Использование экономических методов управления на примере ресторана "Антонио"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является характеристика экономических методов управления и анализ их применения на базе торгового предприятия.
В рамках поставленной цели нам предстоит решить следующие задачи:
1. раскрыть сущность такой категории менеджмента как «экономические методы»;
2. классифицировать существующие экономические методы;
3. охарактеризовать такие распространенные в современном управлении методы как применение коммерческого и внутрифирменного расчета;
4. проанализировать применение экономических методов управления на примере ресторана;
5. оценить эффективность применения экономических методов на рассматриваемом предприятии и предложить пути совершенствования механизма управления.

Содержание

Введение………………………………………………………………....3
1.Теоретические основы экономических методов…………………...5
1.1 Сущность экономических методов управления……………..5
1.2.Коммерческий расчет как важнейший экономический метод механизма хозяйствования……………………………………………..10
1.3. Внутрифирменный расчет…………………………………...14
1.4. Взаимодействие экономических методов менеджмента с функциями менеджмента…………………………………………….....16
2. Использование экономических методов в управлении на примере ресторана «Антонио»…………………………………………………………….....18
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия …18
2.2.Применение экономических методов в управлении рестораном «Антонио»……………………………………………………………….23
2.3.Рекомендации по совершенствованию экономических методов в управлении рестораном «Антонио»…………………………………...31
Заключение……………………………………………………………...37
Список литературы…………………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая использование экономических методов.doc

— 245.50 Кб (Скачать файл)
  • методы экономического стимулирования, ценообразования, финансирования, кредитования;
  • осуществление функций поставщиками и потребителями, финансовыми и банковскими органами и контроль за соблюдением платежной дисциплины;
  • рациональное использование собственных оборотных средств;
  • использование системы оплаты труда и материального поощрения работников предприятий;
  • применение экономических мер воздействия на заказчиков, поставщиков, подрядчиков, транспортников и др [14, 22].

     В качестве примера проявления экономических методов управления персоналом можно привести следующее:

  • Субсидирование персонала. Многие компании имеют субсидированные столовые и рестораны для своего персонала.
  • Товары со скидкой. Большинство бизнесменов позволяют приобретать своим работником товары и услуги фирмы со скидкой.
  • Ссуды. Некоторые работодатели дают своим работникам беспроцентные ссуды или ссуды с низким процентом на различные потребительские цели.
  • Частное страхование здоровья. Некоторые фирмы производят частное страхование здоровья своих работников. Быстрая медицинская помощь работникам также будет приносить пользу, так как работник скорее возвратится на работу.

     При рыночной системе хозяйствования в условиях свободного рынка и сложного взаимодействия усиливается роль экономических методов управления. Они становятся условием радикальной перестройки хозяйственного механизма, создания целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой.

 

      1.2 Коммерческий расчет как важнейший экономический метод механизма хозяйствования 

     В экономической науке категория  «коммерческий расчет» – одна их труднейших. Она имеет исторически переходящий характер. Действие коммерческого расчета обусловлено действием закона стоимости.

     Эффективность общественного производства обусловлена  как объективными, так и субъективными  факторами. Духовно-материальная деятельность работника, его профессионализм и человечность так же влияют на рост производительности труда, как и реализация законов стоимости, спроса и предложения, конкурентности и эквивалентности обмена.

     Итак, коммерческий расчет – это метод ведения хозяйства на основе соизмерения затрат на хозяйственную деятельность и ее результатов, выраженных в денежной форме.

     Коммерческий  расчет – один из инструментов решения социально-экономических проблем с использованием системы стоимостных категорий и адекватных им экономических показателей. Это – способ разрешения противоречий между потребительной стоимостью и стоимостью товара в социально ориентированной рыночной экономике. Исторически именно это противоречие «породило» такую категорию как хозрасчет. Хозрасчет – это категория, развивающаяся в связи и взаимодействии с категориями стоимости, цены продукции, производительности и оплаты труда [10, 12].

     Организация коммерческого расчета в любой отрасли (в том числе и в торговле) основана на ряде принципов:

  1. Окупаемость затрат и рентабельность. Коммерческий расчет обеспечивает каждой нормально работающей организации возмещение издержек производства и получение прибыли. Каждое предприятие должно получать доходы, достаточные для покрытия издержек производства и получения достаточной прибыли.
  2. Хозяйственно-оперативная самостоятельность. Каждое предприятие получает полную хозяйственную самостоятельность: самостоятельно распоряжается своим имуществом, планирует и реализует готовую продукцию, нанимает работников.

     Каждое  предприятие имеет свой расчетный  счет в банке, может получать в  банках и других кредитных учреждениях  ссуды. Также оно имеет самостоятельный  баланс и законченную систему  бухгалтерского учета.

  1. Материальная ответственность. Предприятие и его работники материально отвечают за невыполнение своих обязательств, за нерациональное использование трудовых, материальных, финансовых ресурсов и другие действия, осуществляемые ими в рамках хозяйственной деятельности.

     Если  предприятие не выполняет плана  производства продукции, ухудшается ее качество, допускаются брак, простои, неудовлетворительно используются материальные ресурсы и техника, то это вызывает уменьшение доходов. Это немедленно сказывается на отношениях с потребителями (заказчиками), поставщиками, банками и др.; происходят задержки в расчетах, поставках, платежах в бюджет, что вызывает соответствующую реакцию (пени, штрафы, административная и, при очень тяжких обстоятельствах, уголовная ответственность).

     Наряду  с ответственностью предприятия  в целом, существует и индивидуальная ответственность его работников. Причем она может быть не только административной, но и материальной.

  1. Материальная заинтересованность. Следующим важным принципом коммерческого расчета является материальная заинтересованность. Она достигается тем, что все свои текущие расходы (приобретение сырья и материалов, выдача заработной платы и др.) предприятие ведет исключительно за счет собственных средств. Тем самым его расходы и платежеспособность ставятся в зависимость от поступления доходов. Таким образом, чем лучше работает предприятие, тем устойчивее его финансовое положение и платежеспособность.

     Хорошая работа предприятия – выгодна, прежде всего, его персоналу, так как за счет прибыли формируется фонд материального поощрения, за счет которого осуществляется стимулирование работников за лучшие результаты труда. Таким образом, повышение заработной платы, материальное стимулирование работников зависит, прежде всего, от роста производства, улучшения качества продукции, увеличения массы прибыли и повышения рентабельности производства.

  1. Контроль рублем. Этот принцип означает, что результат работы предприятия должен зависеть от вклада его самого, а не от прочих причин, например, инфляции, наличия неденежного рынка.

     Серьезное значение для контроля рублем имеет порядок  финансирования капитальных вложений. Финансируя, кредитуя производство, банки  и другие финансово-кредитные организации  воздействуют в направлении более  полной мобилизации резервов производства и повышения его эффективности.

     Как видно из перечисленных выше принципов, коммерческий расчет является обязательным условием развития рыночных отношений, поскольку отражает саму суть рыночной экономики (ограничение вмешательства государства в экономику, практически полная независимость хозяйствующих субъектов) и положение «рыночная экономика без коммерческого расчета» – нонсенс. При такой модели хозяйствования ставится вопрос о приближении принципов коммерческого расчета, указанных выше, к конкретному работнику, конкретному рабочему месту. То есть, речь идет о создании внутреннего коммерческого расчета как инструмента повышения эффективности труда, а значит эффективности производства как основного условия выживания в условиях, пусть даже самой социальной, но все-таки рыночной экономики.

     Благодаря тому, что коммерческий расчет синтезирует  в себе как функцию управления, так и экономические рычаги и  инструменты, он способствует обеспечению  рентабельности производства, оптимальном  использованию капитала, развитию технологии, эффективной кадровой политике. Вырабатывая политику по всем этим вопросам, центральные органы управления используют дифференцированные подход к отдельным подразделениям в зависимости от характера в содержания их деятельности.

     Коммерческий  расчет использует такие экономические  рычаги и инструменты, как ценообразование, издержки производства, финансирование и кредитование. Это использование  направлено на конечную цель коммерческого  расчета – получение устойчивой прибыли.

     Каждый  из названных рычагов и инструментов имеет свои способы использования. Так, цены по структуре и уровню приспосабливаются  к требованиям и условиям рынка. В отношении издержек производству наибольшее внимание уделяется снижению затрат за счет улучшения технологии, выпуска новой продукции, улучшения материально-технического снабжения, повышения производительности труда, экономии живого труда, накладных расходов. В области финансирования и кредитования заранее определяются источники финансирования и распределения капитала по производственным подразделениям, получение займов и кредитов на выгодных условиях.

     На  реализацию принципов коммерческого  расчета оказывают влияние степень  и масштабы экономических связей между предприятиями, вид деятельности предприятия, характер выпускаемой продукции, то есть, реализация методов коммерческого расчета зависит от конкретных условий. В современных условиях коммерческий расчет осуществляется, с одной стороны, в условиях централизации управления (первая особенность), а с другой – в условиях самостоятельности предприятий и их подразделений.

     Коммерческий  расчет превращается в метод реализации функций планирования и контроля путем подчинения всей хозяйственной  деятельности организации задаче выполнения заранее определенных и запланированных показателей. Возмещение всех расходов за счет получаемых доходов и обеспечение устойчивой прибыли организации в целом предусматривается за счет снижения затрат материальных, финансовых и трудовых ресурсов [10, 26].

     Предоставление  оперативной самостоятельности предприятиям, производственным подразделениям и филиалам составляет вторую особенность коммерческого расчета. Как результат в рамках коммерческого расчета возникла такая форма взаимоотношений внутри предприятия, которую определяют как внутрипроизводственный (внутрифирменный) расчет. 

     1.3 Внутрифирменный расчет 

     Внутрифирменный расчет – это коммерческий расчет производственных единиц, цехов, отделов, служб и т.д., охваченных системой экономических отношений, в целях эффективного использования имеющихся резервов и получения более высокого результата работы фирмы в целом.

     Основными задачами нового внутрихозяйственного механизма предприятия являются:

  • повышение оперативно-хозяйственной самостоятельности подразделений предприятия с одновременным повышением их ответственности за результаты своей деятельности перед предприятием и за выполнение его обязательств перед государством, заказчиками, поставщиками и кредиторами;
  • эффективная координация совместной производственно-хозяйственной деятельности всех подразделений предприятия; усиление материальной заинтересованности подразделений и работников предприятия в конечных результатах труда;
  • создание механизма имущественных отношений между работниками предприятия и его собственниками;
  • совершенствование методов и форм оплаты труда на основе принципа оценки его конечных результатов на товарном рынке;
  • улучшение условий труда, культуры производства и быта работников предприятия, усиление их социальной защиты на предприятии;
  • улучшение психологического климата в трудовом коллективе, повышение трудовой и социальной активности его членов на основе новых материальных стимулов труда [15, 41].

     Внутрифирменный расчет строится на принципах сочетания оперативно-хозяйственной самостоятельности структурного подразделения с централизованным плановым руководством, самоокупаемости и рентабельности, материальной заинтересованности и материальной ответственности, единства интересов личности и коллектива структурного подразделения.

     Внутрипроизводственный  расчет направлен на достижение коммерческого расчета и содержит его элементы. Внутрифирменный расчет отличается от коммерческого тем, что он осуществляется в рамках собственной организации, а коммерческий – между различными собственниками, но это единая система хозяйственного расчета. Имеются различия и в ценах. При коммерческом расчете в ценах отражаются существующие товарно-денежные отношения. Внутрифирменный же расчет предполагает установление внутренних цен организации.

     Внутрифирменный расчет применяется в организациях, имеющих децентрализованную структуру управления и развитые внутрихозяйственные связи между подразделениями. В основу хозяйственных отношений между отдельными подразделениями кладутся условно-расчетные (трансфертные) цены, по которым ведутся расчеты одной организации (фирмы). Продукт выступает в форме лишь по форме, не являясь товаром по существу. Цены устанавливаются руководством организации в рамках единой ценовой политики. Внутрифирменный расчет осуществляется на основе минимизации затрат на всех стадиях производства. Устанавливаются также платные отчисления, которые оказывают влияние на производственную и экономическую деятельность, выполняя роль регуляторов затрат. 

Информация о работе Использование экономических методов управления на примере ресторана "Антонио"