Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 19:58, курс лекций
1. Система управления персоналом организации
Цели, функции, принципы и организационная структура системы управления персоналом.
Классификация персонала по категориям.
Анализ концепций управления персоналом.
Понятие, сущность, цели и значение менеджмента
Формирование системы управления персоналом.
Методы анализа и построения системы управления персоналом на предприятии.
Управление персоналом в международной компании
сокращение потребности народного хозяйства в специалистах I уровня квалификации ("техниках") и рост потребности в специалистах II уровня (бакалаврах и специалистах);
реальное трудоустройство выпускников государственных вузов составляет не более 50%, остальные выпускники трудоустраиваются не по специальности или на профессии рабочих либо служащих (водители, охранники, продавцы, агенты и др.).
3.Повышение квалификации персонала
Повышение квалификации занимает особое место в обучении персонала как основной способ обеспечения соответствия квалификации работников современному уровню развития науки, техники и экономики. Известно, что полученные знания устаревают наполовину каждые пять лет, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень квалификации. Повышение квалификации достаточно популярно на предприятиях в силу ряда причин.
Во-первых, повышение квалификации дешевле подготовки специалистов. Если не брать во внимание дорогостоящие зарубежные стажировки, то стоимость недельной программы составляет от 50 до 200 долл.
Во-вторых, меньшая продолжительность обучения по сравнению с подготовкой персонала. Сроки наиболее популярных программ на предприятиях с отрывом от производства от трех дней до двух недель.
Принципы повышения квалификации руководителей и специалистов.
В условиях рыночной экономики перераспределение кадров преподавателей произойдет достаточно быстро.
Основой повышения квалификации является гибкая программа обучения на базе учебных модулей. Учебный модуль представляет собой законченный элемент определенной дисциплины, с четкой структурой плана, целей и задач работы, исходных данных, методики проведения, перечня технических средств, списка литературы и способа контроля полученных знаний. В общем виде программа обучения состоит из четырех видов учебных модулей (в скобках приведен примерный объем в процентах от общего числа учебных часов): проблемные лекции (до 25); методы активного обучения (не менее 50); лабораторные и практические занятия (до 15); оздоровительный комплекс (до 10).
Необходимо разрабатывать несколько типовых программ подготовки из расчета 8-10 учебных часов в день. Типовые программы видоизменяются в зависимости от желаний заказчиков, интересов слушателей, состава преподавателей и сроков проведения. Общая структура программы повышения квалификации показана на рис. 2. Программа краткосрочного обучения руководителей основана на концепции всестороннего развития личности. Составление конкретной программы обучения является достаточно трудным делом, которое целесообразно выполнять директору предприятия или его заместителю по персоналу.
Планомерная подготовка учебного процесса является основой эффективной организации подготовки руководителей и специалистов.
3. Повышение производительности и нормирование труда.
Производительность труда – количественная характеристика выполняемой персоналом работы, которая связана с уровнем эффективности труда.
Цели и факторы повышения производительности труда.
Основная проблема организаторов производства в настоящее время, вне зависимости от форм собственности, - тенденция к снижению эффективности производства. В связи с этим главными целями деятельности служб управления персоналом в этом направлении являются:
.сокращение производственных
издержек и увеличение
.повышение гибкости производства;
.совершенствование процессов
технического и
Общий уровень производительности определяют два типа факторов:
1) краткосрочные – объективные
(например, изменения номенклатуры
сырья и видов энергии в
связи с авариями, цикличные колебания
качества сырья); субъективные (например,
колебания уровня
2) долгосрочные (например, цены на материалы, энергию, качество оборудования).
Производительность связана с количеством (количеством часов, трудозатратами) и качеством труда (особенностями технологии, объемом капитальных вложений, качеством персонала).
Можно выделить два основных подхода к оценке производительности труда.
1) Определение прямых
трудозатрат (путем оценки соотношения
прямых трудозатрат к нормо-
2) Оценка отношения объема продаж к затратам на стоимость контроля качества и гарантированного ремонта, которая включает:
.численность производственных рабочих и всего персонала;
.дополнительные показатели:
время накладки/оплаченные
Управление производительностью труда включает следующие элементы:
.управление качеством;
.планирование процедур повышения эффективности;
.измерение трудозатрат и нормирование труда;
.бухгалтерский учет и финансовый контроль.
Необходимо принимать во внимание и факторы, препятствующие росту производительности, такие, как снижение цены труда при постоянном росте уровня жизни и увеличение уровня затрат на восстановление трудоспособности.
Нормирование труда
Нормирование труда – это мероприятие по оценке количества труда, которое должно быть реализовано в рамках заданной технологии.
Деятельность по нормированию труда в управлении персоналом является комплексной и дает возможность решать смежные задачи. Основные цели нормирования:
1) планирование производства и определение потребности в персонале (качество и количество);
2) расчет затрат на заработную плату;
3) оценка изменения производительности, эффективности производства;
Для создания эффективной системы нормирования труда на предприятии необходимо осуществить:
3) мониторинг технического
уровня производства, планирование
пересмотра норм в зависимости
от изменения состояния
4) внедрение форм материального
стимулирования за повышение
квалификации
5) мониторинг норм труда.
1. Основные методы нормирования труда:
.хронометраж – традиционный метод, при котором путем многочисленных замеров производится расчет времени на производство единицы продукции;
.оценка «стоимости труда» - стоимость труда за 1 час работы определяется умножением одного бала за час (утверждается руководством) на сумму баллов по факторам: уровень квалификации, условия труда на рабочем месте, интенсивность труда, ответственность работы;
.определение «плавающего тарифа». Этот метод предполагает, что тарифные ставки и расценки длительное время не изменяются (в течении одного года и более), а увеличение заработной платы осуществляется из доходов организации.
. Нормирование управленческого труда. Из-за нерегламентированности, изменчивости деятельности инженерно-технического и управленческого персонала традиционные методы нормирования их труда могут оказаться неэффективными. В настоящее время используются следующие методы нормирования управленческого труда:
.метод аналогии – основан на учете опыта работы эффективно действующих предприятий;
.метод укрупненных нормативов численности – основан на косвенном измерении трудоемкости работ и расчете численности ИТР и управленцев для всего производства и по подразделениям;
.метод прямого нормирования (для постоянно повторяющихся работ или работ, которые могут быть расчленены на повторяющиеся операции) – через расчленение на операции и анализ времени, необходимого для проведения операций.
. Штат персонала, занимающегося нормированием труда.
Расчет штата нормировщиков производится с учетом анализа затрат времени на проведение нормировочных работ в течении определенного периода.
Как показывает опыт Великобритании, в среднем затраты времени составляют три дня на разработку новых норм в расчете на одного рабочего, время на пересмотр и выполнение документации может быть условно принятым равным 1,5 дням.
В настоящее время проблема нормирования труда приобретает особое звучание в контексте оптимизации деятельности конкретных предприятий. Минимизирована деятельность по оценке норм в рамках отрасли, однако внутри организаций разворачивается работа по оценке динамики количества труда, осуществляемого в единицу времени. Поэтому программы оценки внутриорганизационных норм становятся важными для оценки эффективности качества работы кадровых служб, мониторинга эффективности организации труда, технологий и рабочих мест.
Аттестация является важным этапом заключительной оценки персонала за период времени, как, правило, до трех лет (плановая итоговая аттестация)*
Аттестация может проводиться выборочно в связи с возникшей необходимостью (неплановая – промежуточная и специальная аттестация)
Конечной целью аттестации является решение, изменяющее или сохраняющее социальное положение аттестуемого в коллективе (служебный рост, перемещение или увольнение сотрудника)
Действующим в РФ законодательством предусматривается, что аттестация работников является одним из условий изменения трудового договора (контракта) и имеет целью улучшение подбора и расстановки кадров (продвижение сотрудника по службе, сохранение его в прежней должности, перевод на новое место, увольнение, в том числе и в связи с сокращением штатов при неполной занятости), стимулирование сотрудников к повышению квалификации, улучшению качества эффективности работы, обеспечение более тесной связи заработной платы с результатами труда, воспитание кадров.