Конкурентоспособность предприятия на примере ЗАО «Хлебозавод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2012 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью: Курсовой работы является сосредоточение внимания на том, какие основные типы конкурентных стратегий наступательные действия, направленные на создание конкурентоспособности, и оборонительные, цель которых – защита существующей конкурентоспособности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Конкурентоспособность предприятия …………………………………5
1.1 Конкуренция, её виды……………………………………………….5
1.2 Стратегические стереотипы конкурентного поведения…….10
2.Описание организации ……………………………………………..25
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Хлебозавод»………………………………………………………….25
2.2Характеристика имущества предприятия………………………25
2.3Разработка инновации на предприятии…………………………...31
БИЗНЕС-ПЛАН………………………………………………………..49
3.Рекомендации по обеспечению конкурентоспособности предприятия ЗАО «Хлебозавод»…………………………………………………………61
Заключение…………………………………………………………………66
Список использованной литературы…………………………………….67

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

Проведенное маркетинговое исследование выполнялось в рамках проекта по разработке рыночной стратегии ЗАО «Хлебозавод» и преследовало следующие цели:

1. определение видов хлебобулочных изделий, которые пользуются повышенным спросом у покупателей на сегодняшний день;

2. определение потребительских качеств хлеба, являющихся решающими для покупателей;

3. определение объёма продаж различных видов хлебобулочных изделий в торговых точках города;

4. определение территориального распространения продукции предприятия и его конкурентов;

5. определение доли ЗАО «Хлебозавод» в общем объёме рынка;

6. определение критериев, влияющих на выбор торговыми точками города поставщика хлебобулочных изделий;

7. определение слабых и сильных сторон предприятия как поставщика и производителя вышеуказанных товаров;

8. определение тенденций изменения рыночного спроса и потребительских предпочтений.

Знание покупателей позволит нам определить требование тех или иных сегментов, которые мы можем обслужить. Знание конкурентов даёт нам возможность определить, потребности каких сегментов мы сможем удовлетворить лучше, чем наши конкуренты. Знание потенциала рынка позволит наметить перспективы экономического успеха предприятия, который может быть достигнут при более эффективном, чем у конкурентов, обслуживании покупателей.

Исследование ограничилось сбором информации только на территории города.

При проведении маркетингового исследования использованы следующие методы:

1. SWOT анализ, то есть выявление слабых и сильных сторон предприятия.

2. Сегментация.

3. Позиционирование производителей и продукции.

4. Статистические методы обработки данных.

 

 

5. Анализ конкурентов В настоящее время производством хлеба и хлебобулочных изделий занимаются 2 хлебозавода, работающих в 3 смены, одна минипекарня и несколько Дока-хлеб.

Основной вид продукции хлеб из ржаной и пшеничной муки, батоны, редко булки. Оборудование хлебозаводов достаточно изношено, требует капитальных вложений. Цены на продукцию устанавливают сами предприятия, включая в нее значительные накладные расходы. Несколько местных предпринимательских структур планируют проработку этого бизнеса в Магнитогорске. Ситуацию можно оценить как предпроектную проработку.

Производственные мощности двух минипекарен составляют 1600кг. в смену (смена 12 часов).

 

Элеватор.

Одно из ведущих предприятий города по переработке зерна. Годовой объём производства хлебопекарной муки составляет 45 тысяч тонн, муки макаронного помола 34 тысячи тонн, манной крупы 1 тысяча тонн. Налажен выпуск комбикормов в объёме 61 тыс. т./год. Хлебобулочных изделий производится 6 9 тонн/день при активном использовании биологически активных добавок в виде пшеничных отрубей.

Сильные стороны:

· Собственное сырьё в достаточных количествах.

· Постоянно ведется поиск новых продуктов производства.

· Новое и модернизированное оборудование.

Слабые стороны:

· Низкие объёмы производства хлеба.

· Неудовлетворительное качество хлеба.

· Отсутствие фирменной торговли.

 

Пекарня «Бочаров».

 

Частное предприятие, основанное в 90-х годах. Специализируется на производстве хлеба высшего сорта, хлебобулочных и кондитерских изделий. Используется традиционное сырьё, оборудование мини-пекарни. Рынок сбыта города: Алексеевка 40% - Алексеевский район, 20%

- Сильные стороны:

· Широкий ассортимент.

· Гибкая адаптация к запросам потребителей и изменение ориентации производства в зависимости от изменения потребностей рынка.

· Большой выбор мелкоштучной продукции.

Слабые стороны:

· Ориентация на производство изделий из муки только высшего сорта.

· Сравнительно небольшие объемы производства.

 

Мельница.

Ориентирована главным образом на производство хлеба 1-го сорта, отрубного, уральского подового, пшеничного 2-го сорта, хлебцев докторских, мелкоштучной сдобы в широком ассортименте, батонов, кондитерских изделий (торты, пирожные), кваса, отрубей, сухарей. В настоящий момент объём производства колеблется от 8 до 11 тонн, причем нехватка сырья препятствует предприятию увеличить этот объём. Оборудование: ХПА-40 и новая печь ФТЛ. Используется традиционное сырьё.

Сильные стороны:

· Широкий ассортимент мелкоштучной сдобы.

· Высокое качество кондитерских изделий.

Слабые стороны:

· Небольшие объёмы производства.

· Устаревшее оборудование.

 

6. План маркетинга

В результате маркетингового исследования выяснилось, что наиболее важными критериями при покупке хлеба являются: свежесть (25%), вкус (18%), внешний вид (17%), полезность (16%), цена (15%), упаковка (9%)

Что касается предпочтений покупателей по видам хлебобулочных изделий, то наибольшей популярностью пользуются: уральский подовый 28%, формовой белый 26%, батоны 25%, булочки и сдоба 13%, круглый белый 5%, диетический зерновой 3%.

Динамика изменения потребления хлебной продукции подтверждает рост популярности уральского подового, батонов, формового белого хлеба, а также незначительный (+3%) прирост потребления диетического зернового хлеба (видимо, ввиду увеличения количества людей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и эндокринной системы). На 4% меньше стали употреблять сдобы вследствие более высоких цен на такие изделия и на 5% меньше стали покупать белого формового хлеба.

Что касается кондитерских изделий, наибольшим предпочтением пользуются:

1. Пряники (до 32%).

2. Изделия из слоёного теста 20%.

3. Овсяное печенье, завоевавшее 19% голосов.

4. 16% покупателей предпочитают бисквиты, рулеты, кексы.

5. 13% голосов отдано изделиям из песочного теста.

Учитывая, что нашим основным покупателем является население с низкими и средними доходами, следует уделить особое внимание именно пряникам, изделиям из слоёного теста и овсяному печенью.

 

Что касается предпочтения места покупки, опрос покупателей дал следующий результат :

· 63% покупателей предпочитают покупать хлеб в киосках;

· 29% покупателей покупает хлеб в магазинах;

· остальная часть населения приобретает хлеб на рынке (6%) и в других местах (2%).

 

7. Организационный план проекта

 

В качестве учредителей проекта выступают:

· ЗАО «Хлебозавод»

· другие акционеры (инвесторы).

Общий уставной капитал ЗАО «Хлебозавод» 280,0 тыс. руб. формируется из:

· вклада ОАО «Стойленская Нива»- 118,4 тыс. руб. (45% уставного фонда);

· вклада других акционеров (инвесторов) 141,6 тыс. руб. (55% уставного фонда).

Предметом деятельности общества определено:

      производство и реализация хлебобулочных изделий;

      маркетинг товаров и услуг;

      торгово-закупочная деятельность;

      оптовая, мелкооптовая и розничная торговля;

      предоставление различного рода услуг юридическим и физическим лицам;

      внешнеэкономическая деятельность;

      производство товаров народного потребления и иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

Численность работников ЗАО «Хлебозавод»:

1. Директор;

2. Зав. Производством гл. технолог;

3. Главный бухгалтер;

4. Бухгалтер;

5. Механик-энергетик;

6. Зав. магазином;

7. Продавец-кассир;

8. Продавец-кассир;

9. Водитель автофургона;

10. Электрик-водитель (сменщик);

11. Пекарь (бригадир);

12. Пекарь;

13. Пекарь;

14. Пекарь (бригадир);

15. Пекарь;

16. Пекарь;

17. Пекарь (бригадир);

18. Пекарь;

19. Пекарь;

20. Вспомогательный рабочий; 21. Вспомогательный рабочий.

 

Полное наименование предприятия: Закрытое акционерное общество «Хлебозавод»

Адрес:309850; Белгородская область, г.Алексеевка , ул.  Заводская 4.

 

8. Оценка рисков

 

Рассмотрим основные возможные риски и пути их снижения:

1.Риск потери конкурентных преимуществ.

Снизить его возможно путем постоянного расширения номенклатуры и ассортимента выпускающих товаров, уделяя особое внимание вопросам повышения качества и политике ценообразования.

2.Риск изменения договорных условий поставщиками.

Снижение его возможно путем расширения круга поставщиков

3. Форс-мажорные обстоятельства - страхование.

 

 

9. Финансовый план

 

Начальная цена на выпускаемую продукцию определялась по калькуляции себестоимости с учетом цены за данный вид товара на внутреннем российском рынке. Рассматривается возможное снижение стоимости материалов в издержках производства за счет сокращения брака при освоении изделия и снижения транспортно-заготовительных расходов.

Проектом предусмотрено финансирование капиталовложений на приобретение оборудования начиная февраля 2009 года.

Начальная цена продукции определялась исходя :

      Величина затрат, тыс. руб.2009год2010 год

      Объём продаж готовой продукции 1150-1200 тонн

      Капитальные вложения 560 тыс.руб.

      Затраты на производство 413,9-414 тыс.руб. Балансовая прибыль735.7-785.7 тыс.руб.

      НДС 1-й год, с учетом льгот 37%,

      2-й 42% 272.2-329.9 тыс.руб.

      Чистая прибыль187.8-455.8 тыс.руб

      Нарастающим итогом187.8-455.8 тыс.руб

      Окупаемость 1 комплекта оборудования0.8 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Рекомендации по обеспечению конкурентоспособности предприятия     ЗАО «Хлебозавод».

Сделав анализ сильных и слабых сторон предприятия «Хлебозавода»

Алексеевского можно отметить следующее: предприятие стремится к достижению превосходства над конкурентами, охватывает обширную часть рынка, стремится завоевать лидирующие позиции в уровне услуг, качестве продукции, в усовершенствовании технологий. В прочем первенство во всех этих областях сразу не возможно. Поэтому на мой взгляд компании необходимо культивировать те сильные стороны, которые дадут ей преимущества над конкурентами в одной или более областях, например к лидерству за показателем качества, для этого производить и закупать лучшее сырьё, тщательно его подбирать и проверять. Так же следует отметить, что одной из сильных сторон предприятия является его финансовая устойчивость, оно находится на полном само обеспечении и не имеет кредиторских задолженностей. Этот факт открывает новые возможности для завоевания лидерства предприятия на рынке.

Но при всех казалось бы реальных перспективах не следует забывать о наличии слабых сторон. На мой взгляд одной из самых слабых сторон предприятия является отсутствие маркетингового отдела, следовательно отсутствие стимулирования сбыта, связей с общественностью, маркетинговых исследований и разработок, а это всё могло бы увеличить объём реализации продукции и расширение доли рынка данного предприятия. Так же наличие маркетингового отдела могло бы облегчить координацию и контроль в управлении предприятием. Немаловажным недостатком так же является отсутствие ценового стимулирования, то есть отсутствие скидок. А в условиях 21 века для того, чтобы вознаградить или стимулировать потребителей к оперативной покупке, большим объёмам заказов и вне сезонными закупки, необходимо наличие гибкой системы скидок. На мой взгляд наличие выше перечисленных недостатков у предприятия не может не сказаться на его процветании  в дальнейшем и на уровне его конкурентоспособности, так как современные рынки отличаются высокой динамикой. Я предлагаю следующие рекомендации по устранению недостатков данного предприятия и повышения его конкурентоспособности в условиях 21 века :

- внести изменения в организационную структуру. ЗАО «ХЛЕБОЗАВОД».Рамках линейно-функциональной системы предприятия развивалось успешно в условиях 20 века, но в текущем столетии в условиях 21 века данная структура является не эффективной. В замен линейно-функциональной системы я бы предложила дивизиональную, которая позволила бы эффективно осуществлять управление разными видами деятельности и на разных рынках ;

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия на примере ЗАО «Хлебозавод»