Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 13:52, контрольная работа
Для графической иллюстрации основных этапов развития системы качества использована фигура, хорошо знакомая российским производственникам: знак качества. Контур этой фигуры, который, как известно, называется "Пентагон", заполняется пятиконечной звездой. Давайте используем этот известный символ в наших рассуждениях о качестве и назовем его "звездой качества".
Для графической иллюстрации основных этапов развития системы качества использована фигура, хорошо знакомая российским производственникам: знак качества. Контур этой фигуры, который, как известно, называется "Пентагон", заполняется пятиконечной звездой. Давайте используем этот известный символ в наших рассуждениях о качестве и назовем его "звездой качества" (схема 1).
Схема 1 "Звезда качества"
В основании "звезды качества"
положим ту или иную концепцию
управления качеством. В рамках этой
концепции система качества должна
быть документирована и охватывать
организационную структуру
В России организационные
структуры управления, как правило,
имеют иерархический характер. Однако
такие структуры плохо
Схема 2. Развитие систем управления качеством
и основных функций менеджера по качеству
в 60-80-е годы XX века.
Схема 3 Развитие систем управления качеством
и основных функций менеджера по качеству
в 90-е годы XX века.
На схемах 3 и 4 показаны основные
организационные системы
Схема 4 Интегрированный и межфункциональный
процессы управления качеством.
Современная философия управления
качеством уделяет большое
Примерами горизонтального управления являются кросс-функциональная командная работа (матричные структуры), статистическое управление процессами, построение организационных структур из цепочек "потребитель-поставщик", структурирование функции качества и т. п.
Организация процессов управления сверху вниз, то есть со стороны руководителя, подробно рассматривается в этой книге.
Примерами встречного (снизу вверх) вертикального управления являются знаменитые "кружки качества".
Организационные системы управления качеством, построенные на предприятиях, могут в разной степени охватывать горизонтальное управление, в том числе управление процессами, и вертикальное управление снизу вверх.
Интенсивное развитие теории
и практики организационного управления
качеством началось на заре ХХ века
с системы Тейлора (выделение
функций и исполнительских
Мы предполагаем, что основу управления качеством на предприятии составляет спроектированная и обязательно документированная система.
Управление качеством продукции, как это видно из истории его развития, это не просто контроль качественных параметров и причин их отклонений – это управленческая деятельность, охватывающая жизненный цикл продукции, системно обеспечивающая стратегические и оперативные процессы повышения качества продукции и функционирования самой системы управления качеством.
Из основ менеджмента
известно, что разделение труда по
мере развития производственных отношений
привело к выделению
В общем виде структуру и процессы управления можно представить так, как показано на рис. 1
Рис. 1 Укрупненный состав системы управления
Менеджмент как сфера деятельности предполагает по отношению к системе и ее частям три уровня решения управленческих задач.
1. Макроуровень (метауправление) включает в себя решение проблем самоорганизации системы управления: задачи идеологии и политики целепологания, стратегии развития системы управления в целом, определение ее структуры, функций подсистем, кадровой политики высшего менеджмента и т.п.
2. Управление эффективностью взаимодействия субъекта и объекта системы управления, выполнение общих функций управления по отношению к реально поставленным целям, т.е. это по существу технологический аспект управления.
3. Управление деятельностью конкретных подсистем управления для достижения целей, лежащих на более низком уровне дерева целей, или, как говорят, выполнение конкретных функций управления.
Отсюда вытекают и основные функции систем управления:
1) макрофункции – выработка миссии (парадигмы, идеологии) существования и развития системы, разработка дерева целей системы управления и критериев их достижения, выработка общей политики поведения системы, разработка структуры системы управления и направлений ее развития, определение функций и иерархии подсистем, обеспечение целостности системы и определение степени автономности подсистем управления, подходы к формированию кадрового потенциала, особенно методы отбора и ротации высшего менеджмента и т.д.;
2) общие функции управления – предварительное управление (планирование и прогнозирование конкретных параметров системы), оперативное управление (организация, мотивация, координация и регулирование) и заключительное управление или обратная связь (контроль, учет, анализ);
3) частные функции управления – управление работами по планированию и прогнозированию, управление качеством, управление технической подготовкой производства, организация работы с кадрами, материально-техническим снабжением, технико-экономического анализа и т.д.
Конкретные функции управления
тесно связаны со спецификой предприятия
и основными сферами его
Рассмотренные выше этапы в развитии теории и практики управления качеством показывают, что по мере развития системы управления качеством изменялись и объект, и субъект, и цели этой системы.
Основой и общего менеджмента,
и менеджмента качества является
система Ф. У. Тейлора, который, по существу,
создал концепцию научного менеджмента.
Система Тейлора включала понятия
верхнего и нижнего пределов качества,
поля допуска, вводила такие измерительные
инструменты, как шаблоны и калибры,
а также обосновывала необходимость
независимой должности
Рис. 2 Функции службы качества
Решение задач качества потребовало создания адекватной организационной структуры, в которую должны входить все подразделения, более того — каждый работник компании, причем на всех стадиях жизненного цикла продукции или петли качества. Из этих рассуждений логично появляются концепции TQM и UQM (универсального управления качеством).
В то время, когда представления о менеджменте качества включали в свою орбиту все новые и новые элементы производственной системы, накапливали и интегрировали их, общий менеджмент, напротив, распадается на ряд специализированных, достаточно независимых дисциплин (финансы, персонал, инновации, маркетинг и т.д.), а в теоретическом плане предстает как управление по целям. Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании целей (создание дерева целей), а затем проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей. В то же время уже сформировался мощный набор теоретических и практических средств, который получил название менеджмент на основе качества (MBQ). В активе менеджмента качества сегодня:
международные стандарты серии ИСО;
международная система сертификации систем качества, включая сотни аккредитованных органов по сертификации;
международный реестр сертифицированных аудиторов систем качества;
практически сложившаяся система аудита менеджмента;
аналогичная система аудита на многих региональных и национальных уровнях;
более 100000 фирм мира, имеющих сертификаты на внутрифирменные системы качества.
Можно констатировать, что
менеджмент качества — менеджмент
четвертого поколения — становится
в наше время ведущим менеджментом
фирм. Одновременно происходит процесс
сращивания МВQ и общего менеджмента
(как было на первом этапе в системе
Тейлора), но уже на новом, качественно
другом уровне. Сегодня ни одна фирма,
не продвинутая в области
Таким образом, в настоящее время не только на ведущих фирмах, но и на государственном уровне целевые установки самого высокого уровня системы общего менеджмента включают основные цели системы управления качеством.
В период с 1920-х до начала
1980-х гг. пути развития общего менеджмента
и менеджмента качества, как показано
на рис.3.3, разошлись. Главная проблема
качества воспринималась и разрабатывалась
специалистами преимущественно
Рис. 3 Взаимоотношения общего менеджмента и менеджмента качества
Решение задач качества потребовало создания адекватной организационной структуры, в которую должны входить все подразделения, более того — каждый работник компании, причем на всех стадиях жизненного цикла продукции или петли качества. Из этих рассуждений логично появляются концепции TQM и UQM (универсального управления качеством).
В то время, когда представления о менеджменте качества включали в свою орбиту все новые и новые элементы производственной системы, накапливали и интегрировали их, общий менеджмент, напротив, распадается на ряд специализированных, достаточно независимых дисциплин (финансы, персонал, инновации, маркетинг и т.д.), а в теоретическом плане предстает как управление по целям. Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании целей (создание дерева целей), а затем проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей. В то же время уже сформировался мощный набор теоретических и практических средств, который получил название менеджмент на основе качества (MBQ). В активе менеджмента качества сегодня:
международные стандарты серии ИСО;
международная система сертификации систем качества, включая сотни аккредитованных органов по сертификации;
международный реестр сертифицированных аудиторов систем качества;
практически сложившаяся система аудита менеджмента;
аналогичная система аудита на многих региональных и национальных уровнях;
более 100000 фирм мира, имеющих сертификаты на внутрифирменные системы качества.
Можно констатировать, что
менеджмент качества — менеджмент
четвертого поколения — становится
в наше время ведущим менеджментом
фирм. Одновременно происходит процесс
сращивания МВQ и общего менеджмента
(как было на первом этапе в системе
Тейлора), но уже на новом, качественно
другом уровне. Сегодня ни одна фирма,
не продвинутая в области
Таким образом, в настоящее время не только на ведущих фирмах, но и на государственном уровне целевые установки самого высокого уровня системы общего менеджмента включают основные цели системы управления качеством.
Планирование качества – процесс определения требований и/или стандартов качества для проекта и продукта, а также документирования того, каким образом проект будет демонстрировать соответствие установленным требованиям и стандартам. См. рис. 8-2 и 8-3.
Планирование качества должно осуществляться параллельно с другими процессами планирования проекта. Например, предложенные изменения продукта, необходимые для приведения его в соответствие с установленными стандартами качества, могут потребовать проведения корректировки стоимости или расписания и детального анализа влияния рисков на планы.