Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 09:12, контрольная работа
Управление персоналом - это вид функциональной подсистемы по управлению трудовыми ресурсами и социальным развитием коллектива в целях обеспечения управляемости и эффективности производственной системы.
В условиях рынка предприятия находятся в принципиально новых правовых, экономических и социально - трудовых отношениях с внешней средой и внутрипроизводственных факторов. Такие отношения необходимо учитывать при формировании кадрового потенциала и систем управления персоналом организации.
Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения
Отделы кадров не являются ни методическим, ни информационным, ни координирующим центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые выполняют функции управления кадрами. Для решения социальных проблем в организациях создаются службы социального исследования и обслуживания.
Службы управления персоналом, как правило, имеют низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормальных условий его работы.
В их числе такие важнейшие, как:
· социально-психологическая диагностика;
· анализ и регулирование
групповых и личных взаимоотношений,
отношений руководителя и подчиненных,
управление производственными и
социальными конфликтами и
· информационное обеспечение системы кадрового управления; управление занятостью;
· оценка и подбор кандидатов на вакантные должности, анализ кадрового потенциала и потребности в персонале; маркетинг кадров;
· планирование и контроль деловой карьеры;
· профессиональная и социально-психологическая адаптация работников;
· управление трудовой мотивацией;
· регулирование правовых вопросов трудовых отношений;
· соблюдение требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда.
Если раньше, в условиях
командно-административной системы, эти
задачи рассматривались как
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Заключение
В завершении исследования темы
отметим, что управление персоналом
- целая система знаний, связанных
с целенаправленным организованным
воздействием на людей, занятых трудом,
(персоналом) с целью обеспечения
эффективного функционирования организации
(предприятия, учреждения) и удовлетворения
потребности работника, а так
же интересов трудового
Итогом всего вышесказанного является тот беспрецедентный факт, что главным элементом организации все-таки являются ее сотрудники. Именно «персонал» составляет основную статью капиталовложений с точки зрения затрат, как по найму и обучению, так и рассматривая вопрос о поддержании деятельности персонала. Еще более важно подчеркнуть, что именно персонал в наибольшей степени определяет различие между организациями. Производительность труда в организации, которая эффективно использует своих сотрудников, может в десятки и более раз превышать производительность труда в организации, не уделяющей внимание эффективности использования человеческих ресурсов.
Целями управления персоналом предприятия (организации) являются:
- повышение
- повышение эффективности
производства и труда, в
- обеспечение высокой
социальной эффективности
Успешное выполнение поставленных целей требует решения таких задач, как:
- обеспечение потребности
предприятия в рабочей силе
в необходимых объемах и
- достижение обоснованного
соотношения между
- полное и эффективное
использование потенциала
- обеспечение условий
для высокопроизводительного
- закрепление работника
на предприятии, формирование
стабильного коллектива как
- обеспечение реализации
желаний, потребностей и
- согласование производственной
и социальных задач (
- повышение эффективности
управления персоналом, достижение
целей управления при
Список используемой литературы:
управление персонал коллектив
1. Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Управление организацией. - М., 2003.
2. Шекшня С.В. Управление персоналом современных организаций. - М., 2005.
3. Марра Р., Шмидт Г. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. - М., 2007. - С.78.
4. Базарова Т.Ю., Еремива Б.Л. Управление персоналом. - М., 2006.
5. Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. - М., 2005.
6. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. - М., 2004.
Содержание
Введение
Глава 1. Основные положения школы человеческих отношений
1.1 Основы теории школы
психологии и человеческих
1.2 История развития концепции управления персоналом
1.3 Парадигмы управления персоналом
Глава 2. Применение теории школы человеческих отношений в современной практике управления
2.1 Основные направления развития мотивации персонала в организациях
2.2 Современная концепция управления персоналом
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что управление является древнейшей областью человеческой деятельности. Оно существует столько, сколько люди живут и трудятся сообществами. Только благодаря скоординированным действиям люди могли развиваться и создавать огромные материальные и социальные ценности.
До начала XX века управление
не считалось самостоятельной
В 20-е годы известный французский инженер, управляющий гигантской добывающей и металлургической компании Анри Файоль, предложил последовательную систему принципов менеджмента. Его считают основателем науки "менеджмента". Книга А. Файоля "Основы менеджмента", опубликованная в 20-х гг., стала классической.
В психологии управления часто употребляется понятие "человеческий фактор" (human factor). Понятие "человеческий фактор" стало употребляться еще во время второй мировой войны. Оно заимствовано из английского языка. Человеческий фактор - это все то, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей и т.п.
Важность его определяется тем, что возрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различными объектами.
Чем сложнее управление, тем больше растут требования к интеллектуальным функциям человека и другим психическим процессам, начиная от восприятия и внимания и заканчивая ответственностью за человеческие жизни.
Человеческий фактор важен и там, где в практику внедряются методы с учетом психологических и психофизиологических свойств человека. В этом случае возможно уменьшение брака в процессе создания того или иного вида продукции.
Недоучет человеческого фактора обычно приводит к тому, что на производстве увеличивается число производственных конфликтов, повышается текучесть кадров, увеличиваются сбои в работе, следствием чего являются потери в производительности труда.
Целью данной курсовой является анализ школы человеческих отношений и рассмотрение ее вклада в современную концепцию управления персонала.
Задачи:
· Изучить основные положения становления школ управления персоналом;
· Рассмотреть историю развития концепции управления персоналом;
· Проанализировать вклад
школы человеческих положений в
современную концепцию
· Провести анализ основных
направлений мотивации
Объектом исследования являются основные принципы теорий школы человеческих отношений и их влияния на современную концепцию управления персоналом.
Предметом исследования является особенность становления школ управления персоналом в современных условиях.
Глава 1. Основные положения школы человеческих отношений
1.1 Основы теории школы
психологии и человеческих
Представители школы научного
управления и классической школы
понимали значение человеческого фактора,
но отводили ему второстепенную роль,
ограничиваясь рассмотрением
В период зарождения и становления школы научного управления и классической школы психология находилась в зачаточном состоянии. Кроме того, исследователи, занимающиеся управлением предприятием, никак не связывали управление с психологией. Правда, отдельные последователи Тейлора - Ф. Гилберт, Ганнт, Томпсон и другие американские инженеры - пытались подвести под «научную организацию труда» физиологическую и психологическую основу. Это не могло не дать толчок к возникновению и развитию физиологии и психологии.
Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они не до конца осознавали роли и значения человеческого фактора, который, в конечном счете, является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.
Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом (1863-1916). Науки, используемые при осуществлении практических задач, называются техническими. Поэтому и практическую психологию, примененную к хозяйству, он назвал психотехникой, целью которой является разработка методов определения требований, предъявляемых к людям.
Мюнстерберг считал необходимым перенести испытания профессиональной пригодности из производственной обстановки в лабораторию, кабинет психолога. Он отделил испытание профессиональной пригодности от обучения. В процессе профессионального отбора отбирались люди, пригодные для данной профессии применительно к конкретному предприятию. Люди, не удовлетворяющие требованиям предприятия, отклонялись. Мюнстерберг предложил два метода выявления требуемых качеств у кандидатов: наблюдение и тест. Тест имеет явные преимущества перед наблюдением, так как требовал меньшего времени и ставил испытываемого в такие условия, когда тот вынужден проявить требуемые качества.
Впервые тест был поставлен Каттелем в 1890 г. и опубликован в журнале «Mind». Разработанные Каттелем методы Мюнстерберг применил на практике. Испытаниям подверглись трамвайные вагоновожатые, пароходный персонал и телефонистки. Были предложены способы достижения максимальной производительности труда. Это послужило началом развертывания широкого фронта работ не только на производственных, но и на торговых предприятиях, а также применительно к административному персоналу.
В середине 30-х гг. нашего века практически все крупные промышленные предприятия развитых стран в той или иной мере применяли психологические методы профессионального отбора кадров. Эти методы продолжают сохранять свое значение для целого ряда профессий и в настоящее время.
Наиболее крупной работой Мюнстерберга является его труд «Психология и экономическая жизнь», которая в нашей стране была переведена в 1924 году.
В сложившихся условиях в 20-30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находился человек. Возникновение доктрины человеческих отношений обычно связывают с именами американских ученых Э. Мэйо, М.П. Фоллетт и Ф. Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений. В частности, Ротлисбергер рассматривал предприятие как целостную систему, в которой необходимо добиваться равновесия между технической и социальной сторонами и направлять усилия работников на сотрудничество друг с другом и достижение общей цели. Он отмечал, что за последние 100 лет произошло значительное техническое развитие производства, в то время как отношение к рабочему осталось на прежнем уровне, что не допустимо. Необходимо обеспечить каждому рабочему достойное социальное положение, что непосредственно отразится на повышении эффективности работы предприятия.