Кадровая политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение основ кадровой политики предприятия и ее интеллектуальных ресурсов. Никому не секрет, что в рыночных отношениях любое предприятие должно быть конкурентоспособным и занимать лидирующее положение на рынке. Основой успешной деятельности любого предприятия является коллектив, а именно его интеллектуальные ресурсы и профессионализм. Это все должно координироваться правильной кадровой политикой.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1. Кадровая политика предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.1. Понятие кадровой политики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.2. Этапы построения кадровой политики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
1.3. Рекомендации по улучшению ситуации в области кадровой политики организации. .13
2. Интеллектуальные ресурсы человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
3. Анкета изучения клиентуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
4. Модель методов прогнозирования управленческих решений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

Вложенные файлы: 1 файл

старый курсач.docx

— 83.37 Кб (Скачать файл)

     Желательно  проводить анализ факторов внешней  среды, чтобы убедиться в том, что имеется предложение определенных профессий для комплектования

личного состава такими служащими, каких  еще нет в штате организации.

     В результате прогноза спроса и предложения  на трудовые ресурсы любая организация  может выяснить число людей, в  которых она нуждается, уровень  их квалификации и расстановку кадров.

     В итоге может быть разработана  согласованная кадровая политика, включающая системы набора, подготовки, совершенствования  и оплаты кадров, а также политика отношений между администрацией и работниками. Этот стратегический план может быть разбит на конкретные программы использования трудовых ресурсов.

     Концепция планирования использования трудовых ресурсов проста. Но ее реализация сложна. Корпоративная стратегия не всегда развивается гладко, так как не всегда вовремя имеется в наличии  техника, или она не выполняет  те задачи, которые прогнозировались. Иногда существует большая, чем это  предполагалось текучесть кадров в  некоторых областях производства и  регионах. Планировавшийся набор  кадров не ведется. Поэтапное обучение рассчитано с ошибками, потенциальные  рекламные листки дискредитированы. В результате планы не выполняются. Однако существование плана, по меньшей  мере, вселяет чувство перспективы, а систематические наблюдения и  контроль за его выполнением могут  помочь скорректировать отклонения от стратегического направления.

     Что касается такой проблемы как, возникновение  у молодых специалистов препятствий  связанных с отсутствием госзаданий в отношении подготовки новых  кадров, следует учитывать, что для  преодоления дефицита квалифицированных  специалистов и управленцев необходимы усилия, как со стороны бизнеса, так  и со стороны власти. В частности, Минздравсоцразвития представило  «Концепцию действий на рынке труда» на 2007 - 2010 гг. В документе говорится  о необходимости создания более  динамичного и конкурентного  рынка труда, а также улучшении  условий работы людей. Решение задач  содействия занятости населения  и обеспечения экономики квалифицированными трудовыми ресурсами, по мнению специалистов Минздравсоцразвития, может быть достигнуто в результате повышения гибкости кадровой сферы и соблюдения социально-трудовых прав и гарантий.

     Как указывалось, государство должно проявлять  заботу о кадровом потенциале России, его количественном и качественном составе. Наиболее действенным методом  достижения этой цели является создание системы государственного регулирования  подготовки кадров путем введения ежегодных  государственных заданий на подготовку кадров всех уровней. В заданиях должны быть учтены потребности регионов, городов, отраслей с отражением их специфики, геосоциальных и геополитических  аспектов и перспектив развития. Таким  образом, эта система действий поможет  большинству потенциальных сотрудников  найти себе работу по специальности.

     Также решить проблему подготовки квалифицированных  кадров возможно в комплексе с  целым рядом задач:

- расчеты  количества подготавливаемых специалистов  по каждой специальности в  каждом регионе;

- определение  учебных заведений, способных  осуществить подготовку на должном  уровне;

- обеспечение  качества подготовки специалистов  и реализация его контроля;

- разработка  методик и показателей качества  кадрового потенциала всех уровней;

- формирование  государственных заданий на обучение  специалистов различного уровня  подготовки с учетом потребностей  каждого федерального округа, каждого  субъекта Федерации и крупных  населенных пунктов;

- при  формирований госзаданий должны  быть учтены перспективные планы  развития территорий и отраслей, а также геосоциальные и геополитические  факторы регионов;

- обеспечение  выхода на работу специалистов, подготовленных по запросам предприятий,  организаций и учреждений;

- создание  необходимого количества экономически  целесообразных рабочих мест  во всех субъектах Федерации,  на всех объектах трудоустройства  выпускников;

- нормативно-правовое  обеспечение системы подготовки  кадров по госзаданиям.

     Вместе  с тем, следует учитывать психологический  климат на предприятии, потенциальные  возможности коллектива, изменения  во внешнем окружении. Поэтому целесообразно  проводить социологические исследования в целях изучения реакции со стороны  коллектива на выбранную кадровую политику, а на материалах территориальной  службы занятости проводить анализ ситуации на рынке труда в отношении  конъюнктуры спроса на рабочих разных уровней квалификации, профиля подготовки.

     Только  комплексное решение основных проблем  подготовки профессиональных кадров, формирования и поддержания кадрового  потенциала страны позволит России оставаться в ряду великих держав мира.

     Здесь были изложены некоторые рекомендации по проведению эффективной кадровой политики организации. Соблюдение этих мер, а также достаточная финансовая поддержка помогут начинающим, и  не только, организациям держаться  на плаву в нашей нестабильной экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Интеллектуальные  ресурсы человека

   Преобразования  в экономике России, приоритетное развитие наукоемких отраслей, признаваемых основой экономического роста в XXI веке, выдвигают жесткие требования к экономической теории и влекут за собой необходимость понимания сути ряда новых категорий и явлений, в том числе — категории интеллектуального капитала. В понимании многих современных исследователей, интеллектуальный капитал является специфической областью прикладной экономики, представляющей собой частные методики оценки неосязаемых активов организации. Однако при исследовании интеллектуального капитала нельзя ограничиваться сферой микроэкономических явлений. Эта категория очень широка и занимает центральное место в анализе новых факторов экономического роста. Методы оценки интеллектуального капитала общества имеет смысл рассматривать как инструмент, способный дать четкие ориентиры для вывода экономики России на новый уровень развития.

      В развитии человека решающим фактором являются его способности. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Способности

     Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями  успешного осуществления определённого  рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности  овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В российской психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внёс Б. М. Теплов.

     Он  указывает на некоторые условия  формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые  анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность  сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном  онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины  «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» — проявляющийся с момента  рождения и формирующийся под  воздействием как наследственных, так  и средовых факторов, «наследственный» — формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся  как сразу после рождения, так  и в любое другое время жизни  человека). Способности формируются  в деятельности. Теплов пишет, что  «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности» . Таким образом, к способности относится то, что  возникает в соответствующей  ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность  начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может  появиться до того, как началось осуществление соответствующей  ей деятельности. Причём, способности  не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.

Способности и индивидуальные различия

     Говоря  о способностях, надо упомянуть, что  они у каждого человека разные. Каждый человек имеет индивидуально-своеобразное сочетание способностей, и успешность его деятельности определяется наличием того или иного сочетания способностей. Одни способности могут заменяться другими — схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. На успешность одной и той же деятельности могут влиять разные способности, поэтому, отсутствие одной способности может  быть скомпенсировано наличием другой.

Способности и склонности

     Ещё один термин, употребляемый Тепловым — склонности. Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности. «…Способности не существуют вне определённых отношений  человека к действительности, так  же как и отношения реализуются  не иначе как через определённые способности». Приведённая цитата свидетельствует  о том, что склонности и способности тесно взаимосвязаны. Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определённая деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.

     Способности делятся на общие и специальные.

     Выделяют  следующие виды специальных способностей:

- учебные и творческие

- умственные и специальные

- математические

- конструктивно-технические

- музыкальные

- литературные

- художественно-изобразительные

- физические способности

     Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом —  индивидуальное творчество в различных  областях человеческой деятельности.

     Природа специальных способностей. Изучая конкретно  — психологическую характеристику способностей, можно выделить более  общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов  деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре  способностей некоторых индивидов  эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что  говорит о наличии у людей  разносторонних способностей, об общих  способностях к широкому спектру  различных деятельностей, специальностей и занятий.

     Конкретный  пример: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором  должны быть расположены элементы, необходимые для математического  доказательства. Наличие интуиции такого рода — есть основной элемент математического  творчества.

     Музыкальные способности можно разделится на две группы:

а)технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение)

б)слуховые (музыкальный слух).

     Музыкальные способности в существующий общей  психологической классификации  относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой  природой музыки как таковой.

     В экстремальных условиях, когда возникает  необходимость решить сверхзадачу, у человека могут восстановиться, либо резко усилиться способности.

     Стадии  развития способностей:

  1. Задатки
  2. Способности
  3. Одаренность
  4. Талант
  5. Гениальность

   Уровни  развития способностей:

- репродуктивный

- реконструктивный

- творческий 

    1. Задатки

     Задатки — анатомо-физиологические особенности  нервной системы, служащие базой  для формирования тех или иных способностей.

     Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие  существенное влияние на развитие его  способностей.

     В качестве таких задатков принято  выделять:

  • Типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость дифференцировок;
  • Анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры головного мозга.
  • Способности обнаруживаются и развиваются только в деятельности и на основе задатков при благоприятных условиях. Характеристика задатков: 1)они многозначны, т.е. на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности; 2)задатки, развиваясь, приобретают новые качества При отсутствии некоторых задатков для развития способностей происходит процесс компенсации, т.е. развитие других задатков.(Например: музыкальные способности, здесь задаток-абсолютный слух, он компенсируется за счет памяти музыкальных интервалов).

Информация о работе Кадровая политика предприятия