Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 17:32, курсовая работа
Целью исследования, проводимой в выпускной квалификационной работе, является анализ влияния кадрового потенциала на эффективность и конкурентоспособность предприятия и разработки системы мер по совершенствованию кадровой политики в ОАО «Киреевская типография».
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования и совершенствования кадровой политики предприятия в современных условиях;
- выявить социально-психологические, экономические и организационные особенности материального стимулирования персонала и сформулировать на этой основе основные формы мотивации труда в организации;
- на основе выявленных проблем наметить основные направления совершенствования кадровой политики исследуемого предприятия, разработать и обосновать конкретное мероприятие по совершенствованию его кадровой политики.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. …..4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………….7
1.1. Сущность, цели и принципы формирования кадровой политики….. 7
1.2. Факторы, влияющие на кадровую политику………………….…… .12
1.3. Содержание и этапы разработки стратегии управления персоналом…………………………………………………………….. 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «КИРЕЕВСКАЯ ТИПОГРАФИЯ»……………………………………………………………………23
2.1. Организация деятельности ОАО «Киреевская типография»…………………………………………………………….23
2.2. Анализ структуры кадров, данные о движении персонала…………………………………………………………....... 27
2.3. Выявленные проблемы в области кадровой политики предприятия…………………………………………………………… 35
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «КИРЕЕВСКАЯ ТИПОГРАФИЯ»…………..45
3.1. Разработка линейной модели множественной регрессии системы оплаты труда……………………………………………………………45
3.2. Совершенствование форм мотивации труда на предприятии………………………………..………………………….. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………………………………….. 69
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………….7
1.1. Сущность, цели и принципы формирования кадровой политики….. 7
1.2. Факторы, влияющие на кадровую политику………………….…… .12
1.3. Содержание и этапы разработки
стратегии управления персоналом……………………………………………………
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
ОАО «КИРЕЕВСКАЯ ТИПОГРАФИЯ»…………………………………………………
2.1. Организация деятельности
ОАО «Киреевская типография»…………………………………………………
2.2. Анализ структуры кадров,
данные о движении персонала………………………………………………………
2.3.
Выявленные проблемы в области
кадровой политики предприятия…
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «КИРЕЕВСКАЯ ТИПОГРАФИЯ»…………..45
3.1. Разработка линейной модели множественной регрессии системы оплаты труда……………………………………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..……………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………… 72
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики одним из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности предприятия является обеспечение высокого кадрового потенциала. Наиболее продуктивный способ достижения этого – разработка и реализация кадровой политики, как составной части стратегически ориентированной политики организации в целом. Кадровая служба по сравнению с другими подразделениями приобретает первостепенное значение в работе организации. Новая кадровая технология – главный источник перемен в организации.
Кадровая политика обосновывает необходимость использования определенных методов набора, расстановки и использования кадров, но не занимается детальным анализом их содержания и спецификой проведения практической работы с кадрами. Кадровая политика реализуется через «управление персоналом». Система управления персоналом является непременной составляющей управления и развития любой организации, она является объективной, т.к. возникает с возникновением самой организации и не зависимо от чьей-то воли.
Однако, при формировании кадровой политики мы сталкиваемся с рядом проблем, связанных, в первую очередь, с недостатком в системе мотивации и стимулирования персонала.
Особую значимость имеет эта проблема для управленческого персонала, поскольку управление организацией в условиях рыночных отношений требует от деятельности кадровых служб высокого профессионализма, глубоких и разносторонних знаний, широкого кругозора, опыта и интуиции, оперативной гибкости и стратегической стабильности, творческих усилий и инновационных решений. При этом именно управленческий персонал отвечает за прибыльность и конкурентоспособность предприятия в целом, своей деятельностью напрямую обеспечивая поступательное развитие предприятия. Так, в России на одного сотрудника кадровой службы приходится 50 — 100 человек, в Германии — 130 — 150, во Франции — 130, в США — 100, в Японии — 40 человек.
Повышению конкурентоспособности продукции полиграфических предприятий наряду с устаревшей технико-технологической базой, сегодня, препятствует отсутствие притока квалифицированного персонала, причиной этого, прежде всего, является, неэффективное управление кадрами, в том числе и используемые формы стимулирования труда. Системы материального стимулирования труда на многих полиграфических предприятиях утратили свои мотивационные функции, не стимулируют рост производительности и качества труда. Это делает чрезвычайно актуальной задачу теоретического обоснования и разработки рекомендаций по организации материального стимулирования персонала типографии.
Целью исследования, проводимой в выпускной квалификационной работе, является анализ влияния кадрового потенциала на эффективность и конкурентоспособность предприятия и разработки системы мер по совершенствованию кадровой политики в ОАО «Киреевская типография».
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования и совершенствования кадровой политики предприятия в современных условиях;
- выявить социально-психологические, экономические и организационные особенности материального стимулирования персонала и сформулировать на этой основе основные формы мотивации труда в организации;
- на основе выявленных проблем наметить основные направления совершенствования кадровой политики исследуемого предприятия, разработать и обосновать конкретное мероприятие по совершенствованию его кадровой политики.
Объектом исследования является система управления предприятия.
Предметом исследования является формирование кадровой политики ОАО «Киреевская типография».
При выполнении выпускной квалификационной работы использовались
содержательные теории зарубежных ученых Г. Мюррея, А. Маслоу, Ф.Ф. Херцберга в области мотивации и стимулирования трудовой деятельности. Вопросы формирования и развития кадровой политики рассматриваются в работах В.Р.Веснина, А.П.Егоршина, Т.И.Захаровой, Л.В.Карташовой, П.Э.Шлендера, М.Е.Сорокиной, А.А.Сперанского. С помощью надстройки MS EXCEL построена линейная регрессионная модель множественной регрессии.
Предложенная система стимулирования и мотивации труда, построенная на системе премирования в зависимости от стажа работы способствуют повышению трудовой отдачи всех работников, то есть служит экономической базой высокой эффективности производства, демонстрирует индивидуальные различия работников предприятия при выполнении своих должностных обязанностей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Определяющим фактором, влияющим на конкурентоспособность, экономический рост и эффективность производства является наличие на предприятии человеческих ресурсов, способных профессионально решать производственные задачи. Для эффективного управления персоналом предприятие нуждается в целостной системе работы с кадрами, позволяющей управлять ими от момента приема на работу до завершения карьеры. Цели и задачи управления персоналом достигаются через кадровую политику, которая в настоящее время полностью определяется концепцией развития предприятия.
Понятие «политика организации» включает систему правил, в соответствии с которыми ведет себя система в целом и по которым действуют люди, входящие в эту систему. Кроме финансовой и внешнеэкономической политики по отношению к конкурентам и т.д., любая организация разрабатывает и осуществляет кадровую политику, которую можно определить как систему целей, принципов и вытекающих из них форм, методов и критериев работы с персоналом. Эта политика распространяется на все категории работников.
Кадровая политика является ключевым направлением всей работы по управлению персоналом; она характеризуется совокупностью методов, направленных на сохранение и развитие кадрового потенциала, системой основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом аспекте кадровая политика служит стратегической линией работы с персоналом. Следовательно, кадровая политика представляет собой деятельность, направленную на создание трудового коллектива, которая наилучшим образом способствует совмещению целей и приоритетов предприятия и работников.
Кадровая политика формируется в соответствии со стратегией предприятия и направлена на организацию эффективного управления персоналом для решения задач, стоящих перед всеми подразделениями предприятия.
Цель кадровой политики – обеспечить эффективную организацию с помощью оптимального баланса между процессами обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями организации. В кадровой политике целесообразно учитывать взаимодействие организации с окружающим миром (требования законодательства, рынок труда, отношения с государственными структурами, с профсоюзами и т.п.) и взаимодействие организации со своим персоналом (решение социальных проблем, стиль руководства, участие работников в управлении и т.п.).
Для достижения целей кадровая политика должна решать следующие задачи:
Особая задача кадровой политики заключается в подготовке ответов на все вопросы работников, связанные с управлением персоналом организации. Задачи кадровой политики должны постоянно находиться в фокусе внимания во всех основных функциональных направлениях – от поиска и отбора персонала до формирования организационной культуры.
1.2. Факторы, влияющие на кадровую политику
На кадровую политику в целом, содержание и специфику конкретных программ и кадровых мероприятий влияют факторы двух типов — внешние по отношению к организации и внутренние.
Факторы внешней среды могут быть объединены в две группы:
Например, присутствие в нормах некоторых
стран запретов на применение тестов при
приеме на работу вынуждает сотрудников
служб управления персоналом быть очень
изобретательными в проектировании программ
отбора и ориентации персонала. Ориентируясь
на учет ситуации на рынке труда, необходимо
проанализировать наличие конкуренции,
источники комплектования, структурный
и профессиональный состав свободной
рабочей силы. Важно получить представление
о профессиональных и общественных объединениях,
в которые так или иначе вовлечены работники
или кандидаты на работу. Стратегию деятельности
подобных объединений, их традиции и приоритеты
в средствах борьбы необходимо учитывать
для создания и реализации эффективных
кадровых программ.
Факторы внутренней
среды. Наиболее значимыми представляются
следующие факторы.
1. Цели предприятия, их временная
перспектива и степень проработанности.
Так, например, организации, нацеленной
на быстрое получение прибыли и затем
сворачивание работы, требуются совершенно
иные профессионалы по сравнению с предприятием,
ориентированным на постепенное развертывание
крупного производства со множеством
филиалов.
2. Стиль
управления, закрепленный, в том числе,
и в структуре организации. Сравнение
организации, построенной жестко централизованным
образом, в отличие от предпочитающей
принцип децентрализации показывает,
что этим предприятиям требуется различный
состав профессионалов.
3. Условия
труда. Приведем некоторые наиболее важные
характеристики работ, привлекающие или
отталкивающие людей:
Как правило, наличие даже небольшого
числа непривлекательных для работников
задач требует от менеджера по персоналу
создания специальных программ привлечения
и удержания сотрудников в организации.
4. Качественные характеристики трудового
коллектива. Так, работа в составе успешного
коллектива может быть дополнительным
стимулом, способствующим стабильной
продуктивной работе и удовлетворенности
трудом.
5. Стиль
руководства. Независимо от стиля руководства,
предпочитаемого конкретным менеджером,
важны следующие его цели:
Анализ существующей в конкретных организациях кадровой политики позволяет выделить, как минимум, два основания для их группировки. Первое основание связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий. По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики:
Информация о работе Конфликты в организации и пути их преодоления