Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:21, лекция
Научное исследование — это познавательная деятельность ученого, в процессе которой вырабатывается так называемое объективное знание об изучаемом явлении или процессе, т.е. истинное знание, соответствующее реальной действительности. Стремясь получить именно такое знание, исследователь социально-экономических и политических процессов стремится избежать ложных представлений о них, которые возникают совсем не редко.
Приверженцы культурологического подхода (М. Шеллер, Ф. Боас, Г. Алмонд и др.) главным назначением политики признают реализацию культурных свойств человека, в том числе его политической культуры. В данном случае личность представляется «в качестве источника и ядра политической жизни»1.
Подчеркивается, что сознание и другие культурные свойства личности уникальны и неповторимы, поэтому уникальным является ее восприятие мира, в том числе политической действительности. Какие-либо социальные связи личности с другими людьми и социальными группами игнорируются; даже если признается, что человек действует совместно с другими людьми, то их «общий интерес» трактуется не как выражение их взаимозависимости, а как результат сбалансированности их частных интересов.
Обоснование роли личности с ее культурными свойствами и творческой деятельностью в политических процессах помогает глубже и нагляднее представить эти процессы. Однако необходимо учитывать, что в них личность действует в тесном взаимодействии с другими людьми — только в этом случае становится научно объяснимым социокультурное содержание ее деятельности.
к исследованию политических явлений и процессов. Модели политического конфликта и политического консенсуса
Многие рассмотренные теоретические подходы к исследованию политических явлений и процессов можно характеризовать как рационально-критические в том или ином отношении. Речь идет об одном из современных направлений в политологии, представители которого пытаются выявить внутреннюю логику функционирования и развития политических процессов.
При этом главное внимание уделяют не столько политическим мотивам поведения и деятельности субъектов, как это делают сторонники метода рационального выбора, сколько выявлению характера взаимодействия политических структур, прежде всего различных организаций и учреждений. Тем самым методологический индивидуализм, составляющий основное содержание метода рационального выбора, как бы дополняется методом, ориентирующим на исследование объективной логики развития политических процессов.
Однако главное внимание уделяется не внешним факторам их функционирования (природным или социальным), а взаимодействию собственно политических институтов, критическому анализу их роли в том или ином политическом процессе. Такому же анализу подвергаются политические отношения субъектов, определяющие содержание деятельности политических институтов. В этом случае политика определяется как «определенный вид рационально организованной деятельности»1.
Рационально организованная политическая деятельность — это прежде всего согласованная и целенаправленно управляемая деятельность политических институтов, дающая максимальный социальный эффект. Но, как известно, в процессе любой деятельности неизбежно возникают разного рода противоречия, которые могут стимулировать ее или препятствовать ей. Более того, противоречия могут переходить в конфликты, т.е. в открытые и порой острые столкновения субъектов политических процессов и реализующих их интересы политических институтов. Возникает проблема разрешения конфликтов и управления ими.
Как известно, одна из основных функций политики — обеспечение устойчивого развития политической системы и всего общества, а это возможно в основном путем согласования интересов различных социальных сил, достижения политического консенсуса. Поэтому решение проблем политического конфликта и политического консенсуса составляет основное содержание рационально-критического подхода к исследованию политических явлений и процессов.
Модель политического конфликта
Как уже было сказано, объективной основой политических конфликтов являются возникающие политические противоречия между субъектами политической деятельности и политическими институтами. Многие выдающиеся мыслители (от античности до наших дней) характеризовали и характеризуют противоречия как источник развития любого явления — природного и общественного.
Роль противоречий и обусловленных ими социальных, в том числе политических, конфликтов глубоко обосновали в своих трудах К. Маркс, М. Вебер, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер и др.
К. Маркс и М. Вебер обосновали положение о том, что политические конфликты возникают в результате развития противоречий между социальными группами, занимающими различное положение в обществе. Разрешение данных конфликтов есть шаг в развитии политической жизни общества; Г. Зиммель в своей книге «Конфликт современной культуры» утверждал, что разрешение конфликтов «есть путь обновления всей культуры», включая политическую; Р. Дарендорф и Л. Козер указывали как на негативную, так и на позитивную роль конфликтов в общественной жизни, подчеркивая важность своевременного обнаружения политических и других конфликтов, умения разрешать их и управлять ими.
Рациональное решение этих проблем достигается разными методами, в том числе и методом моделирования. Все сказанное ранее о моделировании как общенаучном методе исследования общественных, в том числе политических, явлений, о системных моделях их анализа, относится и к моделям политических конфликтов. В данном случае моделируются предпосылки появления тех или иных политических конфликтов, их структура и содержание, т.е. взаимосвязи их основных элементов и характер их взаимодействия, возможные пути развития конфликтов. На основе анализа самих моделей делаются выводы о наиболее эффективных способах разрешения конфликтов и управления ими.
Модель политического консенсуса
Политический консенсус есть прежде всего политическое согласие субъектов политической деятельности в тех или иных вопросах. Разумеется, необходимо иметь представление о наличии объективных и субъективных возможностей достижения такого согласия. Информация об этих возможностях составляет едва ли не основное содержание моделей политического консенсуса. Речь идет о том, чтобы не допустить конфликтов, проявив при этом глубокое понимание социально-политической ситуации, политическую мудрость и волю. Анализ модели политического консенсуса, в которую заложены данные о сложившейся социально-политической ситуации и ее возможном развитии, может способствовать решению указанных задач.
Необходимо особо подчеркнуть, что решение избежать того или иного конфликта не означает стремление избежать противоречий, которые могут возникать между субъектами политических процессов. Речь идет об объективно развивающихся противоречиях, которые они не могут устранить. Напротив, данные об этих противоречиях необходимо заложить в модель политического консенсуса. Затем, анализируя все параметры данной модели, следует попытаться найти способы разрешения отраженных в ней политических противоречий, пока они не переросли в конфликты. Ведь противоречие, будучи объективной основой конфликта, еще не есть сам конфликт. Последний представляет собой высшую фазу развития противоречия, когда оно обостряется до предела и переходит в открытое столкновение сторон. Важно не допустить этого, и в этом может помочь модель политического консенсуса.
Социологические методы исследования политических процессов включают в себя методы сбора данных об этих процессах и методы анализа полученных данных. Рассмотрим их подробнее.
6.1. Методы сбора данных
Наиболее распространенные методы сбора данных о политических явлениях и процессах — анкетные опросы, интервью, контент-анализ.
Анкетные опросы
Применяются групповые и индивидуальные анкетные опросы. При групповом опросе людей (групп, объединяющих 20-30 человек и более) исследователь или его представитель (анкетер) раздает анкеты опрашиваемым (респондентам), в которых содержатся вопросы, касающиеся тех или иных политических явлений и отношений к ним респондентов, и объясняет порядок и правила заполнения анкет. После заполнения анкет, которое происходит в присутствии исследователя или его представителя, их сразу возвращают анкетеру, т.е. происходит довольно оперативный сбор информации при минимальных затратах средств и сил.
При индивидуальном опросе исследователь либо присутствует при заполнении анкет респондентом, после чего она сразу возвращается к нему, либо отдает анкету респонденту, рассказав ему о правилах ее заполнения, и договаривается с ним о сроках возврата анкеты. В этом случае, с одной стороны, респондент получает достаточно времени для более обдуманных ответов на вопросы анкеты и, тем самым, повышения информационной ценности своих ответов; с другой стороны, снижается возможность 100%-ного возврата анкет.
Групповые и индивидуальные социологические опросы часто используются исследователями современных политических явлений и процессов, поскольку источником информации при этом являются «рядовые участники» изучаемых политических процессов, осознающие их в рамках повседневного житейского опыта. Взаимодействие научного сознания исследователя и обыденного сознания опрашиваемых граждан, отражающего повседневный поток политической жизни общества, делает исследование более полным, способствует объективному анализу получаемой информации и формулированию научно обоснованных выводов.
Интервью
Во время интервью, т.е. непосредственной беседы с человеком, который может предоставить нужную информацию, исследователь контролирует ситуацию и, используя свои знания и опыт, может способствовать созданию необходимой психологической атмосферы, вызвав доверительное отношение к себе собеседника.
Задаваемые респондентом вопросы разделяются на содержательные и функциональные. Содержательные вопросы касаются непосредственно тех политических явлений, о которых идет речь в данном интервью; исследователь пытается понять, насколько респонденты осознают суть этих явлений и как они оценивают их социальную роль и значение. Функциональные вопросы направ-~ лены на регулирование самого хода интервью, создание необходимого психологического контакта исследователя с респондентом, атмосферы непринужденности в общении и т.п.
Интервью бывает стандартным, направленным и специализированным.
При стандартном интервью респонденты «рассматриваются как представители генеральной совокупности», т.е. всей группы людей, мнения которых интересуют исследователя. В этом случае «общение интервьюера (т.е. исследователя или его представителя. — Прим. авт.) и респондентов строго регламентировано детально разработанным вопросником и отклонение от него не допускается». Цель такого интервью — получение информации на основе ответов респондентов об отношении к тому или иному политическому вопросу всей совокупности населения, представителями которой являются респонденты.
При направленном интервью исследователь пытается получить ответы на свои вопросы только у определенного круга лиц, ибо его интересует только их мнение. В данном случае беседа протекает в свободном стиле, в виде психологически раскованного диалога. Имеется лишь «общий план беседы, на который опирается интервьюер».
Специализированное интервью проводится чаще всего с типичными представителями какой-то узкой и к тому же весьма специфической группы людей (детей, заключенных, душевнобольных и т.д.). При исследовании политических процессов применяются в основном первые два вида интервью.
Контент-анализ
Применяется при исследовании разного рода публикаций политического характера, опубликованных договоров, программ политических партий, радио- и телепередач и т.д. В данных материалах так или иначе отражается реальная действительность, в том числе политическая, которая и подвергается анализу.
Считается, что с помощью этого метода можно более объективно исследовать происходящие политические явления и процессы.
Исследование начинается с анализа текстов, в которых содержится информация об указанных явлениях и процессах. Прежде всего выделяются соответствующие смысловые единицы: определенные сведения, количественные показатели, оценки, понятия, раскрывающие содержание того или иного политического текста и, следовательно, отражаемого им политического явления. Поскольку содержащиеся в тексте сведения, оценки, понятия выражаются определенными терминами и характерными словосочетаниями, они также учитываются при контент-анализе.
Таким образом, контент-анализ начинается с логической, лингвистической и другой формализации изучаемого текста (в данном случае текста политического содержания). Поскольку чаще всего исследуются большие массивы информации, порой весьма сложные, то выделяется множество смысловых единиц и разрабатывается соответствующий математический аппарат их количественного анализа.
Тем самым контент-анализ является методом качественно-количественного изучения текстов с присущими ему процедурами формализации исследуемого материала. Выделенные смысловые единицы подвергаются соответствующим математическим операциям.
Например, подсчитывается число упоминаний тех или иных смысловых единиц, выступающих в качестве единиц счета, а также число выражающих их терминов, словосочетаний; количество текста, относящегося к той или иной смысловой единице, или затраченное на ее упоминание количество времени радио- или телевизионного вещания и т.д. Полученные массивы информации (нередко весьма большие) обрабатываются с помощью современной вычислительной техники.
Контент-анализ политических текстов способствует более глубокому пониманию не только непосредственного содержания этих текстов, но и того, что сказано «между строк». Кроме того, становится яснее политическая, идеологическая и иная позиция авторов данных текстов.
Метод контент-анализа политических документов и иных текстов все чаще применяется в исследовании политических явлений и процессов.
6.2. Методы анализа полученных данных
Рассмотрим некоторые методы анализа полученных данных, касающихся функционирования и развития политических явлений и процессов. Речь идет о статистических и гуманитарных методах.
Статистические методы
При использовании этих методов полученные данные делят на первичные и вторичные. К первичным относят данные, полученные самим исследователем в ходе его наблюдений, проведения анкетных опросов, интервью с интересующими его субъектами, контент-анализа и т.д. Ко вторичным относят данные, полученные другими исследователями как в настоящее время, так и в прошлом. Возможно, эти данные были получены при изучении другого ряда политических явлений, однако они после соответствующей обработки могут быть достаточно корректно использованы исследователями в анализе тех явлений, которые они изучают в настоящее время.
Анализируя первичные и вторичные данные, исследователь может получить ответы на разные вопросы: предпосылки и непосредственные причины появлений изучаемых политических явлений и процессов, их содержание и направление развития, вносимые ими изменения в существующую политическую действительность и др. При этом прибегают к построению различных теоретических моделей, в том числе одномерной и бинарной, а также к использованию множественного анализа и его моделей.
Информация о работе Исследования социально экономических и политических процессов