Конфликты в организации и формы их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы это исследование теоретических основ конфликта и на основе изученного материала, выработка путей преодоления конфликтных ситуаций в конкретной организации.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
отражение теоретических аспектов понятия «конфликт»,
описание форм работы с конфликтами,
изучение поведения в конфликтах,
проведение анализа причин возникновения конфликтов в конкретной организации,
дать рекомендации по преодолению конфликтных ситуаций.

Содержание

Введение …………………………………………………….………........ 3
1 Теоретические основы конфликтов в организации ……….....……....5
Понятие конфликта, его сущность ……………………………….. 5
Типы конфликтов …………………………..…..…………………..8
Поведение в конфликтах …………………………………….........14
2 Анализ конфликтов ИП Проничева …………………………..….…20
2.1 Краткая характеристика ИП Проничева ……………….....……20
2.2 Диагностика конфликтов ИП Проничева…………………..…….22
2.3 Разработка рекомендаций по преодолению
конфликтных ситуаций ……….……………………………………… 23
Заключение ……………………………………………………………...26
Список литературы ………………………………………………….....28
Приложение ……………………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ менеджмент 2 курс МОЯ.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)
 

       В этом плане следует иметь в  виду такие функции, как;

  • сплочение группы, отстаивающей справедливые интересы;
  • раскол группы, отстаивающей незаконные интересы;
  • утверждение статуса личности в группе.

       Каждый  конфликт имеет свою причину возникновения. Среди огромного множества причин конфликтов можно выделить общие и частные причины. Общие причины проявляются практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины:

  • социально-политические и экономические причины, связанные с социально-политической и экономической ситуацией в стране;
  • социально-демографические причины, отражающие различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.;
  • социально-психологические причины, отражающие социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т.д.;
  • индивидуально-психологические причины, отражающие индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т.п.).

       Частные причины непосредственно связаны со спецификой конкретного вида конфликта. Например, неудовлетворенность условиями трудовых отношений, нарушение служебной этики, несоблюдение трудового законодательства, ограниченность ресурсов, различия в целях и средствах их достижения и т.п.

       Существуют  объективные и субъективные причины  конфликтов. Объективные причины конфликтов представлены в таблице 3. 

       Таблица 3 – Объективные причины конфликтов 

       Фактор        Причины
Управленческие  факторы несовершенство  организационной структуры предприятия;

нечеткое  распределение прав и обязанностей между работниками;

несоразмерность прав и ответственности за результаты деятельности;

противоречия  между функциональными обязанностями, закрепленными в должностных инструкциях, и требованиями к работнику. 

Организационные факторы:   неудовлетворительная  организация труда;

нарушение режима труда и отдыха;

низкий  уровень трудовой и исполнительской  дисциплины;

чрезмерная  загруженность работника, ведущая к постоянной спешке при выполнении заданий;

неконкретность  заданий, что затрудняет выбор средств  их выполнения, ведет к неуверенности в действиях;

отсутствие  гласности. 

 

       Продолжение таблицы 3 

Фактор Причины
Профессиональные  факторы:  низкий профессиональный уровень подчиненных, тормозящий выполнение заданий;

несовершенство  системы подбора и расстановки кадров;

неопределенность  перспектив профессионального и должностного роста.

Санитарно-гигиенические  факторы: неблагоприятные условия труда;

нарушение режима работы. 

Материально-технические  факторы: дефицит в обеспечении  необходимыми средствами и оборудованием;

старое  оборудование и техническое обеспечение.

Экономические факторы: несовершенство  системы оплаты труда и премирования;

задержки  в оплате труда.

 

       Своевременное устранение руководителем перечисленных  причин неразрывно связано с совершенствованием системы управления организацией, своевременным разрешением возникающих конструктивных конфликтов.

       Субъективные  причины конфликтов связаны с личностью, как самого руководителя, так и работников организации. Ошибочные действия руководителей, ведущие к конфликтам, можно сгруппировать в три направления:

  • нарушения служебной этики;
  • нарушения трудового законодательства;
  • несправедливая оценка подчиненных и результатов их труда.

       К нарушениям служебной этики относятся:

  • грубость, высокомерие, неуважительное отношение к подчиненным;
  • навязывание своего мнения;
  • невыполнение обещаний, обязательств;
  • нетерпимость к критике, что может привести к полному оттоку творческих, активных работников и созданию атмосферы лести и заискивания перед руководителем;
  • неумение правильно критиковать действия подчиненных;
  • наличие теневой деятельности у руководителя, например, в распределении социальных благ;
  • замалчивание информации, необходимой для выполнения подчиненным его обязанностей.
 
 

       1.3 Поведение в конфликтах 
 

       Руководителю  полезно знать, какие черты характера, особенности поведения человека присущи конфликтной личности.

       Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к ним относятся следующие:

  • неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая бывает как завышенной, так и заниженной. И в том, и в другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих — и почва для возникновения конфликта готова;
  • стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;
  • консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;
  • излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, чрезмерное стремление сказать правду в глаза;
  • определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

       При общении с конфликтными людьми формы  поведения могут быть самыми разнообразными. Например, в разговоре с «неудобными» оппонентами можно ориентироваться на их личностные особенности.

       «Вздорный человек» — часто выходит за рамки  профессиональной беседы, несдержан, нетерпелив, своей позицией и подходом к ситуации смущает собеседников или сотрудников подразделения и неосознанно подталкивает их к тому, чтобы с ним не соглашались, спорили.

       Форма поведения — оставаться в рамках профессиональной беседы и стараться  сохранять спокойствие, опровергать  его вздорные утверждения следует  аргументировано, прибегая к помощи других сотрудников.

       «Всезнайка» — всегда все знает лучше других, требует слова, всех перебивает.

       Форма поведения — потребовать от остальных  собеседников выразить определенную позицию в отношении его утверждений.

       «Болтун»  — часто и бестактно вмешивается в разговор, не обращает внимания на время, которое он тратит на свои вопросы и отступления.

       Форма поведения — с максимальным тактом его остановить, ограничить время выступления, вежливо, но твердо направить на предмет беседы.

       «Неприступный собеседник» — замкнут, часто  чувствует себя вне времени и  пространства, так как все недостойно его внимания

       Форма поведения — заинтересовать в  обмене опытом, признать его знания и опыт, привести примеры из круга  его интересов.

       На  поведение людей в конфликтах влияет процесс научения. При затяжном конфликте оппоненты обычно хорошо друг друга изучают и начинают уже предпринимать те или иные действия, ориентируясь на особенности характера, типичные эмоциональные реакции, то есть могут достаточно хорошо прогнозировать действия противоположной стороны. Это позволяет им расширить сферу применяемых тактик и стилей поведения с "коррекцией" на особенности оппонента. Таким образом, действия оппонентов становятся в известной мере взаимообусловленными, что позволяет оказывать на них влияние.

       Даже при большой возможности конфликта стороны могут не захотеть вступить в конфликтное взаимодействие. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Вступив же в конфликт, как правило, каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, достигнута ее цель и мешает другой стороне делать то же самое. Здесь необходимо управление конфликтом. В зависимости от того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными. Это в свою очередь повлияет на вероятность воз¬никновения последующих конфликтов.

       При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, то есть быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации.

       Выделяют  следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:

  • Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы.
  • Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
  • Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем.
  • Эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый "синдром покорности" - страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности.
  • Улучшаются отношения между людьми.
  • Люди перестают рассматривать наличие разногласий как "зло", всегда приводящее к дурным последствиям.

       Основные  дисфункциональные последствия конфликтов:

  • Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
  • Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
  • Представление о противоположной стороне как о "враге", о своей позиции - как об исключительно положительной, о позиции оппонента - только как об отрицательной.
  • Сворачивание или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной, препятствующее решению производственных задач.
  • Убеждение, что "победа" в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
  • Чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, текучесть кадров.

       Различают структурные (организационные) и межличностные  способы управления конфликтами.

  • Четкая формулировка требований. Одним из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональные конфликты, является разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника и подразделения в целом; наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы.
  • Использование координирующих механизмов. Строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большой группой конфликтных ситуаций, так как подчиненный знает, чьи распоряжения он должен выполнять. Если у работников есть разногласия по какому-либо производственному вопросу, они могут обратиться к "третейскому судье" - их общему начальнику. В некоторых сложных организациях создаются специальные интеграционные службы, задачей которых служит увязка целей различных подразделений.
  • Становление общих целей, формирование общих ценностей. Этому способствует информированность всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также их осведомленность о состоянии дел в различных подразделениях. Очень эффективным оказывается формулирование целей организации на уровне целей общества. Например, работники фирмы "Макдональдс" считают главной целью своего нелегкого труда - вкусно и быстро накормить американцев, имеющих ограниченные средства (а они составляют немалую часть общества). Осознание этой "социальной миссии" сплачивает коллектив, что, естественно, приводит к сокращению дисфункциональных конфликтов. К сожалению, мы пока еще не можем привести аналогичный пример из практики отечественных организаций.

Информация о работе Конфликты в организации и формы их разрешения