Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 02:10, курсовая работа
Цель курсовой работы - разработка практических рекомендаций по повышению уровня корпоративной культуры в ООО "Спортмастер".
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ состояния предмета исследования.
2. Проанализировать методы исследования.
3. Дать общую характеристику ООО "Спортмастер" и его организационной культуре.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры ООО "Спортмастер".
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………….5
1.1. Корпоративная культура, ее роль и общая характеристика……………….5
1.2. Процесс создания корпоративной культуры……………………………...10
РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ……………………………..……………………………………………………...14
2.1. Общая характеристика …………………….…………………………......14
2.2. Организационная структура предприятия….……………………………..17
2.3. Отражение корпоративной культуры в работе персонала………...……..24
РАЗДЕЛ 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ……………………………………………………………………. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК………………………………………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………….....36
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………….5
1.1. Корпоративная культура, ее роль и общая характеристика……………….5
1.2. Процесс создания корпоративной культуры……………………………...10
РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
НА ПРИМЕРЕ ……………………………..……………………………………………
2.1. Общая характеристика …………………….…………………………......14
2.2. Организационная структура предприятия….……………………………..17
2.3. Отражение корпоративной культуры в работе персонала………...……..24
РАЗДЕЛ 3. ПУТИ
УЛУЧШЕНИЯ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………….....36
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Значимость корпоративной культуры современной организации велика, так как она позволяет построить работу организации и ее звеньев в едином направлении, достигая конечной стратегической цели предприятия, а также значительно повысить конкурентоспособность организации.
Проблематика корпоративной культуры перспективна, поскольку она способна внести позитивный вклад в достижение экономической и социальной эффективности предприятий.
Тема моей работы актуальна потому, что по мере возрастания роли интеллектуального капитала в конкурентной борьбе во все новых отраслях, лояльность приобретает все большее значение.
Объектом исследования курсовой работы является корпоративная культура ООО "Спортмастер".
Предметом исследования - являются инструменты формирования, поддержания и изменения корпоративной культуры ООО "Спортмастер"
Цель курсовой работы - разработка практических рекомендаций по повышению уровня корпоративной культуры в ООО "Спортмастер".
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический
анализ состояния предмета
2. Проанализировать методы исследования.
3. Дать общую характеристику ООО "Спортмастер" и его организационной культуре.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры ООО "Спортмастер".
Теоретико-методологическая основа курсовой работы. В качестве теоретико-методологической базы выступают библиографический и системный анализ, а также теории мотивации. Используются концепции и понятийный аппарат, разработанные многими учеными: схема "идеального типа" М. Вебера, школа "человеческих отношений" Э. Мэйо, Д. Макгрегора, прагматический подход Э. Шейна, концепция оценки конкурентных ценностей К. Камерона и Р. Куинна, разработки представителей рационально-прагматического подхода (Р. Уотермен, Э. Шейн, Т. Питерс).
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Корпоративная культура, ее роль и общая характеристика
Культура является многогранным
явлением, она пронизывает все
сферы жизнедеятельности
Выделяют две ключевые характеристики, определяющие корпоративную культуру.
Таким образом, корпоративная культура - это совокупность разделяемых работниками ценностных ориентаций, норм и традиций, определяющая "индивидуальность" организации и формирующая сопричастность к решению ее стратегических и тактических целей и задач".
Также можно ознакомиться и с
другими определениями
«Система отношений, действий и артефактов, которая выдерживает испытание временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию» П. Б. Вейл [18, с.3].
«Уникальные характеристики воспринимаемых особенностей организации, то, что отличает ее от всех других в отрасли» К. Голд [18, c.3].
«Комплекс базовых предположений, изобретенный, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научится справляться с проблемами внешней адаптации внутренней интеграции, функционирующий достаточно долго, чтобы подтвердить свою состоятельность, и передаваемый новым членам организации как единственно правильный» Эдгар Шейн[18].
«Один из способов осуществления организационной деятельности посредством использования языка, фольклора, традиций и других средств передачи основных ценностей, убеждений, идеологии, которые направляют деятельность предприятия в нужное русло» Г. Морган [18].
Шейн (Schein,1992) говорил о трех уровнях проявления и, соответственно, изучения корпоративной культуры [15, c. 1].
Артефакты - легко заметные проявления жизни организации
в виде внешнего вида сотрудников, их речи,
пространства помещений, символики, традиционных
мероприятий и ритуалов. Считается, что
артефакты являются следствием процессов,
истории и ценностей, накопленных организацией
более глубоких уровнях культуры или привнесенных
в нее основателями организации.
Декларируемые ценности - это высказывания и действия членов
организации, которые, по их мнению, отражают
общие ценности и убеждения. Декларируемые
ценности обычно являются результатом
работы менеджеров - как часть разработки
стратегии или установления правил корпоративной
жизни. Остальные сотрудники сами вырабатывают
отношение к этим ценностям - могут их
принять, а могут только внешне соглашаться
или вообще открыто отвергать. Если топ-менеджеры
упорно поддерживают декларируемые ценности,
и ценности обрастают артефактами, они
достаточно прочно вживаются в организацию
и могут быть с течением времени только
подтверждены или опровергнуты в результате
успехов или провалов. В случае провала
доверие к декларируемым ценностям будет
подорвано и они будут заменены на более
соответствующие новой стратегии. Если
приверженность к декларируемым ценностям
приведет к успеху, то ценности получат
подтверждение и закрепятся на еще более
глубоком уровне — уровне базовых представлений
[15].
Базовые представления — это в значительной мере неосознаваемая основа культуры организации, которая и определяет поведение людей в организации. Они, как правило, не проявляются в артефактах и не могут быть описаны (а значит, и продекларированы) самими сотрудниками организации. Для сотрудников эти представления являются само собой разумеющимися, настолько очевидными, что вроде и говорить не о чем, и поступать по-другому не придет в голову. Поведение, основанное на любых иных представлениях, будет казаться непонятным и неприемлемым [15].
Денисон, Камерон и Куинн рассматривали корпоративную культуру в рамках двух измерений (в табл. 1.1.):
Внутренний фокус (внимание направлено в основном на то, что происходит внутри организации).
Внешний фокус (внимание в основном на том, что происходит вовне организации).
Стабильность и контролируемость (заинтересованность в сохранении существующего порядка вещей) - гибкость и свобода действий (интерес к изменениям и развитию).
Измерения корпоративной культуры [15] Таблица 1.1.
Внутренний
фокус с Гибкостью и свободой
действий. |
Внешний
фокус с Гибкостью и свободой
действий. |
Внутренний
фокус со Стабильностью и |
Внешний
фокус со Стабильностью и |
Пытаясь построить иерархию ценностей,
разделим их на три уровня.
Рис. 1.1. Иерархия ценностей [14]
Первый уровень – базовые ценности. Это ценности, жизненно важные и необходимые для выживания предприятия. Если их не будет, то судьба у организации будет сложной и недолгой. Они подобны первичным, базовым потребностям в пирамиде А. Маслоу. Но только лишь подобны, поскольку имеют совсем иное содержание и смысл:
• Управляемость – это порядок, устойчивость, предсказуемость в работе предприятия. Это принятие качественных управленческих решений и четкая и полная их реализация. Это способность оперативно и адекватно реагировать на изменение ситуации и держать ее под контролем.
• Качество – это способность
удовлетворять потребности и решать проблемы
клиентов. Но в понятие «качество» входит
не только соответствие требованиям клиентов,
но и поставщиков, персонала, собственников,
власти.
• Развитие – это непрерывные
качественные изменения в организации
(не путать с ростом, означающим лишь количественные
улучшения).
Второй уровень – прикладные ценности. Эти
ценности важны для успеха предприятия.
В зависимости от особенностей бизнеса
к ним могут относиться инновационность,
доверие, обязательность в отношениях,
командность в работе, конкурентность,
бесконфликтность, эффективность, профессионализм,
безопасность, бережливость, креативность,
оптимизм, время, дисциплина, честность,
этичность, синергия, лидерство и др.
Третий уровень – ценности-идеалы. Они важны не для выживания или успеха организаций, а важны потому, что собственники или руководители считают их важными. Например, национальные интересы; служение обществу; конкурентоспособность страны; развитие отрасли, города, региона, человека; здоровье нации; нравственность; духовность; справедливость; законность (рис. 1.1.).
Так формируется идеология бизнес-организации. Это система идеалов, прикладных и базовых ценностей, определяющих цели и судьбу предприятия [14].
В приложении
А представлена еще одна
Карл Вейк считает, что корпорация не обладает культурой. Она и есть культура. Вот почему ее чрезвычайно трудно изменять.
Также Дж. Лорш говорит, что культура не только выполняет функцию призмы, которая как бы ослепляя менеджеров, не позволяет им разглядеть изменения внешних условий. Даже когда руководителям удается преодолеть близорукость, они реагируют на происходящие события с позиций собственной культуры, оставаясь верными выработанным в прошлом убеждениям. Аналогичные процессы имеют место и на уровне отрасли. Когда привычные рецепты утрачивают эффективность, организации с огромным трудом избавляются от шор даже в тех случаях, когда технологические изменения уже перевернули все «с ног на голову».
Корпоративная культура формируется через:
- восприятие требований рынка;
- представления о ценностях персонала и основателя;
- осознание своего предназначения в обществе.
На основании выше перечисленных моментах строятся основные составные элементы корпоративной культуры[19 c. 37-40]: