Конкуренция в отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 09:26, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция присутствует повсеместно в жизни на планете. Не зависимо от теорий происхождения всего живого на земле, трудно отрицать факт наличия конкуренции среди биологических организмов. Естественный и искусственный отбор, внутривидовая и межвидовая конкуренция понятия знакомые всем. Социальная деятельность человека, как разумного существа, привнесла существенные изменения в окружающий мир.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Конкуренция в отрасли.docx

— 121.65 Кб (Скачать файл)

Адаптационная. Позволяет субъектам экономических отношений приспосабливаться к динамичной конкурентной среде, к действиям и поведению конкурентов, постоянно меняющимся условиям рынка, изменениям в спросе, к изменениям в государственной политике страны и т.д.

Распределительная. Конкуренция способствует распределению ресурсов внутри общества (за что иногда конкуренции присваивают функцию социальную), уравновешивает спрос и предложение, соотношения цен и качества товаров и услуг.

Контролирующая. Конкуренция ограничивает и не допускает длительного монополистического господства отдельных крупных объединений. Дает возможность государству и обществу создавать условия для экономии издержек производства в масштабах всей экономики и решать экологические проблемы, связанные с деятельности таких монополистических объединений.

Безусловно, самой главной  функцией является регулирующая, способная  поддерживать баланс спроса и предложения  через установление равновесных  цен в соответствии с действием  закона стоимости.

 

 

 

 

 

Выделяют три типа конкурентного  поведения:

- креативный;

- приспособленческий;

- обеспечивающий.

Под креативным поведением понимают активное поведение. Активное участие в конкуренции - наличие специфической экономической стратегии, которой предприятие постоянно придерживается; ориентация на постоянное опережение конкурентов; стратегия лидерства; ориентация на высокую экономическую рентабельность; опора на инновации во всех формах жизнедеятельности; использование научных подходов, а также постоянное обновление и диверсификация продукции и производства, опора на ценностные методы ценообразования, постоянное инвестирование, наличие реинвестиций, приоритет маркетинговых целей, непрерывное повышение квалификации персонала, широкое использование нематериальных форм накопления капитала и т.п. Предприятие осуществляет мероприятия, направленные на создание новых элементов отношений, которые обеспечивали бы преимущество над конкурентами. Главный признак креативной конкуренции – это стремление к измененнию существующей структуры спроса и предложения.


Приспособленческий тип конкуренции состоит в учете инновационных изменений в производстве у конкурентов и мероприятия упреждающих действий конкурентов. Приспособленческое поведение применяется тогда, когда предприниматель не совсем уверен в своих инновационных возможностях и поэтому стремится к копированию, возможно в более короткие сроки достижения конкурентов(пример: промышленный шпионаж).

Обеспечивающее поведение основано на стремлении предпринимателя к сохранению на длительную перспективу своего положения на рынке за счет повышения качества товара, расширения ассортимента, предоставления дополнительных услуг. Этот тип поведения применяется тогда, когдда предприниматель не имеет возможности существенно изменить производственную и сбытовую программы и обладает слабым инновационным потенциалом.

 

 

 


1. Д.Б. Берг, С.Л. Гольдштейн сб. статей "Интеллектика, логистика, системология", 
Издание ЧНЦ РАЕН, РУО МАИ, ЧРО МАНПО, Челябинск, 2001, Вып. 4-5, с. 151-156

2. Толковый словарь.  — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь  Мир".Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н.  Осадчая И.М..2000.

3. Федеральный закон № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции от 29.11.2010)

4. Райзберг Б.А., Лозовский  Л.Ш., Стародубцева Е.Б..Современный  экономический словарь. — 2-е  изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с..1999.

5. Хазиахметов Б. З., Хазиахметов  А. З. - Сравнительный анализ определений понятия "конкуренция" Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010

6. Смит А. Исследования о природе  и причинах богатства народов.  — М.: Наука, 1993. 
7. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогообложения. — М., 1935. 
8. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: реориентация теории стоимости. — М.: Экономика. — 1996. — С. 393. 
9. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. — М.: Прогресс. — 1986. — C.65–84. 
10. Гибало Н.П. Экономическая мысль в ретроспективе. В 3-х т. Т.1. — Тамбов, М., СПб., Баку, Вена: Нобелистика, 2004. — С. 149. 
11. Милль Дж. Основы политической экономии. Т.1. — М.: Прогресс. — 1980. — С.394. 
12. Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: «ЭКСМО», 2007. 
13. Портер М. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения. — 1993. — С. 52–53 
14. Маркетинг / Г.Л. Азоев, П.С. Завьялов, Л.Ш. Лозовский, А.Г. Поршев, Б.А. Райзберг. — М.: ОАО «НПО “Экономика”», 2000. 
15. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М.: ИНФРА-М., 2000. 

    1. Силы, управляющие конкуренцией в отрасли

Для раскрытия данного  подраздела стоит рассмотреть концепцию, предложенную М. Портером, в основе которой лежит идея о том, что  способность фирмы к завоеванию конкурентного преимущества на базовом  рынке зависит не только от прямой конкуренции, с которой она сталкивается, но и от других сил, таких как потенциальные  участники рынка, товары-субституты, покупатели и поставщики.

Выделяются пять сил, которые  определяют уровень конкуренции, и, следовательно, привлекательности  ведения бизнеса в конкретной отрасли. Привлекательность отрасли, в данном контексте, имеет отношение к достаточной рентабельности отрасли. «Не привлекательной» отраслью является такая, в которой сочетание сил снижает рентабельность. Самой «не привлекательной», является отрасль, которая приближается к совершенной конкуренции.

Портер называет эти силы «микросредой», противопоставляя ее большому количеству факторов, включенных в  термин «макросреда»[1]. Макросреда состоит из тех сил, которые влияют на способность компании к обслуживанию собственных клиентов и получению прибыли. Изменение в любой из сил «микросреды» обычно требует, чтобы компания пересмотрела свое место в отрасли и на рынке. Достаточная привлекательность отрасли не означает, что любая компания в ней будет получать одинаковую прибыль. Компании должны так применять свои ключевые компетенции, бизнес-модели или сбытовые сети, чтобы получить прибыль больше, чем в среднем по отрасли. Хорошим примером является рынок пассажирских авиаперевозок. В отрасли, в которой рентабельность достаточно низкая, находятся компании, которые за счет уникальных бизнес-моделей, получают прибыль выше, чем в среднем по отрасли.

«Анализ пяти сил Портера» включает в себя три силы «вертикальной» конкуренции: угроза появления продуктов-заменителей, угроза появления новых игроков, уровень конкурентной борьбы; и две силы «горизонтальной» конкуренции: рыночная власть поставщиков и рыночная власть потребителей. Схематично данная модель представлена на рис.1

 

Рис.1. Силы управляющие  конкуренцией[2]

 

 

Эти конкурентные силы определяют привлекательность отрасли и  позиции данной фирмы в конкурентной борьбе в этой отрасли.

1. Силы  конкуренции, обусловленные угрозой  вторжения новых конкурентов.

Насколько серьезной является угроза со стороны возможного появления  на рынке новых конкурентов, зависит  от наличия барьеров для входа  и реакции существующих конкурентов. Если барьеры входа высоки и претенденты  сталкиваются с мощным противодействием прочно укоренившихся в отрасли  конкурентов, очевидно, что новички  не будут представлять серьезной  опасности в плане вторжения.

Высота барьера определяется следующими факторами - экономикой масштабов, привычностью марки товара, фиксированными затратами, связанными с входом в новую отрасль, затратами на новые основные фонды, которые во многих случаях требуется создавать для выпуска нового продукта, доступом к системе товародвижения, доступом к отраслевой системе снабжения, отсутствием опыта производства данного вида продукта, возможными ответными действиями предприятий отрасли, направленными на защиту своих интересов.

Можно выделить следующие  типы барьеров для вхождения в  отрасль:

- исключительные права, льготы, предоставленные региону или отдельной фирме;

- необходимость получения согласия госорганов на занятие определенными видами деятельности и временной интервал, необходимый для получения этого согласия;

- патенты и авторские права; технологические секреты;

- собственность на все предложения какого-либо невоспроизводимого ресурса;

- эксклюзивные долгосрочные соглашения с поставщиками, приводящие к тому, что вновь входящие в рынок хозяйствующие субъекты не могут их получить;

- барьеры, установленные на пути международной торговли: тарифы; квоты; прямые ограничения на ввоз или вывоз; наличие законодательных актов, препятствующих международной торговле.

2. Экономический потенциал поставщиков (сила позиции поставщиков).

Поставщики могут оказывать  давление при заключении сделки на участников в отрасли, увеличивая цены или снижая качество предлагаемых товаров  и услуг. Влияние поставщиков, таким  образом «выжимает» прибыль из отрасли, не способной справиться с повышением издержек при их собственных ценах.

Сила позиции поставщиков  определяется следующими факторами:

- Разнообразием, высоким качеством поставляемых продуктов и предоставляемых услуг.

- Наличием возможности смены поставщиков.

- Величиной затрат переключения потребителей на использование продукции других поставщиков, обусловленных необходимостью использовать новую технологию и оборудование, решать организационные и другие вопросы.

Величиной объемов продукции, закупаемой у поставщиков.

3. Экономический  потенциал покупателей (сила позиции  покупателей).

Потребители, в отличие  от поставщиков, снижают цены, требуя высшего качества товаров и больше обслуживания, и настраивают производителей друг против друга – в ущерб  прибыли всей отрасли. Сила позиции  покупателей определяется в первую очередь следующими факторами:

- Возможностью переключиться на использование других продуктов.

- Затратами, связанными с этим переключением.

- Объемом закупаемых продуктов.

4. Продукты-заменители (угрозы  замены данного продукта).

При оценке угрозы замены необходимо учитывать характеристики и цену продукта-заменителя по отношению к  традиционным продуктам, цену переключения на использования нового продукта, которая может быть достаточно высокой  из-за необходимости потребителям продукта-заменителя менять оборудование, переучивать кадры  и др. Кроме того, необходимо принимать  в расчет, предрасположен ли потребитель  к замене традиционно покупаемых продуктов.

5. Соперничество  между имеющимися в отрасли  конкурентами

часто сводится к стремлению всеми средствами добиваться выгодного положения, используя тактику ценовой конкуренции, продвижения товара на рынок и интенсивную рекламу.

В совокупности эти силы определяют предельный потенциал прибыли  отрасли, который может колебаться от значительного до минимального. В «абсолютно конкурентных» отраслях, где стремление всеми средствами добиться выгодного положения не пресекается, проникнуть в отрасль  несложно. Такой вид структуры  отрасли предлагает соответственно худшие перспективы для долгосрочной прибыли. Чем слабее в совокупности силы конкуренции, тем больше возможностей для превосходной деятельности.

Таким образом, значение каждой из пяти сил меняется от отрасли  к отрасли и предопределяет ее прибыльность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Д.Г.Бойетта, Д.Т.Бойетта «Путеводитель по царству мудрости. Лучшие идеи мастеров управления» Институт проблем предпринимательства, 416 с. М.2009

2. Статья в Internet с сайта  www.management.com.ua (Майкл Портер о новых  стратегиях совершенствования управления).

    1. Виды конкурентного преимущества

Конкурентное преимущество - это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для  фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти характеристики могут быть самыми различными и относиться как к самому товару (услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара.

Конкурентные преимущества являются концентрированным проявлением  превосходства над конкурентами в экономической, технической, организационной  сферах деятельности предприятия, которое  можно измерить экономическими показателями (дополнительная прибыль, более высокие  рентабельность, рыночная доля, объем  продаж). Необходимо особо подчеркнуть, что конкурентное преимущество нельзя отождествлять с потенциальными возможностями компании. В отличие  от возможностей – это факт, который  фиксируется в результате реальных и очевидных предпочтений покупателей. Именно поэтому в практике бизнеса  конкурентные преимущества являются главной  целью и результатом хозяйственной  деятельности.

Конкурентное преимущество - это отличительные особенности  компании и ее продукта в глазах потребителей[1].

Управление конкурентными  преимуществами предприятия осуществляется по тем же функциям управления(менеджмента), что и управление другими объектами.

Факторы конкурентного преимущества организации подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени  зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации[2].

Информация о работе Конкуренция в отрасли