Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 09:42, реферат
Процесс разработки и принятия управленческих решений начинается с определения целей. Цели должны быть реальными, четко сформулированными, измеримыми и увязанными со всеми остальными целями деятельности предприятия. Огромное значение имеет сбор и анализ информации, необходимой для принятия эффективного управленческого решения. Особенно это важной сейчас, когда руководителям приходится принимать решения в условиях все возрастающей неопределенности, вызванной обострением конкурентной борьбы, динамичным, ускоренным изменением социально-экономических условий, лавинообразным нарастанием объема информации, с учетом которой приходится принимать решения.
Введение--------------------------------------------------------------------------1
1. Решение и его роль в деятельности менеджера-----------------------2
1.1 Управленческие решения: понятие, роль и место в управлении-5
Выводы по разделу:--------------------------------------------------------6
2. Классификация управленческих решений------------------------------7
2.1 Требования, предъявляемые к управленческим решениям--------9
Выводы по разделу:-------------------------------------------------------10
3. Этапы процесса разработки управленческих решений--------------10
3.1 Модели принятия решений----------------------------------------------13
Выводы по разделу:--------------------------------------------------------15
4. Качество управленческих решений--------------------------------------15
4.1 Требования к качеству управленческих решений-------------------18
4.2 Оценка качества управленческих решений---------------------------21
Выводы по разделу:--------------------------------------------------------24
Заключение-------------------------------------------------------------------24
Литература------------------------------------------
I. Подготовка;
II. Принятие.
III. Реализация.
Подготовка управленческого решения (или постановка задач)
1.Выявление и анализ проблемной ситуации. Анализируется исходная информация о состоянии объекта исследования и внешней среды, его место и роль среди смежных объектов и объектов более высокого порядка, осуществляются выявление, структуризация и ранжирование проблем. В результате на этом этапе определяют базовые, кардинальные проблемы, пути их решения и ресурсы для их решения.
2.Формирование целей для решения проблемной ситуации. Этот этап вытекает из предыдущего. Составляется перечень целей или дерево целей (т. е.выясняются их приоритеты).Цели должны иметь конкретные формулировки и количественные характеристики, по которым можно судить о степени их достижения.
3.Сбор необходимой информации. Это один из ключевых этапов. Информация проверяется на необходимость, достоверность, надежность и т. д.
4.Анализ информации. Здесь проводится анализ уже отобранной информации и затем раскладываем ее по степени важности для решаемой проблемы, по динамике использования и т. д.
5.Выявление или выработка
полного перечня альтернатив
достижения цели. Ключевые слова
в этом этапе «полный перечень»
6.Выбор допустимых
7.Предварительный выбор лучшей альтернативы. Детальный анализ допустимых альтернатив с точки зрения достижения поставленных целей,
11
затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям. Возможно выделение группы альтернатив. Конечным результатом на этом этапе является вынесения суждения о предпочтительности альтернатив, затем эти данные предоставляются ЛПР на данной проблеме. Другое название этого этапа: экономическое обоснование выбранного решения.
Принятие решения
8. Оценка альтернатив со стороны ЛПР. Предыдущие семь этапов как результат анализа есть по сути один из видов информации, необходимой руководителю для принятия решения. ЛПР учитывает дополнительные факторы и моменты, которые не учтены на предыдущих этапах. То есть ЛПР окончательно решает, какой вариант самый наилучший.
9.Экспериментальная проверка
альтернатив. Это производится
в тех случаях, когда ЛПР
затрудняется с окончательным
выбором наилучшей альтернатив
и имеются возможности
10. Выбор единственного решения. С учетом данных экспериментальной проверки и любой другой дополнительной информации ЛПР принимает окончательное решение. Если экспериментальной проверки нет, то 9-10 этапы выпадают.
11. Согласование решения
с органами управления и
12.Окончательное оформление и утверждение решения. Решение материализуется в виде проекта, плана, приказа и т. д. и вступает в юридическую силу, когда ЛПР его принимает.
13.Организация выполнения решения, т. е. происходит выполнение сроков, этапов и исполнителей принятого решения.
14.Определение работ по выполнению решения. Задания доводятся до исполнителей, которых обеспечивают всем необходимым; выбор рациональных методов работы, подбор и обучение кадров, стимулирование исполнителей к эффективному выполнению решения.
15.Выполнение решения. Осуществляется оперативный контроль за реализацией решения, внесение (если необходимо) корректив, установление обратной связи с ЛПР, анализ результатов реализации решения. Конечный итог - это полное достижение целей решения в установленные сроки и в рамках отпущенных ресурсов.
Принимая любые решения
(жизненные или управленческие)
12
• в обычном режиме;
• в режиме дефицита времени. В данном режиме некоторые из этапов могут пропускаться.
Классическая схема
Данная схема процесса
разработки управленческих решения
используется и при интуитивном
принятии решений, просто разница между
постановкой проблемы и выдачей
готового варианта решения составляет
считанные секунды. Осознание правильности
своего выбора происходит молниеносно.
Но это не говорит о том, что
в человеческом сознании не прорабатываются
другие возможные варианты действий,
и что выбор правильного
Процесс РПУР носит итеративный характер, то есть ЛПР или аналитик-консультант может и должен неоднократно возвращаться на предыдущие этапы, чтобы что-то уточнить, дополнить, развить, исправить, изменить и т.д. А перескакивать к нижним (не доработав верхние) - нет. В этом ключ к успешному управленческому решению. Привлечение ЛПР к процессу разработки управленческого решения в два раза повышает показатель внедрения разработок в практику (с 40 до 80%).
3.1 Модели принятия решений
Термин «модель» имеет весьма многочисленные трактовки. Под моделью понимается:
· представление объекта системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности;
· образ или прообраз какого-либо объекта или системы объектов, используемый при определенных условиях в качестве их «заменителя» или «представителя»;
· устройство, воспроизводящее, имитирующее что-либо, такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процесс исследования замещает объект-оригинал так, что непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале;
· образец, служащий эталоном.
Важнейшим качеством модели является то, что она дает упрощенный образ, отражающий не все свойства объекта-оригинала, а только те, которые существенны для исследования.
В управлении модели используются для обоснования решений. Такие модели должны обеспечить как описание, так и объяснение, и предсказание
13
поведения систем. Модели в управлении могут быть рассмотрены как консультирующие средства, задание направления для выбора наиболее эффективного варианта решения.
Число всевозможных конкретных моделей также велико, как и число проблем, для разрешения которых они разработаны. Эти модели классифицируются по различным признакам.
По общему целевому назначению модели делятся на:
· теоретико - аналитические, используемые при изучении общих свойств и закономерностей экономических процессов;
· прикладные, применяемые в решении конкретных экономических задач анализа, прогнозирования и управления.
По степени агрегирования объектов моделирования модели разделяются на:
· макроэкономические, отражающие функционирование экономики как единого целого;
· микроэкономические, связанные с такими звеньями экономики, как предприятия, фирмы.
По конкретному предназначению, т. е. по цели создания и применения, выделяются модели:
·балансовые, выражающие требование соответствия наличия ресурсов и их использования;
· трендовые, отражающие длительную тенденцию (тренд) развития основных показателей системы;
· оптимизационные, предназначенные для выбора наилучшего варианта из определенного числа вариантов производства, распределения и потребления;
· имитационные, предназначенные для использования в процессе имитации изучаемых систем или процессов.
По учету фактора времени модели подразделяются на:
· статические, в которых, все зависимости отнесены к одному моменту времени;
· динамические, описывающие экономические системы в развитии.
По учету фактора
· детерминированные, если в них результаты на выходе однозначно определяются управляющими воздействиями;
· стохастические (вероятностные), если при задании на входе модели определенной совокупности значений на ее выходе могут получаться различные результаты в зависимости от действия случайного фактора.
По характеристике математических объектов, включенных в модель, или по типу математического аппарата, используемого в модели, могут быть введены матричные модели, модели линейного и нелинейного
14
программирования, корреляционно-регрессионные модели, модели теории массового обслуживания, модели сетевого планирования и управления, модели теории игр и т. д.
По типу подхода к изучаемым
социально-экономическим
· дескриптивные, предназначенные для описания и объяснения фактически наблюдаемых явлений или для прогноза этих явлений;
· нормативные, описывающие устройство и действие экономической системы при определенных заданных критериях.
Таким образом, в ситуациях исключительной сложности использование моделей и методов разработки управленческих решений способствует формированию объективных и обоснованных решений со стороны руководства, что, в свою очередь, повышает эффективность функционирования организации.
Выводы по разделу
Под технологией принятия
решений понимается состав и последовательность
процедур, приводящих к решению проблем
организации, в комплексе методами
разработки и анализа альтернатив.
Принятие решений – не одномоментный
акт, а результат процесса, имеющего
определенную структуру. Процесс принятия
решений – циклическая
4. Качество управленческих решений
Качество управленческого решения - интегрированный показатель, включающий качество продукции, технологии, экономики, организации производства, профессионализма и культуры управленческих решений.
Достижение необходимого качества продукции связано с постоянным процессом по ее совершенствованию, который называется управлением качеством.
Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Качество иногда интерпретируется как «пригодность к действию». Его оценивают по функциональной пригодности, эксплуатационным характеристикам, степени безопасности и надежности и т. д.
Качество управленческой деятельности - это степень ее соответствия общепринятым требованиям или стандартам. Общее качество управленческой деятельности, является интегральным (суммарным) итогом
15
достижения качества в двух группах деятельности: основной и фоновой.
Основная группа: технологическая, организационная, экономическая, социальная, правовая, экологическая деятельность.
Фоновая группа: этическая, психологическая, политическая и партийная деятельность.
Качество технологической деяте
Качество организационной деяте
3 основных подхода профессиональной регламентации:
· создание специальной централизованной структуры в компании по регламентации труда (например, отдел труда, отдел по регламентации труда, отдел развития);
· формирование децентрализованных структур по главным направлениям деятельности (например, по технологической, экономической и др.);
· приглашение на договорной основе специализированных консультационных или аудиторских фирм.
Качество экономической деятель