Корпоративное управление на примере ОАО "ММК"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Корпорация – это важнейший институт современной экономики. Процесс интеграции российских корпораций в мировое экономическое сообщество вызывал всплеск интереса к вопросам, касающимся корпоративного управления. Актуальность изучения проблемы корпоративного управления объясняется необходимостью:
- повышения конкурентоспособности корпорации на мировом рынке;
- обеспечение инвестиционной привлекательности;
- создание эффективного механизма управления собственностью;
- соблюдение баланса интересов всех финансово-заинтересованных лиц;

Вложенные файлы: 1 файл

моя работа.docx

— 243.99 Кб (Скачать файл)

Финансовая привлекательность  компании – центральное звено  инвестиционной привлекательности. Для  любого инвестора она заключается  в получении стабильного экономического эффекта от финансово-хозяйственной  деятельности. Если этот эффект нестабилен, при инвестировании неизбежен финансовый риск. Критерии финансовой привлекательности  – показатели, характеризующие финансовое положение компании (ликвидность, финансовая устойчивость и платежеспособность) и уровень ее деловой активности (оборачиваемость активов, рентабельность продукции и производства).

Три основные группы методик  оценки инвестиционной привлекательности  компаний, основанные на анализе коэффициентов:

  • рыночный подход, основанный на анализе внешней информации о компании, оценивает изменения рыночной стоимости акций компании и величины выплачиваемых дивидендов. Такой подход является преобладающим у акционеров, позволяя им рассчитывать эффективность собственных инвестиций в компанию;
  • бухгалтерский подход, основанный на анализе внутренней информации, использует бухгалтерские данные, такие как прибыль или поток денежных средств. Такой подход предпочитают бухгалтеры и финансовые специалисты, поскольку используемые для анализа данные могут быть легко получены из традиционной отчетности;
  • комбинированный подход, основанный на анализе как внешних, так и внутренних факторов.

Территориальная привлекательность  компании – система критериев выгодного для инвестора геопространственного положения и развития компании: макроэкономическое положение города или региона, где она находится, в национальном и международном рыночном хозяйстве, а также микрогеографическое положение компании внутри города. При оценке макроэкономического положения инвестор учитывает общий инвестиционный климат в регионе. Микрогеографическое положение оценивают исходя из показателей транспортного коэффициента; коэффициента удаленности от центра города; цены земли; коэффициента потенциальной интенсификации территории компании.

Экологическая привлекательность  компании определяется на основе оценки экологической привлекательности:

  • природной среды компании;
  • производственного процесса;
  • производимой продукции.

Социальная привлекательность  компании является критерием конкурентоспособности компании, ее престижности для трудоустройства, привлекательности для инвестора. При анализе социального климата обращают внимание на:

  • условия труда;
  • организацию и оплату труда;
  • развитость социальной инфраструктуры.

Инвестиционная привлекательность  может быть объектом целенаправленного  управления.

 

Рисунок 3. Идентификация компании как объекта инвестирования

Рисунок 4. Направления повышения инвестиционной привлекательности компаний

 

Совершенствование качества руководства в акционерных обществах  способствует повышению эффективности  деятельности компаний и расширению возможностей их доступа к внешнему финансированию, а значит, является одним из обязательных условий устойчивого  экономического роста.

Компания, желающая привлечь инвестиции, должна отвечать ожиданиям  потенциальных акционеров, прежде всего  в области информационной прозрачности бизнеса. Ориентиром в данной сфере  являются стандарты информационной прозрачности, разработанные в рамках корпоративного законодательства разных стран, а также различные кодексы  и рекомендации 5.

Для инвесторов при принятии решения об инвестировании капитала основным ориентиром являются оценки, присвоенные компании известными рейтинговыми агентствами. Учитывая это, компания может  воспользоваться услугами одного из агентств и, заплатив ему, получить оценку своего уровня корпоративного управления. Компания в своей деятельности и  при раскрытии информации может следовать тем стандартам, которые считают наиболее важными большинство рейтинговых агентств.

Рейтинг является наиболее комплексной оценкой качества корпоративного управления. В настоящее время  в России выделяются два регулярно  обновляемых рейтинга корпоративного управления: составляемые международным  рейтинговым агентством Standard & Poor's и Российским институтом директоров совместно с рейтинговым агентством Эксперт РА (РИД - Эксперт РА).

Цель рейтинга корпоративного управления заключается в сравнительном  анализе текущих стандартов управления относительно существующих оптимальных  моделей. В отличие от кредитного рейтинга, который влияет на кредитоспособность компании и привлекательность ее ценных бумаг для инвесторов, рейтинг  корпоративного управления не является показателем кредитного качества компании, а в целом характеризует качество корпоративного управления. Рейтинг  корпоративного управления отражает мнение агентства относительно того, в какой  степени практика корпоративного управления данной компании соответствует кодексам, принципам и стандартам в данной области.

Рейтинг корпоративного управления S&P является классической рейтинговой  оценкой. Цель рейтинга состоит в  сравнительном анализе текущих  стандартов управления относительно общепринятых эталонных моделей, прежде всего  соответствия принципам корпоративного управления ОЭСР.

Рейтинг корпоративного управления РИД - Эксперт РА представляет собой  оценку качества системы корпоративного управления в российских акционерных  обществах. Он осуществляется консорциумом Российского института директоров (РИД) и рейтингового агентства Эксперт  РА при поддержке Национального  совета по корпоративному управлению. Основу данной методики составляет сопоставление  практики корпоративного управления российских компаний со стандартами, закрепленными  в российском корпоративном законодательстве, положениями Кодекса корпоративного поведения и рекомендациями «передовой практики» инвесторов. Эксперты консорциума  анализируют информацию, полученную из анкет компаний и публичных  источников.

Оценка корпоративного управления позволяет инвесторам минимизировать риски при принятии инвестиционных решений, а компаниям – повысить свою привлекательность в глазах потенциальных инвесторов. Инвесторы  имеют возможность получать достоверную  и упорядоченную информацию, что  позволяет им снижать свои риски. Потенциальные инвесторы должны знать, насколько менеджмент компании учитывает интересы акционеров, в  какой степени они влияют на принятие общекорпоративных решений, каковы гарантии получения прибыли и  роста стоимости бизнеса. Акционеры  получают возможность увеличения своего благосостояния за счет повышения инвестиционной привлекательности компании и роста стоимости акций. Менеджмент компании с высоким качеством корпоративного управления оценивается более высоко.

Российским компаниям  для успешной деятельности по привлечению  инвестиций необходим более тщательный по сравнению с другими странами анализ внутренних факторов инвестиционной привлекательности бизнеса, основных составляющих корпоративного управления, определяющих его уровень. Каждая компания на основе общепринятых норм корпоративного управления должна разрабатывать методику для оценки своего состояния корпоративного управления и соблюдения основных его принципов6.

В настоящее время при  анализе инвестиционной привлекательности  бизнеса различные рейтинговые  агентства и сами инвесторы кроме  финансовых показателей опираются  на нефинансовые критерии, раскрывающие потенциал компании, ее возможности  стабильно и успешно развиваться. Свою оценку они основывают на подробном  изучении внутренних документов эмитентов, анализе структуры собственности  и особенностей формирования и деятельности органов высшего уровня управления, выявление технологии принятия корпоративных  решений, определение ответственности  должностных лиц, отношений компании с государством и инвестиционным сообществом. Все это невозможно без своевременного, полного и  достоверного раскрытия информации, соответствующей высоким стандартам корпоративного управления.

В годовых отчетах все  большее количество компаний раскрывают информацию о соблюдении стандартов кодекса. Однако до сих пор существует значительный разрыв в качестве корпоративного управления между небольшой группой  ведущих российских компаний и большинством других, которые формально подходят к внедрению стандартов кодекса. Большинство членов совета директоров крупных российских компаний пока не относят проблемы раскрытия информации к важнейшим вопросам своей деятельности и практически не принимают участия  в принятии решений в данной области.

Как показывает практика бизнеса, в настоящее время открытость и прозрачность бизнеса являются нематериальным активом, который помогает компании выстраивать постоянные взаимоотношения  с инвесторами и привлекать необходимые  средства для развития компании. Любому инвестору, как портфельному, так  и стратегическому, необходимо понимать цель, которую ставит перед собой  компания, потенциал управленческой команды, состояние корпоративного управления. Все эти факторы влияют на стоимость бизнеса и ценных бумаг компании и могут стать  основой надежности и целесообразности инвестирования в ее ценные бумаги.

3.1. Рейтинг агентства Standard & Poors

Standard & Poors – рейтинговое агентство, входящее в «большую тройку» наравне с Moody’s и Fitch Rating, ведет свою историю с 1860 года. Им присвоены рейтинги более 100 странам на общую сумму долга в 34 трлн долларов США. Кроме того, компания является создателем серии биржевых индексов S&P для американского и международного рынка ценных бумаг. В ее штате 6 300 сотрудников.

S&P присваивает два вида  рейтингов: международный и национальный.

1. Шкала международных  рейтингов.

1. 1. Долгосрочные рейтинги S&P.

Инвестиционный класс.

«ААА» – очень высокая  способность своевременно и полностью  выполнять свои долговые обязательства; самый высокий рейтинг.

«АА» – высокая способность  своевременно и полностью выполнять  свои долговые обязательства.

«A» – умеренно высокая  способность своевременно и полностью  выполнять свои долговые обязательства  при большой чувствительности к  воздействию неблагоприятных перемен  в коммерческих, финансовых и экономических  условиях.

«BBB» – достаточная  способность своевременно и полностью  выполнять свои долговые обязательства, однако имеется более высокая  чувствительность к воздействию  неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях.

Спекулятивный класс.

«BB» – вне опасности  в краткосрочной перспективе, но более высокая чувствительность к воздействию неблагоприятных  перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях.

«B» – более высокая  уязвимость при наличии неблагоприятных  коммерческих, финансовых и экономических  условий, но в настоящее время  есть возможность исполнения долговых обязательств в срок и в полном объеме.

«CCC» – на данный момент существует потенциальная возможность  невыполнения эмитентом своих долговых обязательств – это в значительной степени зависит от благоприятных  коммерческих, финансовых и экономических  условий.

«CC» – в настоящее  время высока вероятность невыполнения эмитентом своих долговых обязательств.

«C» – в отношении  эмитента возбуждена процедура банкротства  или предпринято аналогичное  действие, но платежи или выполнение долговых обязательств продолжаются.

«SD» – выборочный дефолт по данному долговому обязательству при продолжении своевременных и полных выплат по другим долговым обязательствам.

«D» – дефолт по долговым обязательствам.

Долгосрочные рейтинги в  интервале от «АА» до «ССС» и краткосрочные  «А-1» могут быть дополнены знаками  плюс (+) или минус (-), обозначающими  промежуточную оценку.

Помимо буквенного обозначения, рейтинги S&P сопровождаются так называемыми  прогнозами, которые показывают возможное  направление движения рейтинга с  точки зрения агентства в ближайшие  два-три года. Стандартом считаются  четыре комментария:

  • «позитивный» – рейтинг может повыситься;
  • «негативный» – рейтинг может понизиться;
  • «стабильный» – изменение маловероятно;
  • «развивающийся» – возможно как повышение, так и понижение рейтинга.

1.2. Краткосрочные рейтинги  имеют значения от «А-1» до  «D».

2. Шкала национальных  рейтингов.

В национальной шкале рейтингов S&P используется приставка ru: «ruAAA», «ruAA», «ruA» и так далее. Рейтинг компании не может быть выше суверенного рейтинга. Поэтому в описании каждого класса добавляется, что рейтинг обозначает способность компании выплачивать  свой долг относительно других эмитентов.

Кроме кредитных рейтингов, S&P оценивает руководство компаний. Для этого агентством разработаны  две системы: «Рейтинг корпоративного управления» и GAMMA – оценка нефинансовых рисков, связанных с покупкой акций компаний на развивающихся рынках.

Информация о работе Корпоративное управление на примере ОАО "ММК"