Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:39, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение кластеров и стратегические преимущества фирм.
Основные задачи, которые были поставлены для выполнения работы:
- определение и углубленное изучение понятия «класер»;
- выявление особенностей кластерного подхода к повышению конкурентоспособности отдельных элементов, регионов, экономик;
- рассмотреть теорию стратегии и конкурентного преимущества
- провести анализ предприятия,
- выделить конкурентные преимущества предприятия.
Введение ……………………………………………………………
1 Кластеры: понятие, виды, условия возникновения и функционирования…………………………………………………………
1.1 Понятие кластера и виды кластеров………………..
1.2 Условия возникновения и функционирования кластера………………
1.3 Стратегия и конкурентное преимущество……………………..
2 Исследовательский анализ и характеристики салона «Вирсави»…….
2.1 Характеристика салона «Вирсави» и применение конкурентных стратегий…………………………………………………………………..
2.2 Анализ внешней и внутренней среды салона «Вирсави»……………
3 Пути развития
3.1 Позиционирование
3.2 Положение салона красоты «Гавайи»
Заключение …………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………….
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА»
(ИНЭП)
Факультет экономики и управления
Кафедра менеджмент организации
Учебная дисциплина «Стратегический менеджмент»
Курсовой проект
«Кластеры и стратегические преимущества фирм»
Содержание
Введение ………………………………………………………
1 Кластеры: понятие, виды, условия
возникновения и функционирования……………………………………
1.1 Понятие кластера и виды кластеров………………..
1.2 Условия возникновения
и функционирования кластера………
1.3 Стратегия
и конкурентное преимущество………
2 Исследовательский
анализ и характеристики
2.1 Характеристика
салона «Вирсави» и применение
конкурентных стратегий……………………
2.2 Анализ внешней и внутренней среды салона «Вирсави»……………
3
3.1
3.2
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
В настоящее время успешность экономического развития напрямую связана с возобновлением промышленного подъема, замедление которого наблюдалось в 2001-2003 годах. При этом резко повышается актуальность вопроса об ограничивающем воздействии на темпы экономической динамики сложившейся структуры производства. Соответственно, перед экономической наукой встает задача познания, описания и разработки механизма промышленной политики, основными целями которого должны являться вопросы обеспечения темпов устойчивого роста и повышения конкурентоспособности на всех уровнях. Этим целям отвечает создание и развитие кластерных схем, которые, являясь, по сути, межотраслевыми комплексами, играют роль «точек роста» региональной и национальной экономики, при этом кластеры позволяют преодолеть структурные ограничения, а также сложившуюся в ряде хозяйственных субъектов многоотраслевую структуру производства. Все это определяет выбор темы настоящего исследования и ее актуальность.
Актуальность выявленной проблемы и необходимость углубленного изучения отдельных ее аспектов обусловили постановку цели и основных задач исследования. На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила развития общества вынуждает производителей товаров постоянно искать пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса потребителей товара на конкретном рынке, снижения эксплуатационных затрат на его использование. На рынке с развитой конкуренцией все фирмы подвержены атакам конкурентов. Наступательные действия могут быть применены как недавно внедрившимися в отрасль фирмами, так и авторитетными фирмами, желающими упрочить свои позиции на рынке. Правильно выбранная стратегия имеет цель - уменьшить риск быть атакованным, снизить интенсивность любого предпринятого наступления и заставить агрессора применять относительно неопасные наступательные стратегии. Хотя стратегии обычно не развивают конкурентное преимущество фирмы, они, несомненно, могут упрочить конкурентные позиции фирмы, сохраняя, таким образом, то конкурентное преимущество, которым фирма располагает.
Целью работы является рассмотрение кластеров и стратегические преимущества фирм.
Основные задачи, которые были поставлены для выполнения работы:
- определение
и углубленное изучение
- выявление особенностей
кластерного подхода к
- рассмотреть теорию стратегии и конкурентного преимущества
- провести анализ предприятия,
- выделить конкурентные преимущества предприятия.
Объектом изучения данной работы является салон красоты ООО «Вирсавии».
1 Кластеры: понятие, виды, условия возникновения и функционирования
1.1 Понятие кластера и виды кластеров
Понятие кластера
в западной литературе было введено
в экономическую теорию Майклом
Портером: «кластер – это сконцентрированная по
географическому признаку группы взаимосвязанных
компаний, специализированных поставщиков,
поставщиков услуг, фирм в соответствующих
отраслях, а также связанных с их деятельностью
организаций( например, университетов,
агенств по стандартизации, а также торговых
объединений) в определённых областях,
конкурирующих, но вместе с тем ведущих
совместную работу.»
В целом различают 3 определения кластеров, каждое
из которых подчеркивает основную черту
их функционирования:
Наиболее развитые кластеры
имеют пять принципиальных характеристик,
первые три из которых могут рассматриваться,
как стартовые предпосылки для формирования
кластеров.
1. Наличие конкурентоспособных
2. Наличие в регионе конкурент
3. Географическая концентрация
4. Широкий набор участников и
5. Наличие связей и взаимодейс
Отличительной чертой кластера является целевая пред
Существует немало классификаций кластеров
в зависимости от разных признаков. В своём
докладе я остановлюсь на двух из них,
показавшихся мне наиболее значимыми
и основательными. Это промышленные кластеры
и региональные.
Промышленные кластеры представ
Региональный кластер – это пространственная агломерация
подобной и связанной экономической деятельности,
формирующая основу местной среды, способствующая
переливам знания и стимулирующая различные
формы обучения и адаптации. Такие кластеры,
обычно, состоят из малых и средних предприятий,
и центральный элемент их успеха сосредоточен
в силах социального капитала и географической
близости.
В целом зарождение кластера, за редкими
исключениями, осуществляется стихийно,
под влиянием сочетания определенных
факторов, среди которых основополагающим
может быть признана предпринимательская
инициатива. Любой кластер проходит через
некоторое количество стадий. Они могут
не быть одинаковыми для всех кластеров,
и темп их развития может меняться. Однако
существует внутренняя логика пути, по
которому кластеры развиваются, которая
делает возможным различить некоторые
характерные модели. И так кластер проходит
следующие стадии жизненного цикла:
1.2 Условия возникновения и функционирования кластера
В мировом опыте можно выделить два основных подхода к формированию кластеров:
1) Классический либеральный
(англосаксонский) подход
2) Современный европейский подход, называемый "полюса конкурентоспособности", развивается с 2006 г. во Франции и основан на партнерстве бизнеса, центральных и местных властей8. Государство заинтересовано в глобальной конкурентоспособности своей экономики и достижении "полюсом конкурентоспособности" мирового уровня, что выражается в оказании различных форм государственной поддержки. Такая поддержка оказывается в рамках реализации стратегий развития территорий.
Из данного описания видно, что реальный кластер отличается от аналитически выделяемой совокупности территориально близких предприятий и организаций. Как показал В.В.Никитаев, заместитель директора Департамента Экономического Анализа и Перспективного Планирования Минпромэнерго России, такой конгломерат ("аналитический прото-кластер") может стать реальным кластером при следующих условиях:
- наличие соответствующих инфраструктур;
- наличие оформленной
организационно-
- вписанность кластера
в рамки промышленной и
- использование новых управленческих технологий9.
В целом зарождение кластера,
за редкими исключениями, осуществляется
стихийно, под влиянием сочетания
определенных факторов, среди которых
основополагающим может быть признана
предпринимательская
Любой кластер проходит через некоторое количество стадий. Они могут не быть одинаковыми для всех кластеров, и темп их развития может меняться. Однако существует внутренняя логика пути, по которому кластеры развиваются, которая делает возможным различить некоторые характерные модели. Даже при том, что точная форма и направление будут зависеть от определенных обстоятельств, кластер проходит через следующие стадии жизненного цикла:
1. Агломерация.
Стадия, при которой в регионе существует некоторое количество компаний и других действующих лиц.
2. Возникающий кластер.
На данном этапе некоторые участники агломерации начинают кооперироваться вокруг основной деятельности и реализовывать общие возможности через свою связь.
3. Развивающийся кластер.
В связи с возникновением
или вовлечением новых
4. Зрелый кластер.
Стадия, в рамках которой зрелый кластер уже достиг некоторой критической массы действующих лиц. Он также развил связи за своими пределами, с другими кластерами, направлениями деятельности, регионами. Существует внутренняя динамика создания новых фирм через их появление, совместные предприятия, путем отделения.
Информация о работе Кластеры и стратегические преимущества фирм