Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 09:12, контрольная работа
Управление персоналом - это вид функциональной подсистемы по управлению трудовыми ресурсами и социальным развитием коллектива в целях обеспечения управляемости и эффективности производственной системы.
В условиях рынка предприятия находятся в принципиально новых правовых, экономических и социально - трудовых отношениях с внешней средой и внутрипроизводственных факторов. Такие отношения необходимо учитывать при формировании кадрового потенциала и систем управления персоналом организации.
Лидерство Макгрегор рассматривал как определенное социальное отношение, понятие которого определяет четыре переменные:
1. Характеристика лидера.
2. Характеристика его
3. Характеристика организации, в которой он работал (цель, задачи, структура организации).
4. Политическая, экономическая и социальная среда.
Характеризуя лидерство, Макгрегор подчеркивал: «лидерство не является качеством, присущим индивиду; это сложное отношение указанных переменных». Развивая свою концепцию, постепенно Макгрегор пришел к выводу о необходимости создания новой теории и практики. Он разрабатывает дихотомию теорий, условно обозначив их, теория Х и теория У. Это - две модели поведения руководителей. Первая модель (теория Х) соответствовала сложившимся взглядам над проблемой социального управления; вторая модель (теория У) базировалась на интеграции индивидуальных и организационных целей в управленческом процессе.
Теория Х основана на применении
методов принуждения и
1. Люди не любят трудиться и по возможности избегают любой работы.
Макгрегор подкреплял это положение таким аргументом: «Это утверждение имеет глубокие корни. Наказание Адама и Евы, вкусивших плод с древа познания, заключалось в изгнании из рая на землю, где для того, чтобы жить, надо работать». (McGregor, 1960) McGregor D.M., 1960, The Human Side of Enterprise. p.125
2. Чтобы заставить людей
трудиться необходимо, использовать
принуждение, страх, угрозу
Макгрегор писал, что отвращение к работе на столько сильное, что даже обещание вознаграждения не всегда достаточно, чтобы его преодолеть… Только угроза наказания поможет уладить дело. (McGregor, 1960) McGregor D.M., 1960, The Human Side of Enterprise. p.127
3. Люди предпочитают, чтобы
ими руководили, «их направляли»
и избегают всякой
4. Люди стремятся быть
защищенными, «нуждаются в
Таким образом, в содержании теории Х отражен традиционный подход управления предприятием, который состоит в том, что руководитель использует власть и контроль для воздействия на подчиненных. Работник не имеет никаких прав и рассматривается в качестве объекта этого воздействия. Эволюция теории и опыт эффективного управления за рубежом/ Под ред. Т.Н. Лосевой. - М.: Мир книги, 1994.- с. 48-49.
Выдвинутая Макгрегором теория У имеет право противоположное позиции, в ней отражен предложенный им новый подход управления человеческими отношениями. Теория У базируется на «иерархии потребностей» Маслоу.
Теория У уделяет основное внимание созданию условий, благоприятствующих стимулированию работников, предоставление им возможностей для максимального проявления инициативы, изобретательности и самостоятельности при достижении цели организации. Основными положениями теории У руководствуются лидеры демократического стиля. Концепция теории У сводится к следующему: Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента, 3-е изд.- М.: ООО, Изд. Дом «Вильямс» 2008, 459 стр.
1. Для людей труд является
естественным процессом, и они
берут на себя ответственность
при выполнении различных
2. Люди стремятся к творческому
решению возникающих проблем,
однако при этом их творческий
потенциал используется не
3. Стремясь к достижению
поставленных целей, люди
4. Имея возможность приобщиться
к достижению поставленных
В основу теории У Макгрегор положил «интеграцию», то есть создание таких условий для развития человеческой личности в организации, при которых они имеют возможность достижения своих индивидуальных целей, направляя свои усилия на повышение эффективности работы всей организации. Однако в организации могут возникнуть препятствия для развития сотрудничества между людьми. Макгрегор связывал их не с природой человека, а объяснял невозможностью менеджмента реализовать возможности человеческих ресурсов.
С концепцией Макгрегора тесно связано выдвинутое Р.Лайкертом положение о двух типов руководителей: ориентирующихся на работу и ориентирующихся на людей. Макгрегор описывал этих руководителей в свете теории Х и У. Теория Х описывала руководителей, сосредоточенного на людей, а теория У - сосредоточенного на работе.
Теория Х ориентирована на автократичный стиль руководства. Автократичный руководитель не принимает во внимание способность исполнителей. Он в большой степени централизует полномочия и не допускает подчиненных к процессу принятия решений. Автократ стремится к непосредственному руководству работой подчиненных, часто оказывает на них психологическое давление.
В тоже время Макгрегор допускал наличие благосклонного руководителя-автократа, заботящегося о настроении и благополучии подчиненных, иногда привлекающего подчиненных к участию в планировании заданий. Но, не смотря на эти послабления, такой руководитель-автократ все равно остается единоличным руководителем, устанавливающим задания подчиненным, контролирующим их исполнение и жестко регламентирующим правила выполнения различных операций и процедур и поведение сотрудников.
Теория У ориентирована на демократичный стиль руководства. Демократичный руководитель не навязывает свою волю подчиненным, а стремится воздействовать на них через влияние на потребности более высокого уровня, такие как: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражения.
Организации, использующие демократичный стиль руководства, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные привлекаются к процессу принятия решений, им предоставляется широкое свобода в выполнении заданий, часто осуществление контроля за их деятельностью снижается. Рабочему можно ставить более общую цель и на более продолжительное время.
Работы Макгрегора дали мощный толчок к использованию стиля руководства, построенного на участии работников в принятии решений. Однако впоследствии была выявлена серьезная ошибка в концепции Макгрегора. В 1945 году группа ученых, работавшая под эгидой Бюро по исследованиям в области бизнеса в университете штата Огайо, установило, что неправильно делить руководителей на тех, кто сосредоточен только на работе или только на человеке. Ученые пришли к выводу, что автократичный руководитель наряду с работой может уделять много внимания и человеческим отношениям. Главная их идея сводилась к тому, что руководитель может быть ориентирован одновременно и на работу, и на человека.
На основании проделанной работы группы в университете Огайо классифицировало поведение руководителей по двум признакам: по структуре и вниманию к подчиненным. В понятие структуры входит: распределение работы между подчиненными, разъяснения порученных заданий и требований к их исполнению, разработка методов и подходов их выполнения, разработка и планирование графиков работы. Внимание к подчиненным выражается в оказании доверия к ним, уважения, в привлечении подчиненных к принятию решений, налаживании контактов между руководителями и исполнителями.
В дальнейшем эти исследования и сделанные выводы легли в основу теории развития лидерства. Было установлено, что руководители могут эффективно управлять, используя стиль, наиболее подходящий для сложившейся ситуации. В сегодняшнем, быстро меняющемся мире самым эффективным является стиль, ориентированный на реальность.
2.2 Современная концепция управления персоналом
человеческий управление персонал мотивация
Развитие теории и практики управления во всем мире позволило сформулировать современную концепцию менеджмента.
Основные положения:
· успех организации определяется не рациональной организацией производства, а ее способностью адаптироваться к изменениям внешней среды;
· организация рассматривается
как открытая система, на которую
оказывает влияние большое
· процесс управления организацией
- это непрерывный, целенаправленный,
постоянно повторяющийся
· применение к процессу управления
организацией ситуационного подхода,
позволяет принимать
· ориентация на человека и его возможности. Поэтому основное внимание уделяется демократизации управления, проблемам руководства и лидерства, поведению человека, изучению организационной культуры, мотивации и т.п. Семенова И.И. История менеджмента. : уч. пособие для вузов.- М.:Юнити-Дана,1999.- 156 стр.
В настоящее время в
России наблюдается
- менеджер-профессионал должен
быть разносторонне развитым, творческим
и инициативным человеком
- менеджер-профессионал
- менеджер-профессионал должен
хорошо ориентироваться в
Только в этом случае менеджер
будет способствовать достижению стратегических
и тактических целей
Концепция управления персоналом
- система теоретико-
В современной науке и
практике менеджмента происходит постоянный
процесс совершенствования, обновления
и поиска новых подходов, концепций,
идей в области управления человеческими
ресурсами как ключевым и стратегическим
ресурсом деловых организаций. На выбор
той или иной управленческой модели
влияют тип бизнеса, корпоративная
стратегия и культура, организационная
среда. Модель, успешно функционирующая
в одной организации, может оказаться
совсем не эффективной для другой,
так как не удалось ее интегрировать
в организационную систему
Таким образом, в этой главе
была рассмотрена современная
Заключение
Поиск механизмов создания и
управления корпоративной культурой
требует современного и критичного
отношения к анализу
Если сейчас управленческая
теория учит тому, как сравнивать управление
в своей организации с
Однако именно это станет основой управленческого успеха в XXI веке.
Помочь организациям в движении по этому пути может, например, перенос акцента в управлении с принятия решений на поиск проблем. По мнению О.С. Виханского и А.И. Наумова, за многие тысячи лет человечество не придумало никаких принципиально новых решений, кроме тех, которые так или иначе основаны на известных четырех арифметических действиях. Поэтому наработки школы человеческих отношений также актуальны и сегодня, в эпоху постмодерна с учетом соответствующих корректив.