Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 19:33, курс лекций
Понятия «метод», «методология». Методология научного познания и деятельности. Уровень методологических оснований в структуре научного знания. Методы как практическое выражение теоретических концепций.
Более того, ценность знаний растет настолько быстро, что уже сегодня она составляет основную часть общей рыночной стоимости многих компаний, особенно в отраслях высоких технологий. Фактически это означает: для любой фирмы важнее всего не то, какими зданиями, оборудованием и сырьем она располагает, а то, каков ее потенциал создания перспективной конкурентоспособной продукции. И этот потенциал тем выше, чем больше база знаний компании.
В качестве примера можно привести компанию Microsoft, капитализация которой превышает 400 млрд. долларов при стоимости имущества, основных и оборотных фондов немногим более 900 млн. долларов и численности персонала - 80 тыс. чел. (Для сравнения - Дженерал моторс", "Форд" и "Крайслер" в 2000г. применяли в совокупности труд 1,1 млн. работников, а их суммарная капитализация составляла 102 млрд. долларов).
Известный американский экономист Томас Стюарт в книге "Интеллектуальный капитал - новый источник богатства организаций" пишет:
“Коль скоро знание является главным источником стоимости, следует ожидать, что плоды буду пожинать те, кто работает головой, а все шишки будут доставаться тем, кто этого делать не умеет”
23. Основные
школы и методологические
Школы |
Направления |
Технократический подход | |
1. Системная. |
Наиболее длительно существующая школа. Основана на традициях систем знаний и экспертных систем. Центральная идея – получить знание и сделать его доступным тем, кто может «использовать» его. |
2. Картографическая. |
Школа связана с отображением организационного знания на базе установления связи между знанием и людьми. Используется поддержка со стороны информационных технологий. |
3. Процессная. |
Школу можно рассматривать как результат реинжиниринга бизнес-процессов. Базируется на двух основных идеях: 1) бизнес-процессы усиливаются, когда оперативному персоналу будет предоставлено нужное для данной задачи знание; 2) предполагается, что процессы управления изначально более «знаниеемкие», чем бизнес-процессы, то есть контекстуальное знание и знание «образцовой практики» являются важными. |
Экономический подход | |
4. Коммерческая. |
Базируется на коммерческой защите и использовании «знаниевых» активов (интеллектуальной собственности), таких как патенты, авторские права и торговые марки. В качестве примера такого подхода упоминается компания Dow Chemical. Знание трактуется как актив или товар. Такой подход требует команды специалистов и создания технологии управления интеллектуальной собственностью как рутинного (освоенного и привычного) процесса. |
Бихевиористский подход | |
5. Организационная. |
Интенсивно используются сообщества для активизации обмена и создания знания, которые могут быть интерорганизационными или интраорганизационными и часто бывают междисциплинарными. Используется также неформальный элемент в жизни сообщества, такой как непосредственный личный обмен и встречи. |
6. Пространственная. |
Базируется на использовании пространства или пространственного дизайна для того, чтобы способствовать обмену знаниями. Примерами могут служить часто используемые метафоры, такие как место встреч около установки по охлаждению воды, кафе-бар открытого типа или кухня как «кафе знаний», офис открытого типа как «здание знаний». Соприсутствие и социализация используются как средства обмена знаниями и их создания. |
7. Стратегическая |
Управление знанием рассматривается как размерность конкурентной стратегии. В качестве примера служит «Скандия», которая провозгласила интеллектуальный капитал как ключевую компетенцию компании. Целью является создать и использовать активы знания на базе разнообразных возможных средств. Действия, которые являются следствием этого подхода, могут включать разнообразие средств, заимствованных из уже упоминавшихся школ. |
Среди моделей управления знаниями известны модели Икуджиро Нонака, Гуннара Хедлунда, Майкла Эрла, Эллиса Караяниса, Карла Виига, Лейфа Эдвинссона, Дэвида Сноудена, Эндрю Инкпена и Адва Динура, Вана Бурена, Деспре и Шаувеля.
1. Модель И. Нонака. Она называется четырехфазная модель СЭКИ (социализация, экстернализация, комбинация, интернализация) или (SECI). Ее элементы: (1) две формы знания – неформализованное (неявное) и формализованное (явное); (2) динамика взаимодействия – передача знаний от фазы к фазе, от цикла к циклу; (3) три уровня социальной агрегации – индивид, группа, контекст; (4) четыре фазы создания знания (СЭКИ); (5) условия создания знания; (6) структура организации, ориентированная на знание.
2. Модель Г. Хедлунда. Он ввел понятие организации N-форма как организации, основывающейся на знании. Главный атрибут модели – анализ двух наборов концепций: тип неявного знания и тип явного знания (каждый тип имеет три формы знания: познавательное, навык, воплощенное), а также четыре уровня социальной агрегации или четыре уровня носителя (индивидуумы, малые группы, организации, межорганизационная область).
Хедлунд вводит движущие силы переноса знания и трансформации, которые выражены процессами: 1) оформлением и интернализацией, взаимодействием которых является рефлексия; 2) распространением и усвоением, взаимодействием которых является диалог; 3) ассимиляцией и рассеиванием, которые относятся к извлечению знания из среды и вводу знания в среду.
3. Модель М. Эрла. Как специалист по информатике, Эрл проводит различие между данными, информацией и знанием. Знание он делит на три категории (три уровня):
1) принятое (accepted) знание – «наука» (данные);
2) осуществимое (workable) знание – «суждение» (информация);
3) потенциальное (potential) знание – «опыт» (знание).
Потенциальное знание, по его мнению, является самым дорогим и имеющим наибольшую потенциальную отдачу. «Наука» и отчасти «суждение» - это основа конкуренции и предпосылки существования организации. Применение «опыта» может дать основанное на знании конкурентное преимущество.
Эрл допускает, что организация может создавать и защищать знания, используя активы знания и четыре функции:
1)инвентаризация – картографирование индивидуального и организационного знания;
2)аудит – оценка природы и величины запланированного незнания, развитие знания через познавательные действия;
3)социализация – создание событий, которые делают возможным для людей обмен неявным знанием;
4)испытание – проблема неизвестного незнания рассматривается путем обучения на базе опыта, действия и разбора необычных ситуаций.
24. Основные инструменты управления.
Тремя наиболее эффективными и популярными инструментами в США за последние семь лет являются классические:
(1)Стратегическое
(2)Миссия и Видение, популярный инструмент, используемый 85 процентами респондентов, описывающий, чем компания станет, и как этого добьется. Миссия - это основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
(3)Бенчмаркинг, улучшающий операционную деятельность через нахождение и применение в производстве и продажах лучших бизнес-практик. Используется 76 процентами.
Венчурное финансирование: инвестирование в новые продукты или технологии через финансирование бизнеса внутри или вне компании. Это долгосрочные (5-7 лет) высокорисковые инвестиции частного капитала в акционерный капитал вновь создаваемых малых высокотехнологичных перспективных компаний (или хорошо уже зарекомендовавших себя венчурных предприятий), ориентированных на разработку и производство наукоёмких продуктов, для их развития и расширения, с целью получения прибыли от прироста стоимости вложенных средств.
Франча́йзинг: это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.
Управление знаниями: развитие систем и процессов для идентификации и распространения интеллектуальных активов компании.
Измерение уровня удовлетворенности клиентов: сбор информации от клиентов для того, чтобы измерять их удовлетворенность, выявлять основные потребности.
Пpoцессно-ориентированное управление: отслеживает общие и косвенные издержки по всем процессам и привязывает их к конкретным продуктам и клиентам, позволяя более точное распределять издержки и принимать более верные решения.
Сбалансированная система показателей эффективности деятельности: переводит миссию и видение в количественные измерения и отслеживает, добивается ли менеджмент запланированных результатов.
Ключевая компетенция: выделяет и инвестирует в специальные навыки или технологии, создающие уникальную ценность для клиентов.
Управление отношениями с клиентами: сбор информации для лучшего понимания клиентов, для того, чтобы приобретать, удерживать и выращивать наиболее прибыльных из них.
Сегментация клиентов: подразделяет рынки на группы клиентов, обладающих общими признаками, чтобы создать специальное предложение продукта или маркетинговую программу.
Сокращение затрат времени: уменьшает общее время от создания концепции до готовности продукта и процесса.
Стратегии роста: направляют ресурсы на возможности, обеспечивающие прибыльный рост.
Анализ возможностей смены рыночных тенденций: выявляет ранние сигналы возможной смены рыночных тенденций и новые технологии, которые могут перевернуть рыночную ситуацию.
Команды слияния: группы высших руководителей из двух сливающихся компаний, нацеленные на нахождение синергии по продажам и производству.
Персонифицированный маркетинг: организация обширного и систематического общения с индивидуальным клиентом, чтобы персонализировать диалог с ним и предоставить индивидуализированные продукты и услуги.
Аутсорсинг: использование третьей стороны для выполнения не являющихся основными задач.
Оплата по результатам: привязывает компенсацию менеджеров к измеряемым и контролируемым целям.
Концепция реальных опционов: анализ и инвестиции в реальные активы (такие как производство, люди и продукты) как в опционы, так же, как финансовые менеджеры анализируют и инвестируют в финансовые опционы на фондовом рынке.
Реинжиниринг бизнес–процессов: радикальные изменения в ключевых бизнес-процессах с целью достижения существенного повышения производительности и качества и сокращения затрат времени.
Сценарное планирование: определение нескольких вариантов будущего для подготовки стратегических решений.
Анализ акционерной стоимости: измерение способности компании или подразделения получать доходы выше, чем стоимость привлеченного капитала. Предоставляет рамки для оценки альтернатив по повышению акционерной стоимости.
Стратегические альянсы: соглашения между фирмами, по которым каждая из них выделяет ресурсы на достижение общего набора целей.
Интеграция цепочки поставок: синхронизация усилий нескольких сторон поставщиков, производителей, дистрибуторов, дилеров и клиентов для достижения непрерывного обмена информацией, товарами и услугами через границы организаций.
Тотальное управлении качеством: привязывает требования клиентов по характеристикам к продуктам и услугам, цель – нулевой уровень брака.