Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 09:12, контрольная работа
Управление персоналом - это вид функциональной подсистемы по управлению трудовыми ресурсами и социальным развитием коллектива в целях обеспечения управляемости и эффективности производственной системы.
В условиях рынка предприятия находятся в принципиально новых правовых, экономических и социально - трудовых отношениях с внешней средой и внутрипроизводственных факторов. Такие отношения необходимо учитывать при формировании кадрового потенциала и систем управления персоналом организации.
Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, то есть теории человеческого поведения.
В зарубежной практике постепенно
сформировался принципиально
К этому периоду времени
утвердилось четкое мнение, что без
изменения отношения к трудовым
ресурсам бизнес не сможет выжить в
новых экономических условиях. А
это, в свою очередь, требует выработки
нового понимания роли и места
человека в производственном процессе,
его поведения движущих им мотивов.
Возникла необходимость рассматривать
каждую организацию как
Если тейлоризм проповедовал жесткие признания авторитета руководителя, безукоснительное выполнение его требований, пренебрежительное отношение к воли простых рабочих, то школа психологии и человеческих отношений пересмотрела свои взгляды на взаимоотношение руководителей и подчиненных. Особое внимание уделяла изучению поведения людей в зависимости от изменяющихся условий, требовало «гуманного отношения к подчиненным», «уважения личности», «демократизации управления» и тому подобное.
Ученые пришли к пониманию того, что очень часто человеческое поведение определяется не знанием и опытом, а чувствами. И не учитывать этот эмоциональный фактор поведения человека нельзя, так как он является одним из главных составляющих человеческих ценностей, от которых зависит достоинства каждого человека. Известный ученый Ф. Ротлисбергер писал : «Индустриальный концерн…является также организацией людей, в которой их надежды и воодушевления стремятся обрести свое воплощение». Roethlisberger F.J. Management and morale. - cambric / Mass/, 1942.-p.27.
Модели, подавляющие роль личности в организации, показали свою дееспособность на практике. Жизнь требовала их замены на более совершенные модели, в которых непосредственный исполнитель (рабочий) чувствовал бы себя лидером. Создание таких моделей требовало изменения психологии работников, их отношения к труду и к его результатам, развитие инициативы и предприимчивости.
Изменение отношения человеческим ресурсам нашло свое выражение в следующем:
· усилилась разработка социальных аспектов трудовых ресурсов, среди которых главное внимание уделялось изучению поведения и интересов человека;
· увеличилось количество лиц, участвующих в принятии управленческих решений;
· осуществлен переход к разумной специализации труда и отказ от «сверхспециализации»;
· получили признание неформальные отношения и их влияние на формальную структуру коллектива и формальной организации.
На первых этапах создания
школы психологии и человеческих
отношений большое внимание уделялось
различным исследованиям, проведению
экспериментов, проверке разных теорий,
гипотез. Формирование нового направления
в менеджменте требовало
Наиболее яркими представителями школы психологии и человеческих отношений являются ученые экономисты, психологи, социологи: Мэри Паркер Фоллетт, Элтон Мэйо, Фриц Г. Ротлисберг, Абрахам Маслоу, Дуглас Макгрегор, Фредерик Герцберг и др. Несмотря на то, что все эти исследователи не составляют единой школы, их объединяет то, что они поддерживали подход «новых начинаний», критически относились к концепции Тейлора и ее различным модификациям и внесли существенный вклад в развитие основных положений нового направления в управлении.
Представители этой школы пришли к пониманию того, что люди - это не только «производственный фактор», а гораздо больше. «Они являются членами «социальной системы любого предприятия», а также членами таких организаций, как семья, школы, и т.п. И они всегда граждане. В этих нескольких качествах они оказывают на общество влияние… Они - взаимодействующие члены широкой социальной системы». Кунц Г., О-Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.2.- М.:1981.- с.273. Нормальное существование каждого человека требует удовлетворения его потребностей. И если физиологические потребности (в пище, одежде и др.) удовлетворить сравнительно просто, то с удовлетворением социальных потребностей (общения, признания, самовыражения и др.) - значительно сложнее.
В своих трудах теоретики
школы «человеческих отношений»
исходили из положения о том, что
процесс индустриализации разрушило
в ней ранее существовавшую патриархальную
систему, которая приносила человеку
чувство удовлетворения. На смену
семейным отношениям и святыням, традициям
родства пришло безразличие, формальные
взаимоотношения и большие
Справедливости ради следует
отметить, что понимание важности
влияния в социально-
Оуэн ранее других понял
значение морального стимулирования рабочих.
Однажды он появился на своей фабрике
с тремя мотками лент - желтых,
зеленых и красных, и привязал
красные ленты к станкам хорошо
работающих, зеленые - к станкам рабочих,
имеющих средний уровень
Среди первых ученых, обратившихся
к проблемам поведения
Фоллетт не оставила четко сформулированной концепции, но она часто выступала с докладами и статьями. Ею было высказано много ценных мыслей, способствующих развитию нового направления в менеджменте. Один из ее современников назвал Фоллетт «философом первого ранга в области политики и бизнеса» Полный сборник трудов Фоллетт был опубликован в 1942г. под названием «Динамическая администрация»: Follett M.P. Dinamic Administration. - N.Y., 1942..
Именно Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнение работы с помощью других лиц». Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента, 3-е изд.- М.: ООО, Изд. Дом «Вильямс» 2008, 286 стр. Это непосредственно связанно с делегированием, которая обозначает передачу задач и полномочий работнику, который принимает на себя ответственность за их выполнение. Руководитель не может выполнять все функции, закрепленные за руководимым им подразделением. Поэтому он часть работы оставляет за собой, а остальную часть распределяет между сотрудниками своего подразделения. Задачи руководителя, как заметила Фоллетт, является умение «добиться выполнения работы другим». Поэтому, можно считать, делегирование представляет собой акт, который превращает человека, возглавляющего какое-то подразделение, в подлинного руководителя.
Рассмотрение иерархической структуры управления приводит представителей этой школы к переоценке делегирования. Делегирование рассматривается как двусторонний процесс. Нижний уровень управления организации делегирует вверх функции администрации и координации деятельности, а верхние слои делегируют вниз вправо и выполняют те или иные действия. Представители этой школы пытались также дать рекомендации руководителя по осуществлению делегирования ответственности. Ответственность означает, что работник отвечает за результат выполнения задач перед лицом, которое передает ему полномочия (право), хотя конечную ответственность всегда несет его непосредственный руководитель.
Фоллетт внесла значительный вклад в развитие школы психологии и человеческих отношений. Она опередила Мэйо и первой сформулировала идею о том, что решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не материальные, а главным образом психологические и социальные факторы. В основе доктрины человеческих отношений, по мнению Фоллетт, должны лежать достижения научной психологии. В своих работах она критиковала предшествующие школы за односторонний подход к управлению, игнорирование психологических аспектов и развивала идею «нового подхода» к процессу управления. В работах Фоллетт нашли отражение многие положения школы человеческих отношений: необходимость исследования психологических аспектов управления, проблемы «власти» и «авторитета», «интеграция работающих (чтобы люди работали «друг с другом»), подлинная «гармония интересов» и др.».
Одной из первых Фоллетт выдвинула идею «участия рабочих в управлении». Фоллетт не сомневалась в том, что рабочие участвуют в управлении, принимая решения о способах выполнения того или иного приказа. «Прогрессивные» руководители, в свою очередь, должны развивать у рабочих чувство, совместной ответственности. По ее мнению, на предприятии должна царить «подлинная общность интересов». Только так можно достичь выполнения целей организации.
Следует отметить, что далеко опереженная в свое время, Фоллетт и еще в 20-е гг. ХХ века говорила о «законе ситуации». Фоллетт считала, что между руководителями и рабочими должны быть гибкие взаимоотношения, что руководитель должен исходить из ситуации в управлении, а не опираться на то, что предписывает функция управления.
По мнению сторонников
«человеческих отношений», производство
не сможет достичь значительной эффективности,
если оно не будет совершенствовать
социальную организацию предприятия.
На первый план выдвигаются проблемы
человеческого поведения, психологии
работников. Поэтому предметом исследования
становятся этические нормы и
правила, убеждения, мотивы поведения.
На смену концепции «
1.2 История развития концепции управления персоналом
Существует четыре основных школ, описывающих, как функционируют организации и люди, работающие в них, и как управлять этими людьми: классическая школа (Ф. Тейлор), школа человеческих отношений (Э. Мэйо), “системный подход” (Н. Винер) и теория случайности (Дж. Вудворд). Управление персоналом представляет собой как с научной точки зрения, так и в практическом отношении, область, которая характеризуется наличием самых разнообразных подходов и концепций.
Некоторые ученые называют такие
школы: школа научного управления, административная
школа, школа психологии и человеческих
отношений и школа науки
1. 1885-1920. Концепция научного управления. "Экономический человек";
2. 1920-1950. Концепция "человеческих отношений". "Психологический человек";
3. 1950-1970 Концепция "оргразвития". "Профессиональный человек";
4. 1970- по наст. Время. “Социальный человек”.
Основателем школы научного
управления считают американского
инженера Ф. У. Тейлор (1856-1915гг.). Он стоял
у истоков создания современного
менеджмента. Но в отличие от многих
специалистов, разрабатывающих управленческие
теории, Тейлор был не ученым-исследователем,
а практиком: сначала рабочим, затем
менеджером, а впоследствии главным
инженером в сталелитейной
Создатели данной школы основывались в своих подходах на двух принципах:
Первый - принцип вертикального разделения труда - за менеджером должна быть закреплена функция планирования, а за работником - функция исполнения поставленной задачи.
Второй принцип - принцип
измерения труда. Суть его заключается
в том, что, используя наблюдения,
замеры, логику и анализ, администрация
может усовершенствовать многие
операции ручного труда, добиваясь
их более эффективного выполнения.
Методы научной организации труда
позволили существенно
Учитывая важность применения на практике методов научной организации труда (НОТ), Фредерик Уинслоу Тейлор сформулировал на основе этих методов новые обязанности администрации.
Среди обязанностей администрации он выделил следующие: Тейлор, Ф. Принципы научного менеджмента. М. : Контролинг, 1999. 67 стр.