служащих, правила внутреннего
распорядка, регламенты администрации),
экономические методы воздействия, которые
включают в себя должностной оклад в соответствии
с замещаемой муниципальной должностью,
а также ежемесячных и иных дополнительных
выплат; социально-психологические методы
воздействия на личность и коллектив (нормальный
психологический климат, хорошие условия
труда, трудовая активность коллектива).
2.3. Проблемы
процесса воздействия на личность и коллектив
в администрации г. Южно-Сахалинска
Негативное воздействие
административных методов на личность
и коллектив в организации может заключаться:
- в неэффективном организационном воздействии на персонал:
- типовой устав предприятия, хранящийся за «семью печатями»;
- принятие формальных коллективных договоров (или отсутствие их на предприятии) и конфронтация с профсоюзами;
- использование типовых или устаревших Правил внутреннего трудового распорядка, работа с персоналом с нарушением Трудового кодекса РФ;
- отсутствие или пользование устаревшей организационной структурой;
- отсутствие или пользование устаревшими положениями о подразделениях, не отвечающими условиям производства;
- отсутствие должностных инструкций, ориентация на устные указания руководства, использование устаревших инструкций;
- отсутствие или ликвидация контрактной системы организации и оплаты труда.
- в неэффективных видах распорядительных воздействий:
- расплывчатые или противоречивые приказы с констатацией состояния вопроса и без четких мероприятий;
- расплывчатые или противоречивые распоряжения заместителей директора;
- нечеткие и противоречивые устные указания руководства;
- отсутствие системы контроля исполнения документов на предприятии или ее низкая эффективность.