Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 00:14, контрольная работа
Краткое описание
Рыночная экономика не может существовать без развитой информационной инфраструктуры и информатизации бизнеса. При этом важную роль играют такие факторы, как информация и коммуникации. Управленческая деятельность основывается на определенной информации, ее можно отобразить в виде целостной системы информационных взаимодействий персонала фирмы.Сущность управленческой информации заключается в обеспечении интегрированной системы отчетности, которая дает каждому уровню управления \"нужную\" информацию в \"нужный\" время
- в-третьих, и коммуникатор,
и реципиент заинтересованы во
взаимодействии с целью обмена
какими-то смыслами.
Соответственно возможны три
формы коммуникационного действия.
1. Подражание - одна из
древнейших форм передачи смыслов,
используемая высшими животными
и птицами; недаром некоторые
ученые считали источником подражания
стадный инстинкт. Под подражанием
понимается воспроизведение реципиентом
движений и действий коммуникатора.
Подражание может быть произвольным
и непроизвольным (бессознательным).
Произвольное подражание (имитация)
используется при школьном обучении,
овладении технологиями, мастерством.
Непроизвольное подражание —
главный метод первичной социализации
детей дошкольного возраста.
В общественной жизни посредством
подражания происходит распространение
модных новаций, популярных идей и веяний.
Вместе с тем, благодаря подражанию, из
поколения к поколению передаются традиции,
обычаи, стереотипы поведения. Э. Фромм
среди специфически человеческих социально-культурных
потребностей отмечал стремление к уподоблению,
поиску объекта поклонения, отождествлению
себя с кем-то более сильным, умным, красивым.
В детстве дети уподобляют себя родителям,
во взрослом состоянии — литературным
героям, спортсменам, артистам, воинам.
Эту потребность можно назвать потребностью
в кумиротворчестве (отыскать или сотворить
себе кумира).
Не следует думать, что подражание
не соответствует элементарной схеме
коммуникационного действия, ибо не обнаруживается
явного смыслового сообщения, адресованного
реципиенту. На самом деле такое сообщение,
обладающее привлекательностью для реципиента,
всегда есть. Реципиент целенаправленно
выбирает коммуникатора и использует
его в качестве источника смыслов, которые
он хотел бы усвоить. Коммуникатор при
этом зачастую не осознает своего участия
в коммуникационном действии. Подражание
— это такая форма объектно-субъектного
отношения, где активную роль играет реципиент,
а коммуникатор — пассивный объект для
подражания.
2. Диалог — форма коммуникационного
взаимодействия, освоенная людьми
в процессе антропогенеза при
формировании человеческого языка
и речи. Участники диалога относятся
друг к другу как к равноправным
субъектам, владеющим определенными
смыслами. Между ними складываются
субъектно-субъектные отношения, а
взаимодействие их носит творческий
характер в том смысле, что
достигается социально-психологическая
общность партнеров, обозначаемая
словом «МЫ».
Диалоговая коммуникация представляется
как последовательность высказываний
участников, сменяющих друг друга в роли
коммуникатора и реципиента. Высказывание
— это не слово, не предложение, не абзац,
а единица смысла, дающая возможность
ответить на него. Участники диалога совместно
создают текст, обладающий относительной
смысловой завершенностью. Относительность
завершения диалога определяется тем,
что реакция на то или иное высказывание
через некоторое время может проявиться
в поведении реципиента. Литература, театр,
учеба как раз рассчитаны на ответ замедленного
действия.
3. Управление — такое
коммуникационное действие, когда
коммуникатор рассматривает реципиента
как средство достижения своих
целей, как объект управления. В
этом случае между коммуникатором
и реципиентом устанавливаются
субъектно-объектные отношения. Управление
отличается от диалога тем, что
субъект имеет право монолога,
а реципиент не может дискутировать
с коммуникатором, он может только
сообщать о своей реакции по
каналу обратной связи.
Следует обратить внимание
на то, что формы коммуникационных действий
могут включать различное содержание,
и вместе с тем, один и тот же смысл может
передаваться в двух или даже в трех формах,
например, обучать чему-либо можно путем
показа (подражание), путем инструктирования
(управление) или путем диалогического
объяснения.
Не следует абсолютизировать
границы между разными коммуникационными
формами. Подражание, диалог, управление
могут сливаться друг с другом, дополнять
друг друга. Так, диалог может стать методом
управления, например, сократический диалог
построен так, чтобы заставить оппонента
признать правоту Сократа; диалог между
преподавателем и студентом — обычная
форма педагогического воздействия. Вообще
говоря, любой содержательный диалог ставит
своей целью оказать какое-то управленческое
воздействие на сознание собеседников.
Подражание — это как бы "вырожденный
диалог”, где коммуникатор безучастен
по отношению к реципиенту (игнорирует
его), а реципиент ведет воображаемый диалог
с коммуникатором.
Коммуникационные действия
есть элементарные акты, можно сказать
атомы коммуникационной деятельности.
Практически во всех видах коммуникационной
деятельности обнаруживаются формы, рассмотренные
нами, но преобладает одна из форм. Это
позволяет нам представить коммуникационную
деятельность, в целом, на различных ее
уровнях в виде диалогической, управленческой,
подражательной, т. е. отождествить формы
коммуникационной деятельности и формы
элементарных коммуникационных актов
[5].
Виды и направления
коммуникаций
Коммуникации по нисходящей
(руководитель - подчиненные). Это наиболее
очевидный вид организационных коммуникаций.
Коммуникации между руководителем и подчиненными
связаны с прояснением задач, приоритетов
и ожидаемых результатов; обеспечением
вовлеченности в решение задач отдела;
с обсуждением проблем эффективности
работы; достижение признания и вознаграждения
с целью мотивации; совершенствованием
и развитием способностей подчиненных;
со сбором информации о назревающей или
реально существующей проблеме; оповещением
подчиненного о грядущем изменении; а
также получением сведений об идеях, усовершенствованиях
и предложениях.
Коммуникации по восходящей
(снизу вверх). Коммуникации по восходящей
выполняют функцию оповещения руководства
организации о том, что делается на низших
уровнях. Таким путем руководство узнает
о текущих или назревающих проблемах и
предлагает возможные варианты исправления
положения дел. Обмен информацией по
восходящей обычно происходит в форме
отчетов, предложений и объяснительных
записок.
Горизонтальные коммуникации
(между подразделениями). В дополнение
к обмену информацией по вертикали (нисходящие
или восходящие) организации нуждаются
в горизонтальных коммуникациях. Организация
состоит из множества подразделений, поэтому
обмен информацией между ними необходим
для координации задач и действий. Поскольку
организация — это система взаимосвязанных
элементов, руководство должно добиваться,
чтобы специализированные элементы работали
совместно, продвигая организацию в нужном
направлении. В обмене информацией по
горизонтали часто участвуют комитеты
или специальные группы. Дополнительные
выгоды от коммуникаций по горизонтали
заключаются в формировании отношений
сотрудничества между работниками организации.
Доказано, что такие отношения являются
важной составляющей удовлетворенности
работников организации.
Коммуникации между руководителем
и рабочей группой. В дополнение к обмену
информацией между руководителем и подчиненным
имеет место обмен между руководителем
и его рабочей группой. Коммуникации с
рабочей группой в целом позволяют руководителю
повысить эффективность действий группы.
Поскольку в обмене участвуют все члены
группы, каждый имеет возможность поразмышлять
о новых задачах и приоритетах отдела,
о том, как следовало бы работать вместе,
о предстоящих изменениях и возможных
их последствиях для этого и других отделов,
о недавних проблемах и достижениях, предложениях
рационализаторского характера.
Неформальные коммуникации.
Канал неформальных коммуникаций можно
назвать каналом распространения слухов.
Слухи «витают возле автоматов с охлажденной
водой, по коридорам, в столовых и в любом
другом месте, где люди собираются группами».
Поскольку по каналам слухов информация
передается много быстрее, чем по каналам
формального сообщения, руководители
пользуются первыми для запланированной
утечки и распространения определенной
информации или сведений типа «только
между нами». Приписываемая слухам репутация
неточной информации сохраняется и до
сегодняшнего дня. Тем не менее исследования
показывают, что информация, передаваемая
по каналам неформального сообщения, т.е.
слухи, чаще оказывается точной, а не искаженной.
Формальные коммуникации. Отражают
связи, необходимые для выполнения функций
и полномочий, связи, определяемые характером
и системой распределения функций. Такие
коммуникации обычно бывают в виде письменного
сообщения. Письменные сообщения имеют
определенные преимущества. Они могут
быть сохранены как записи и источники
ссылок, они часто более тщательно сформулированы,
чем устные сообщения, и иногда могут сэкономить
и время и деньги. Они используются для
осуществления огромного объема бумажной
работы при заключении сделок и соглашений,
изложения организационных схем и правил,
составления уставов корпораций и других
юридических документов, для публикации
бюллетеней, меморандумов, составления
контрактов и рекламаций, рекламы и сообщений
печати, изложения курса деятельности,
делегирования полномочий, описания должностей
и многих других вещей.
Ситуационные коммуникации.
Отражают возникновение конфликтов и
тем самым требуют дополнительного внимания.
Эти коммуникации могут быть разрушительными
для организации. Ситуационные коммуникации
возникают и как результат деятельности
менеджера. Ведь конфликт - не всегда отрицательное
явление, в некоторых обстоятельствах
он может быть и благом.
Коммуникации могут быть мнимыми
и реальными. В качестве мнимых коммуникаций
выступают те связи, которые существуют
по каким-то установленным организационным
положениям, но не реализуются в практической
деятельности, не оказывают заметного
влияния на взаимоотношения служащих.
В практике управления часто приходится
наблюдать существование мнимых коммуникаций,
которые рождаются иногда в связи с какими-то
амбициями, иногда в процессе старения
организационных положений, вовремя не
пересмотренных и не скорректированных
с реальными потребностями организации,
иногда мнимые коммуникации возникают,
как возможность переложить ответственность
при возникновении критической ситуации.
Организационные коммуникации.
Это совокупность коммуникаций, строящихся
на основе общения, опосредованного информацией
о самой организации, ее целях и задачах.
Межличностные коммуникации.
Устное общение людей в одном из перечисленных
видов. Природа межличностных отношений
существенно отличается от природы
общественных отношений, так как их важнейшая
специфическая черта - эмоциональная основа.
По этому межличностные отношения можно
рассматривать как фактор психологического
климата группы. Эмоциональная основа
межличностных отношений означает, что
они возникают и складываются на основе
определенных чувств, рождающихся у людей
по отношению друг к другу.
Внешние коммуникации. Это коммуникации
между организацией и средой. Факторы
внешней среды очень сильно влияют на
деятельность организации. От этих факторов
зависят коммуникационные потребности
организации. Если бы нужно было проанализировать,
о чем говорят, пишут и читают в действительности
люди в организации, основное внимание
пришлось бы сосредоточить на каких-то
вопросах, которые связаны с потребностями
информационного взаимодействия с внешним
окружением, которое влияет или будет
влиять на организацию.
Внутренние коммуникации. Это
коммуникации внутри организации между
различными уровнями и подразделениями.
Коммуникации могут быть одноканальные
и многоканальные. Каждый человек имеет
разнообразные интересы, которые и определяют
множественность его коммуникаций. Но
в определенной деятельности человека
его интересы могут сводиться к одному
типу связей. Это бывает при очень узкой
специализации деятельности или очень
ограниченных полномочиях. Это часто отражает
и определенный стиль управления: управление
по ограниченному составу проблем или
суженной задаче.
Одноканальные коммуникации
часто выступают в виде явной и намеренно
выделенной приоритетности проблемы в
комплексе действий менеджера. Он как
бы не обращает внимания на другие проблемы,
все подчиняя одной из них. В этом случае
и все его связи сводятся к одной, ограниченной
данной проблемой.
Напротив, многоканальные коммуникации
свидетельствуют о широте подхода к проблематике
управления, разнообразии решаемых проблем.
Кроме того, характеристики одноканальности
и многоканальности коммуникаций определяются
и системой информационного обеспечения
управления. Множество каналов поступления
информации, разнообразие информации
создают многоканальные коммуникации.