Кадровая политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении и анализе кадровой политики, а также исследование кадровой политики на примере ОАО «ЗМУ КЧХК».
Для реализации цели были определены следующие задачи:
- изучить основные элементы кадровой политики;
- изучить этапы построения кадровой политики организации;
- рассмотреть и проанализировать кадровую политику организации, на примере ОАО «ЗМУ КЧХК».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1Теоретические аспекты кадровой политики………………………................6

1.1Сущность и содержание кадровой политики…………………………...6

1.2Элементы кадровой политики…………………………………...……...12

1.3Формирование кадровой политики……………………………………..17


3Кадровая политика ООО «ЗМУ КЧХК»…………………………….……...21
3.1 Характеристика деятельности ООО «ЗМУ КЧХК»…………………..21

3.2 Кадровая политика ООО «ЗМУ КЧХК»…………………………........30

Заключение……………………………………………………………………..35
Библиографический список…………………………………………………..3

Вложенные файлы: 1 файл

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ +.docx

— 75.35 Кб (Скачать файл)

Сравнение этих двух типов кадровой политики по основным кадровым процессам отражены в таблице 1.

                                                                                                        

 Таблица 1 - Сравнение отрытой и закрытой кадровой политики

 

Кадровый

процесс

Тип кадровой политики

открытая

закрытая

Набор персонала

Ситуация высокой конкуренции на рынке труда

Ситуация дефицита рабочей силы, отсутствие притока новых рабочих рук

Адаптация персонала

Возможность быстрого включения в конкурентные отношения, внедрение новых для организации подходов, предложенных новичками

Эффективная адаптация за счет института наставников (“опекунов”), высокой сплоченности коллектива, включение в традиционные подходы

Обучение и развитие персонала

Часто проводится во внешних центрах, способствует заимствованию нового

Часто проводится во внутрикорпоративных центрах, способствует формированию единого взгляда, общих технологий, адаптировано к работе организации

Продвижение персонала

Затруднена возможность роста, так как преобладает тенденция набора персонала

Предпочтение при назначении на вышестоящие должности всегда отдается сотрудникам компании, проводится планирование карьеры

Мотивация и стимулирование

Предпочтение отдается вопросам стимулирования (внешней мотивации)

Предпочтение отдается вопросам мотивации (удовлетворение потребности в стабильности, безопасности, социальном принятии)

Внедрение инноваций

Постоянное инновационное воздействие со стороны новых сотрудников, основной механизм инноваций — контракт, определение ответственности сотрудника и организации

Необходимость специально инициировать процесс разработки инноваций, высокое чувство причастности, ответственности за изменения за счет осознания общности судьбы человека и предприятия


 

Таким образом, в данной таблице раскрыта сравнительная характеристика двух систем кадровой политики. Кадровый процесс сосредотачивает внимание на отдельных элементах в зависимости от вида кадровой политики.

 

 

1.2. Элементы кадровой политики

 

Задачи кадровой политики могут быть решены по-разному, и выбор альтернативных вариантов достаточно широк:

- увольнять  работников или сохранять; если  сохранять, то каким путем лучше: переводить на сокращенные формы  занятости или использовать на  несвойственных работах, на других  объектах; а может направлять  на длительную переподготовку  и т. п.;

- подготавливать  работников самим или искать  тех, кто уже имеет необходимую  подготовку;

- набирать  со стороны или переучивать  работников, подлежащих высвобождению  с предприятия;

- набирать  дополнительно рабочих или обойтись  имеющейся численностью при условии  более рационального ее использования;

-вкладывать  деньги в подготовку «дешевых», но узкоспециализированных рабочих  или «дорогих», но маневренных  и т. п.

При выборе решения задачи кадровой политики учитываются факторы, свойственные внешней и внутренней среде предприятия:

- требования  производства, стратегия развития  предприятия;

- финансовые  возможности предприятия, определяемый  ими допустимый уровень издержек  на управление персоналом;

- количественные  и качественные характеристики  имеющегося персонала и направленность  их изменения в перспективе  и др.;

- ситуация  на рынке труда (количественные  и качественные характеристики  предложения труда по профессиям  предприятия, условия предложения);

- спрос  на рабочую силу со стороны  конкурентов, складывающийся уровень  заработной платы;

- влиятельность  профсоюзов, жесткость в отстаивании  интересов работников.

Задачи кадровой политики в современных условиях сводятся к следующему:  
 1. Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития (или выживания) предприятия. В этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии.  
 2. Кадровая политика должна быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой - динамичной, т. е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации. Стабильными должны быть те стороны, которые ориентированы на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия (фирмы). Последняя включает ценности и убеждения, разделяемые работниками и предопределяющие нормы их поведения, характер жизнедеятельности предприятия.

3. Поскольку  формирование квалифицированной  рабочей силы связано с определенными  издержками для предприятия, кадровая  политика должна быть экономически  обоснованной, т.е. исходить из его  реальных финансовых возможностей.  
 4. Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам.

Таким образом, кадровая политика в новых условиях направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства, нормативных актов и правительственных решений.

 Задачи  кадровой политики реализуется  через кадровую работу, поэтому  выбор кадровой политики связан  не только с определением основной  цели, но и с выбором средств, методов, приоритетов и т. д.

Кадровая работа базируется на системе правил, традиций, процедур, комплексе мероприятий, связанных непосредственно с осуществлением подбора кадров, необходимой их подготовки, расстановки, использования, переподготовки, мотивации, продвижения и т. д.

Поэтому содержание кадровой политики не ограничивается наймом на работу (выбор источников пополнения кадров, требования к исполнителям и т. п.), а касается принципиальных позиция предприятия в отношении подготовки, развития персонала, обеспечения взаимодействия работника и организации. В то время как кадровая политика связана с выбором целевых задач, рассчитанных на дальнюю перспективу, текущая кадровая работа ориентирована на оперативное решение кадровых вопросов. Между ними должна быть, естественно, взаимосвязь, которая бывает обычно между стратегией и тактикой достижения поставленной цели.

Задачи кадровой политики носят и общий характер, когда касаются кадров предприятия в целом, и частный, избирательный, когда ориентируются на решение специфических задач (в пределах отдельных структурных подразделений, функциональных или профессиональных групп работников, категорий персонала).

Поскольку проведение активной и эффективной кадровой политики обеспечивает деятельность всего производства и конечный хозяйственный результат, эта политика становится сердцевиной деятельности аппарата управления. Как и в случае с основным капиталом организации, в кадровой сфере также необходимо заранее позаботиться о сохранении субстанции «капитала» и о повышении стоимости. Затраты при зачислении на работу, на обучение и повышение квалификации (инвестиции на образование), расходы по заработной плате, услуги социального характера и производственные расходы на создание рабочего места слишком значительны, чтобы они не принимались руководством организации в расчет при разработке планов и концепций.

Цели кадровой политики можно сформулировать следующим образом:

- безусловное выполнение предусмотренных Конституцией прав и обязанностей граждан в трудовой области; соблюдение всеми организациями и отдельными гражданами положений законов о труде и профессиональных союзах, Трудового Кодекса РФ, типовых правил внутреннего распорядка и других документов, принятых высшими органами по этому вопросу;

- подчиненность всей работы с кадрами задачам бесперебойного и качественного обеспечения основной хозяйственной деятельности требуемым числом работников необходимого профессионально -квалификационного состава;

- рациональное использование кадрового потенциала, имеющегося в распоряжении предприятия, организации, объединения;

-формирование и поддержание работоспособных, дружных производственных коллективов, разработка принципов организации трудового процесса; развитие внутрипроизводственной демократии;

-разработка критериев и методики подбора, отбора, обучения и расстановки квалифицированных кадров;

-подготовки и повышения квалификации остальной части работающих;

- разработка теории управления персоналом, принципов определения социального и экономического эффекта от мероприятий, входящих в этот комплекс[19].

Сегодня кадровая политика начинает охватывать области, ранее не учитывавшиеся в кадровой работе. Это сфера трудовых конфликтов и взаимоотношений с администрацией, с новыми общественными организациями в ходе решения производственных проблем, роль социальных программ, осуществляемых организацией в рыночных условиях, оказывающих влияние на производственную отдачу персонала, и т.п.

Разрабатывают кадровую политику высшее хозяйственное руководство, совет акционеров, администрация, кадровая служба. Основные моменты этой политики широко обсуждаются в коллективе и с профсоюзами, в результате чего должен быть достигнут необходимый компромисс; к разработке ее могут и должны привлекаться сторонние специалисты и даже научные организации.

Основополагающими принципами формирования кадровой политики являются:

- научность, использование всех современных  научных разработок в этой  области, которые могли бы обеспечить  максимальный экономический и  социальный эффект;

- комплексность, когда должны быть охвачены  все сферы кадровой деятельности;

- системность, т.е. учет взаимозависимости и  взаимосвязи отдельных составляющих  этой работы;

- необходимость  учета как экономического, так  и социального эффекта, как положительного, так и отрицательного влияния  того или иного мероприятия  на конечный результат;

- эффективность: любые затраты на мероприятия  в этой области должны окупаться  через результаты хозяйственной  деятельности.

Наряду с краеугольными положениями кадровой политики, имеющими всеобщий характер и закрепленными законодательно, существуют проблемы методического характера, которые требуют качественного анализа выбранных вариантов решения. Это тем более актуально, что в ряде случаев имеется несколько взаимоисключающих методик (например, по оценке работников). В этом случае из нескольких вариантов применительно к условиям данной организации должен быть выбран какой-то один. К числу подобных материалов можно отнести методику совершенствования структуры организации, разработку положений о подразделениях и должностных инструкций, методику приема на работу и расстановки вновь принятых по рабочим местам, адаптации работников и др.

Переход к рыночным условиям вносит существенные изменения как в принципы, так и в конкретное содержание кадровой политики, в соотношение прав субъектов, участвующих в ее разработке.

Основным содержанием кадровой политики являются:

во-первых, обеспечение рабочей силой высокого качества, включая планирование, отбор и наём, высвобождение (выход на пенсию, увольнения), анализ текучести кадров и др.;

во-вторых, развитие работников, профориентация и переподготовка, проведение аттестации и оценки уровня квалификации, организация продвижения по службе;

в-третьих, совершенствование организации и стимулирования труда, обеспечение техники безопасности, социальные выплаты. Подразделения управления персоналом активно участвуют в переговорах с профсоюзами при заключении коллективных договоров, в разборе жалоб, претензий, осуществляют контроль за трудовой дисциплиной.

 

1.3Формирование кадровой политики

 

 Кадровая  политика - составная часть стратегически  ориентированной политики организации. Цель кадровой политики - обеспечение  оптимального баланса процессов  обновления и сохранения численного  и качественного состава кадров  в его развитии в соответствии  с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда.

У части уже давно функционирующих организаций (на отечественном рынке это свойственно предприятиям, тесно работающим с иностранными партнерами, и иностранным представительствам) существует документально закрепленное представление о кадровой политике предприятия, кадровых процессах, мероприятиях и нормах их осуществления. У другой части организаций представление о том, как работать с персоналом, существует на уровне понимания, но не закреплено документально, или находится в стадии формирования. Если мы создаем предприятие и заинтересованы в том, чтобы кадровая политики проводилась осознанно, то необходимо осуществить ряд этапов по проектированию кадровой политики.

Информация о работе Кадровая политика предприятия