Конкурентоспособность предприятия на примере ЗАО «Хлебозавод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2012 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью: Курсовой работы является сосредоточение внимания на том, какие основные типы конкурентных стратегий наступательные действия, направленные на создание конкурентоспособности, и оборонительные, цель которых – защита существующей конкурентоспособности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Конкурентоспособность предприятия …………………………………5
1.1 Конкуренция, её виды……………………………………………….5
1.2 Стратегические стереотипы конкурентного поведения…….10
2.Описание организации ……………………………………………..25
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Хлебозавод»………………………………………………………….25
2.2Характеристика имущества предприятия………………………25
2.3Разработка инновации на предприятии…………………………...31
БИЗНЕС-ПЛАН………………………………………………………..49
3.Рекомендации по обеспечению конкурентоспособности предприятия ЗАО «Хлебозавод»…………………………………………………………61
Заключение…………………………………………………………………66
Список использованной литературы…………………………………….67

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

Большими темпами росли материальные оборотные средства, которые увеличились на 19 965 440 рублей в 2010 году или в 4 раза, при их уменьшении в 2000 году на 1 099 780 рублей или 14,3% (100-6 583 240/7 683 020*100). Доля их в общей стоимости оборотных средств в 2009 году возросла с 74% до 85,7%, а 2001 году доля материальных оборотных средств несмотря на их абсолютный рост упала с 85,7% до 80,3% (-5,4%). Необходимо отметить что доля запасов в составе имущества на конец 2001 года составила 50,8%, т. е. имеет значительный вес. Это говорит о том, что у предприятия слишком много запасов. Причиной такого положения являются затруднения со сбытом продукции, которые обусловлены тем, что на рынке продуктов жесткая конкуренция. Готовые изделия при длительном хранении теряют свои качества, после чего цена их реализации значительно снижается. Кроме того, на предприятии не отлажены каналы сбыта продукции, нет постоянных заказчиков.

Поэтому необходимо наиболее эффективно управлять запасами, а для этого нужно рассчитать оптимальный объем запасов необходимый для удовлетворения потребностей рынка и нормального обеспечения производственного процесса.

С финансовой точки зрения структура оборотных средств улучшилась по сравнению с предыдущим годом, т. к. доля наиболее ликвидных средств возросла (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения), а доля менее ликвидных активов (дебиторская задолженность) уменьшилась. Это повысило их возможную ликвидность. Эффективность использования оборотных средств характеризуется, прежде всего, их оборачиваемостью.

Таким образом, перейдем к анализу оборачиваемости всех оборотных средств и их составляющих. Оценка оборачиваемости производится путём сопоставления её показателей за несколько хронологических периодов по анализируемому предприятию. Показателями оборачиваемости являются:

Коэффициент оборачиваемости, показывающий число оборотов анализи-руемых средств за отчётный период и равный отношению выручки от реализации без НДС к средней стоимости оборотных средств.

Время оборота, показывающее среднюю продолжительность одного оборо-та в днях и определяемое отношением средней стоимости к выручке от реализации и умноженное на число календарных дней в анализируемом периоде.

Рассчитанные показатели оборачиваемости оборотных средств приведены в таблице1.

Таблица 1. Показатель оборачиваемости оборотных средств за 2009 -2010 годы.

 

Показатели

Значения показателей по годам

Отклонение

% к 2010

 

 

 

2009

2010

 

 

1

Средняя стоимость материальных оборотных средств, руб.

7133130

16565960

232,2

 

2

Средняя дебиторская задолженность, руб.

1314010

2067955

157,4

 

3

Средняя стоимость оборотных средств, руб.

9028295

20376285

225,7

 

4

Выручка от реализации без НДС, руб.

56494320

75044920

132,8

 

Расчетные показатели

 

 

 

 

 

5

Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств (стр. 4/стр. 1).

7,9

4,5

57,2

 

6

Время оборота матер. обор. Средств, дней (365 дней/стр. 5)

46

81

174,8

 

7

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.

43,0

36,3

84,4

 

8

Время оборота дебиторской задолженности, дней

8

10

118,5

 

9

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств.

6,3

3,7

58,9

 

10

Время оборота оборотных средств, дней.

58

99

169,9

 

 

 

 

 

 

 

Из данных таблицы видно, что произошло снижение оборачиваемости всех приведённых показателей. Оборачиваемость дебиторской задолженности уменьшилась по сравнению с 2009годом с 43 оборотов в год до 36,3 оборотов, то есть по сравнению с предыдущим годом погашение дебиторской задолженности происходило более медленными темпами. Время оборота дебиторской задолженности составляет 8 дней в 2009 и 10 дней в 2010 году. Это говорит о том, что дебиторская задолженность погашается достаточно быстро.

Более существенно уменьшилась оборачиваемость материальных оборот-ных средств с 7,9 оборотов в 2009 году до 4,5 оборотов в 2010 году. Соответственно время оборота увеличилось до 81 дня. Уменьшение оборачиваемости в 2010 году произошло за счёт затруднений со сбытом продукции, которые в свою очередь вызваны неэффективностью управления запасами, недостаточным исследованием фирмой рынков сбыта своей продукции и возможностей расширения каналов сбыта.

Величина внеоборотных активов в течение 2-х лет непрерывно снижалась. В 2009 году это уменьшение составило 6 194 140 рублей, а в 2010 году 2 936 910 рублей или 9,2%. Их доля в имуществе также снижалась. Так в 2001 она упала с 75,8 до 44,5%. В то же время, как уже отмечалось, оборотные средства выросли в 4 раза. Таким образом, темп прироста оборотных средств был в 4,74 раза выше, чем внеоборотных средств (430% / 90,8%). Такую тенденцию можно было бы охарактеризовать положительно, если бы не факторы повлиявшие на их рост, а именно, резкое увеличение количества запасов, которые заморозили часть оборотных средств.

Снижение стоимости необоротных активов обусловлено сокращением такого элемента, как «Основные средства», которые за год уменьшились на: 3 424 530 рублей или на 12,4% при их удельном весе во внеоборотных активах на конец года 83,5%. Снижение внеоборотных активов в 2009 году также связано с уменьшением статьи «Основные средства» за год на 6 694 140 рублей или на 19,6 %, их удельный вес за 2009 год сократился на 3,4 % (с 90 до 86,6 %). Статья «Незавершенное строительство» на протяжение двух лет постепенно растет. В 2009 году она возросла на 500 000 рублей или 13,9%, ее доля в внеоборотных активах увеличилась с 9,4% до 12,8% (+3,4%). В 2001 году «Незавершенное строительство» увеличилось на 487 620 рублей или 12%, при ее росте в доле внеоборотных активов с 12,8% до 15,8% (+3,0%). Поскольку эта статья не участвует в производственном обороте и, следовательно, увеличение ее доли в структуре внеоборотных активов отрицательно сказывалось на результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Долгосрочные финансовые вложения в составе внеоборотных активов составляют незначительную долю, к началу 2009 года они составляли 0,53%, в начале 2010 года 0,63%, а в начале 2011 года 0,7%. Их удельный вес незначительно увеличивается (при неизменной абсолютной величине равной 201 420 рублей) за счет изменения доли других статей необоротных активов. Это указывает на не инвестиционную направленность вложений предприятия.

В структуре необоротных активов наибольшую долю составляют основные средства, а наименьшую долю долгосрочные финансовые вложения.

В целом по активу можно отметить некоторое улучшение финансового состояния ЗАО "Хлебозавод", увеличение доли оборотных средств, сокращение доли дебиторской задолженности, и в то же ухудшение коэффициентов оборачиваемости, отвлекающих денежные средства из оборота. Существенным негативным моментом является наличие непокрытого убытка прошлого года в сумме 2 499 120 рублей и непокрытого убытка отчетного года в сумме 604 000 рублей.

2.3 Разработка инновации на предприятии

Инновация, разработанная в этой главе предназначена для совершенствования организации деятельности ЗАО "Хлебозавод" путем повышения общей производительности труда предприятия в целях увеличения прибыльности и оздоровления общего финансового состояния предприятия.

Основным направлением деятельности хлебозавода является производство хлебобулочной продукции. Данный вид продуктов является товаром первой необходимости, следовательно, обладает постоянным высоким спросом. Спрос на него неэластичен, что обеспечивает определенную надежность в сбыте продукции. Данная специфика товара будет положительным образом влиять на сбытовую деятельность предприятия, обеспечивая тем самым благоприятные предпосылки для возможных изменений в структуре или организации всей работы ЗАО "Хлебозавод ".

Суть проекта заключается во введении нового тестомесильного оборудования на производстве, которое позволит значительно повысить производительность труда на хлебозаводе. После продолжительных расчетов и сравнения различных вариантов, было решено остановиться на закупке машины тестомесильной ХЧ-ХТВ. Внедрение в производство машины этой марки позволит:

1.      Увеличить долю рынка

2.      Снизить издержки за счет "масштаба производства"

3.      Повысить качество продукции

Стоимость данного проекта составит порядка 560 тыс. рублей, которые будут получены в виде кредита. Эти деньги пойдут на приобретение необходимого оборудования. Окупаемость проекта оценивается в 24 месяца после начала деятельности, когда полностью будет погашена задолженность по кредиту, после чего проект начнет приносить чистую прибыль. Таким образом данный проект является прибыльным и выгодным вложением свободных средств.

Описание товара

Сферой деятельности ЗАО "Хлебозавод" является производство и реализация хлебобулочной продукции. В производстве представлен широкий ассортимент данных изделий. Это позволит привлечь разные целевые группы потребителей с разным уровнем дохода. Впрочем приоритет будет отдаваться достаточно недорогим изделиям, которые будут покупать люди преимущественно с невысоким и средним доходом, для которых важно соотношение "цена-качество".

Магазины ЗАО "Хлебозавод" находятся в различных частях города, как правило, в спальных районах, где высокий спрос на данную продукцию.

Магазины работают каждый день, т.е. с 10 утра до 19 вечера без перерыва на обед. Удобное для потребителя время работы, удобное месторасположение, широкий выбор достаточно недорогих и качественных хлебобулочных изделий, рассчитанных, на все вкусы, а также профессионализм и доброжелательность продавцов, прошедших тщательный отбор и проверку - все это позволило завоевать и удерживать хорошую репутацию, "завести" своего покупателя, укрепиться в определенной нише на данном рынке услуг, иметь солидный объем продаж. Все это позволяет оценивать ситуацию как стабильную и планировать перспективу дальнейшего существования и эффективного функционирования ЗАО "Хлебозавод".

Продукция ЗАО "Хлебозавод" несколько раз признавалась лауреатом конкурса "100 лучших товаров Белгородской области

Оценка рынка сбыта

Оценка рынка сбыта - один из важнейших моментов, которые необходимо сделать при планировании любой деятельности. Рассчитаем количественно объем нашего рынка сбыта. Для этого необходимо узнать как можно точнее количество потенциальных клиентов всех магазинов ЗАО "Хлебозавод". В наилучшей мере это позволит сделать сегментирование.

Рынки состоят из покупателей, а покупатели отличаются друг от друга по самым разным параметрам. Разными могут быть потребности, ресурсы, географическое положение, покупательское отношение и привычки. И любой из этих переменных можно воспользоваться в качестве основы для сегментации. Сегментация рынка - один из важнейших инструментов маркетинга. От того, насколько правильно выбран сегмент рынка, во многом зависит успех начинания в конкурентной борьбе.

В качестве факторов сегментации рынка по группам потребителей выберем:

1.      уровень дохода

2.      принадлежность к социальной группе

3.      возрастной состав

4.      место проживания

Потребность в хлебе не является потребностью какой-то одной или другой группы людей из вышеперечисленных, следовательно, потребителями будут все люди, независимо от их уровня дохода, принадлежности к той или иной социальной группе, или возрасту. Для целей сегментирования определим, что все из вышеперечисленных групп нуждаются в хлебобулочных изделиях, а значит, являются нашей целевой аудиторией.

Специфичность данного рынка в том, что уровень цен на рынке хлебобулочных изделий слабо дифференцирован, следовательно, главным критерием при выборе того или продавца будет служит его месторасположение относительно покупателя.

Поэтому единственным критерием, по которому можно просегментировать рынок, является место проживание потенциальных покупателей.

Таблица 4.Место проживания.

 

Район города

Доля жителей района в общей численности населения, %

 

Красный Хуторок

5

 

Дмитровка

25

 

Николаевка

21

 

Центр города

20

 

Пески

12

 

Льва толстого

6

 

Северный

4

 

Итого

93

 

 

 

 

Если в каком-нибудь из вышеперечисленных округов города, не было бы магазинов где реализовывалась продукция ЗАО "Хлебозавод ", то из числа потенциальных клиентов можно было бы сразу вычесть количество жителей данного района.

Но так как магазины где реализовывается продукция ЗАО "Хлебозавод " находятся во всех округах города, то определим, что нашими потенциальными клиентами все население города. Однако это лишь потенциальные клиенты, а значит не факт, что они купят хлеб именно нашего производства. Больше того, различных магазинов и ларьков, торгующих данной продукцией на сегодняшний день очень много, поэтому вряд ли человек пойдет далеко за нужной продукцией. Скорее он купит ее в ближайшем магазине. На сегодня в Алексеевке порядка 300-350 торговых точек, продающих хлебобулочную продукцию. Это говорит о следующем: при количестве наших торговых точек в 28 единиц, наша потенциальная аудитория уменьшается до 8-9 % (28/300-350). Примерное их количество не так трудно подсчитать. Возьмем общее количество жителей Белгорода.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия на примере ЗАО «Хлебозавод»