Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:16, курс лекций
Менеджмент является частью общей теории управления, рассматривающей проблемы управления применительно к организации (фирме). В полном смысле говорить о менеджменте можно лишь в том случае, когда хозяйствующий объект осуществляет свои действия в условиях рынка, сообразуясь с его механизмом.
Тема 1. Менеджмент и его роль в повышении эффективности производства, деятельности организации
Тема 2. Общие характеристики организации
Тема 3. Принципы и функции менеджмента
Тема 4. Стратегическое планирование
Тема 5. Делегирование ответственности и полномочий
Тема 6. Мотивация и потребности
Процесс контроля состоит из трех этапов:
1. Установление стандартов
Стандарты контроля прежде всего связаны со стратегией организации - ее миссией и целями. Стандарты должны быть научно обоснованными, конкретными и достаточно реалистичными. Они могут носить обобщающий характер (уровень доходности, доля на рынке и т.п.) или являться частными показателями (нормы расхода, уровень квалификации). Все сотрудники должны знать, что в их деятельности подлежит контролю, каковы показатели их труда, которые будут контролироваться и в какие сроки будет осуществляться контроль.
2. Сравнение фактического
Этот этап включает несколько действий: определяется масштаб отклонений, подлежащих контролю; сопоставляется фактическое положение дел со стандартами; проверяется достоверность поступившей информации и делается вывод о том, достигнуты ли поставленные цели. Результаты контроля доводятся до сотрудников.
3. Организационные действия, вытекающие из второго этапа.
Если цели достигнуты, то третий этап не нужен. Но если цели не достигнуты, то необходимо установить причину отклонения реалий от стандартов.
Причины отклонения могут быть результатом установления неправильных стандартов контроля, и тогда стандарты необходимо исправить, а весь процесс контроля начать сначала.
Если же стандарты правильны, то необходимо найти причины этих отклонений, устранить их и вновь сравнить фактическое положение со стандартами.
Более подробно вопросы данной темы изложены в источниках: 1, 4, 6, 12.
1. Особенности деятельности
2. Классификация типов руководителей.
Менеджер в своей деятельности выполняет множество функций, играет различные роли. Среди них можно выделить три основных группы:
1) межличностное общение;
2) организация и
3) принятие решений.
Межличностное общение осуществляется в трех ролях:
Наиболее сложной является роль лидера.
“Лидерство - это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выводя за обычные, ограничивающие ее рамки” (П.Друкер).
Это определение дает четкое представление о том, что должен уметь каждый человек, претендующий на роль лидера: он должен постоянно знать больше, чем его подчиненные; быть знакомым с новыми достижениями в области повышения эффективности труда в данном виде деятельности; хотеть и уметь воспитывать в подчиненных стремление к успеху, продвижению вперед, самосовершенствованию.
Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельных лиц и на группы лиц для достижения цели.
Влияние - это поведение личности, которое оказывает воздействие на мировоззрение и поведение другой личности или группы лиц, это форма реализации власти.
Власть - это реальная возможность действовать на других людей и их поведение.
Формы власти:
Экспертная власть наиболее приемлема для лидера, руководителя. В реальной жизни все формы власти используются руководителем в зависимости от его характера, ситуации, состава коллектива.
Лидеры могут быть различны по стилю поведения. Это зависит от характера человека, возраста, опыта, ума и других факторов.
Есть два типа лидера:
Каждый из типов делится на более мелкие подтипы.
Лидер - автократ оставляет за подчиненными только чисто технические функции. Все руководящие функции он выполняет сам. Делегирование здесь не осуществляется. Лидер этого типа использует наказания как способ воздействия на подчиненных. Хотя автократы добиваются успехов, но ценой подавления самостоятельности, поэтому основное в их деятельности - формальный контроль.
Лидер - демократ считает, что его задача - создать такие условия, при которых всему коллективу интересно работать. Демократы бывают разных типов: одни советуются с подчиненными, узнают их мнение, но принимают решение самостоятельно; другие допускают участие подчиненных в принятии решения, широко делегируют свои полномочия.
Это деление не является абсолютным. Настоящий руководитель использует все формы власти (использует тот стиль, который в данный момент дает максимальный результат).
Вопросы данной темы более подробно изложены в источниках: 1, 10, 12, 15.
1. Коммуникации: сущность, виды и роль в управлении.
2. Достоинства и недостатки различных типов информационных сетей.
Создание системы таких связей (коммуникаций) и обеспечение их постоянного и эффективного функционирования является одной из главных задач менеджера-руководителя, ибо достоверная и своевременная информация - неоценимое условие успешного руководства.
В процессе коммуникации информация может поступать от одной личности к другой и носить название межличностной. Связи между различными подразделениями организации носят более сложный характер и называются организационными коммуникациями. Поскольку между величиной организации и размером коммуникаций существует определенная связь, вытекающая из нормы управляемости (7-10) человек, то очевидно, что первым фактором, влияющим на систему коммуникаций, будет размер организации.
Вторым фактором является сложность структуры - двух-, трех- или четырехступенчатое построение фирмы, разбросанность по разным районам одного города или разным городам. Современные средства связи позволяют, в известной мере, сгладить влияние последнего обстоятельства, однако не исключают его полностью.
Третьим фактором можно назвать внимание, уделяемое руководством фирмы созданию и совершенствованию системы коммуникаций, умение использовать их для быстрого прохождения информации.
Коммуникационный процесс
1. Отправление.
Тот, кто передает информацию, отправитель, определяет назначение передаваемой информации, выбирает форму передачи (кодирует) текст, рисунок, поступок, речь; формирует на основе этого послание.
На этом этапе выбирается канал связи - голос человека (при непосредственном общении), текст, техническое средство (телефон, факс, компьютер).
2. Получение.
На этом этапе тот, кому адресована информация, получатель, принимает послание, раскодирует его, т.е. уясняет смысл и оценивает его.
3. Обратная связь.
Сущность этого этапа состоит в том, что отправитель и получатель информации меняются ролями в информационном процессе, т.е. обратная связь - это получение ответа на свою информацию. Она свидетельствует, что информация дошла и правильно понята.
Коммуникации могут
устанавливаться между
Коммуникационные сети чрезвычайно разнообразны по своей форме и сферам использования.
Более подробно этот вопрос изложен в источниках: 1 (гл.6, §4); 6 (разд.9).
Как руководитель организации, менеджер должен вступать во взаимоотношения с поставщиком, клиентом, партнером и т.д. Успешность переговоров зависит от того, насколько правильно при переговорах учтен человеческий фактор.
При ведении переговоров с
При беседе с человеком фактологического типа (человек-прагматик) необходимо оперировать с множеством фактов. Его не интересуют вопросы: “Почему?”, “Отчего?”, а только вопрос: “Что?”. Человека этого типа можно убедить в том случае, если каждый ответ будет подтвержден цифрами, фактами.
Третий тип партнера - это тип человека, для которого важно соблюдение закона или выгоды, независимо от степени законности.
Партнера - идеалиста не интересуют мелочи, факты, а только идеи. Он загорается самой идеей. Все вопросы надо решать с его подчиненными, так как трудности могут остановить его.
Переговоры можно вести в разных стилях:
Переговоры ведутся в спокойном вежливом тоне.
1. Классификация и основные
2. Методы принятия решений.
Все решения делятся на запрограммированные (штатные, типовые, не требующие анализа) и незапрограммированные, оригинальные.
Те решения, которые руководитель принимает автоматически, надо делегировать подчиненным.
Незапрограммированные решения могут быть приняты тремя способами:
1) интуитивный (самый дешевый, но не всем доступный);
2) опирающийся на предыдущий опыт (нет перспектив, т.к. это повторение пройденного);
3) рациональный (самый дорогой, но менее рискованный).
Рациональный способ принятия решения состоит из пяти этапов.
1 этап. Постановка диагноза проблемы.
Проблема - несовпадение фактического положения дел с нормативным. Следует определить это несовпадение и найти его причины. При этом надо знать, что у каждой проблемы есть две причины - очевидная и действительная. Выясняется реальная, а не видимая причина и формулируется цель принятия решения.
2 этап. Формулировка ограничений и критериев эффективности принятия решения.
Исходя из цели принятия решения, формулируются ограничения - рамки, в пределах которых принимаются решения (временные, должностные, денежные и т.д.) и критерии - показатели эффективности принятого решения.
3 этап. Рассмотрение альтернатив - вариантов решения проблемы. Устранение проблемы может иметь несколько вариантов, основные из них (два - три) должны быть сформулированы.
4 этап. Оценка альтернатив по ограничениям и критериям.
Каждый вариант оценивается исходя из результатов второго этапа.
5 этап. Принятие решения.
Принятие решения означает выбор одного из вариантов и не свидетельствует о разрешении проблемы. Необходимо его реализовать. При выборе варианта необходимо учитывать то, что каждое решение имеет отрицательные последствия. Поэтому необходимо взвесить все “за” и “против”, плюсы и минусы, вытекающие из решения. Решения должны образовывать логическую цепь. Если же она нарушена, то надо объяснить подчиненным причину этого.
Эффективность решения во много зависит от того, насколько информирован тот, кто его принимает, в какой мере объективны и полны имеющиеся у него данные.
Главное требование к информации - своевременность и достоверность.
Информационный процесс
1) отправитель (источник
2) сообщение;
3) канал связи;
4) получатель.
Задача состоит в том, чтобы информация была как можно меньше искажена. Искажение информации может произойти на любом этапе.
На этапе отправителя