Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:58, курсовая работа
Цель данной курсовой работы это исследование теоретических основ конфликта и на основе изученного материала, выработка путей преодоления конфликтных ситуаций в конкретной организации.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
отражение теоретических аспектов понятия «конфликт»,
описание форм работы с конфликтами,
изучение поведения в конфликтах,
проведение анализа причин возникновения конфликтов в конкретной организации,
дать рекомендации по преодолению конфликтных ситуаций.
Введение …………………………………………………….………........ 3
1 Теоретические основы конфликтов в организации ……….....……....5
Понятие конфликта, его сущность ……………………………….. 5
Типы конфликтов …………………………..…..…………………..8
Поведение в конфликтах …………………………………….........14
2 Анализ конфликтов ИП Проничева …………………………..….…20
2.1 Краткая характеристика ИП Проничева ……………….....……20
2.2 Диагностика конфликтов ИП Проничева…………………..…….22
2.3 Разработка рекомендаций по преодолению
конфликтных ситуаций ……….……………………………………… 23
Заключение ……………………………………………………………...26
Список литературы ………………………………………………….....28
Приложение ……………………………………………………………..29
Наличие общих целей позволяет людям понять, как им следует вести себя в конфликтных ситуациях, превращая их в функциональные.
Работа с конфликтами, конечно, не исчерпывается перечисленными методами. В соответствии с ситуацией могут быть найдены и другие эффективные организационные методы управления конфликтами.
Управление конфликтами включает и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций.
Участники конфликтной ситуации оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в сложившихся обстоятельствах. Известный российский конфликтолог Н. В. Гришина описывает их следующим образом:
Психологами разработаны некоторые общие рекомендации по управлению конфликтами.
а) возникновение разногласий;
б) возрастание напряженности в отношениях;
в) осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников;
г) собственно конфликтное взаимодействие, использование различных межличностных стилей разрешения конфликтов, сопровождающееся возрастанием или понижением эмоциональной напряженности;
д) исход (разрешение) конфликта.
При рациональном поведении участников конфликт, проходя все этапы своего развития, может оставаться функциональным. Разрешением конфликта в полном смысле является устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию и восстановление нормальных отношений между людьми.
К самым распространенным психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге так или иначе сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходят столкновения между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста.
Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах — внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя (менеджера) или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту.
В
процессе управления межличностными конфликтами
важно учитывать их причины и факторы,
а также характер межличностных отношений
конфликтантов до конфликта, их взаимные
симпатии и антипатии.
Объектом исследования курсовой работы является магазин «Русская тройка» (ИП Проничева)
Л.А. Проничева является индивидуальным предпринимателем. ИП Проничева имеет самостоятельный баланс, круглую печать и расчетный счет в банке.
ИП Проничева осуществляет свою деятельность на территории станицы Крыловской, Крыловского района и руководствуется в своей деятельности законами и нормативными актами Российской Федерации, распоряжениями и постановлениями г. Краснодара.
На 01.01.2010 года количество сотрудников ИП Проничева составляет 23 человека.
Целью деятельности предприятия является подготовка и реализация сбыта продукции, для получения большей прибыли.
Вид деятельности – торговля.
На
предприятии практически
Схема 1 – Организационная структура ИП Проничева
Организационная структура ИП Проничева имеет линейно – функциональную систему управления и структуру. Линейный руководитель устанавливает очередность в решении комплекса задач, определяя тем самым главную первоочередную задачу. Директор определяет стратегию развития, контролирует работу всего предприятия. Каждая функция возложена на ответственное лицо.
Основными методами управления являются административные, которые содержатся в нормах и закреплены юридически. Это правила внутреннего трудового распорядка, трудовой договор.
Кроме того на предприятии используются следующие методы:
Экономический метод, который предполагает использование материальных факторов управления.
Социально-
Для диагностики конфликтов ИП Проничева было использовано несколько психологических методик.
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф. Филлеру). Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность.
В предложенной таблице (Приложение 1) приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в исследуемом коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре работники поставят знак +, тем более выражен этот признак в коллективе.
Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам (Н. П. Фетискин). Оцените по пятибалльной системе, насколько у вас проявляется каждое из приведенных свойств (Приложение 2). Подсчитав общую сумму баллов можно определить уровень устойчивости к конфликтам.
На данном предприятии средний уровень конфликто-устойчивости (30-39 баллов)
Диагностика личностной агрессивности и конфликтности (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев)
Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.
Исследуемой группе предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением в бланке ответов в соответствующем квадратике ставится знак«+»(«да»), при несогласии – знак«-»(«нет).
Проанализировав все полученные результаты можно сделать выводы, что 14% людей в организации с высокой степенью конфликтности, 50% – со средней степенью и 36% – с низкой степенью.
Полученные данные можно выразить в диаграмме:
2.3
Разработка рекомендаций по преодолению
конфликтных ситуаций
Основные условия решения конфликтных ситуаций в организации:
Также, на мой взгляд, руководителю не допустимо:
Психологические особенности конфликтного человека таковы, что часто он склонен винить в своих неудачах и постоянных конфликтах не самого себя, а других людей. Он видит конфликт там, где его нет, а при провоцировании конфликта посредством собственных действий переносит свои недостатки на окружающих. Психологически ему значительно проще обвинить другого "во всех грехах", нежели самому заняться собственным перевоспитанием, развитием у себя коммуникативного самоконтроля и сдержанности.
Следует также запомнить несколько правил поведения, которые помогут сохранить трезвый ум и заставят слова звучать более убедительно.
Первое и самое важное правило – сохранять спокойствие в конфликтной ситуации. Не разрешать себе то, что называется «выпускать пары». Раздражение и агрессивность в разговоре могут разрушить доверие и любые аргументированные факты, поставить под сомнение.
Информация о работе Конфликты в организации и формы их разрешения