Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 23:27, курсовая работа
Целью работы является оценить и повысить уровень конкурентоспособности строительного предприятия ОАО «Монолитстрой».
Основные задачи:
подробно рассмотреть сущность конкурентоспособности, методы ее оценки и виды конкурентных преимуществ предприятия;
проанализировать влияние факторов внешней среды на конкурентоспособность предприятия;
определить основные направления повышения конкурентоспособности предприятия и оценить их экономическую эффективность.
На основе проведенного SWOT-анализа для исследуемого предприятия следует выделить глобальные направления маркетинговой стратегии, в рамках которых разрабатывается конкретная программа развития предприятия. Что касается ОАО «Монолитстрой», то для данной генподрядной организации в качестве глобального направления маркетингового развития рекомендуется использовать стратегию инновации.
Выбор указанной стратегии обусловлен тем, что рассматриваемое предприятие достаточно успешно функционирует на выбранном рынке, однако для повышения эффективности работы и вытеснения основных конкурентов следует обратить внимание на предоставление новых видов услуг в сфере строительства объектов, в качестве которых может выступать инжиниринг.
Эта сфера деятельности
предполагает организацию
Для определения возможностей
роста предприятия на существующих рынках
необходимо провести анализ применения
матрицы Ансоффа, позволяющий выбрать
одну из возможных типовых стратегий маркетинга.
В рамках использования данного инструмента
организации необходимо определить свое
текущее положение в отрасли и выбрать
направление своего роста, которое обеспечивало
бы в будущем наиболее конкурентоспособную
позицию для нее.
Таблица 10 – Матрица Ансоффа «товар-рынок» для ОАО «Монолитстрой»
Рынок |
старый |
Углубление рынка |
Развитие товара |
новый |
Расширение рынка |
Диверсификация |
При этом, исходя из матрицы Ансоффа, для ОАО «Монолитстрой» рекомендуется развивать два основных направления:
В качестве основной стратегии, которая может быть применена в целях расширения рынка, следует использовать атакующую - направленную на привлечение дополнительных заказчиков и увеличение объема строительства в рамках предоставления услуг по инжинирингу объектов строительства.
При этом для осуществления развития в указанном направлении следует совершенствовать деятельность ОАО «Монолистсрой», укрепляя взаимоотношения с поставщиками и субподрядчиками, расширяя производственный потенциал, используя современные технологии строительства.
В целях анализа актуальности услуг, предоставляемых ОАО «Монолитстрой», исходя из ее положения на рынке относительно роста сегмента данных услуг и занимаемой доли на выбранном рынке, составляется матрица БКГ.
Вертикальная ось матрицы определяет меру привлекательности рынка - темы его роста, а горизонтальная – прочность положения фирмы на рынке, принадлежащую ей относительную долю рынка.
Темп роста рынка
высокие
низкие
большая
Доля рынка
Рисунок 5 – Матрица БКГ для ОАО «Монолитстрой»
Услуги, предоставляемые ОАО «Монолитстрой» в области строительства объектов социального назначения, относятся к категории «Звезда» - рыночный лидер, что характеризует высокие темпы роста этого рынка и большую долю компании в предоставлении указанных услуг по сравнению с конкурентами. Этот сегмент приносит значительную прибыль благодаря своей конкурентоспособности, но также нуждается в поддержании высокой доли динамичного рынка
Для принятия стратегических решений, касающихся оценки портфеля предоставляемых услуг ОАО «Монолитстрой» целесообразно провести анализ в рамках использования матрицы Мак-Кинзи.
Таблица 11 – Матрица Мак-Кинзи ОАО «Монолитстрой»
Привлекательность рынка |
Стратегическое положение | ||
Сильное |
Слабое | ||
высокая |
¤ Оптимизировать |
Усилить или удержать | |
низкая |
Извлекать полную выгоду |
Уходить |
Результаты применения матрицы Мак-Кинзи для исследования услуг, предоставляемых ОАО «Монолитстрой» показывают, что для исследуемой компании выбранный целевой рынок – удовлетворение потребностей государственных и муниципальных заказчиков в области строительства объектов социального назначения – является рынком высокой привлекательности, характеризующимся сильным стратегическим положением фирмы, позволяющим оптимизировать результаты деятельности на указанном сегменте.
Таким образом, осуществляя достаточно успешную деятельность на выбранных сегментах, ОАО «Монолитстрой» имеет возможности для расширения указанного рынка путем предоставления услуг в сфере инжиниринга объектов строительства. При этом необходимо отметить, что предложенная стратегия также может быть направлена на оптимизацию деятельности организации в рамках предоставления услуг для сегмента коммерческих заказчиков.
Предполагая, что ОАО «Монолитстрой» будет позиционировать себя в качестве инжиниринговой компании, принимая участие в инвестиционных проектах, следует отметить, что выступая в указанной роли, исследуемое предприятие должно осуществлять функции:
Выступая в качестве генерального консультанта инвестора (заказчика), ОАО «Монолитстрой» должно оказывать ему квалифицированную помощь в процессе принятия своевременного и грамотного управленческого решения.
Ресурсы компании должны позволять клиенту получать необходимую поддержку при решении любых вопросов, возникающих при планировании и реализации инвестиционного проекта.
Выполнение данной функции может быть реализовано за счет следующих мероприятий:
В качестве управляющей компании деятельность ОАО «Монолитстрой» предполагает выполнение полного объема функций по организации создания уникального объекта в заданные сроки и в рамках установленного бюджета.
При управлении проектом в роли Управляющей компании со стороны ОАО «Монолитстрой» необходимы контроль и координация процесса реализации инвестиционного проекта на всех этапах до передачи заказчику готового объекта с обеспечением его обслуживания и функциональности.
Выполнение данной функции требует от ОАО «Монолитстрой» реализации таких мероприятий как:
При выполнении своих традиционных функций генерального подрядчика ЗАО «Монолитстрой» организует, обеспечивает и контролирует строительство объектов различного уровня сложности. Однако в целях предоставления инжиниринговых услуг, необходимо совершенствовать деятельность исследуемой компании в качестве генерального подрядчика за счет выполнения ряда определенных действий:
Что касается технического надзора за процессом строительства, то он организовывается с целью оптимизации работы подрядных организаций, обеспечения соответствия сроков и качества выполненных работ, а также пресечения необоснованного роста стоимости выполненных работ. Учитывая, что в ОАО «Монолитстрой» уже разработана и достаточно эффективно функционирует система контроля качества строительно-монтажных работ, в рамках обеспечения технического надзора для исследуемой организации рекомендуется:
Функция финансового контролера предполагает обеспечение ОАО «Монолитстрой» объективности расчета сметной стоимости строительства, участие в разработке графика финансирования строительства на подготовительном этапе, а в ходе строительства - обеспечение соответствия стоимости выполненных работ, применяемых материалов и оказываемых услуг; контроля целевого использования средств, соответствия произведенного финансирования и освоения выделенных средств.
В связи с необходимостью выполнения указанной функции в рамках инжиниринга для ОАО «Монолитстрой» рекомендуется:
Таким образом, последовательная реализация комплекса указанных мероприятий, обеспечивая значительные конкурентные преимущества, позволит ОАО «Монолитстрой» расширить круг своих основных потребителей, даст возможность компании стать несомненным лидером как на выбранных сегментах, так и на потенциальных рынках за счет предоставления нового вида услуг в сфере инжиниринга объектов строительства.
Информация о работе Конкурентоспособность строительного предприятия ОАО «Монолитстрой»