Использование методов портфельного анализа для формирования стратегии организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 02:33, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена вопросам формирования маркетинговой стратегии промышленного предприятия. В соответствии с этим рассмотрим актуальность темы курсовой работы, которая сформулирована следующим образом: "Маркетинговая стратегия промышленного предприятия".
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что без маркетинговой стратегии предприятие, занимающееся производством каких-либо товаров, не сможет действовать эффективно и в соответствии с требованиями рынка.
Цель курсовой работы: рассмотреть теоретические и практические аспекты маркетинговой стратегии промышленного предприятия на примере ОАО "КЭМЗ".

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..……2
1. Теоретические аспекты формирования маркетинговой стратегии. ……………...3
1.1 Сущность и виды маркетинговых стратегий……………………………………..3
1.2 Процесс формирования маркетинговых стратегий в общей системе управления предприятием………………………………………………………………………….11
1.3 Методы и инструменты разработки маркетинговой стратеги предприятия….20
2. Исследование процессов формирования маркетинговых стратегий……………28
2.1. Анализ внешней и внутренней среды "ОАО" КЭМЗ"…………………………28
2.2. Исследование стратегических возможностей ОАО "КЭМЗ"………………….36
2.3. Оценка эффективности реализации маркетинговых стратегий ОАО "КЭМЗ"………………………………………………………………………………...45
Заключение…………………………………………………………………………….52
Список использованной литературы………………………………………………...54

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач по страт. мен.docx

— 243.17 Кб (Скачать файл)

М. Портер считает, что существуют три основные области выработки стратегии поведения предприятия на рынке (стратегии конкурентного преимущества).

1. Стратегия минимизации  издержек. Этот тип стратегии  связан с тем, что компания  добивается самых низких издержек  производства и реализации своей  продукции.

2. Стратегия дифференциации. В этом случае фирма не стремится  работать на всем рынке с  одним товаром, а работает на  его четко определенном сегменте, и она должна в своих намерениях  исходить из потребностей не  рынка в целом, а вполне определенных  клиентов. При использовании данной  стратегии должен быть хорошо  развит маркетинг.

3. Стратегия специализации. Цель данной стратегии – лучше  удовлетворять потребности выбранного  целевого сегмента рынка, чем  конкуренты. Стратегия специализации  позволяет добиться высокой доли  рынка в целевом сегменте, но  всегда ведет к малой доле рынка в целом [17].

Важным критерием, по которому могут быть классифицированы стратегии, является доля рынка. Исходя из этого, выделяют четыре типа конкурентных стратегий.

1)Стратегии лидера. Фирма-лидер  рынка товара занимает доминирующую  позицию, причем это признают  и ее конкуренты. Фирма-лидер имеет  в своем распоряжении следующий  набор стратегий.

- Расширение первичного  спроса. Цель – обнаружить новых  потребителей товара, пропагандировать  новые применения существующих  товаров или увеличить разовое  потребление товара.

- Оборонительная стратегия. Цель – защитить свою долю  рынка, противодействуя наиболее  опасным конкурентам.

- Наступательная стратегия. Цель – повысить рентабельность  за счет максимально широкого  использования эффекта опыта.

- Стратегия демаркетинга  предполагает сокращение своей  доли рынка, чтобы избежать обвинений  в монополизме или квазимонополизме.

2)Стратегии "бросающего вызов" – характерны для фирм, не занимающих доминирующей позиции.

- Фронтальная атака. Предполагает  использование против конкурента  тех же средств, которые тот  применяет, не утруждая себя поиском  его слабых мест. Чтобы быть  успешной, фронтальная атака требует  значительного превосходства сил  у атакующего (как правило, 3:1).

- Фланговая атака предусматривает  борьбу с лидером на том  стратегическом направлении, где  он слаб или плохо защищен.

3)Стратегии "следующего  за лидером". "Следующий за  лидером" – это конкурент с  небольшой долей рынка, который  выбирает адаптивное поведение, согласуя свои решения с решениями  конкурентов.

4)Стратегии специалиста. Специалист интересуется только  одним или несколькими сегментами, а не рынком в целом.

Разработка маркетинговый стратегии это трудоемкий процесс, требующий значительных затрат времени, умения правильно анализировать сложившуюся ситуацию и креативно мыслить. Этот процесс начинается с анализа внешней и внутренней среды и заканчивается анализом эффективности принятых решений. Причем на последней стадии необходимо узнать непросто насколько запланированные действия выполнены точно, корректно и в срок, но и то насколько эти действия правильно выбраны для достижения поставленной цели.

Стратегический маркетинг в структуре фирмы играет значительную роль, так как указывает фирме на такие возможности, которые обеспечивают потенциал для ее роста и рентабельности. Как всякое стратегическое направление, стратегический маркетинг имеет среднесрочные и долгосрочные планы. И в первую очередь он осуществляет анализ прогнозируемых потребностей потенциальных покупателей.

Характеристика и анализ различных типов стратегий маркетинга позволяют делать вывод, что они во многом дополняют и повторяют друг друга. Выбор же наиболее приемлемых из них осуществляется с помощью различных методов на основе факторов, оказывающих воздействие на функционирование и развитие фирмы.

Таким образом стратегический маркетинг подразумевает методы систематического анализа потребностей и разработки концепций эффективных товаров и услуг, позволяющих обеспечить устойчивое конкурентное преимущество, и включает в себя маркетинговые исследования рынка (потребителей, конкурентов и др.), сегментирование рынка, дифференциацию спроса и позиционирование товара. Стратегия маркетинга основана на сегментации, дифференциации и позиционировании. Она направлена на поиск конкурентного преимущества фирмы на рынке и разработку такого комплекса маркетинга (marketing-mix), который позволил бы реализовать это конкурентное преимущество.

1.2 Процесс формирования  маркетинговых стратегий в общей  системе управления предприятием.

Неотъемлемой частью управления предприятием является формирование и реализация стратегии маркетинга.

При формировании маркетинговой стратегии предприятие, прежде всего, учитывают следующие четыре группы основных факторов[13]:

1.Тенденции развития спроса  и внешней маркетинговой среды (рыночный спрос, запросы потребителей, система товародвижения, правовое  регулирование, тенденции в деловых  кругах, условия территориального  размещения)

2.Состояние и особенности  конкурентной борьбы на рынке, основные фирмы-конкуренты и стратегические  направления их деятельности.

3.Управленческие ресурсы  и возможности самого предприятия (товарные, финансовые, торговые, кадровые, научно-технические, информационные), определение своих сильных сторон  в конкурентной борьбе.

4.Основная концепция развития  предприятия, ее глобальные цели  и задачи предпринимательской  деятельности в основных стратегических  зонах.

Формирование маркетинговой стратегии можно разбить на этапы, а ее содержание – на ряд подвидов которые представлены на рисунке 1.3.

Рис. 1.3. Этапы процесса формирования маркетинговой стратегии.

Первым этапом формирования маркетинговой стратегии является определение миссии и стратегических целей организации.

Миссия в стратегическом менеджменте – это четко выраженная наиболее общая цель деятельности организации, в которой определяется, для чего существует организация, какую потребность она удовлетворяет, кто ее основные потребители, в чем заключается философия организации и каковы ее главные принципы[13].

Разработка миссии является начальной точкой любого совершенствования системы управления, так как определение миссии необходимо для того, чтобы выявить, в чем заключается основная задача предприятия и любую деятельность предприятия подчинить ее решению.

Формулирование миссии способствует решению следующих проблем управления. Во-первых, миссия заставляет менеджеров систематически заниматься всесторонним анализом сильных и слабых сторон организации и ее конкурентов, возможностей и угроз, что повышает обоснованность принимаемых стратегических решений. Во-вторых, в случае больших по размеру или географически разбросанных компаний миссия способствует интеграции обособленных организационных единиц в одно целое, мотивации персонала и более эффективному взаимодействию руководителей и подчиненных на различных уровнях. В-третьих, хорошая миссия способствует проецированию рационального и позитивного имиджа компании на деловых партнеров, акционеров, инвесторов, от которых в различных формах и степени зависит судьба предприятия.

Формирование миссии позволяет определить, для чего существует конкретная организация, причем данное определение не изменяется обычно на протяжении всего цикла жизнедеятельности организации. Выработка новой миссии обычно приводит к созданию нового предприятия[10].

На следующем этапе процесса стратегического управления определяются стратегические цели организации.

На основе миссии вырабатывается цель организации.

Цель - конечные и промежуточные будущие состояния объекта управления, достижение которых обеспечивает выполнение миссии и реализацию стратегии в целом[10].

Как известно, постановка цели – это попытка реализации имеющихся ресурсов для получения определенной выгоды, и такие цели есть цели предприятия. Способы достижения этих целей – это уже маркетинговые цели, которые являются и стратегиями по отношению к целям более низкого порядка. Все маркетинговые цели и стратегии увязаны между собой.

Долгосрочные цели определяют стратегическое намерение предприятия занять определенное место в бизнесе. Определение общих долгосрочных целей требуется для каждого ключевого результата, который менеджеры считают важным для достижения успеха и создания соответствующих конкурентных преимуществ организации.

В качестве удобного апробированного на практике инструмента можно использовать модель в виде дерева целей представленный на рис.1.4.

Рис. 1.4. Иерархия целей организации[16]

Дерево целей – структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены: генеральная цель ("вершина дерева"); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней ("ветви дерева"). Название "дерево целей" связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево.

Дерево целей строится сверху вниз от цели-требования до конкретных мероприятий. Главная стратегическая цель (цель-требование) состоит из двух частей: внешней и внутренней. Первая определяется на основе миссии, а вторая зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта[16].

Второй этап формирования маркетинговой стратегии является стратегический маркетинговый анализ среды управления.

Внешняя среда управления – это совокупность внешних субъектов и сил (факторов), активно влияющих на положение и перспективы организации, на эффективность деятельности ее субъектов менеджмента. Выделяют политические, экономические, научно-технические, социальные, экологические и другие компоненты внешней среды. Внешняя среда включает в себя макросреду, состоящую из факторов широкого социального плана и системного, общего, преимущественно косвенного действия, и микросреду – конкретных субъектов, чьи действия и отношения могут быть направлены на данного субъекта: потребителей, посредников и других. Внешняя среда может быть средой как прямого, так и косвенного воздействии.

Внутренняя среда управления понимается как совокупность характеристик организации и ее, внутренних субъектов (сил, слабостей), влияющих на положение и перспективы организации. Для внутренней среды характерно, что это среда прямого воздействия – совокупность элементов и факторов, оказывающих непосредственное и немедленное влияние не организацию.

В логике классификации факторов среды по макро- и микроуровням может быть выделена также мезосреда – отраслевая, региональная, имеющая соответствующие промежуточные характеристики[22].

Исследование среды управления производится с помощью ряда современных методов анализа. Методы STEP- (или PEST-) и SWOT анализа.

По результатам STEP- и SWOT анализа формируются варианты стратегического развития управляемой системы – фирмы, организации.

STEP- (или PEST-) анализ – разновидность  анализа внешней среды организации, используемый при подготовке  к проектированию будущей стратегии  и позволяющий экспертным путем  определить сравнительную значимость  факторов среды, объединенных в  четыре группы (социальные, технологические, экономические и политические  факторы)[22].

SWOT анализ – первый  этап деятельности в русле  стратегического маркетинга, представляющий  собой анализ макросреды рынка  и конкретных целей рынков, самой  фирмы и ее конкурентов по  комплексной схеме "сильные стороны-слабости-возможности-угрозы".

Ключевая задача определяющая степень успешности любой стратегии,-оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования (СЗХ).

Анализ конкурентных преимуществ.

Конкурентное преимущество (КП) – это положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей[]. Конкурентные преимущества создаются уникальными осязаемыми и неосязаемыми активами, которыми владеет предприятие, теми стратегически важными для данного бизнеса сферами деятельности, которые позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Основой конкурентных преимуществ, таким образом, являются уникальные активы предприятия либо особая компетентность в сферах деятельности, важных для данного бизнеса. Конкурентные преимущества, как правило, реализуются на уровне стратегических единиц бизнеса и составляют основу деловой (конкурентной) стратегии предприятия.

Конкурентные преимущества могут иметь разнообразные формы в зависимости от специфики отрасли, товара и рынка. При определении конкурентных преимуществ важно ориентироваться на запросы потребителей и убедиться в том, что эти преимущества воспринимаются ими как таковые.

Следует отметить, что конкурентные преимущества предприятия в отрасли определяются также широтой целевого рынка. Поэтому перед выбором одной из общих стратегий предприятие должно определить ряд ограничивающих факторов:

-ассортиментный набор  продуктов, который оно будет  производить, а также тип потенциальных  покупателей;

-планируемые каналы распределения  продукции;

-регион, в котором оно  будет продавать продукцию, а  также ряд смежных отраслей, в  которых собирается конкурировать.

Изменения конкурентных преимуществ в связи с изменениями конкурентной среды и предпочтений потребителей необходим постоянный мониторинг действий конкурентов и отслеживание изменений потребительских предпочтений.

Информация о работе Использование методов портфельного анализа для формирования стратегии организации