Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 14:37, курсовая работа
Корпорация – это важнейший институт современной экономики. Процесс интеграции российских корпораций в мировое экономическое сообщество вызывал всплеск интереса к вопросам, касающимся корпоративного управления. Актуальность изучения проблемы корпоративного управления объясняется необходимостью:
- повышения конкурентоспособности корпорации на мировом рынке;
- обеспечение инвестиционной привлекательности;
- создание эффективного механизма управления собственностью;
- соблюдение баланса интересов всех финансово-заинтересованных лиц;
Введение.
Корпорация – это важнейший
институт современной экономики. Процесс
интеграции российских корпораций в
мировое экономическое
- повышения
- обеспечение инвестиционной привлекательности;
- создание эффективного
механизма управления
- соблюдение баланса интересов
всех финансово-
- разделение функций владения
и управления в крупных
Понятие «корпоративное управление» появилось в российской экономике относительно недавно, но, тем не менее, экономисты и аналитики широко и активно изучают и анализируют его в учебной литературе и периодических изданиях ведущих экономических журналов.
1.Сущность корпоративного управления.
В современной российской
экономике корпоративное
Что же такое корпоративное управление? Эта проблема достаточно сложная, относительно новая и продолжающая развиваться. Существует множество определений данного понятия.
- организация экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР)
дает следующую формулировку: «Корпоративное
управление относится к
- корпоративное управление
оценивается также как
- система, с помощью
которой осуществляется
- система или процесс,
с помощью которого
- система взаимодействия между акционерами и руководством компании (акционерного общества, корпорации), включая её совет директоров, а также с другими заинтересованными лицами, с помощью которой реализуются права акционеров2; комплекс механизмов, позволяющих акционерам (инвесторам) контролировать деятельность руководителей компании и разрешать возникающие проблемы с прочими группами влияния.
Таким образом, единого понятия
корпоративного управления на сегодняшний
день в мировой практике не существует.
Вышеперечисленные определения
позволяют свести корпоративное
управление к трем основным направлениям:
управлению собственностью акционерного
общества, управлению производственно-хозяйственной
деятельностью общества, а также
управлению финансовыми потоками. Поэтому
корпоративное управление - это система
взаимодействия между органами управления
компании, акционерами и
Корпоративное управление в узком понимании – это система правил и стимулов, побуждающих управленцев компании действовать в интересах акционеров.
В широком смысле корпоративное
управление – это система организационно-
Все участники корпоративных отношений имеют общие цели:
- создание жизнеспособной прибыльной компании, обеспечивающей выпуск высококачественных товаров и рабочие места, а также обладающей высоким престижем и безупречной репутацией;
- увеличение стоимости материальных и нематериальных активов компании, рост котировок ее акций и обеспечение выплаты дивидендов;
- получение доступа к внешнему финансированию (рынкам капитала);
- получение доступа к трудовым ресурсам (кадрам менеджеров и других работников);
- увеличение рабочих мест и общий рост экономики.
Вместе с тем, каждый участник корпоративных отношений имеет свои интересы, и различие между ними может привести к развитию корпоративных конфликтов. В свою очередь, надлежащее корпоративное управление содействует предотвращению конфликтов, а при возникновении - их разрешению посредством предусмотренных процессов и структур. Такими процессами и структурами являются формирование и функционирование различных органов управления, регулирование взаимоотношений между ними, обеспечение равноправного отношения ко всем сторонам, раскрытие надлежащей информации, ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии должными стандартами и пр.
Рис. 1 Система корпоративного управления
Менеджеры получают основную
часть своего вознаграждения, как
правило, в виде гарантированной
заработной платы, в то время, как
остальные формы вознаграждения
играют значительно меньшую роль.
Они заинтересованы, прежде всего, в
прочности своего положения, устойчивости
компании и снижении опасности воздействия
непредвиденных обстоятельств (например,
финансировании деятельности компании
преимущественно за счет нераспределенной
прибыли, а не внешнего долга). В процессе
выработки и реализации стратегии
развития компании, как правило, склонны
к установлению прочного долгосрочного
баланса между риском и прибылью.
Менеджеры зависят от акционеров,
представленных советом директоров
и заинтересованы в продлении
своих контрактов на работу в компании.
Они также непосредственно
В свою очередь, акционеры могут получить доход от деятельности компании лишь в форме дивидендов (той части прибыли компании, которая остается после того, как компания рассчитается по своим обязательствам), а также за счет продажи акций в случае высокого уровня их котировок. Соответственно, они заинтересованы в высоких прибылях компании и высоком курсе ее акций. При этом акционеры несут самые высокие риски: неполучение дохода в случае, если деятельность компании, по тем или иным причинам, не приносит прибыли; в случае банкротства компании получают компенсацию лишь после того, как будут удовлетворены требований всех других групп. Акционеры склонны к поддержке решений, которые ведут к получению компанией высоких прибылей, но и сопряженных с высоким риском. Как правило, диверсифицируют свои инвестиции среди нескольких компаний, поэтому инвестиции в одну конкретную компанию не являются единственным (или даже главным) источником дохода, а также имеют возможность воздействовать на менеджмент компании лишь двумя путями:
1) при проведении собраний
акционеров, через избрание того
или иного состава совета
2) путем продажи принадлежащих
им акций, воздействуя тем
Есть еще одна группа участников
корпоративных отношений, называемых
иными заинтересованными
1) Кредиторы:
- получают прибыль, уровень
которой зафиксирован в
- диверсифицируют свои вложения между большим числом компаний.
2) Служащие компании:
- прежде всего заинтересованы в устойчивости компании и сохранении своих рабочих мест, являющимися для них основным источником дохода;
- непосредственно
3) Партнеры компании (регулярные
покупатели ее продукции,
- заинтересованы в устойчивости компании, ее платежеспособности и продолжении деятельности в определенной сфере бизнеса;
- непосредственно
4) Местные органы власти:
- прежде всего, заинтересованы
в устойчивости компании, ее способности
выплачивать налоги, создавать рабочие
места, реализовывать
- непосредственно
- имеют возможность влиять
на деятельность компании
Как видно, участники корпоративных
отношений по-разному
Основой системы корпоративного управления является процесс выстраивания и эффективного осуществления внутреннего контроля за деятельностью менеджеров компании от лица ее владельцев (инвесторов), т.к. именно благодаря средствам, предоставленным последними, компания смогла начать свою деятельность и создала поле для деятельности других заинтересованных групп.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что корпоративное управление имеет два аспекта: внешний и внутренний. Внешний аспект сфокусирован на отношениях компании с социально-экономической средой: государством, регулирующими органами, кредиторами, участниками рынка ценных бумаг, местными общинами и другими заинтересованными лицами. Внутренний аспект сосредоточен на взаимоотношениях внутри компании: между акционерами, членами наблюдательных, исполнительных и контрольно-ревизионных органов.
Система корпоративного управления создается для решения трех основных задач, стоящих перед корпорацией: обеспечения ее максимальной эффективности; привлечения инвестиций; выполнения юридических и социальных обязательств.
Система надлежащего корпоративного
управления нужна, прежде всего, открытым
акционерным обществам с
Информация о работе Корпоративное управление на примере ОАО "ММК"