Лекции по "Теория и практика фармацевтического менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 18:33, курс лекций

Краткое описание

Тема 1 теоретические основы управления
Задания для практического выполнения 1
что означает понятие «эффективно управлять» с позиций современных концепций менеджмента.
В понятие “эффективное управление” входит раскрытие реализации на практике основных функций менеджмента: планирования, организации, стимулирования, мотивации и контроля.
Для осуществления эффективного управления фармацевтической организацией необходимы:

1. Чуткая реакция на внешние и внутренние условия
2. Планирование и выработка решения: определение цели организации и принятие наиболее эффективных решений
3. Оптимальное распределение сил и ресурсов

Вложенные файлы: 1 файл

курс раб надя УЭФ.doc

— 423.00 Кб (Скачать файл)

Концепция совершенствования товара (product concept) исходит из того, что потребители будут проявлять интерес к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные характеристики и свойства, а, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.

Использование этой концепции может обеспечить фирме определённые преимущества только в краткосрочном плане, однако в целом концепция совершенствования товара приводит к«маркетинговой близорукости». Уделяя все внимание данному виду своей продукции, продавец может упустить из внимания нужды потребителей. Так, например, в США руководство железных дорог полагало, что потребителям нужны поезда, а не средство транспорта, и не заметило угрозы со стороны авиалиний и автотранспорта. Изготовители логарифмических линеек считали, что инженерам нужны линейки, а не возможность производить расчёты, и упустили угрозу со стороны карманных калькуляторов

Концепция маркетинга (marketing concept) исходит из того, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей условных рынков и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Объектом внимания в концепции маркетинга является не товар, а клиенты фирмы с их нуждами и потребностями. Прибыли при этом фирма получает благодаря созданию и поддержанию потребительской удовлетворённости.

Сравнивая последние  две концепции, можно также отметить, что концепция интенсификации коммерческих усилий, или, как ее еще называют, «сбытовая концепция» характерна для  российского рынка в целом, а  маркетинговая концепция используется крайне редко, в частности — при строительстве элитного жилья.

Концепция социально-этичного маркетинга (societal marketing) исходит из того, что задачей фирмы является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителя и общества в целом.

Эта концепция  сформировалась сравнительно недавно, после того, как был сделан вывод  о недостаточности концепции чистого маркетинга с позиции охраны окружающей среды, нехватки природных ресурсов и ряда других социально-этичных проблем. В конечном счете, концепция чистого маркетинга не рассматривает проблемы возможных конфликтов между потребностями покупателя и его долговременным благополучием. Концепция социально-этичного маркетинга требует сбалансированности трёх факторов: прибылей фирмы, покупательных потребностей и интересов общества.

Тема 10 маркетинговый комплекс

1- что представляет  собой трехуровневая аттестация фармацевтического товара?

Трехуровневая аттестация товара:  
Все лекарственные средства можно условно разделить на 40 фармгрупп.  
Если в фармгруппе высока взаимозаменяемость препаратов, то она может быть представлена относительно меньшим количеством наименований. Если же нет, то аптека должна располагать хотя бы одной упаковкой каждого наименования препарата. Такой ассортимент мог бы быть идеальным, но не обязательно выгодным с точки зрения дохода аптеки. 

2-на каком этапе жизненного цикла товара в аптечной практике должны быть представлены все его ассортиментные позиции?

Зрелость. Объемы продаж значительны, но дальнейшего роста продаж не наблюдается. Прибыль на данном стабилизировалась, так как дополнительных затрат для вывода товара на рынок не требуется

  1. опишите местоположение вашей организации с позиции благоприятных возможностей, сильных сторон, угроз и слабых сторон?

Сильные стороны: аптека находиться внутри жилого массива в центре города, 5 мин  от остановки. В округе нет других аптек и поэтому нет конкуренции.(все жители массива ходят только в одну аптеку).

Рядом расположен крупный медицинский  центр и поликлиника.

Угроз: риск открытия аптеки рядом.

Слабые  стороны: лек. Ср-ва дороже чем в других аптеках, небольшое количество поситителей.

  1. какие приемы ценообразования используют в ваше организации и почему?

Т. К. организация  представлена аптечной сетью то,  

консолидация закупок "сетевых" аптек позволяет получать большие  оптовые скидки и/или отсрочки платежей у дистрибьюторов, а крупные сети по значительной части ассортимента могут даже обеспечивать прямые поставки от производителей;

  1. какие элементы продвижения товара использую в вашей организации?

- наименование  препаратов и цены есть на  справке по медикаментам и  на специальном сайте

- перемещение  товара «залежавшегося» или с  заканчивающимся сроком годности  в другие аптеки сети где  препарат пользуется спросом

- квалифицированная  консультация работников первого стола

 

тема 11 маркетинговые исследования. Маркетинговый  анализ. Маркетинговый план.

 

    1. какие группы источников маркетинговой информации используется в фармацевтической практике?

Источники первичной информации — это непосредственно сам объект (или субъект), который создает информацию в соответствии с поставленными целями ее сбора. 
Группа источников внутренней первичной информации включает внутренние процессы, осуществляемые предприятием и наблюдаемые в реальном режиме времени, специалистов и менеджеров разных уровней предприятия. 
Группа источников внешней первичной информации включает процессы и события, происходящие во внешней среде, наблюдаемые в реальном режиме времени, потребителей и покупателей, поставщиков, посредников, принимающих участие в работе канала товародвижения. 
Источники маркетинговой информации: 
1. Внутренние источники маркетинговой информации: 
- Источники первичной маркетинговой информации: внутренние процессы, осуществляемые предприятием и наблюдаемые в реальном режиме времени; специалисты и менеджеры разных уровней. 
- Источники вторичной маркетинговой информации: внутренние документы предприятия; специалисты и менеджеры разных уровней. 
2. Внешние источники маркетинговой информации: 
- Источники первичной маркетинговой информации: процессы и события, происходящие во внешней среде, наблюдаемые в реальном режиме времени; участники канала товародвижения. 
- Источники вторичной маркетинговой информации: официальные издания и документы; неофициальные источники; специфические источники; синдикативные источники. 
Источники вторичной информации — это или субъекты маркетинговой среды, предоставляющие информацию об объекте исследования в обработанном виде, предназначенном для других целей исследования объекта. Характеристика источников вторичной информации приведена в таблице 4.2. 
Группа источников внутренней вторичной информации включает в себя внутренние общепринятые документы предприятия и отчеты о предыдущих маркетинговых исследованиях 
Группа источников внешней вторичной информации включает в себя официальные издания и документы, неофициальные, специфические и синдикативные источники. Из таких источников можно получить сведения различного характера: 
• численность населения, структурированного по географическим и демографическим группам, по уровню доходов, динамику численности населения; 
• общие объемы продаж, импорта и экспорта товаров; 
• происхождение и предназначение имеющихся в наличии товаров, их характеристики; 
• объемы выпуска новых товаров; 
• уровень цен; 
• описание новых участников рынка; 
• финансовые показатели партнеров и конкурентов; 
• структуру и мощь различных каналов распределения; 
• уровень рекламных расходов по товарам, отраслям и конкретным участникам рынка; 
• новые заключенные контракты и перспективность покупателей для крупных контрактов; 
• движение рабочей силы на рынке труда; изменения в законодательстве, в расстановке политических сил и общественных движений; 
• международные факторы внешней среды фирмы; 
• характер научно-технических достижений и их влияние на изменение рыночной ситуации; 
• возникшие экологические проблемы, новые источники сырьевых ресурсов и энергии

 

    1. какие факторы, необходимо учитывать при проведении социологического опроса потребителей фармацевтических товаров и услуг?
  • совет врача;
  • реклама;
  • совет провизора;
  • собственный опыт;
  • совет знакомых и др.
  1. какие основные выводы позволяют сделать результаты маркетингового анализа?

Результаты  маркетингового анализа могут использоваться компанией в следующих основных целях:

  • в разработке маркетинговой стратегии предприятия, принятии решения о ее изменении или корректировке;
  • при составлении краткосрочных планов маркетинговой и производственной деятельности, оценке их выполнения;
  • при принятии решения относительно товаров, товарных групп, цен, отдельных клиентов и пр. (в рамках существующей маркетинговой стратегии);
  • в оценке руководителем текущего состояния дел предприятия.
  1. предложите вариант маркетингового плана для вашей организации.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Настоящий бизнес-план аптеки разработан с целью привлечения  инвестиционных средств для открытия аптеки закрытой выкладки. 

 

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА

Аптека закрытой выкладки площадью 60 кв.м., расположенная в месте с хорошим трафиком. Ассортимент - готовые лекарственные средства и парафармацевтика (всего 5 000 наименований). 

 РЕАЛИЗАЦИЯ  ДАННОГО ПРОЕКТА ПОЗВОЛИТ:

•  Создать бизнес, стоимость которого на конец периода планирования составит 1400000 рублей в текущих ценах и постоянно приносящий чистую прибыль в размере 350000 рублей ежемесячно.

•  Получить гарантированный доход по истечении периода планирования в текущих ценах.

•  Создать новые рабочие места в районе реализации проекта.

•  Удовлетворить спрос на продукцию аптек в районе реализации проекта. 

 

ИНВЕСТИЦИИ

Объем инвестиций в открытие аптеки составляет . Срок инвестиционного периода составляет 6 месяцев. 

 

27% инвестиций  приходится на оборудование. Еще  *** инвестиционных расходов составляют расходы будущих периодов, в которые входит покрытие первоначальных убытков в инвестиционный период и первоначальная закупка лекарственных средств и косметики в аптеку. 100000 рублей инвестиционных затрат составляют оборотные средства по проекту. 

 

ФИНАНСИРОВАНИЕ  ПРОЕКТА

В типовом бизнес-плане  открытия аптеки предполагается финансирование за счет будущего собственника предприятия  или стороннего инвестора. 

 

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ  УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 

 

•           Российский фармацевтический рынок входит в ведущие фармацевтические рынки мира, однако потребление лекарственных средств на душу населения пока не очень высокое. Но стоит отметить, что одной из задач, поставленных Правительством РФ, довести этот показатель до среднеевропейского. Таким образом, в ближайшие 10 лет среднедушевое потребление вырастет в 4 раза. 
•           Потребление лекарств - одна из немногих отраслей, где объем продаж в 2010 году вырос относительно 2011 года. На фоне падения других сегментов и рынков, рост потребления лекарств в сегменте коммерческого сектора составил 22%. 
•           За 2011 год объем рынка составил 16 млрд. руб. что на 18% больше, чем в 2010 году.

 

Тема 12 мерчендайзинг в аптечной практике

    1. какие задачи решает мерчендайзинг применительно к аптеке?

Основные и специальные задачи аптечного мерчандайзинга - 
- способствовать самостоятельному быстрому поиску нужного лекарственного препарата 
- предоставить полную информацию о товаре 
- создать импульс для покупки сопутствующего товара

2-опешите организацию мерчендайзинга в вашей аптеке?

-Организация запаса товаров наибольшего спроса 
Марки и упаковки, которые пользуются наибольшей популярностью у покупателей, необходимо всегда иметь на полках, следовательно, закупки у поставщиков должны производится пропорционально продажам. 
Более того, товары должны занимать место на полках в соответствии с уровнем продаж. Это необходимо для того, чтобы наиболее продаваемые товары всегда были в достаточном количестве.

Эффективное расположение точек продажи в зале и выкладка товаров 
Основные (например, секция лекарственных средств, используемых при респираторных заболеваниях) и дополнительные (например, стеллаж или дисплей) точки продажи в аптеках со свободным доступом к товарам необходимо расположить сообразно движению потока покупателей в торговом зале.

Реклама продвигаемых товаров

Около касс покупатель проводит время в очереди и ничем не занят. Поэтому зона касс является привлекательной для тех товаров, которые чаще других покупаются под воздействием импульса (жевательная резинка, витамины, мюсли и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-

29

57

85

2-

30

58

86

3-

31

59

87

4-

32

60

88

5-

33

61

89

6-

34

62

90

7-

35

63

91

8-

36

64

92

9-

37

65

93

10-

38

66

94

11-

39

67

95

12-

40

68

96

13-

41

69

97

14-

42

70

98

15

43

71

99

16

44

72

100

17

45

73

101

18

46

74

102

19

47

75

103

20

48

76

104

21

49

77

105

22

50

78

106

23

51

79

107

24

52

80

108

25

53

81

109

26

54

82

110

27

55

83

 

28

56

84

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сибирский Государственный Медицинский университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория и практика фармацевтического менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                        Студентки 6 курса 

Корниловой

Надежды

Валерьевны

ВЗФ-53


Информация о работе Лекции по "Теория и практика фармацевтического менеджмента"