Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 18:33, курс лекций
Тема 1 теоретические основы управления
Задания для практического выполнения 1
что означает понятие «эффективно управлять» с позиций современных концепций менеджмента.
В понятие “эффективное управление” входит раскрытие реализации на практике основных функций менеджмента: планирования, организации, стимулирования, мотивации и контроля.
Для осуществления эффективного управления фармацевтической организацией необходимы:
1. Чуткая реакция на внешние и внутренние условия
2. Планирование и выработка решения: определение цели организации и принятие наиболее эффективных решений
3. Оптимальное распределение сил и ресурсов
Формирование управленческих отношений на каждом предприятии зависит от многих факторов, учесть которые в полной мере и одновременно невозможно. Однако исследования показали, что стиль управленческих отношений определяется особенностями их официальных организаций. На предприятиях, относящихся к одной и той же отрасли, обнаруживается значительно меньшая разница в соотношении стилей руководства по сравнению с предприятиями разных отраслей.
Особенности организаций, в свою очередь, определяются задачами, выполняемыми этими организациями. Поэтому именно содержание задач, в первую очередь, влияет на формирование различных стилей управленческих отношений, характерных для разных организаций.
3. К институционализированным факторам формирования стиля руководства относится также ранг, или уровень управления. Деятельность каждого уровня управления имеет свои особенности, которые заданы определенными положениями и должностными инструкциями, где указывается роль и основные задачи каждого звена аппарата управления, а также права, обязанности и ответственность каждого должностного лица. Административно-правовые нормы специфически сказываются на формировании управленческих отношений между руководителями соответствующего уровня и подчиненными им исполнителями.
Особенности функционирования производственного коллектива как фактор формирования стиля руководства
Не менее важной группой факторов, определяющих формирование стиля руководства, являются особенности функционирования руководимого коллектива. Среди многообразия этих особенностей можно выделить несколько основных.
1. Главное формирующее
влияние на стиль
Если производственная деятельность коллектива характеризуется низкими показателями, возникает необходимость применения более жестких методов руководства, централизации всего управления. Иными словами, производственно-экономические условия функционирования коллектива могут обусловить использование стиля руководства, характеризующегося выраженным компонентом директивности. Такой стиль оказывается оптимальным в данных условиях.
Важным фактором,
характеризующим состояние
2. Специфику стиля руководства определяют социально-демографические особенности производственного коллектива. В женских коллективах предъявляются более высокие (по сравнению с мужскими) требования руководителям в отношении заботы о подчиненных. Эти коллективы оказались более чувствительными к личным качествам руководителя, таким как чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к людям. Поэтому руководство женскими, мужскими или смешанными коллективами должно осуществляться с учетом специфических особенностей женской и мужской психологии.
Определенные
требования к стилю руководства
предъявляет и возраст
Не менее важным для формирования стиля руководства является уровень квалификации исполнителей. Выяснилось, что подчиненные с низкой квалификацией, как правило, проявляют меньше самостоятельности в работе, что требует от руководителя многочисленных указаний и разъяснений по самым различным вопросам. Низкая квалификация не позволяет исполнителям брать на себя большую ответственность, поэтому руководитель вынужден сам нести ответственность. Все это создает необходимость использования директивных или директивно-коллегиальных приемов руководства. Исполнители с высоким уровнем квалификации способны проявлять большую самостоятельность в работе и брать на себя основную долю ответственности за общее дело коллектива. Поэтому руководитель может предоставить им большую самостоятельность и распределить ответственность между собой и исполнителями. В таких коллективах существуют объективные условия для делегирования полномочий, поэтому наиболее оптимальным оказывается коллегиальный стиль управленческих отношений.
3. Наконец, следует отметить социально-психологические особенности функционирования коллектива, которые влияют на динамические характеристики стиля руководства.
Из опыта
исследований известно, что самые
ответственные моменты для
Известны случаи, когда в коллектив с невысокими производственными показателями приходил новый руководитель, который пытался установить коллегиальный стиль руководства. Однако эти усилия не находили поддержки, так как у исполнителей уже была выработана привычка к пассивному исполнению распоряжений, а проявление инициативы считалось делом руководителей. Стремление руководителя наладить коллегиальные управленческие отношения в таких коллективах расценивается ими как недостаток знаний, опыта, как отсутствие решительности. Их ожиданиям соответствует директивный стиль руководства. Групповыми представлениями необходимо управлять, хотя этот процесс трудоемок и длителен. Постепенное вовлечение исполнителей в решение общих для всего коллектива задач позволяет изменить характер управленческих отношений.
Другой крайностью являются случаи, когда директивный стиль руководства пытаются установить в тех коллективах, где нормой стал коллегиальный стиль отношений между руководителями и исполнителями. Это приводит к не меньшим отрицательным последствиям.
Групповое представление
о стиле руководства
Каждый руководитель
включен в иерархическую
Стиль руководства определяется также уровнем сознательности исполнителей, их отношением к трудовой дисциплине, социальной активностью, степенью участия в управлении и другими особенностями, которые взятые вместе характеризуют уровень развития или уровень социальной зрелости производственного коллектива. Последнее можно рассматривать и через динамику разных видов требований: руководителя к коллективу, членов коллектива к себе, друг к другу и к руководству. Постоянное повышение требований коллектива к руководителю обязывает его требовательно подходить к самому себе и, в первую очередь, совершенствовать методы и стиль руководства. Эта требовательность становится максимальной на высших уровнях развития коллектива, поэтому с его ростом должен расти и сам руководитель. В противном случае между реальным стилем руководства и требуемым уровнем развития коллектива будет обнаруживаться несогласованность, которая либо будет тормозить развитие коллектива, либо приведет к необходимой смене руководителя.
Личность руководителя и стиль руководства
Особенности личности руководителя являются существенной предпосылкой формирования стиля руководства производственным коллективом. И.П. Волков отмечает: “Стиль руководства возникает как проявление наиболее типичных для данного должностного лица характерологических и индивидуально-психологических черт в поведении его по отношению к подчиненным”. Действительно, стиль руководства только тогда становится индивидуальным, когда в нем проявляются качества личности руководителя. Но это не исключает формирующего воздействия целостной системы вышеизложенных факторов.
В структуре личности руководителя выделяют следующие основные подструктуры: профессиональную компетентность; организаторские, педагогические и коммуникативные качества.
Среди специальных подструктур личности руководителя наибольшее формирующее влияние на индивидуальный стиль руководства оказывают профессиональная компетентность, организаторские и педагогические качества руководителей. Специфическая связь обнаруживается между стилями руководства с коммуникативными качествами руководителя.
В результате исследований было выявлено, что профессиональная компетентность как подструктура личности руководителя оказывается наиболее выраженной у руководителей коллегиального и комбинированного стилей руководства. Отсюда был сделан предварительный вывод, что формирование коллегиального и комбинированного стилей управленческих отношений между руководителем и исполнителями возможно лишь при высокой профессиональной компетентности руководителя.
Невысокий уровень развития этой подструктуры может приводить к формированию как директивных, так и попустительствующих компонентов в стиле руководства. Какой конкретно стиль будет сформирован в этом случае, зависит как от выраженности других специальных подструктур личности руководителя, так и от индивидуально-психологических особенностей личности. У директивных руководителей, характеризующихся недостаточно высокой профессиональной компетентностью, нередко наблюдается тенденция завуалировать этот недостаток. Они стараются поддерживать у исполнителей иллюзию полной компетентности в тех вопросах, за решение которых несут ответственность. Однако это не всегда удается, а если и удается, то лишь на время. Такое поведение объясняется стремлением руководителей поддержать свой авторитет, оказывающийся ложным. Отрицательная оценка личности руководителя чаще формируется у исполнителей тогда, когда они сами обнаруживают маскируемые им недостатки, нежели тогда, когда руководители, не скрывая этого, стараются восполнить имеющиеся пробелы. Руководители с выраженным компонентом невмешательства, как правило, не маскируют своей некомпетентности, но у них нет и выраженного стремления ее компенсировать.
В проведенных исследованиях было обнаружено, что самыми высокими организаторскими способностями обладают руководители, придерживающиеся коллегиального стиля руководства в управленческих отношениях с исполнителями. Близко к ним стоят руководители комбинированного и директивно-коллегиального стилей. Что касается руководителей с выраженным директивным стилем и стилем невмешательства, то они могут обладать разными организаторскими способностями. Руководители, обладающие низкими организаторскими способностями, как правило, придерживаются попустительствующего и в некоторой степени пассивно-коллегиального стилей. Директивный и директивно-пассивный стиль руководства присущ руководителям со средним уровнем организаторских способностей.
Подструктура педагогических качеств руководителя оказывает не меньшее влияние на компоненты стиля руководства, причем она не повторяет влияния других подструктур личности, а обладает своей спецификой.
Наиболее ярко
выражены педагогические качества у
руководителей,
придерживающихся коллегиального стиля.
Ближе к ним стоят руководители, обладающие
комбинированным и коллегиально-пассивным
стилями, т.е. высокие педагогические качества
руководителей не противоречат формированию компонентов
невмешательства в стиле руководства,
если они органически сочетаются с коллегиальностью.
Низкий уровень развития педагогических
качеств личности, как и в случае с профессиональной
компетентностью, способствует формированию
директивного и попустительствующего
стилей руководства. Однако тождества
между этими стилями нет, так как низкая
успешность таких руководителей в воспитательной
работе с исполнителями объясняется разными
причинами. Руководители, придерживающиеся
попустительствующего стиля, не уделяют
этому достаточного внимания в силу невысокой
общей активности в работе, а директивные
руководители недооценивают воспитательную
работу в коллективе или используют педагогически
необоснованные методы воздействия на
исполнителей. Средним уровнем развития
педагогических качеств характеризуются
сторонники промежуточных - директивно-пассивного
и директивно-коллегиального стилей руководства.
Подструктура
коммуникативных качеств
Необходимо отметить, что ни одна из названных подструктур личности, взятая в отдельности, не может определять формирование стиля руководства. Только целостная структура оказывает формирующее влияние. При этом каждая подструктура личности руководителя вносит свой вклад, проявляясь в специфических компонентах стиля руководства.
Информация о работе Лекции по "Теория и практика фармацевтического менеджмента"