Конкурентоспособность фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 20:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является теоретическое обоснование важности оценки конкурентоспособности фирмы и практическая реализация методов оценки на примере спортклуба Reebok.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
рассмотреть теоретические особенности конкуренции и конкурентоспособности фирмы и товара;
выявить основные направления в управлении конкурентоспособностью и проанализировать способы ее оценки;
провести анализ конкурентоспособности на конкретном примере с целью разработки мероприятий по ее повышению.

Содержание

Введение
Глава 1. Конкурентоспособность фирмы и способы ее оценки
1.1. Понятие конкурентоспособности
1.2. Анализ методологических подходов в оценке конкурентоспособности
1.3. Основные направления в управлении конкурентоспособности
фирмы
Глава 2. Оценка конкурентоспособности фирмы
2.1. Характеристика фирмы и оценка ее положения на рынке
2.2. Оценка конкурентоспособности фирмы
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности фирмы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Конкурентоспособность фирмы.doc

— 532.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 10 Матрица попарных сравнений 

Условия обслуживания

№1

№2

№3

Вектор приоритетов

№1

1

1/5

3

0,45

№2

5

1

5

0,852

№3

1/3

1/5

1

0,3


 

На четвертом этапе  реализуется «принцип синтеза»: локальные  приоритеты настоящего уровня умножаются на приоритет соответствующего критерия на вышестоящем уровне.

№1.  0,517*0,091+0,616*0,141+0,271*0,0086+0,3*0,745+0,45*0,013=0,57

№2. 0,841*0,091+0,977*0,141+0,504*0,0086+0,852*0,745+0,852*0,013=0,61

№3. 0,341*0,091+0,306*0,141+0,125*0,0086+0,45*0,745+0,3*0,013=0,39

В результате получаются значения обобщенных или глобальных приоритетов- обобщенные критерии конкурентоспособности.

Полученные значения говорят о  том, что среди рассматриваемых  спортклубов, оцениваемых по ранее перечисленным критериям, существует жесткая конкуренция.

По ним видно, что среди трех клуюов наибольшую конкурентоспособность имеет клуб Планета Фитнес. Но если рассматривать спортклубы как основных конкурентов для Reebok, то это сеть спортклуб New Age Fitnes.

 

1.4 Проблемы  в деятельности спортклуба

 

Подводя итог оценке конкурентоспособности  фирмы и услуг, предоставляемых спортклубом Reebok на позиционируемом рынке, можно отметить следующие его слабые стороны:

    • низкая эффективность работы за счет нехватки высококвалифицированного персонала, переработки, недовольство работников на чрезмерную нагрузку;
    • отсутствие отдела маркетинга на месте - его функции выполняются головным офисом, что не позволяет с точностью учитывать особенности на месте и, соответственно, принимать решения;
    • отсутствие отдела стратегического развития, функции которого выполняются также головным отделом;
    • высокие цены по сравнению с конкурентами;
    • невысокий уровень сервиса по сравнению с другими клубами-конкурентами;
    • отсутствии надежной системы сбыта;
    • малый процент постоянных клиентов;
    • общий уровень имиджи средний.

Оценив все проблемы в деятельности спортклуба, руководство Reebok должно принять меры по их устранению, так как отрицательные стороны могут оказать в дальнейшем влияние на конкурентоспособность фирмы. Исходя из существующих проблем, в третьей главе работы будут предложены мероприятия по повышению конкурентоспособности спортклуба и его услуг.

 

 

Глава 2. Конкурентоспособность  фирмы и способы ее оценки

 

2.1 Понятие  конкурентоспособности фирмы и  товара

 

С экономической точки  зрения, конкуренция - экономический  процесс взаимодействия, взаимосвязи  борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Критерий конкурентоспособности  является индикатором эффективного возрождения страны, ее вхождения  в мировое хозяйство как равноправного  в экономическом и научно-техническом отношении партнера. В нем отражается прогресс в науке, технике, технологиях, организации производства и сбыта продукции.

Если говорить с точки  зрения рыночной структуры, конкуренция  представляет собой ряд условий, которые ставят фирму в положение "принимающего цену" (price - taker). В этом смысле можно определить конкурентный рынок как тип противоположный монопольной структуре. Система предпринимательства - это механизм побуждения к действию предпринимателей оперативно реагировать на изменение рынка.

В период перехода к рыночной экономике конкуренция должна способствовать предпринимательской деятельности, интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускоренное внедрение научно-технического прогресса в производство, бороться с монополией, так как:

  • конкуренция - главный фактор восприимчивости предприятия к техническим новинкам;
  • конкуренция вынуждает предпринимателя постоянно искать и находить новые виды продуктов и услуг, которые могут удовлетворять потребности рынка;
  • конкуренция стимулирует использование наиболее эффективных способов производства.

На сегодняшний день не существует общепризнанного понятия  конкурентоспособности. В экономической литературе понятие конкурентоспособности имеет различные интерпретации, по-разному анализируется, в частности в зависимости от того, к какому экономическому объекту оно применяется. Объектом же может выступать как национальная экономика в целом, так и та или иная отрасль, предприятие или фирма.

Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующего степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке или конкурентоспособность - это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка[14].

Под конкурентоспособностью предприятия (фирмы) понимают возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка[11]. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств. Производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг - обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы. Иначе говоря, показатель конкурентоспособности предприятия - это зеркало, в котором отражаются итоги работы практически всех его служб и подразделений, а также его реакция на изменения внешних факторов воздействия. При этом особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений. Выход на рынок с конкурентоспособным товаром - лишь исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем. Далее следует большая, кропотливая, а главное - систематическая работа по управлению конкурентоспособностью товара. Управление конкурентоспособностью - это совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы.

В литературе встречается разделение конкуренции по ее методам на:

-ценовую, то есть  конкуренции предприятий на основе  политики цен;

-неценовую, предусматривающую   конкуренцию на основе качества  потребительной стоимости.

Первый тип конкуренции  восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам, а снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и в конечном счете завоевывал себе желаемую долю рынка.

В современном мире ценовая  конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы, и это не означает, конечно, что на современном рынке не используется "война цен", она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что "война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара, но, в целом, конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорениям, поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется ценовая конкуренция в настоящее время обычно в случаях борьбы фирм-аутсайдерами с монополиями, для соперничества с которыми в сфере неценовой конкуренции у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей; для проникновения на рынки с новыми товарами, а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

Также возможна скрытая  ценовая конкуренции, при которой  фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Неценовая конкуренция  выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара, то есть фирмы  выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн, при том можно выделить следующие основные направления конкурентной деятельности фирмы:

1) Конкуренция в области  рынков сырья за завоевание  позиций на ресурсных рынках с целью обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами, перспективными материалами, высококвалифицированными специалистами, современной техникой и технологией с целью обеспечения более высокой, чем у конкурентов, производительности труда, а в качестве конкурентов предприятия на сырьевых рынках выступают в основном фирмы-производители продуктов-аналогов, использующие в своем производстве аналогичные материальные ресурсы, технологию, трудовые ресурсы;

2) Конкуренция в области  сбыта товаров и/или услуг на рынке;

3) Конкуренция между  покупателями на сбытовых рынках.

В зависимости от интенсивности  конкуренции в этой среде фирма  прогнозирует цены на те или иные товары, организует свою сбытовую деятельность.

В условиях насыщенного  рынка конкуренция покупателей уступает место конкуренции продавцов. В связи с этим среди этих трех направлений конкурентной деятельности фирмы наибольший интерес, с точки зрения маркетинга, представляет собой конкуренция продавцов в области сбыта товара и/или услуги на рынке, при то два оставшихся направления являются конкуренцией покупателей.

Так как конкуренцию  в маркетинге принято рассматривать  в отношении потребителя, то и  различные виды конкуренции соответствуют  определенным этапам потребительского выбора, потому в соответствии с этапами принятия потребителем решения о покупке можно выделить следующие виды конкуренции:

1) желания-конкуренты, что  связано с тем, что существует  множество альтернативных способов вложения потребителем денежных средств;

2) функциональная конкуренция, что связано с тем, что одну и ту же потребность можно удовлетворить различными способами (существуют альтернативные способы удовлетворения потребности).

3) межфирменная конкуренция,  при то та конкуренция альтернатив  доминирующих и наиболее эффективных способов удовлетворения потребности.

4) межтоварная конкуренция,  то есть конкуренция товаров  (услуг) фирмы между собой, при  то она конкуренцией по сути  не является, а представляет из  себя частный случай ассортиментного ряда, целью которого является создать имитацию потребительского выбора.

Возможность компании конкурировать  на определенном товарном рынке непосредственно  зависит от конкурентоспособности  товара и совокупности экономических методов деятельности фирмы, показывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Поскольку конкуренция  фирм на рынке принимает вид конкуренции  самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции фирмой изготовившей и продающей ее на мировом рынке.

На уровень конкурентоспособности  фирмы важнейшее воздействие оказывают научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства.

Анализ конкурентных позиций фирмы на рынке предполагает выяснение факторов, воздействующих на отношение покупателей к фирме и ее продукции и как результат - изменение доли фирмы в продажах на конкретном рынке: страновом, отраслевом или мировом рынке.

Конкурентные позиции  фирмы на рынке зависят также от той поддержки и содействия, которые фирма получает со стороны национальных государственных органов и других организаций путем предоставления гарантий экспортных кредитов, их страхования, освобождения от налогов и сборов, предоставления экспортных субсидий, обеспечения информацией о конъюнктуре рынков и др.

Конкурентоспособность не может существовать вечно из-за изменения конъюнктуры рынка, старения стратегической способности для  разных фирм будет различной, однако характер кривой, описывающий жизненный цикл конкурентного преимущества фирмы, будет похожий. Кривая состоит из отдельных участков, каждый из которых описывает зависимость уровня конкурентного преимущества от условий, возникающих в тот или иной отрезок времени. Эти условия создают определенные предпосылки для темпов изменения уровня конкурентного преимущества.

Информация о работе Конкурентоспособность фирмы