Конкуренция в отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 09:26, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция присутствует повсеместно в жизни на планете. Не зависимо от теорий происхождения всего живого на земле, трудно отрицать факт наличия конкуренции среди биологических организмов. Естественный и искусственный отбор, внутривидовая и межвидовая конкуренция понятия знакомые всем. Социальная деятельность человека, как разумного существа, привнесла существенные изменения в окружающий мир.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Конкуренция в отрасли.docx

— 121.65 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский Государственный  Аграрный Университет

Факультет экономики и  управления

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: Конкуренция в отрасли

 

 

Исполнитель:_______________________

Руководитель:_______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт - Петербург

2012

Введение

 

Конкуренция присутствует повсеместно  в жизни на планете. Не зависимо от теорий происхождения всего живого на земле, трудно отрицать факт наличия  конкуренции среди биологических  организмов. Естественный и искусственный  отбор, внутривидовая и межвидовая конкуренция понятия знакомые всем. Социальная деятельность человека, как  разумного существа, привнесла существенные изменения в окружающий мир. А  становление отношений между  отдельными людьми и группами людей, перераспределение сначала пищевых  ресурсов, а затем и предметов  хозяйственной деятельности привели  к возникновению экономических  отношений между различными субъектами.

Развитие экономических  связей всегда связано со столкновением  различных интересов участников данных отношений. Эти столкновения  порождают новые конкурентные отношения, подталкивают предпринимателей создавать  товары и услуги с определенными  преимущественными характеристиками. Конкурентные отношения внутри отраслей хозяйства позволяют развиваться  новым направлениям, вводить инновации  с одной стороны, с другой, зачастую выступают сдерживающим фактором. Например, при определении цены товара или  соответствию существующим нормам, эталонам, существующим на рынке.

Для современного человека, вне зависимости от сферы его  деятельности, необходимо понимать существующие конкурентные отношения. Разбираться  в преимуществах и недостатках, делать сравнительный анализ между  различными товарами, услугами и организациями  их предлагающими, давать грамотную  оценку.

Цель данной работы закрепление  теоретических знаний о конкуренции, ее движущей силы в отрасли, о различных  видах конкурентных преимуществ, а  так же в приобретении практических навыков оценки конкурентоспособности  товара и фирмы (предприятия).

 

 

 

 

  1. Конкуренция и конкурентное преимущество

 

    1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции

Понятие конкуренции крайне многогранно. Конкуренция является устоявшимся термином в биологии и экономике. Однако ее нередко используют и в социальной сфере (политика, история науки, образование, искусство и др.). Имеет место употребление термина конкуренция и в физике: конкурентные взаимодействия (между частицами одновременно действуют противоположно направленные силы), конкурирующие процессы (например, растворения и роста кристалла), конкуренция кристаллов (т.н. “геометрический отбор” при массовой кристаллизации). Надо отметить, что только в источниках по экономике содержится более 500 определений понятия[1].

 В толковом словаре конкуренция определяется как cитуация, в которой любой желающий что-либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками или покупателями. В условиях совершенной конкуренции существует столь много продавцов и покупателей, что все участники торговли могут игнорировать влияние собственных продаж или покупок на рынок в целом, и пассивно принимая уровень цен и имея возможность купить или продать любое количество товара [2].

В правовом понимании конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке. Именно такое определение содержится в статье 4 ФЗ «О защите конкуренции»[3].

Экономический словарь предлагает несколько иное трактованье:

Конкуренция – (от лат. concurrentia – сталкиваться) - состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае - между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике[4].

 

В научной литературе существует немало различных определений конкуренции, которые отражают отдельные признаки этой сложной категории. Первые теоретические  положения о движущих силах конкуренции  появились в середине XVIII в. в классическом направлении экономической мысли. Конкуренция трактовалась в концепциях того времени как сила, ограничивающая стихийную борьбу хозяйствующих  индивидов и способствующая активизации  экономической жизни общества. Ранние представители, Уильям Петти, Пьер Л. де Буагильбер с функционированием  и развитием конкурентных отношений  связывали реализацию принципа социальной справедливости[5].

Создателем теории классической конкуренции является Адам Смит, который  в работе «Исследования о природе  и причинах богатства народов» [6] обобщил данные и впервые доказал, что конкуренция приводит к оптимальному распределению труда и капитала. Она должна уравновешивать частные интересы и экономический эффект, и в этом смысле А.Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка — автоматическим равновесным механизмом. На примере ценовой конкуренции он доказал ряд существенных положений, ставших в последствии постулатами доктрины «максимального удовлетворения потребностей». 
А. Смитом были заложены основы теории международных конкурентных преимуществ, разработана теория абсолютных преимуществ, которая обосновывала выгодность международной торговли для всех вовлеченных в данный процесс экономических субъектов.

Другим ярким представителем классической политэкономии является Давид Рикардо, который рассматривал конкуренцию как необходимое  условие рыночного ценообразования. В своей работе «Принципы политической экономии и налогообложения» [6]. Д. Рикардо построил теоретическую модель совершенной конкуренции. Основное внимание было сконцентрировано на том, как данная система функционирует в долгосрочной перспективе. Такой подход позволил уйти от деталей, связанных с государственным регулированием, монопольной властью, географическими особенностями рынка и т.д., которые в долгосрочной перспективе не имеют решающего значения. Для условий, рассматриваемых Д. Рикардо, принципиальным является то, что цены складываются под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы.

Определенный вклад в  обоснование и развитие новых  концепций «монополистической»  и «несовершенной» конкуренции  внесли Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Й. Шумпетер и другие представители классической экономической теории. Одно из основных теоретических положений Э. Чемберлина состоит в том, что сутью монополистической конкуренции является контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости конкурирующих товаров, т.е. «дифференциацией продукта» [7]. Он впервые не только реально проанализировал синтез конкурентных и монопольных начал, но и указал на перспективы развития экономической системы с перенесением внимания с производителя на потребителя.

Английский экономист  Джоан Робинсон, последовательно  обосновывающая теорию несовершенной  конкуренции. По мнению Дж. Робинсон: «Всякий  отдельный производитель обладает монополией на свою продукцию —  это в достаточной мере очевидно, и если большое их число выступает  с продажами на совершенном рынке, то возникает положение, которое  мы привыкли описывать как совершенную  конкуренцию». 
Следует отметить, что работы «Экономическая теория несовершенной конкуренции» Дж. Робинсона и «Теория монополистической конкуренции» Э. Чемберлина [5] подытожили дискуссии о характере ценообразования в условиях монополии и о возникновении неценовых форм конкуренции.

Говоря о совершенной  конкуренции, Й. Шумпетер отмечал: «... это  не тот вид конкуренции, который  может быть отнесен за счет существующих товаров, но этот вид конкуренции  может быть особенно актуальным, если речь пойдет о новом товаре, новой  технологии, новых ресурсах или новом  типе организации» [5]. В своих трудах Й. Шумпетер особое внимание уделяет инновационной деятельности в условиях развития конкуренции.

Н.П. Гибало [10] в связи с этим отмечает, что в нововведениях заключены все причины изменений в круговом потоке. В широком общественном процессе внедрения нововведений принимает участие большое число субъектов экономических отношений, в результате чего изменяются решающие факторы экономики. С позиций экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.

Джон Стюарт Миль, продолжая  традиции классической школы экономической  мысли, полагал, что: «Принимая во внимание то, что конкуренция является единственным регулировщиком цен, заработной платы, ренты, она сама по себе является законом, который устанавливает правила  этого регулирования» [11].

Австрийский экономист Фридрих  Август фон Хайек [12] рассматривает конкуренцию не только как соперничество за более прибыльное приложение капитала, но и как процедуру открытия таких факторов, которые без обращения к ней оставались бы никому неизвестными или, по меньшей мере, неиспользуемыми.

Широко признано определение  конкуренции, данное известным исследователем, профессором Гарвардской школы  бизнеса, М. Портером: «Конкурентная  стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли  и процесса ее изменения. В любой  отрасли экономики, — неважно, действует  она только на внутреннем рынке или  на внешнем тоже, — суть конкуренции  выражается пятью силами: угрозой  появления новых конкурентов; угрозой  появления товаров-заменителей; способностью поставщиков комплектующих изделий  торговаться; способностью покупателей  торговаться; соперничеством уже имеющихся  конкурентов между собой. Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли  к отрасли и предопределяет, в  конечном счете, прибыльность отраслей» [13].

В современной отечественной  экономической науке вопросам изучения конкуренции и конкурентоспособности  национальной экономики уделялось  большое внимание. В этом направлении  работали многие российские ученые, например М. Гельвановский, А. Юданов, Р. Фатхутдинов, А. Хасанова и др. Так М. Гельвановский  подчеркивает, что конкуренция представляет собой сложное многоуровневое понятие, анализ и оценку которого необходимо теснейшим образом увязывать  с конкретным конкурентным полем  и особенно, с его уровнем.

 
Г.Л. Азоев, П.С. Завьялов, [14] определяют конкуренцию как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. Р.А. Фатхутдинов [15] в свою очередь рассматривает конкуренцию как процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.

Анализ структуры и  содержания формулировок и трактовок  понятия конкуренция позволяют сделать следующие выводы:

Определения конкуренции, данные разными авторами, как правило, не противоречат, а скорее дополняют  друг друга. В то же время каждое из них, взятое в отдельности, невозможно признать достаточным. Это выражается в том, что многими экономистами упускается из виду общетеоретический  аспект проблемы — суть присущих ей экономических отношений.

 Конкуренцию целесообразно  рассматривать с позиций следующих  определяющих ее признаков:

- она является системообразующей составляющей рыночных отношений, определяя всю совокупность присущих им элементов (издержки производства, формирование цены, адаптивность предприятий и организаций к требованиям рынка, удовлетворение в товарах и услугах и пр.);

- служит фундаментом рыночных методов ведения хозяйства, основой формирования и проявления конкурентоспособности продукции;

- проявляет себя в системе воспроизводства технических и экономических параметров продукции на всех стадиях ее проектирования, изготовления, предпродажного и послепродажного обслуживания, потребления.

Понятия зачастую не отражают конкуренцию как единство статики и динамики соперничества, выживания систем в заранее заданных или неопределенных условиях.

Понятия, даваемые экономистами, не соответствуют действующему законодательству.

 Таким образом, с  учетом изложенных замечаний  предлагается следующее определение  конкуренции процесс управления субъектом своими преимуществами на конкретном рынке (территории) с целью достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами для удовлетворения объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства или других естественных условиях.

Рассматривая понятие  конкуренция мы вкратце затронули  основные функции конкуренции. Выделяют шесть функций аллокационная, инновационная, адаптационная, распределительная, контролирующая и регуляционная.

Аллокационная функция конкуренции позволяет определить меру и уровень участия предпринимательских структур в общественном разделении труда и точнее определить для государства его конкретные задачи. Именно аллокационная функция критерий и мера государственного участия в рыночной экономике.

Инновационная (некоторые авторы называют ее инвестиционной) функции конкуренции это стремление получить преимущество в низких издержках по сравнению с конкурентами, которая реализуется через внедрение достижений НТП. Конкурентный поиск инноваций постепенно приводит к организации научно-исследовательских работ самими субъектами рынка. Межотраслевая конкуренция способствует свободному переливу капитала в масштабе национального хозяйства туда, где он может обеспечить максимальную отдачу.

Информация о работе Конкуренция в отрасли