Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 09:26, курсовая работа
Конкуренция присутствует повсеместно в жизни на планете. Не зависимо от теорий происхождения всего живого на земле, трудно отрицать факт наличия конкуренции среди биологических организмов. Естественный и искусственный отбор, внутривидовая и межвидовая конкуренция понятия знакомые всем. Социальная деятельность человека, как разумного существа, привнесла существенные изменения в окружающий мир.
По Марке 150 №3, №1, №2, №4.
3.2 Оценка конкурентоспособности фирмы (предприятия)
Опираясь на теоретическую часть работы и методические указания проведем оценку конкурентоспособности фирм. Проводя практические расчеты в соответствии с заданием (литера «К», цифра 13) в дальнейшем будем использовать данные из Таблицы 3.2.1 по восемнадцати показателям.
Таблица 3.2.1 Показатели для расчетов конкурентоспособности фирмы
Показатели |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
Фирма 4 |
1.Объем продаж, тыс.р. |
25013 |
29713 |
45313 |
300013 |
2.Фонд оплаты труда, тыс.р. |
10003 |
10623 |
23163 |
156813 |
3.Стоимость материальных ресурсов, тыс. р. |
8663 |
7713 |
10813 |
81063 |
4.Годовая сумма |
1773 |
1403 |
1813 |
2163 |
5.Чистая прибыль, тыс.р. |
3763 |
8923 |
9073 |
54013 |
6.Бюджет маркетинга, тыс.р. |
713 |
863 |
1113 |
2713 |
7.Сумма активов предприятия (итог баланса-нетто), тыс.р. |
114093 |
130913 |
168513 |
1005213 |
8.Собственный капитал, тыс.р. |
70013 |
90013 |
100013 |
250013 |
9.Оборотные средства, тыс.р. |
68013 |
89013 |
92013 |
610013 |
10.Дебиторская задолженность, тыс.р. |
21013 |
35021 |
28513 |
240098 |
11.Краткосрочные |
61063 |
99513 |
121313 |
869013 |
12.Дивиденды на 1 акцию, р. |
0,5 |
0,45 |
0,38 |
0,62 |
13.Имидж, % |
10 |
5 |
30 |
70 |
14.Размещение |
0,8 |
0,4 |
0,5 |
0,2 |
15.Качество продукции |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
1,0 |
16.Дилерская сеть (система сбыта) |
4 |
4 |
4 |
5 |
17.Обслуживание потребителей (сервис) |
3 |
3 |
5 |
4 |
18.Цена за единицу продаж, р. |
2603 |
2613 |
2643 |
2593 |
Используем матричный подход к определению маркетинговой составляющей предприятия. При использовании матричного подхода составляется матрица показателей по ряду конкурирующих фирм.
Приведенные в курсовой работе показатели маркетинговой составляющей наиболее легко поддаются трактовке. Совокупно показатели сводим в таблицу 3.2.2. В данной работе мы будем сравнивать долю на рынке, имидж, размещение, качество продукции, дилерская сеть, сервис и маркетинг.
При этом долю на рынке рассчитываем по формуле 3.2.1
Доля на рынке = Qi
/ΣQj
Где
Qi – показатели объемов продаж определенной фирмы, тыс.р.;
ΣQj - сумма объемов продаж всех фирм
Табл. 3.2.2. Матрица показателей маркетинговой составляющей конкурентоспособности предприятия (шаг 1)
Показатели, |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
Фирма 4 |
Доля фирмы на рынке |
0,062 |
0,074 |
0,113 |
0,749 |
Маркетинг |
713 |
863 |
1113 |
2713 |
Имидж |
10 |
5 |
30 |
70 |
Размещение |
0,8 |
0,4 |
0,5 |
0,2 |
Качество продукции |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
1,0 |
Дилерская сеть |
4 |
4 |
4 |
5 |
Обслуживание (сервис) |
3 |
3 |
5 |
4 |
Цена за единицу продаж |
2603 |
2613 |
2643 |
2593 |
Так как каждый показатель имеет свою единицу измерения, приводим показатели к стандартизированному показателю. Выбираем в каждом показателе максимальный. В таблице они выделены и принимаем их за 1. Остальные показатели делятся на соответствующий максимальный показатель. Итоги в таблице 3.2.3
Таблица 3.2.3 Матрица показателей маркетинговой составляющей конкурентоспособности предприятия (шаг 2)
Показатели, |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
Фирма 4 |
Доля фирмы на рынке |
0,082 |
0,098 |
0,15 |
1,0 |
Маркетинг |
0,262 |
0,318 |
0,41 |
1,0 |
Имидж |
0,142 |
0,071 |
0,428 |
1,0 |
Размещение |
1,0 |
0,5 |
0,625 |
0,25 |
Качество продукции |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
1,0 |
Дилерская сеть |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
1,0 |
Обслуживание (сервис) |
0,6 |
0,6 |
1,0 |
0,8 |
Цена за единицу продаж |
0,984 |
0,988 |
1,0 |
0,981 |
Суммарный показатель |
4,67 |
4,275 |
5,313 |
7,031 |
Складываем показатели полученные по каждой фирме. И получаем следующие данные: Безусловно, лучший показатель у фирмы 4, фирма 3 занимает 2 место, а фирмы 1 и 2 – 3 и 4 места соответственно.
Теперь применим весовые коэффициенты. Согласно условиям задачи они следующие: Цена - 0,20; Качество продукции - 0,20; Размещение – 0,10; Имидж – 0,10; Маркетинг – 0,05; Обслуживание (сервис) – 0,05; Доля на рынке – 0,15; Дилерская сеть – 0,15.Результаты видны в таблице 3.2.4
Таблица 3.2.4 Матрица показателей маркетинговой составляющей конкурентоспособности предприятия (шаг 3)
Показатели, |
Фирма 1 |
Фирма 2 |
Фирма 3 |
Фирма 4 |
Доля фирмы на рынке |
0,012 |
0,014 |
0,022 |
0,15 |
Маркетинг |
0,013 |
0,015 |
0,02 |
0,05 |
Имидж |
0,014 |
0,007 |
0,043 |
0,1 |
Размещение |
0,1 |
0,05 |
0,062 |
0,025 |
Качество продукции |
0,16 |
0,18 |
0,18 |
0,2 |
Дилерская сеть |
0,12 |
0,12 |
0,12 |
0,15 |
Обслуживание (сервис) |
0,03 |
0,03 |
0,05 |
0,04 |
Цена за единицу продаж |
0,196 |
0,197 |
0,2 |
0,196 |
Суммарный показатель |
0,645 |
0,613 |
0,697 |
0,911 |
Надо отметить, что расстановка компаний не изменилась в порядке нумерации, но надо отметить, что по суммарному показателю фирма 3 серьезно приблизилась к фирмам 1 и 2, а вот фирма 4 «существенно увеличила разрыв», т.е. имеет серьезные конкурентные преимущества.
Теперь проведем расчёт
производственной составляющей
конкурентоспособности фирмы.
Эj = Qj
/ (Lj + Мj + Aj)
Где
Эj – эффективности использования производственного капитала;
Qj – выручка предприятия;
Lj – трудовые ресурсы, в частности фонд оплаты труда;
Мj – стоимость израсходованных материальных ресурсов;
Аj – годовые амортизационные отчисления.
Используя данные первых четырех
строк таблицы 3.2.1. рассчитываем показатели
каждой фирмы. Чем больше значение показателя
эффективности, т.е. чем больше выручки
на единицу (рубль) вложенных средств,
тем эффективнее фирма
Таблица 3.2.5 расчёт производственной составляющей конкурентоспособности фирмы
Фирма |
Эффективность использования производственного капитала (Эj) |
Место |
1 |
1,223 |
4 |
2 |
1,505 |
1 |
3 |
1,266 |
2 |
4 |
1,249 |
3 |
Теперь рассчитаем финансовую составляющей конкурентоспособности фирмы. Для этого воспользуемся формулой
где Рi – рейтинговая оценка составляющей конкурентоспособности фирмы;
х1j,…, хnj – стандартизированные показатели j-й организации.
Так же введем весовые значения, которые будем рассчитывать по формуле 3.2.3. При этом весовые коэффициенты показателей для оценки составляющей конкурентоспособности фирмы имеют следующие значения:
Чистая рентабельность предприятия -4;
Рентабельность собственного капитала – 3;
Дивиденды на 1 акцию – 2;
Чистая прибыль на 1 рубль объема реализации – 2;
Отдача всех активов – 4;
Оборачиваемость дебиторской задолженности -2;
Коэффициент текущей ликвидности -5;
Коэффициэнт автономии -3.
Стандартизированные показатели рассчитываем аналогично показателям маркетинговой составляющей. Их четыре группы. Первая - показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности. К ним относятся чистая рентабельность предприятия и рентабельность собственного капитала. Вторая – показатели эффекивности управления (дивиденды на 1 акцию и чистая прибыль на 1 рубль объема реализации). Третья группа показателей оценки деловой эффективности, к которым относятся отдача всех активов и оборачиваемость. Четвертая коэффициенты текущей ликвидности и финансовой устойчивости. Итоги расчетов вносим в таблицу 3.2.6
Таблица 3.2.6 Стандартизированные показатели фирм
Показатели |
Фирмы | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |
Чистая рентабельность предприятия |
0,033 |
0,068 |
0,054 |
0,054 |
Рентабельность собственного капитала |
0,054 |
0,099 |
0,090 |
0,216 |
Дивиденды на 1 акцию |
0,50 |
0,45 |
0,38 |
0,62 |
Чистая прибыль на 1 рубль объема реализации |
0,15 |
0,3 |
0,2 |
0,009 |
Отдача всех активов |
0,219 |
0,226 |
0,268 |
0,298 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности |
1,19 |
0,848 |
1,589 |
1,249 |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,113 |
0,894 |
0,758 |
0,701 |
Коэффициент автономии |
0,613 |
0,687 |
0,593 |
0,248 |