Конкуренция в отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 09:26, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция присутствует повсеместно в жизни на планете. Не зависимо от теорий происхождения всего живого на земле, трудно отрицать факт наличия конкуренции среди биологических организмов. Естественный и искусственный отбор, внутривидовая и межвидовая конкуренция понятия знакомые всем. Социальная деятельность человека, как разумного существа, привнесла существенные изменения в окружающий мир.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Конкуренция в отрасли.docx

— 121.65 Кб (Скачать файл)

По Марке 150 №3, №1, №2, №4.

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Оценка конкурентоспособности фирмы (предприятия)

 

Опираясь на теоретическую часть работы и методические указания проведем оценку конкурентоспособности фирм. Проводя практические расчеты в соответствии с заданием  (литера «К», цифра 13) в дальнейшем будем использовать данные из Таблицы 3.2.1 по восемнадцати показателям.

 

Таблица 3.2.1 Показатели для  расчетов конкурентоспособности фирмы

Показатели

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

Фирма 4

1.Объем продаж, тыс.р.

25013

29713

45313

300013

2.Фонд оплаты труда,  тыс.р.

10003

10623

23163

156813

3.Стоимость материальных  ресурсов, тыс. р.

8663

7713

10813

81063

4.Годовая сумма амортизационных  отчислений, тыс. р.

1773

1403

1813

2163

5.Чистая прибыль, тыс.р.

3763

8923

9073

54013

6.Бюджет маркетинга, тыс.р.

713

863

1113

2713

7.Сумма активов предприятия  (итог баланса-нетто), тыс.р.

114093

130913

168513

1005213

8.Собственный капитал,  тыс.р.

70013

90013

100013

250013

9.Оборотные средства, тыс.р.

68013

89013

92013

610013

10.Дебиторская задолженность,  тыс.р.

21013

35021

28513

240098

11.Краткосрочные обязательства,  тыс.р.

61063

99513

121313

869013

12.Дивиденды на 1 акцию,  р.

0,5

0,45

0,38

0,62

13.Имидж, %

10

5

30

70

14.Размещение

0,8

0,4

0,5

0,2

15.Качество продукции

0,8

0,9

0,9

1,0

16.Дилерская сеть (система  сбыта)

4

4

4

5

17.Обслуживание потребителей (сервис)

3

3

5

4

18.Цена за единицу продаж, р.

2603

2613

2643

2593


 

 

 

Используем матричный  подход к определению маркетинговой  составляющей предприятия. При использовании матричного подхода составляется матрица показателей по ряду конкурирующих фирм.

Приведенные в курсовой работе показатели маркетинговой составляющей наиболее легко поддаются трактовке. Совокупно показатели сводим в таблицу 3.2.2. В данной работе мы будем сравнивать долю на рынке, имидж, размещение, качество продукции, дилерская сеть, сервис и  маркетинг.

При этом долю на рынке рассчитываем по формуле 3.2.1

 

Доля на рынке = Qi /ΣQj                                                                         (3.2.1)

Где

Qi – показатели объемов продаж определенной фирмы, тыс.р.;

ΣQj   - сумма объемов продаж всех фирм

Табл. 3.2.2. Матрица показателей  маркетинговой составляющей конкурентоспособности  предприятия (шаг 1)

Показатели,

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

Фирма 4

Доля фирмы на рынке

0,062

0,074

0,113

0,749

Маркетинг

713

863

1113

2713

Имидж

10

5

30

70

Размещение

0,8

0,4

0,5

0,2

Качество продукции

0,8

0,9

0,9

1,0

Дилерская сеть

4

4

4

5

Обслуживание (сервис)

3

3

5

4

Цена за единицу продаж

2603

2613

2643

2593


 

Так как каждый показатель имеет свою единицу измерения, приводим показатели к стандартизированному показателю. Выбираем в каждом показателе максимальный. В таблице они выделены и принимаем их за 1. Остальные  показатели делятся на соответствующий  максимальный показатель. Итоги в  таблице 3.2.3

 

Таблица 3.2.3 Матрица показателей  маркетинговой составляющей конкурентоспособности  предприятия (шаг 2)

Показатели,

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

Фирма 4

Доля фирмы на рынке

0,082

0,098

0,15

1,0

Маркетинг

0,262

0,318

0,41

1,0

Имидж

0,142

0,071

0,428

1,0

Размещение

1,0

0,5

0,625

0,25

Качество продукции

0,8

0,9

0,9

1,0

Дилерская сеть

0,8

0,8

0,8

1,0

Обслуживание (сервис)

0,6

0,6

1,0

0,8

Цена за единицу продаж

0,984

0,988

1,0

0,981

Суммарный показатель

4,67

4,275

5,313

7,031


 

Складываем показатели полученные по каждой фирме. И получаем следующие  данные: Безусловно, лучший показатель у фирмы 4, фирма 3 занимает 2 место, а  фирмы 1 и 2 – 3 и 4 места соответственно.

Теперь применим весовые  коэффициенты. Согласно условиям задачи они следующие: Цена - 0,20; Качество продукции - 0,20; Размещение – 0,10; Имидж – 0,10; Маркетинг  – 0,05; Обслуживание (сервис) – 0,05; Доля на рынке – 0,15; Дилерская сеть – 0,15.Результаты видны в таблице 3.2.4

Таблица 3.2.4 Матрица показателей маркетинговой составляющей конкурентоспособности предприятия (шаг 3)

Показатели,

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

Фирма 4

Доля фирмы на рынке

0,012

0,014

0,022

0,15

Маркетинг

0,013

0,015

0,02

0,05

Имидж

0,014

0,007

0,043

0,1

Размещение

0,1

0,05

0,062

0,025

Качество продукции

0,16

0,18

0,18

0,2

Дилерская сеть

0,12

0,12

0,12

0,15

Обслуживание (сервис)

0,03

0,03

0,05

0,04

Цена за единицу продаж

0,196

0,197

0,2

0,196

Суммарный показатель

0,645

0,613

0,697

0,911


 

Надо отметить, что расстановка  компаний не изменилась в порядке  нумерации, но надо отметить, что по суммарному показателю фирма 3 серьезно приблизилась к фирмам 1 и 2, а вот  фирма 4 «существенно увеличила разрыв», т.е. имеет серьезные конкурентные преимущества.

 Теперь проведем расчёт  производственной составляющей  конкурентоспособности фирмы. Наиболее  простая оценка может быть  сделана по показателю эффективности  использования производственного  капитала. Она рассчитывается по  следующей формуле:

Эj = Qj / (Lj + Мj + Aj)                                                               (3.2.2)

Где

Эj – эффективности использования производственного капитала;

Qj – выручка предприятия;

Lj – трудовые ресурсы, в частности фонд оплаты труда;

Мj – стоимость израсходованных материальных ресурсов;

Аj – годовые амортизационные отчисления.

Используя данные первых четырех  строк таблицы 3.2.1. рассчитываем показатели каждой фирмы. Чем больше значение показателя эффективности, т.е. чем больше выручки  на единицу (рубль) вложенных средств, тем эффективнее фирма использует свои средства и соответственно более  конкурентоспособна. Результаты в таблице 3.2.5. Полученные результаты показывают, что наиболее эффективным является предприятие Фирма 2. Очень показательно, что например Фирма 1, будучи столь  же малым предприятием по этому показателю стало худшим, заняв четвертую  позицию.

 

Таблица 3.2.5 расчёт производственной составляющей конкурентоспособности  фирмы

Фирма

Эффективность использования  производственного капитала (Эj)

Место

1

1,223

4

2

1,505

1

3

1,266

2

4

1,249

3


 

Теперь рассчитаем финансовую составляющей конкурентоспособности  фирмы. Для этого воспользуемся  формулой

                                                 (3.2.2)

 

где Рi – рейтинговая оценка составляющей конкурентоспособности фирмы;

х1j,…, хnj – стандартизированные показатели j-й организации.

Так же введем весовые значения, которые будем рассчитывать по формуле 3.2.3. При этом весовые коэффициенты показателей для оценки составляющей конкурентоспособности фирмы имеют следующие значения:

Чистая рентабельность предприятия -4;

Рентабельность собственного капитала – 3;

Дивиденды на 1 акцию – 2;

Чистая прибыль на 1 рубль  объема реализации – 2;

Отдача всех активов – 4;

Оборачиваемость дебиторской  задолженности -2;

Коэффициент текущей ликвидности -5;

Коэффициэнт автономии -3.

                                         (3.2.3)

Стандартизированные показатели рассчитываем аналогично показателям  маркетинговой составляющей. Их четыре группы. Первая - показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности. К ним  относятся чистая рентабельность предприятия  и рентабельность собственного капитала. Вторая –  показатели эффекивности управления (дивиденды на 1 акцию и чистая прибыль на 1 рубль объема реализации). Третья группа показателей оценки деловой эффективности, к которым относятся отдача всех активов и оборачиваемость. Четвертая коэффициенты текущей ликвидности и финансовой устойчивости. Итоги расчетов вносим в таблицу 3.2.6

Таблица 3.2.6 Стандартизированные  показатели фирм

Показатели

Фирмы

1

2

3

4

Чистая рентабельность предприятия

0,033

0,068

0,054

0,054

Рентабельность собственного капитала

0,054

0,099

0,090

0,216

Дивиденды на 1 акцию

0,50

0,45

0,38

0,62

Чистая прибыль на 1 рубль  объема реализации

0,15

0,3

0,2

0,009

Отдача всех активов

0,219

0,226

0,268

0,298

Оборачиваемость дебиторской  задолженности

1,19

0,848

1,589

1,249

Коэффициент текущей ликвидности

1,113

0,894

0,758

0,701

Коэффициент автономии

0,613

0,687

0,593

0,248

Информация о работе Конкуренция в отрасли