Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 12:19, курсовая работа
Необходимость учета человеческого фактора в работе возникла в связи с усложнением производства, с одной стороны, когда стоимость человеческой ошибки существенно увеличилась, а также в связи с усилением конкурентной борьбы.
Введение...........................................................................................................3
1. Содержание понятия «коучинг»...............................................................5
1.1.Что такое «коучинг»?................................................................................6
1.2. Теории обучения в коучинге….............................................................9
2. Коучинг как технология в менеджменте и управлении персоналом на основе книги «Коучинг высокой эффективности» Джона Уитмора........................................................................................................17
2.1.Сущность понятия «коучинг»................................................................18
2.2. Функционирование коучинга................................................................26
2.3. В чем заключается полезность коучинга?...........................................30
Заключение.....................................................................................................38
Список используемой литературы……………….......................................40
Двенадцатая глава «Обучение и удовольствие» поднимает проблему качества обучения. Ведь, как известно, обучение – это не подготовка к жизни, а вся наша жизнь. Поэтому немаловажно превратить обучение для персонала в увлекательный процесс, приносящий истинное удовольствие.
«Чтобы что-то сделать, не обязательно заранее знать, как это делается»54.
Важно разобраться в своих чувствах, в самом себе, чтобы осознать потребность в нехватке того, чего не хватает, чтобы научиться новому. Если придет осознание, то отпадет необходимость в инструкциях, появится самостоятельность. Коучу стоит лишь подтолкнуть своего подопечного к тому, чтобы начать прислушиваться к себе.
«Спрашивая себя, что именно мы чувствуем, осязаем, слышим, видим, ощущаем на вкус и запах и даже думаем, концентрируя свое внимание на поиске ответа, мы повышаем свое осознание и удовольствие. Это улучшает обратную связь и, соответственно, обеспечивает высококачественный вклад»55.
«Наивысший опыт» образуют исполнение, обучение и удовольствие, грани, между которыми размыты. Коучинг непосредственно направлен на ощущения, которые достигаются путем преодоления себя, и как следствие не только на получение удовольствия, но и поддержание должного уровня исполнения.
«Наивысший опыт тесно связан с пониманием коучинга, как такового, и осознания, в частности»56.
В тринадцатой главе «Мотивация» Джон Уитмор возвращается к методам мотивации.
««Кнут» и «пряник» часто и убедительно используют как средство мотивации. Но если обращаться с людьми, как с вьючными животными, они так и будут работать. Самомотивация исходит из недр сознания индивидуума, недоступных даже самым большим начальникам»57.
Коучинг представляет собой инструмент, способный ближе подобраться к сознанию, способствует самокоучингу, который позволяет активизировать мотивацию. Когда наблюдается отсутствие внутренних источников мотивации - безопасность работы и качество жизни на рабочем месте, упор, несомненно, делается на внешние – деньги.
Уитмор обращается к пирамиде потребностей Маслоу, принимая во внимание тот факт, что потребность в удовлетворении потребности в самоуважении, самореализации и самоактуализации выше, чем потребность в получении очередного продвижения в служебной иерархии без реального наделения полномочиями при повышении заработной платы.
«Потребность в самоуважении нельзя удовлетворить привилегиями и престижем, что, скорее, символично, чем существенно. Самоуважение появляется тогда, когда человека оказывается достойным предпринимаемого выбора»58.
Четырнадцатая глава «Коучинг для определения целей» определяет необходимость установления и достижения целей как первоэтапных компонентов.
«В такой ситуации коучинг имеет неоценимое значение, поскольку помогает сотрудникам разобраться в собственных мыслях: пока они пребывают в состоянии замешательства и отчаяния, их отдача вряд ли будет высокой»59.
Чтобы активизировать свои усилия, каждый должен найти определенные точки опоры, чтобы устоять под натиском современного мира. Такими точками опоры являются рационально расставленные приоритеты и цели. Если человек течет по течению, выполненная им работа не будет иметь никакой пользы, складывается так называемое «увольнение - не увольняясь». Применение коучинга будет способствовать не только определению личных целей, но и формированию точек соприкосновения целей организации и собственных целей, что позволит повысить качество своей рабочей жизни и достижению наивысших результатов.
Следующая глава «Коучинг для поиска смысла» посвящена обретению смысла жизни.
«Мысль о значимости смысла и цели не нова; пожалуй, она возникла с появлением большинства древних религий. Возможно, сейчас наступило время ее полного признания миром бизнеса, но это должно происходить изнутри, потому что навязывание извне редко бывает эффективным, что хорошо известно коучам»60.
Коучинг – средство для поиска смысла жизни, которое не навязывает, а рождает новый смысл. Это дает ключ к повышению эффективности – осознание. Таким образом, данная методика переводит угол зрения на рассмотрение жизни как пути развития, а препятствия являются переходами на новую ступень. Использование нового стиля менеджмента может иметь в своей основе кардинальные изменения, подразумевающие смену сферы деятельности, образа жизни и мыслей. Такая функция коучинга способствует повышению эффективности производства в разных отраслях, так как люди находят свое место в жизни и на рабочем месте, перемещая акценты на другой вид деятельности, который доставляет им истинное удовольствие.
В шестнадцатой главе «Коучинг для корпораций» уделяется внимание сфере бизнеса и социальному устройству.
Экономические показатели больше не дает достоверной информации о существующей ситуации. Все больше появляются проблемы, связанные с корпоративной этикой и окружающей средой.
«Многие считают, что кардинальные изменения в положении и роли бизнеса неизбежны и уже происходят под давлением общественного мнения. Люди открыто заявляют, что не желают больше терпеливо служить экономике, требуя, чтобы она служила их интересам»61.
Многие изменения могут произойти по инициативе людей с высокими требованиями и устремлениями, тогда как бизнес будет, как и раньше, гнаться за прибылью или же учиться брать на себя ответственность. Роль бизнеса должна вобрать в себя этическую составляющую и стремление к социальной ответственности. Об этом свидетельствует появление в оценке благосостояния множества неэкономических показателей. Коучинг, в свою очередь, дает возможность ставить приемлемые цели в бизнесе и достигать общественно-значимых результатов.
«Эффективность исполнения будет самой высокой только тогда, когда работники, акционеры, руководители и даже клиенты будут разделять одни и те же ценности, но прежде, чем это произойдет, надо помочь сотрудникам определить их собственные»62.
В главе семнадцать «Обратная связь и оценка» говорится о том, как можно проводить коучинг для обратной связи, а также для оценки и развития индивидуумов и групп.
«Обратная связь от себя и от окружающих чрезвычайно важна для обучения и повышения эффективности исполнения. Эта обратная связь должна касаться как результатов, так и самого процесса действия»63.
Как известно, обратная связь способствует повышению эффективности исполнения, остальные варианты связи, с одной стороны, все же способствуют минимальному улучшению, с другой, усиливают неэффективность и снижают самоуважение.
Задача менеджера заключается в формировании у своего подопечного осознания и ответственности путем не критики и обвинений, а создания условия для процесса обдумывания, описания полученных результатов, формирования представления о том, чего еще хочется достичь. Функция обратной связи заключается не только в формировании должного уровня контроля руководителя, но и в возможности делегирования полномочий. Также не стоит совсем абстрагироваться от оценки – она необходима для каждого. Коучинг способствует ее объективности, улучшению личностных аспектов и качества работы.
«Создание соответственной высококачественной обратной связи, по возможности, самостоятельно инициированной самим исполнителем, а не экспертом, является залогом постоянного улучшения в работе, спорте, во всех других аспектах жизни»64.
Следующая глава «Развитие команды» раскрывает коучинг как метод повышения эффективности исполнения команды.
«В прошлом высококлассные команды действительно часто появлялись благодаря определенному элементу везения, но некоторые из них собственным развитием были обязаны именно пониманию и усилиям своих членов и их лидеров»65.
Коучинг обладает возможностью сделать работу и взаимодействие команды эффективными. Его методы также способствуют оптимизации стадий развития команды, что, в конечном счете, приводит к желаемому результату. Групповой коучинг в сравнении с индивидуальным не имеет явных отличий. Он строится на тех же принципах, которые используются для индивидуального коучинга. Применение группового коучинга способствует качественной совместной работе, осознанию команды на индивидуальном и коллективном уровнях, сплочению и взаимопомощи.
Девятнадцатая глава «Коучинг команд» позволяет делать акцент не только на выполнении заданий, но и на развитии команды.
«Это тот самый процесс, который позволяет учесть все детали, способствует ясности и пониманию, использует все ресурсы, дает инициативу, развивает самоуважение и самомотивацию»66.
Менеджер задает модель поведения команды с момента первой встречи. Задача лидера заключается в установлении долгосрочных доверительных отношений, уважения к различным позициям персонала, развитии потребности в совместной работе, осознания ответственности на пути к поставленной цели путем применения методики задавания вопросов.
«Следует помнить, что
коучинг для повышения
Глава двадцатая «Преодоление препятствий на пути коучинга» описывает барьеры, встающие на пути к принятию философии коучинга.
Коучингу нельзя научиться, пользуясь только литературой. Важна практика, развивающая осознание и ответственность. Возможно, чтобы принять философию коучинга появится необходимость кардинальных перемен, связанных с историей автократов.
«Лучше научиться чему-то новому – в данном случае коучингу, чем отказаться от старого – в данном случае от указаний»68.
Но люди страшатся не только изменений, но и самих вопросов.
Задача коуча - показать, что вопросы нацелены не на проверку знаний, а на развитие осознания. Необходимо избавить исполнителей от внутренних препятствий, вселить уверенность в эффективности коучинга, задавая следующие вопросы: «чего ты хочешь?», «что происходит?», «что можно сделать?», «что ты будешь делать?». Чтобы реализовать коучинг на практике необходимо избавиться от старых представлений об управлении.
«Как только старое исчезает, новое заполняет вакуум»69.
Двадцать первая глава
«Многочисленные достоинства
Уитмор выделяет следующие наиболее значимые преимущества для руководителей и сотрудников:
Коучинг – философия, способная открыть иной путь, не похожий ни на один из известных методов повышения эффективности. С его помощью появляется необходимость в анализе, а не в поиске оправданий. В будущем умение работать с людьми станет необходимостью.
«Коучинг - это более приятный путь улучшения бизнеса. Он заставляет по-другому относиться к людям, отказываясь от ограниченных представлений о них и о себе тоже, забывая былые привычки и освобождаясь от устаревшего образа мышления»70.
Понимание философии коучинга приводит человека в совершенно другое пространство, связанное с осознанием и ответственностью и верой в себя. Коучинг не дает готовых ответов, он лишь дает основу для выработки собственной стратегии.
Заключение
Недостаток знаний в области
менеджмента, маркетинга, управления персоналом
и прочего может оказаться
критичным для организации в
современных условиях. Поэтому особое
значение для бизнеса имеет способность
организации привлекать или же растить
высококвалифицированных
Согласно поставленным во Введении задачам, содержание коучинга включает:
Информация о работе Коучинг как технология в менеджменте и управлении персоналом