Конкурентная среда туристского предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 07:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении теоретико-методологических и организационных положений по формированию и развитию конкуренции и конкурентной среды в туризме.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие основные задачи:
1) изучить теоретические и методологические основы конкуренции в туризме, уточнить и расширить понятийный аппарат, определить специфику конкуренции в туризме, исследовать состояние конкуренции и конкурентной среды в индустрии туризма;
2) проанализировать основные подходы к формированию конкурентоспособности предприятий индустрии туризма, выявить и систематизировать основные факторы и конкурентные преимущества, влияющие на конкуренцию в туризме, установить закономерности их развития.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятий индустрии туризма 6
1.1 Особенности туристского рынка как рынка услуг 6
1.2 Связь маркетинга в индустрии туризма со стратегиями формирования конкурентных преимуществ 10
1.3 Современные подходы к формированию лояльных отношений с клиентами 21
2 Конкурентная среда туристского предприятия 28
2.1 Понятие конкурентоспособности предприятия 28
2.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 31
2.3 Взаимосвязь конкуренции в туризме на различных уровнях 36
Заключение 47
Список использованной литературы 49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа полностью.docx

— 712.48 Кб (Скачать файл)

Интегральный показатель КП рассчитывается как средневзвешенная величина, где каждый показатель имеет  свою весомость. Если окажется, что  КП1 > КП2, то предприятие 1 обладает конкурентным преимуществом по сравнению с  предприятием 2.

Наряду с преимуществами, которые определяются связью конкурентоспособности  предприятия с показателями эффективности  и результативности его деятельности, этот метод имеет и недостаток - трудоемкость и сложность расчета  интегрального показателя конкурентоспособности. Кроме этого, по ряду причин процедура  оценки уровня конкурентоспособности  предприятия при помощи интегрального  показателя имеет ряд проблем [23].

Второй метод определения  конкурентоспособности предприятия  предполагает ее оценку через конкурентоспособность  его товаров с учетом весомости  реализуемых товаров на рынках. При  этом расчет КП осуществляется по формуле:

 

    

(2)

где - удельный вес i-го товара предприятия в объеме всех продаж за анализируемый период, доли единицы;

- показатель значимости рынка,  на котором реализуются товары  предприятия (рынки США, Японии, Канады и страны Евросоюза  имеют значимость 1, внешние рынки остальных стран - 0,7, внутренний рынок - 0,5);

- конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке [10, c.37].

Третий метод определения  конкурентоспособности предприятия  предполагает оптимизацию соотношения  конкурентоспособности товара и  занимаемой предприятием доли на конкретном рынке (рис. 1).

Матрица определения конкурентоспособности  предприятия имеет девять полей. Из всех полей три поля (на матрице  они находятся вверху слева и  обозначены знаком плюс) характеризуют  благоприятную зону для предприятия  в части его конкурентоспособности: это поле - ВдСК (высокая доля предприятия  и сильная конкурентоспособность  товара на данном рынке); поле - СрдСК (средняя  доля на рынке и сильная конкурентоспособность); поле - ВдСрК (высокая доля на рынке  и средняя конкурентоспособность  товара предприятия на этом рынке) [23].

Источник: [23].

Рисунок 1 - Матрица оптимизации конкурентоспособности товара предприятия и доли его на рынке

Однако наиболее благоприятные  характеристики имеет поле ВдСК, где  предприятие представлено сильной  конкурентоспособностью товара и высокой  долей предприятия на данном рынке.

Благоприятная зона означает, что конкурентоспособность предприятия  в данном секторе рынка определяется способностью конкурировать на рынке  по качеству товаров и его ценам, что является следствием значительного  удельного веса предприятия на данном секторе рынка; знанием рынка, конкурентов и потребителей; уровнем технологии производства; уровнем организации производства и труда [24].

В противоположность благоприятной  зоне матрица имеет и неблагоприятную  зону. Это три поля, которые на матрице находятся внизу справа и обозначены знаком минус. Это, в  частности, поле НдСлК (низкая доля предприятия  на рынке и слабая конкурентоспособность  его товара). Поле НдСлК характеризует  чрезвычайно низкую конкурентоспособность  предприятия. В случае, если предприятие  не имеет потенциальных возможностей повысить свою конкурентоспособность, оно должно уйти из этого рынка. В  неблагоприятную зону по их конкурентоспособности  попадают предприятия, которые занимают поле СрдСлК (средняя доля на рынке  и слабая конкурентоспособность) и  поле НдСрК (низкая доля на рынке и  средняя конкурентоспособность  товара). Если предприятие не сможет преодолеть имеющиеся недостатки, то оно в ближайшее время должно покинуть данные рынки.

Зону риска для предприятия  представляют оставшиеся три поля, которые расположены по диагонали  снизу вверх направо. Это поле НдСК (низкая доля на рынке и сильная  конкурентоспособность товара), поле - СрдСрК (средняя доля на рынке и  средняя конкурентоспособность  товара) и поле ВдСлК (высокая доля на рынке и слабая конкурентоспособность  товара). Из рисковой зоны предприятие  в отношении конкурентоспособности  может выйти, если будут предприняты  меры, которые позволят переместиться  предприятию в поля по направлениям стрелок (рисунок 1).

Доля предприятия на рынке  в большинстве случаев взаимосвязана с конкурентоспособностью его товаров. При этом доля предприятия на рынке определяется как отношение объемов продаж предприятия в общем объеме продаж на данном рынке в натуральных или стоимостных единицах. Поэтому оценку уровня конкурентоспособности предприятия можно осуществить по освоенному им рыночному потенциалу, т.е. по доли рынка. Так как между долей рынка и нормой прибыли существует прямая связь, то по мере роста доли рынка позиции предприятия по его конкурентоспособности и финансовым показателям выглядят более устойчиво. В таблице 2 приведены критерии оценки конкурентоспособности предприятия по доли его на рынке [23].

Таблица 2 – Оценка конкурентоспособности предприятия по показателю доли рынка

Оценка доли рынка

Критерии оценки

Оценка конкурентоспособности  предприятия

Высокая

Доля предприятия на рынке находится  на уровне доли двух-трех крупнейших конкурентов  или превышает ее

Высокая

Средняя

Доля предприятия на рынке равна  средней доле ведущих конкурентов

Средняя

Низкая

Доля предприятия на рынке ниже доли ведущих конкурентов

Низкая


Источник: [23].

При определении доли рынка  могут возникнуть трудности, связанные  с ограниченной доступностью необходимых  данных об суммарном объеме продаж в каждом сегменте и информации об объеме продаж основных конкурентов. Это  обстоятельство сдерживает практическое применение метода оценки конкурентоспособности  предприятия по показателю доли продаж его товаров на рынке.

Как второй, так и третий метод определения конкурентоспособности  предприятия связаны с конкурентоспособностью товаров этого предприятия. Абстрагируясь  от конкурентоспособности внешней  среды предприятия и качества управления, можно заключить, что  если товары предприятия конкурентоспособны, то и предприятие конкурентоспособно. Весь вопрос при этом сводится к  определению конкурентоспособности  товаров, разработке и реализации конкурентоспособной  стратегии предприятия [21].

Таким образом, конкурентоспособность предприятия (КП) - это его способность производить и реализовывать на рынке востребуемый товар или услугу. Конкурентоспособность предприятия определяется его конкурентными преимуществами по отношению к конкурентам на конкретном рынке (внутреннем или внешнем), которые (преимущества) проявляются в процессе конкуренции предприятий на рынках (где они позиционируют свой товар или производственные, интеллектуальные, информационные ресурсы).

Конкурентоспособность организации  может быть оценена тремя методами:

а) интегральным показателем, который основан на ряде единичных  показателей эффективного использования  трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов;

б) на основе сравнения показателей  конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке;

в) на основе сравнения соотношений  конкурентоспособности товаров  предприятия и доли его на рынке.

  2.3 Взаимосвязь конкуренции в туризме на различных уровнях

 

Согласно проведенным научным анализам отнесения субъектов экономической деятельности к различным уровням было обосновано ,что при изучении конкуренции мегауровень соответствует в туризме крупным географическим регионам, макроуровень - отдельным странам, мезоуровень

 туристским регионам стран (дестинациям), микроуровень – отдельным тур предприятиям и турпродуктам.

Существует объективная иерархическая зависимость конкурентоспособности в туризме, которая выражается в том, что конкурентоспособность предприятия туриндустрии может быть обеспечена только в том случае, если сформирована конкурентоспособная туристская индустрия на мезо- и макроуровне. Такая особенность нехарактерна для промышленных предприятий.

В настоящее время происходит усиление конкуренции на уровне туристских дестинаций. Для того, чтобы туристская индустрия была конкурентоспособной в дестинации, необходимо, чтобы были конкурентоспособны не только отдельные тур предприятия, но и уровень развития туристской индустрии был сбалансирован. Это означает, что на микро-, мезо- и макроуровне туристской индустрии должен проявляться синергетический эффект, т.е. должны формироваться новые системные свойства туриндустрии. Если в дестинации существуют привлекательные туристские ресурсы и есть необходимые места размещения, но нет качественных средств доставки туристов, нет дорог, то такая дестинация будет неконкурентоспособной и невозможно будет обеспечить достаточный туристский поток.

Концептуальная модель взаимосвязи  конкуренции в туризме на различных уровнях показана на рис. 2.

 Источник: [2].

Рисунок 2 - Концептуальная модель взаимосвязи конкуренции в туризме на различных уровнях

Для въездного, внутреннего  и выездного туризма степень  этой взаимосвязи разная. Следует подчеркнуть, что это утверждение распространяется в большей степени на внутренний и въездной туризм. В этом случае принимающая дестинация и принимающий туроператор расположены в одной стране. Если рассматривать выездной туризм, то эта связь несущественна. Отправляющий туроператор в большей степени заинтересован в конкурентоспособности той дестинации, куда направляются туристы, а не той, где он расположен.

При рассмотрении выездного  туризма первостепенное значение имеет конкурентоспособность продаваемого турпродукта и турфирмы-продавца. Для въездного и внутреннего туризма определяющими будут конкурентоспособность дестинации и принимающих предприятий туриндустрии, которые в большой степени зависят от качества оказываемых туристских услуг, и, следовательно, от кадрового обеспечения туристских дестинаций.

Взаимосвязь основных понятий  теории конкуренции в туризме представлена на рис. 3.

Источник: [2].

Рисунок 3 - Взаимосвязь основных понятий теории конкуренции в туризме

В туризме непосредственно  конкурируют между собой те предприятия туриндустрии, которые производят товары-субституты. В связи с тем, что турпродукт представляет собой совокупность услуг, предлагаемых различными предприятиями туриндустрии, то наряду с конкуренцией в сфере туризма следует говорить и о системе экономической координации деятельности субъектов туристского рынка. На рисунке 4 представлена взаимосвязь конкуренции и экономической координации субъектов туристского рынка.

Источник: [2].

Рисунок 4 - Взаимосвязь конкуренции и экономической координации субъектов туристского рынка

Основные причины, усиливающие конкуренцию на мировом туристском рынке на всех уровнях:

- мировой финансово-экономический кризис, который способствовал общему снижению мировых туристских потоков,

- появление на рынке  новых участников - туристских дестинаций, которые активно продвигают себя как привлекательные туристские направления и перетягивают на себя существенную долю туристских потоков, например, страны Юго-Восточной Азии, Африки,

- возникновение новых  форм проведения досуга, которые  появляются в местах постоянного проживания потенциальных туристов и тем самым уменьшают потребность в традиционных путешествиях, что ведет к сокращению туристских потоков и усилению конкуренции за потребителя,

- снижение темпов роста  туристских потоков, что вызывает  ужесточение конкурентной борьбы за рыночную долю,

- рост количества однотипных  сравнимых по потребительским  качествам туристских продуктов (субститутов), что приводит к насыщению предложения на туристском рынке.

Конкурентные преимущества в туризме проявляются в способности обладания определенными возможностями, позволяющими противостоять конкурентам, превосходстве над конкурентами по какому-либо параметру (фактору) в рассматриваемый период времени. Установлено, что источники конкурентных преимуществ в туризме чаще всего связаны с основополагающим экономическим принципом редкости и уникальности туристских ресурсов. Однако сам факт наличия таких туристских ресурсов еще не является конкурентным преимуществом. Проблема заключается в том, что в туризме уникальные туристские ресурсы можно использовать только при условии прибытия туристов в дестинацию, где эти уникальные туристские ресурсы расположены. Для этого необходимо обеспечить соответствующий уровень развития туристской инфраструктуры. Таким образом, превращение редкого туристского ресурса в конкурентное преимущество может быть обеспечено только при условии наличия необходимой туристской инфраструктуры. Однако, существуют исключения, например, если речь идет о таком экстремальном виде туризма, как горный туризм, альпинизм. В этом случае отсутствие специальной туристской инфраструктуры практически не ограничивает использование такого уникального туристского ресурса, как горы.

Разработана классификация конкурентных преимуществ в туризме, представленная в таблице 3.

Таблица 3 - Классификация конкурентных преимуществ в туризме

Информация о работе Конкурентная среда туристского предприятия