Кластеры и стратегические преимущества фирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение кластеров и стратегические преимущества фирм.
Основные задачи, которые были поставлены для выполнения работы:
- определение и углубленное изучение понятия «класер»;
- выявление особенностей кластерного подхода к повышению конкурентоспособности отдельных элементов, регионов, экономик;
- рассмотреть теорию стратегии и конкурентного преимущества
- провести анализ предприятия,
- выделить конкурентные преимущества предприятия.

Содержание

Введение ……………………………………………………………
1 Кластеры: понятие, виды, условия возникновения и функционирования…………………………………………………………
1.1 Понятие кластера и виды кластеров………………..
1.2 Условия возникновения и функционирования кластера………………
1.3 Стратегия и конкурентное преимущество……………………..
2 Исследовательский анализ и характеристики салона «Вирсави»…….
2.1 Характеристика салона «Вирсави» и применение конкурентных стратегий…………………………………………………………………..
2.2 Анализ внешней и внутренней среды салона «Вирсави»……………
3 Пути развития
3.1 Позиционирование
3.2 Положение салона красоты «Гавайи»
Заключение …………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

гот курс проект.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение высшего         профессионального образования

«ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА»

(ИНЭП)

 

 

 

 

Факультет экономики и  управления

 

Кафедра менеджмент организации

 

Учебная дисциплина «Стратегический менеджмент»

 

 

Курсовой  проект

 

«Кластеры и  стратегические преимущества фирм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Москва 2013г.

                                          

 

 

                                      

 

 

   Содержание 

 

 

Введение …………………………………………………………… 

1 Кластеры: понятие, виды, условия возникновения и функционирования…………………………………………………………

1.1 Понятие кластера  и виды кластеров………………..

1.2 Условия возникновения  и функционирования кластера………………

1.3 Стратегия  и конкурентное преимущество……………………..

2 Исследовательский  анализ и характеристики салона  «Вирсави»…….

2.1 Характеристика  салона «Вирсави» и применение  конкурентных стратегий…………………………………………………………………..

2.2 Анализ внешней  и внутренней среды салона  «Вирсави»……………

3

3.1

3.2

Заключение …………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

                                            Введение 

 

В настоящее  время успешность экономического развития напрямую связана с возобновлением промышленного подъема, замедление которого наблюдалось в 2001-2003 годах. При этом резко повышается актуальность вопроса об ограничивающем воздействии на темпы экономической динамики сложившейся структуры производства. Соответственно, перед экономической наукой встает задача познания, описания и разработки механизма промышленной политики, основными целями которого должны являться вопросы обеспечения темпов устойчивого роста и повышения конкурентоспособности на всех уровнях. Этим целям отвечает создание и развитие кластерных схем, которые, являясь, по сути, межотраслевыми комплексами, играют роль «точек роста» региональной и национальной экономики, при этом кластеры позволяют преодолеть структурные ограничения, а также сложившуюся в ряде хозяйственных субъектов многоотраслевую структуру производства. Все это определяет выбор темы настоящего исследования и ее актуальность.

Актуальность  выявленной проблемы и необходимость  углубленного изучения отдельных ее аспектов обусловили постановку цели и основных задач исследования. На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила развития общества вынуждает производителей товаров постоянно искать пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса потребителей товара на конкретном рынке, снижения эксплуатационных затрат на его использование. На рынке с развитой конкуренцией все фирмы подвержены атакам конкурентов. Наступательные действия могут быть применены как недавно внедрившимися в отрасль фирмами, так и авторитетными фирмами, желающими упрочить свои позиции на рынке. Правильно выбранная стратегия имеет цель - уменьшить риск быть атакованным, снизить интенсивность любого предпринятого наступления и заставить агрессора применять относительно неопасные наступательные стратегии. Хотя стратегии обычно не развивают конкурентное преимущество фирмы, они, несомненно, могут упрочить конкурентные позиции фирмы, сохраняя, таким образом, то конкурентное преимущество, которым фирма располагает.

Целью работы является рассмотрение кластеров и стратегические преимущества фирм.

Основные задачи, которые были поставлены для выполнения работы:

- определение  и углубленное изучение понятия  «кластер»;

- выявление особенностей  кластерного подхода к повышению  конкурентоспособности отдельных  элементов, регионов, экономик;

- рассмотреть теорию  стратегии и конкурентного преимущества

- провести анализ предприятия,

- выделить конкурентные преимущества предприятия.

Объектом изучения данной работы является салон красоты ООО «Вирсавии».

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Кластеры: понятие, виды, условия возникновения и функционирования

1.1 Понятие кластера и виды кластеров

 

Понятие кластера в западной литературе было введено  в экономическую теорию Майклом  Портером: «кластер – это сконцентрированная по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций( например, университетов, агенств по стандартизации, а также торговых объединений) в определённых областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу.»  
 
В целом различают 3 определения кластеров, каждое из которых подчеркивает основную черту их функционирования:

  • Регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям(НИИ, университетам, и т.д.);
  • Вертикальные производственные цепочки, узко определённые секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера( например, цепочка «поставщик- производитель- сбытовик-клиент»).
  • Отрасли промышленности, определённые на высоком уровне агрегации(напр. «химический кластер») или совокупность секторов на ещё более высоком уровне агрегации(напр. «агропромышленный комплекс»).

 
Наиболее развитые кластеры имеют пять принципиальных характеристик, первые три из которых могут рассматриваться, как стартовые предпосылки для формирования кластеров. 
1. Наличие конкурентоспособных предприятий. Ключевым условием для развития кластера является наличие конкурентоспособных на рынке предприятий в кластере. Концентрация занятости на депрессивных предприятиях может быть предпосылкой для формирования и развития кластера, но не является критерием его наличия. 
2. Наличие в регионе конкурентных преимуществ для развития кластера. Например, выгодное географическое положение; доступ к сырью; наличие специализированных людских ресурсов, поставщиков комплектующих и связанных услуг, специализированных учебных заведений и образовательных программ, необходимой инфраструктуры и другие факторы. 
3. Географическая концентрация близости. Ключевые участники кластеров находятся в географической близости друг к другу и имеют возможность для активного взаимодействия. 
4. Широкий набор участников и наличие «критической массы». Кластер может состоять из компаний, производящих конечную продукцию и услуги, как правило, экспортируемые за пределы региона, системы поставщиков комплектующих, оборудования, специализированных услуг, а также профессиональных образовательных учреждений. 
5. Наличие связей и взаимодействие между участниками кластеров. Одним из ключевых факторов успеха развития кластеров является наличие рабочих связей и координация усилий между участниками кластера.  
Отличительной чертой кластера является целевая предпринимательская деятельность. В рамках кластера объединяются не только производственный, но и инновационный бизнес , комплексное управление качеством продукции, сервисное обслуживание. Объединение усилий предпринимателей, органов управления, субъектов инвестиционной и инновационной деятельности на определённой территории даёт значительные преимущества в конкурентной борьбе способствует рационализации производственно- рыночных процессов, перераспределению рисков и проведению гибкой политики, необходимой в условиях быстро меняющейся рыночной конъюнктуры. 
Существует немало классификаций кластеров в зависимости от разных признаков. В своём докладе я остановлюсь на двух из них, показавшихся мне наиболее значимыми и основательными. Это промышленные кластеры и региональные. 
Промышленные кластеры представляют собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, объединённых в производственную цепочку, в рамках которой создаётся конечный продукт и добавленная стоимость. Промышленный кластер, как правило, пространственно не привязан к какой-либо урбанизированной области. 
Региональный кластер – это пространственная агломерация подобной и связанной экономической деятельности, формирующая основу местной среды, способствующая переливам знания и стимулирующая различные формы обучения и адаптации. Такие кластеры, обычно, состоят из малых и средних предприятий, и центральный элемент их успеха сосредоточен в силах социального капитала и географической близости. 
В целом зарождение кластера, за редкими исключениями, осуществляется стихийно, под влиянием сочетания определенных факторов, среди которых основополагающим может быть признана предпринимательская инициатива. Любой кластер проходит через некоторое количество стадий. Они могут не быть одинаковыми для всех кластеров, и темп их развития может меняться. Однако существует внутренняя логика пути, по которому кластеры развиваются, которая делает возможным различить некоторые характерные модели. И так кластер проходит следующие стадии жизненного цикла:

  1. Агломерация. В регионе существует некоторое количество компаний и других действующих лиц.
  2. Возникающий кластер. Некоторые участники агломерации начинают кооперироваться вокруг основной деятельности и реализовывать общие возможности через свою связь.
  3. Развивающийся кластер. Поскольку возникают или вовлекаются новые участники той же или связанной деятельности в регионе, новые связи возникают между всеми этими новыми действующими лицами. Могут появиться формальные и неформальные институты поддержания сотрудничества. Часто начинают возникать названия, wеб-сайты, общее содержание, связанные с регионом и деятельностью.
  4. Зрелый кластер. Зрелый кластер уже достиг некоторой критической массы действующих лиц. Он также развил связи за своими пределами, с другими кластерами, направлениями деятельности, регионами. Существует внутренняя динамика создания новых фирм через их появление, совместные предприятия, путем отделения.
  5. Трансформация. С течением времени, рынки, технологии и процессы изменяются, также как кластеры. Для кластера, чтобы выжить, быть жизнеспособным, избежать застоя и распада, необходимо производить инновации и адаптироваться к изменениям.

 

 1.2 Условия возникновения и функционирования кластера

 

В мировом опыте  можно выделить два основных подхода  к формированию кластеров:

1) Классический либеральный  (англосаксонский) подход предложен  в 80-90-е гг. М.Портером и основан на самоорганизации экономических агентов в рамках механизмов "свободного рынка". Использование подобных механизмов не предполагает прямого государственного вмешательства и/или поддержки.

2) Современный европейский  подход, называемый "полюса конкурентоспособности", развивается с 2006 г. во Франции и основан на партнерстве бизнеса, центральных и местных властей8. Государство заинтересовано в глобальной конкурентоспособности своей экономики и достижении "полюсом конкурентоспособности" мирового уровня, что выражается в оказании различных форм государственной поддержки. Такая поддержка оказывается в рамках реализации стратегий развития территорий.

Из данного описания видно, что реальный кластер отличается от аналитически выделяемой совокупности территориально близких предприятий и организаций. Как показал В.В.Никитаев, заместитель директора Департамента Экономического Анализа и Перспективного Планирования Минпромэнерго России, такой конгломерат ("аналитический прото-кластер") может стать реальным кластером при следующих условиях:

- наличие соответствующих  инфраструктур;

- наличие оформленной  организационно-коммуникативной структуры,  выполняющей управленческие (самоуправленческие) функции и обеспечивающей формирование  инновационного сообщества как субъекта развития территории, действующего в партнерстве с бизнесом, центральными и местными властями;

- вписанность кластера  в рамки промышленной и региональной  политики центральных властей,  принимаемые местным инновационным  сообществом;

- использование новых управленческих технологий9.

В целом зарождение кластера, за редкими исключениями, осуществляется стихийно, под влиянием сочетания  определенных факторов, среди которых  основополагающим может быть признана предпринимательская инициатива. Основой для формирования кластеров является возможность и/или необходимость совместного использования многими хозяйствующими субъектами одного или нескольких объединяющих факторов, таких как: базовая технология, каналы маркетингового продвижения продукции, система подготовки кадров, система генерации ноу-хау, относящихся к единому продуктовому направлению.

Любой кластер проходит через  некоторое количество стадий. Они  могут не быть одинаковыми для  всех кластеров, и темп их развития может меняться. Однако существует внутренняя логика пути, по которому кластеры развиваются, которая делает возможным различить некоторые характерные модели. Даже при том, что точная форма и направление будут зависеть от определенных обстоятельств, кластер проходит через следующие стадии жизненного цикла:

1. Агломерация.

Стадия, при которой в  регионе существует некоторое количество компаний и других действующих лиц.

2. Возникающий кластер.

На данном этапе некоторые  участники агломерации начинают кооперироваться вокруг основной деятельности и реализовывать общие возможности через свою связь.

3. Развивающийся кластер.

В связи с возникновением или вовлечением новых участников той же или связанной деятельности в регионе, на этой стадии возникают  новые связи между всеми новыми действующими лицами. Могут появиться формальные и неформальные институты поддержания сотрудничества. Часто начинают возникать названия, веб-сайты, общее содержание, связанные с регионом и деятельностью.

 

4. Зрелый кластер.

Стадия, в рамках которой  зрелый кластер уже достиг некоторой критической массы действующих лиц. Он также развил связи за своими пределами, с другими кластерами, направлениями деятельности, регионами. Существует внутренняя динамика создания новых фирм через их появление, совместные предприятия, путем отделения.

Информация о работе Кластеры и стратегические преимущества фирм